Программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников в условиях ДОО
материал на тему
Программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации на 2014-2019 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 400.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Паспорт программы………………………………………………………….. | 3 |
Пояснительная записка ………………………………………………........... | 4 |
1. Аналитическое обоснование программы | |
1.1 Нормативное обеспечение программы………………………………… | 8 |
1.2 Анализ оздоровительного процесса в МАОУ Школа-сад № 42……… | 9 |
1.3 Анализ заболеваемости детей ………………………………………….. | 11 |
1.4 Анализ ресурсного обеспечения программы ………………………….. | 13 |
1.5 Материально – технические условия …………………………………... | 13 |
1.6 Кадровое обеспечение ……………………………………………........... | 14 |
2. Концептуальные подходы к построению программы ………………….. | 15 |
2.1. Критерии и показатели мониторинга качества системы дошкольного образования…………………………………………………………………… | 27 |
3. Система методической работы по повышению компетентности педагогов в области здоровьесбережения…………………..……………… | 28 |
4. Взаимодействие с семьей ………………………………………………… | 33 |
5. Мониторинг эффективности реализации программы ………………….. | 35 |
Список использованных источников……..………………………………… | 36 |
Приложения…………………………………………………………………... | 37 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка».
Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз, 25-30% детей, приходящих в первый класс имеют разные отклонения в состоянии здоровья (данные Т.Я. Чертюк, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.).
Наши возможности каким-то образом повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны. Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.
Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».
Проблема здоровья часто болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.
Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:
- профессионализм педагогических кадров;
- соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;
- организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;
- мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;
- целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.
Актуальность проблемы оздоровления дошкольников вызвана объективной необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий, проявившихся в процессе организации профилактической помощи детям с ослабленным здоровьем в условиях ДОУ.
Наиболее существенными для нашей проблемы являются противоречия между:
- общественной потребностью в сохранении, укреплении и развития здоровья дошкольников и реальной социально-экономической ситуацией;
- стихийно сложившимся и целенаправленно управляемым положительным опытом коллективов по оздоровлению воспитанников ДОУ;
- между необходимостью повышения уровня здоровья воспитанников и отсутствием медико-педагогических условий;
- между необходимостью осуществления эффективного управления оздоровительным процессом и отсутствием оздоровления.
Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему: Полноценное здоровье ребенка невозможно без создания программы оздоровления.
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
В соответствии с целью, коллективом были определены следующие задачи:
- изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ;
- определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса;
- разработать концептуальную модель программы;
- внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу;
- отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ.
Ведущие линии реализации задач программы:
- обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе современных медико-педагогических и здоровьесберегающих технологий;
- забота о социальном благополучии ребёнка;
- охрана психического здоровья и всесторонне развитие ребёнка в деятельности.
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:
- принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
- принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
- принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
- принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
- принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
- принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
- принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.
- принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
- принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.
- принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.
- принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
- принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.
- принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми.
Пути реализации:
- внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
- партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога
Ожидаемые результаты:
- у детей:
- оптимальное функционирование организма;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
- осознание совей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
- у педагогов:
- осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;
- у родителей:
- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативное обеспечение программы
Нормативным обоснованием написания программы являются:
- Закон «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 №78-ОЗ.
- Конвенция ООН «О правах ребёнка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989.
- «Семейный кодекс РФ».
- Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24.07. 1998 г. (с изменениями от 01.09.2012 г.)
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049-13».
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания. СанПин 2.3.2. 1940-05».
- Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
- Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
- Устав МАОУ Школы-сада №42.
1.2 Анализ оздоровительного процесса в ДОУ
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одно из направлений деятельности нашего детского сада.
Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
Учитывая специфику дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:
Установление партнерских отношений в плане
«ребенок-родитель»,
«ребенок-педагог»,
«педагог-родитель», через:
- создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;
- мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;
- преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;
- разработку индивидуальных маршрутов воспитания, обучения и оздоровления.
Изменение организации образовательного процесса (распределение нагрузки на занятии с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья ребенка), усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, выполнение утренней гимнастики в форме ритмики, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, точечный массаж и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.
Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.
Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.
Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.
Оздоровительный процесс включает в себя:
- профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);
- общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла, воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий, аэрация групповых помещений, использование оксолиновой мази, оздоровление луком, чесноком и др.);
- организацию рационального питания (трехразовое питание (завтрак, обед, усиленный полдник по утвержденному НИИ питания РМА 20-дневному меню, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд);
- санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
- рациональный режим жизни;
- двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);
- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, солевые дорожки, обширное умывание);
- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и
формированию здорового образа жизни;
- использование здоровьесберегающих технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и др.);
- режимы проветривания.
Данная организация деятельности осуществляется медицинской сестрой, воспитателями и младшими воспитателями всех дошкольных групп.
Взаимодействие с социумом с целью создания у ребенка целостной картины мира, расширение их кругозора через организацию взаимодействия с социумом.
Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
- Анализ заболеваемости детей в МАОУ Школа-сад №42 за период 2011-2014г.г.
Перечень заболеваний | 2011 | 2012 | 2013 |
Количество случаев заболеваний | 192 | 195 | 365 |
Несчастные случаи | __ | 1 | __ |
Общее количество воспитанников дошкольных групп | 69 | 87 | 94 |
Движение детей по группам здоровья
Группы здоровья | 2011 | 2012 | 2013 |
группа 1 | 15 | 32 | 32 |
группа 2 | 34 | 46 | 54 |
группа 3 | 5 | 9 | 8 |
Общее количество воспитанников дошкольных групп | 54 | 87 | 94 |
Процент детей, имеющих хронические заболевания
Классификация болезней | 2011 | 2012 | 2013 |
Болезни органов дыхания | 2 (2,8%) | 3 (3,4%) | 3 (3,2%) |
Патологии опорно-двигательного аппарата | __ | 1 (1,1%) | __ |
Дерматиты | 1 (1,4%) | 1 (1,1%) | 1 (1,06 %) |
Болезни почек и мочевыводящих путей | 1 (1,4%) | 1 (1,1%) | __ |
Инвалиды детства | 1 (1,4%) | 2 (2,3%) | 1 (1,06 %) |
Часто болеющие дети | __ | __ | 1 (1,06 %) |
Общее количество воспитанников дошкольных групп | 54 | 87 | 94 |
Основным методом оптимизации оздоровительно-профилактической деятельности в ДОУ является «мониторинг здоровья» ребенка, который осуществляется медицинским персоналом.
Цель мониторинга:
Повышение уровня здоровья детей.
Аспекты отслеживания:
- заболеваемость ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых отчетов ДОУ по посещаемости и причинам отсутствия детей;
- периоды обострения детской заболеваемости в разных возрастных группах;
- оценка адаптации детей к ДОУ (медико-педагогическое отслеживание);
- оценка личностных психофизических особенностей ребенка;
- общее физическое развитие детей;
- уровень физической подготовленности детей.
Оздоровительная работа включает в себя составление:
- листов здоровья ребенка;
- индивидуального маршрута оздоровления ребенка;
- разработку рекомендаций родителям по укреплению здоровья детей, выполнению культурно-гигиенических норм и по системе закаливающих мероприятий.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на
удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока:
1 блок. Специально организованное обучение, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).
2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная работа с детьми.
3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.
С этой целью оборудован спортивный зал, в каждой группе организованы физкультурные уголки с необходимым оборудованием и атрибутикой.
Рационально организованная деятельность по физическому воспитанию позволяет получать положительную динамику физической подготовленности детей.
1.4 Анализ ресурсного обеспечения программы
Программно-методическое обеспечение базируется на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Физическое развитие детей в детском саду осуществляется воспитателями на основе методических рекомендаций к примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни, в условиях нерегламентированной деятельности осуществляется воспитателями на основе тематического планирования, разработанного педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения. В основе данного планирования лежит программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», 2002 г.
Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Педагоги ДОУ, совместно с родителями, призваны вселить в каждого ребенка чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения.
1.5 Материально-технические условия
Детский сад располагает специальными условиями для проведения лечебно - оздоровительной и профилактической работы с детьми.
Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.
В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.
Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционирует музыкально-спортивный зал, оснащенный необходимым оборудованием.
Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. Имеется спортивная площадка для проведения занятий по физической культуре на улице, обучения детей спортивным играм.
В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. Для обеспечения двигательной активности детей на улице проводятся подвижные и спортивные игры.
Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
1.6 Кадровое обеспечение
В штатное расписание дошкольного образовательного учреждения включены следующие единицы, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- медицинская сестра;
- старший воспитатель;
- учитель-логопед;
- музыкальный руководитель; 16 человек
- воспитатели – 10 ед.;
- инструктор по физ.воспитанаию
- педагог-психолог
Данный анализ позволяет сделать вывод о необходимости разработки и внедрения программы «Здоровый ребенок», призванной обеспечить комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на оздоровление детей, формирование, сохранение и укрепление их здоровья и готовности дошкольного образовательного учреждения к ее реализации.
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОЛЫ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»
Известно, что дошкольное детство – старт развития личности, во многом определяющий ее жизненный путь.
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.
Цель программы - сохранение и укрепление здоровья часто болеющих детей. Перевод из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих.
Задачи:
- разработать индивидуальные маршруты оздоровления часто болеющих детей на основе взаимодействия с семьёй;
- обеспечить семьи часто болеющих детей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;
- разработать комплексный план оздоровительных и профилактических мероприятий на основе интеграции деятельности специалистов МАОУ Школы-сада № 42.
Программа нацелена на воспитание ребенка-дошкольника здорового физически, инициативного и раскрепощенного, социально и нравственно развитого.
Она включает в себя 3 основных направления:
Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами.
Целевые подпрограммы учитывают комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «Полноценное здоровье ребенка». Подпрограммы имеют физиологическое обоснование в каждом разделе наряду с учетом закономерностей возрастной психофизиологии и педагогической психологии.
Физическое здоровье
Цель: повышение уровня физического здоровья детей дошкольного
возраста в ДОУ и в семье.
Задачи:
- изучение уровня физического развития и выносливости детей дошкольного возраста;
- анализ возможности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, семье для комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников;
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей, структуры их двигательного дефекта.
Принципы построения раздела «Физическое здоровье»
Единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
Пути достижения физического и психического здоровья ребенка не
сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима.
На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие
влияет весь уклад жизни, то есть полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов.
На основе анализа проводимой работы по укреплению здоровья детей по всем основным показателям необходимо определять направления работы в целом и по каждой возрастной группе.
Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений.
Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.
Занятия физической культурой (3 раза в неделю), игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки, региональных и климатических условий в районе детского учреждения.
Психическое здоровье
Цель: создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических
средств и методов.
Задачи:
- создание в ДОУ атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими;
- купирование нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы.
Принципы построения раздела «Психическое здоровье»
Принцип сохранения и улучшения нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств.
Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ. Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:
- формирование навыков общения;
- гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;
- коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
- коррекцию самооценки ребенка
Принцип учета общих закономерностей разностороннего развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов.
Каждый ребенок требует индивидуального подхода, необходимо опираться на сензитивность данного этапа развития ребенка.
Реализация деятельностного подхода к воспитанию, то есть проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.
С целью формирования, закрепления знаний об отдельных признаках,
свойствах и отношениях объектов реальной действительности проводятся специальные дидактические игры, используются специальные коррекционные упражнения (игровые варианты психотерапии, суггестивные – основанные на внушении, тренировочные, разъясняющие).
Стимуляция психической и двигательной активности детей осуществляется в различных видах детской деятельности (бытовой, игровой, изобразительной, трудовой).
Социально-нравственное здоровье
Цель: формирование духовных общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- воспитание основ духовности, гуманизма, созидательно-творческого
- отношения ребенка к миру;
- формирование высоконравственных начал личности через культуру
- речевого общения;
- формирование представлений у ребенка о взаимосвязи природы и человека.
