Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
статья на тему

Кулеш Нина Ивановна

Материал выступления на Всероссийской научно-практической КОНФЕРЕНЦИИ "Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования". Тема выступления "Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кулеш Н.И., воспитатель

ГБДОУ детский сад №5 Петроградского района

Санкт-Петербурга

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Одна из главных задач дошкольного образования – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека - проблема достаточно актуальна для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающих в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и актуальное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательных учреждений. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, ее духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Исследователями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанников не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Предметно-пространственная развивающая среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии-условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса(в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, необходимый достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры как совокупность осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогического процесса в детском саду.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств( организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль детей раннего и дошкольного возраста, физического развития и закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требовании Сан ПиН; организация здоровьесберегающей среды).

-физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливания, дыхательной гимнастики, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн) и на тренажерах воспитание привычки к повседневной физической активности т заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольников. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольников. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.

-технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:

1. Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной активности детей на свежем воздухе.

2. Использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала.

4. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «слаженностью» в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:

- психическое здоровье (ментальное здоровье) – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

- социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной сфере.

- физическое состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:

1. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:

- Оздоровительная гимнастика.

- Игры-релаксации.

- Разные виды массажа.

- Элементы упражнений йоги.

- Привитие культурно-гигиенических навыков.

- Простейшие навыки оказания первой помощи.

- Физкультминутки во время занятий.

- Функциональная музыка.

- Специально организованные занятия оздоровительной физкультурой.

- Массовые оздоровительные мероприятия.

- Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей:

- Пропаганда здорового образа жизни.

- Консультации для родителей.

- Индивидуальные беседы.

- Выступления на родительских собраниях.

- Распространение буклетов.

- Выставки.

- Проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом:

- Проведение семинаров-практикумов.

- Выставки.

- Консультации.

- Проведение и посещение занятий, направленных на здоровьесбережение.

- Посещение научно-практических конференций.

4. Создание условий и предметно-пространственной развивающей среды:

- Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.

- Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

- Подбор картотек.

- Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

- Ведение кружков.

С целью реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, тренажёрные и спортивные залы должны быть оснащены стандартным и нестандартным оборудованием. В каждой возрастной группе оборудовать уголок двигательной активности, а также соблюдение режима двигательной активности, разработать систему закаливания с учётом сезона и возраста. В каждый вид деятельности включить упражнения, игры, направленные на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.

Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются:

1. Осуществление профилактики простудных заболеваний (точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную гимнастику).

2. Проведение закаливающих процедур.

Ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с коррегирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Ежедневные прогулки зимой на лыжах, игра в баскетбол, теннис, являются немаловажным фактором оздоровления. Круглый год на свежем воздухе. Доказано, что бег на свежем воздухе стимулирует кровообращение, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также способствуют снятию психоэмоционального напряжения.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

- «Не навреди!»

- Принцип сознательности и активности.

- Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

- Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

- Принцип доступности и индивидуальности.

- Принцип систематичности и последовательности.

- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

- Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Программа здоровьесбережения включает:

1. Рациональное питание.

2. Оптимальную двигательную активность.

3. Соблюдение режима дня.

4. Предупреждение вредных привычек.

5. Формирование полезных привычек.

Существует 10 золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Адекватно реагируйте на все проявления вашего организма!

8. Гоните прочь унынье и хандру!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.

Литература:

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.

2. Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред.: А. Г. Гогоберидзе-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-160с.

3. Галанов А.С. «Игры, которые лечат». М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: ВАКО, 2007.

5. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении / А.М. Сивцова // МЕТОДИСТ. – 2007.

6. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

На современном этапе развития общества выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Проблема здоровья актуальна для родителей, воспитателей и общества. Экологическая и социальная н...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО»

В статье раскрыто понятие"здоровьесберегающая технология", дана классификация здоровьесберегающих технологий, перечислены условия для успешной работы по здоровьесбережению в ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В...

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ в условиях ФГОС  выступает создание здоровьесберегающей среды.Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической куль...