Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми "Умка"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»
г. Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва
Рабочая программа
«Умка»
по формированию здорового
образа жизни у воспитанников
подготовительной группы «Челээш»
МАДОУ детского сада «Ручеек»
Программу разработал воспитатель
подготовительной группы "Челээш"
Сарыг Алевтина Орлановна
Шагонар 2018
Пояснительная записка
В нашем современном мире выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения.
На фоне психологической напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству здоровья и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.
От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
В связи с этим я считаю, что проблема оздоровления детей не занятие одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Мною разработанная программа с детьми подготовительной группы по ЗОЖ «Умка»: направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.
Цель моей программы: формирование у дошкольников ценностного отношения
к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Принципы создания программы:
- Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
- Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных норм.
- Наглядность:
- учет особенностей мышления.
- Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности
- Дифференциация:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового
образа жизни каждым ребенком.
Средства реализации:
1.В программу я включила такие разделы как: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания», «Знакомлюсь с азбукой движений». Для возраста детей моей группы в этих разделах определены оптимальные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Сформулированы эти задачи от лица и с позиции ребенка.
В нашей группе занятие проводится один раз в неделю в рамках
организованной образовательной деятельности, а также - в режимных моментах.
Длительность занятий определяется в в соответствии с возрастом детей и СанПиН.
Темы разделов программы интегрированы в различные режимные моменты:
игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
2.Организация здоровьесберегающей и развивающей среды способствует
конструированию вариантов здорового образа жизни.
3.Работа с родителями предполагает системное и планомерное
взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья.
Ожидаемые результаты:
- Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и
физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
- Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ
жизни.
- Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Методы реализации программы
Практические | Словесные | Наглядные |
и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. |
литературы.
|
выставок, конкурсов.
иллюстраций. |
Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
двигательной активности, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность.
движения. (ПДД) |
ситуаций.
|
стенды.
деятельность. |
Актуальность моей рабочей программы по ЗОЖ с детьми
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативному ухудшению климата, и продуктов питания приводит к ухудшению состояния здоровья всех групп населения нашей страны и особенно детей дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст более уязвим к этим факторам. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте.
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому мы должны думать о здоровье наших детей, они должны знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Основные цели и задачи реализации ЗОЖ у детей в разных образовательных областях:
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни
Реализация образовательной области в разных формах работы
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека:
- глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать и запоминать.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
работы воспитателя Дарбый Чаяна Четбериковны
с детьми второй младшей группы «Фиалка»
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ:
- выполнение самостоятельно или при небольшой помощи взрослого доступных возрасту гигиенических процедур, владение доступных возрасту навыками самообслуживания.
- Знание первичных представлений о себе как о человеке, об основных частях тела, их функций.
- Умение (при небольшой помощи взрослого) пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Проявление навыков опрятности (замечание непорядка в одежде, устранение его при небольшой помощи взрослого).
СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная – в октябре, итоговая – в мае). Основные показатели развития детей определяются содержанием Образовательной программы образовательной организации, разработанной на основе ФГОС ДО.
ШКАЛА БАЛЛОВ
Приложение
Раздел: «Здоровье»
«Я узнаю себя»
Знакомлюсь с собой и другими детьми в группе:
- узнаю о себе и других детях: имя, пол, возраст, индивидуальные
особенности (голос, цвет волос, цвет глаз);
- понимаю половые различия детей в группе: я – девочка, мы – девочки;
я – мальчик, мы – мальчики;
- учусь различать детей по одежде, прическе и другим особенностям;
Знакомлюсь со своим телом:
- учусь понимать значение каждой части своего тела: рук, ног, ушей, головы,
туловища.
Учусь:
- культуре гигиены:
умываться, чистить зубы, расчесываться, полоскать рот и горло, устранять
непорядок в одежде,
вытирать лицо, руки только своим чистым полотенцем,
навыкам гигиены в туалете;
- понимать свое состояние:
различать свое состояние удовольствия, радости, страха, грусти,
определять состояние человека по мимике лица, тембру голоса;
- быть осторожным:
знакомлюсь с опасными предметами: нож, вилка, ножницы,
учусь пользоваться некоторыми опасными предметами: ножом, вилкой,
карандашом, кисточкой, ножницами.
