Технология сохранения и укрепления здоровья в домашних условиях и на прогулке
консультация
Консультация для воспитателей и родителей.
Презентация по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Технология сохранения и укрепления здоровья
в домашних условиях и на прогулке
(консультация для воспитателей и родителей)
Подготовили: Инструктор по физической культуре
Свиридова С.А.
Инструктор по физической культуре
Кауц И. Л.
Москва, 2019 г.
Все мы - родители и хотим видеть своего ребёнка здоровым, жизнерадостным и умным. Наша жизнь с появлением компьютерных технологий и недостатком внимания ведет к малоподвижному образу жизни. У детей начинает проявляться двигательная раскоординация и даже страх движений! А потом наступает плохая обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность. Периодически появляются вспышки гнева, или наоборот, отмечается заторможенность.
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.
Факторы, влияющие на формирование детского организма:
- окружающая среда-состояние экологии;
- социальный уровень семьи;
- малоподвижный образ жизни;
- наследственность;
- нервное перенапряжение, стрессы.
К здоровому образу жизни относятся:
-знание правил гигиены;
- поддержание физического здоровья,
- отсутствие вредных привычек,
- правильное питание,
-позитивное настроение.
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.
С целью оздоровительного режима в семье и ДОУ необходимо соблюдать режим дня.
Дома ребенок должен:
- Умываться по утрам и вечерам, чистить зубы, принимать душ, мыть руки перед каждым приемом пищи и по мере загрязнения;
- Самостоятельно одеваться и раздеваться;
- Класть вещи и игрушки на свое место;
- Вовремя ложиться спать.
В детском саду сохранение и укрепление здоровья основывается на
следующих направлениях:
1). Привитие основ гигиенических навыков;
2). Обучение уходу за своим телом, навыкам самообслуживания;
3). Формирование элементарных представлений об окружающей среде и мире;
4). Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5). Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
6) Ежедневные процедуры закаливания
7) Дни здоровья
Формы работы с родителями по укреплению здоровья детей:
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Экскурсии по детскому саду.
5. Показ занятий и режимных моментов для родителей.
6. Совместные занятия для детей и родителей.
7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада.
8. Организация совместных дел (совместные физкультурные досуги, праздники, конкурсы, викторины).
9. Наглядные уголки для родителей, папки – передвижки, фото газеты, буклеты.
10. Анкетирование, тесты.
Итак, в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.
Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.
Важно, чтобы родители непосредственно участвовали в жизни детского сада, помогали в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.
Успех сотрудничества семьи и дошкольного учреждения во многом зависит от того, насколько педагог знает родителей, их отношение к детям.
На консультации или родительском собрании можно вместе с родителями выполнить несколько оздоровительных упражнений для того, чтобы родители могли выполнять их вместе с детьми дома.
Упражнения необходимо проводить ежедневно.
• Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
• Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
• Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
• При выполнении движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Упражнения на растягивание:
1. «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
3. . «Яйцо» Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
• Дыхательные упражнения:
1. «Надуй шарик» (имитируется надувание шариков). Дети широко разводят руки в стороны и, глубоко вдохнув, выдувают воздух: «Ф-ф-ф». Затем имитируют звук воздуха, выходящего из лопнувшего шарика: губы вытягивают «трубочкой» и произносят «ш-ш-ш» (упражнение повторяют 2-3 раза).
2. «Пузырьки» (3 – 5 лет)
Цель: Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей). Описание. Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше. При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.
• Глазодвигательные упражнения
«Глаза – путешественники»
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
• Для снятия психического напряжения
1.«Погодный массаж»
(Рисуем пальцами на спинках друг друга солнышко с
лучиками. Пальчиками на спине имитируем стук дождя.)
И всем известные «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы»
Пропаганда здорового образа жизни всегда сочетается с закаливанием на личном примере взрослых.
Нетрадиционные методики закаливания
1. Хождение босиком относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепен-ности и систематичности.
Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Следующий этап — хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета. Приступая к процедуре закаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли.
