Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
статья
Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Между тем, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Аксёнова М.Б, воспитатель ГБДОУ детский сад № 7 Красногвардейского района
Сан кт-Петербурга
Использование здоровьесберегающих технологий
как условие реализации требований ФГОС ДО
Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Между тем, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. Однако, исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза.
Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию. Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Отсюда вытекает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий. Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом является сам ребенок. Широкий спектр задач в области физического развития в конечном итоге призван обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью. При выстраивании работы в области физического развития большое внимание уделяется индивидуальным особенностям ребёнка, что делает процесс развития физических качеств адаптированным и комфортным.
Цель здоровьесберегающих технологий - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья. Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей
культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.
Важной составляющей здоровьесбережения является правильное питание.
Работа по физическому развитию выстраивается по нескольким направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
- Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Опираясь на общеобразовательную программу ДОУ, ставятся следующие задачи по физическому воспитанию:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей (оздоровление);
- своевременное формирование у них двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, силы и др.);
- воспитание культурно - гигиенических навыков и привычек;
- развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
- обеспечение потребности в ЗОЖ, а так же формированию моральных качеств и волевых качеств личности.
В целом, задачи здоровьесберегающих технологий можно сформулировать следующим образом:
- Объединение усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
- Обучение воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;
- Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурнооздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
- Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
- Спортивные и подвижные игры;
- Тренажеры, контрастная дорожка.
- Технологии обучения ЗОЖ.
- Физкультурные занятия;
- Гимнастика после сна;
- Точечный массаж;
- Бассейн;
- Спортивные праздники, развлечения;
- СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
- День здоровья.
- Технологии музыкального воздействия.
- Музыкотерапия;
- Сказкотерапия.
- Технология коррекции поведения.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому от педагогов и родителей зависит воспитание физически здоровых и крепких детей.
Список литературы:
- Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1 .-С.114-117.
- Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» г.Москва«Сфера», 2007г.
- Доскин В.А. «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка» г.Москва «Просвещение», 2006г
- Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-C61-65.
- Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях’’ /А.М. Сивцова //Методист. - 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
Материал выступления на Всероссийской научно-практической КОНФЕРЕНЦИИ "Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования". Тема выступления "Использование здоровьесб...
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольн...
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
Здоровьесберегающие технологии....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
На современном этапе развития общества выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Проблема здоровья актуальна для родителей, воспитателей и общества. Экологическая и социальная н...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО»
В статье раскрыто понятие"здоровьесберегающая технология", дана классификация здоровьесберегающих технологий, перечислены условия для успешной работы по здоровьесбережению в ДОУ....
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ в условиях ФГОС выступает создание здоровьесберегающей среды.Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической куль...