«Я люблю солнце, воздух и воду»
Люблю:
в помещении быть в облегченной одежде (при t 21 - 220 C);
на улице носить одежду по сезону и погоде;
на занятиях по физической культуре быть в майке, шортах и носках,
а на утренней гимнастике в облегченной одежде.
Привыкаю играть, заниматься и спать:
в проветренном помещении;
принимать воздушные ванны;
гулять на свежем воздухе (прогулка).
Постепенно узнаю, что:
после еды надо полоскать рот водой комнатной температуры, начинаю
с помощью взрослых это выполнять;
дома перед сном обязательно принимать душ с помощью взрослых.
«Школа моего питания»
Привыкаю к питанию в детском саду:
учусь есть разные блюда;
учусь аккуратно есть: брать пищу понемногу, хорошо ее пережевывать, есть
бесшумно;
учусь пользоваться столовыми приборами: ножом, вилкой, а также салфеткой
Азбука движений
«Я знакомлюсь с азбукой движений»
Узнаю разные движения и пытаюсь научиться их выполнять.
Учусь:
- ходить:
друг за другом, на носках,
высоко поднимая колени,
в колонне по одному и парами (взявшись за руки),
в разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную,
с поворотами, остановками, в полуприседе;
- выполнять упражнения в равновесии:
ходить по прямой, ограниченной дорожке (ширина 15-20 см), приставляя
пятку одной ноги к носку другой,
по доске, гимнастической скамейке и ребристой доске,
перешагивать через рейки лестницы, положенной на пол;
- бегать:
выполняя те же задания, что и в ходьбе,
останавливаться по сигналу, сохраняя равновесие; убегать от догоняющего;
догонять убегающего,
бегать с изменением темпа;
- лазать, ползать:
на четвереньках по прямой (до 6-8 м); по скамейке, наклонной доске,
между предметами, вокруг них (опираясь на стопы и ладони),
перелезать под предметы (например, бревно),
лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх, вниз любым
удобным способом);
- прыгать:
на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние определяется
индивидуально),
через шнур или несколько линий (5-6), через невысокие предметы (высота
5-10 см),
в длину с места (длина определяется индивидуально),
знакомлюсь со скакалкой, делаю попытки крутить ее и одновременно перешагивать через нее;
- катать, бросать мяч друг другу, в ворота (ширина 60-50 см), между
предметами;
- метать:
правой и левой рукой на дальность (расстояние определяется
индивидуально),
в горизонтальную цель двумя руками снизу от груди правой и левой рукой
(расстояние не менее 2-2,5 м),
в вертикальную цель (высота 1,2 м) правой и левой рукой (расстояние до 2 м);
- ловить мяч, отбивая его от пола двумя руками,
бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.
Подвижные игры
Ходьба и ориентировка в пространстве:
«Кот и мыши», «Паровоз», «Наседка и цыплята», «Трамвай», «Шире шагай»,
«Найди свое место», «Найди, где спрятано».
Бег:
«Медведь и пчелы», «Гуси-лебеди», «Лиса и зайцы», «Мышеловка»,
«У медведя во бору», «Мышеловка», «Ловишка», «Птички в гнездышках», «Карусель», «Самолеты»,
Лохматый пес», «Найди свой домик».
Прыжки:
«Воробушки и кот», «Зайцы и волк», «С кочки на кочку», «По дорожке
на одной ножке», «Через ручеек».
Ползание, лазание:
«Кот и мыши», «Наседка и цыплята», «Не задень»
Бросание и ловля:
«Мой веселый звонкий мяч», «Лови, бросай, упасть не давай», «Мяч в кругу»,
«Сбей кеглю», «Попади в круг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по здоровьесбережению "Здоровые дети"
Предназначена для инструкторов по физической культуре в ДОУ...
Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми средней группы «Витамины с грядки-наши верные друзья»
ЗОЖ с детьми...
Рабочая программа по здоровьесбережению с привлечением родителей "Азбука здоровья"
ЗОЖ с родителями...