2. Полоскание горла солевым раствором со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Начинают эти процедуры при температуре воды +36-37о. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 10о и доводится до комнатной температуры. Постепенно температура воды снижается до 20-22о с целью достижения закаливающегося эффекта.
Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников, на участок мы выносим игрушки, разнообразные пособия: в теплое время года — обручи, мячи, скакалки, велосипеды, принадлежности для игр.
В зимнее время целесообразно использовать участок для катания детей на санках, ходьбы на лыжах, скольжения по ледяной дорожке. Все это способствует совершенствованию физического развития детей, улучшает тренированность организма, повышает его защитные реакции и сопротивляемость к вредным факторам.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Прогулка способствует всестороннему развитию детей. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность и любознательность, расширяет их кругозор, углубляет знания и представления.
Многие родители недооценивают значение прогулки в жизни ребенка.
Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.
Дети младшего дошкольного возраста характеризуются большой двигательной активностью. Реализация этой особенности имеет большие возможности на прогулке, где дети не ограничены пространством и двигательными действиями.
Обучение двигательным действиям на прогулке идет непременно с опорой на мыслительные операции, содействует не только физическому, но и активному психическому развитию младших дошкольников.
Плюсы прогулки:
- повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;
- содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
- формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;
- формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
- идет ускоренное развитие речи через движение;
- воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;
- развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.
«Движение может заменить
лекарство – но ни одно лекарство
не заменит движения»
Ж. Тассо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Факторы, влияющие на формирование детского организма: окружающая среда-состояние экологии; социальный уровень семьи; малоподвижный образ жизни; наследственность; нервное перенапряжение, стрессы.
С целью оздоровительного режима в семье и ДОУ необходимо соблюдать режим дня. Дома ребенок должен: Умываться по утрам и вечерам, чистить зубы, принимать душ, мыть руки перед каждым приемом пищи и по мере загрязнения; Самостоятельно одеваться и раздеваться; Класть вещи и игрушки на свое место; Вовремя ложиться спать.
В детском саду сохранение и укрепление здоровья основывается на следующих направлениях: 1). Привитие основ гигиенических навыков; 2). Обучение уходу за своим телом, навыкам самообслуживания; 3). Формирование элементарных представлений об окружающей среде и мире; 4). Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений. 5). Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма. 6) Ежедневные процедуры закаливания 7) Дни здоровья
Формы работы с родителями по укреплению здоровья детей: 1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций. 2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам. 3. Дни открытых дверей. 4. Экскурсии по детскому саду. 5. Показ занятий и режимных моментов для родителей. 6. Совместные занятия для детей и родителей. 7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада. 8. Организация совместных дел (совместные физкультурные досуги, праздники, конкурсы, викторины) . 9. Наглядные уголки для родителей, папки – передвижки, фото газеты, буклеты. 10. Анкетирование, тесты.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.
Оздоровительные упражнения : 1. «Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. 2. «Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. 3. . «Яйцо» Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
Плюсы прогулки: повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма; содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний; формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение; формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений; идет ускоренное развитие речи через движение; воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом; развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педсовету "Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - необходимое условие качества образования"
Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в области сформированности представлений и навыков здорового образа жизни включает: •осознанное выполнение действий, связанных с самоо...
Программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников в условиях ДОО
Программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации на 2014-2019 гг....
Выступление на педагогическом совете «Сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях современного детского сада»
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении....
памятка для родителей « Внедрение здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников в условиях ДОУ»
Здоровьесберегающие технологии, используемые во время воспитательного и коррекционно- образовательного процесса в логопедической группе ДОУ...
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития.
Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающе...
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни».
Мотивация детей к здоровому образу жизни....
Мастер-класс: «Маршрут Здоровья. Технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»
Формирование у участников образовательного процессамировоззрения и эмоционально- ценностного отношения к здоровому образужизни, содействие развитию приоритетов здоровья; повышение уровняинформированно...