Принципы построения раздела «Социально-нравственное здоровье»
Принцип постепенного усиления осознанности социально-нравственных представлений:
- понимания красоты и смысла нравственных поступков;
- необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;
- осознания последствий положительных или отрицательных поступков;
- установление причинно-следственной связи между отношениями;
- усиление роли самооценки в поведении.
Применение указанных принципов и разработанного на их основе комплекса оздоровительно-коррекционной работы обеспечит выполнение главных задач по укреплению физического, психического и социально-нравственного здоровья детей.
Работа по реализации программы «Здоровый ребенок» рассчитана на пять лет 2012-2017 гг., и планируется в три этапа.
1 этап
Организационный (2014-2015 учебный год)
Цель: Диагностика индивидуальных особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей.
Тема: Диагностика индивидуальных особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей как необходимое условие для создания комплекса оздоровительно-профилактической работы.
Условия достижения цели:
- наличие методик медико-педагогического диагностирования индивидуальных особенностей детей;
- изучение особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей разного возраста;
- разработка индивидуальных маршрутов развития детей дошкольного возраста;
- наличие оптимальных условий для проведения оздоровительно-профилактической работы;
- создание системы мер для усиления семейного воспитания по физическому, психическому здоровью и социально-нравственному развитию детей.
Предполагаемый результат:
- воспитатели имеют высокий профессиональный уровень и отлично владеют теорией и методикой диагностирования;
- определен уровень физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей;
- укреплена материальная база для осуществления оздоровительно-профилактической работы;
- налажен тесный контакт педагогического коллектива со специалистами и родителями.
П этап
Внедрение элементов 2015-2016 учебный год
Цель: организация оздоровительно-профилактической системы работы в условиях ДОУ.
Тема: Разработка комплекса оздоровительно-профилактической работы, как основа полноценного здоровья ребенка.
Условия достижения цели:
- наличие системы контроля за динамикой физического, психического и социально-нравственного развития детей;
- наличие резерва для повышения уровня полноценного здоровья детей;
- создание творческих и проблемных групп;
- создание моральных и материальных стимулов к профессиональному росту педагогов и их творчеству.
Предполагаемый результат:
- повышена результативность работы индивидуально-групповым методом;
- повышены тренированность организма и устойчивость к утомлению, создана атмосфера психологической защищенности; созданы условия для гуманистической направленности поведения ребенка;
- создана творческая атмосфера и повышен уровень педагогического мастерства по вопросам полноценного здоровья ребенка;
- отработан экономический механизм, определено экономическое стимулирование ответственных и творчески работающих сотрудников;
- создан благоприятный психологический климат.
Ш этап
Итоговый 2016 - 2019гг.
Цель: реализация программы оздоровительно-профилактической работы в ДОУ.
Тема: Полноценное здоровье ребенка как результат реализации комплекса системы оздоровительно-профилактической работы в условиях ДОУ.
Условия достижения цели:
- Применение всех рациональных форм и методов организации работы с детьми по укреплению полноценного здоровья.
- Базирование оздоровительно-профилактической работы на новых достижениях в области педагогики, психологии и медицины.
- Выявление передового педагогического опыта семейного воспитания, обобщение и последующее его распространение среди родителей.
- Полное соответствие материально-технической базы.
Предполагаемый результат:
- Созданы все условия для полноценного здоровья детей.
- Организована и скоординирована медико-педагогическая работа с учетом естественных возможностей и потребностей ребенка.
- Работа с родителями построена на принципах преемственности семьи и ДОУ.
- Материально-техническая база соответствует всем требованиям и условиям.
Планируемый итоговый результат:
- Создана программа по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей дошкольного возраста.
- Дошкольники отличаются хорошей физической подготовленностью и крепким здоровьем, психологическим благополучием, у ребенка сформированы ценностные основы отношения к действительности.
- Повышена физиологическая адаптация, психологическая готовность к обучению в школе.
№ п/п | Содержание работы | 1 этап 2014-2015 | 2 этап 2015-2016 | 3 этап 2016-2019 | Ответственные |
| |||||
1.1. | Отбор детей в группы здоровья. | медсестра | |||
1.2. | Разработать модели внедрения здоровьесберегающих методик в воспитательно- образовательный процесс. | ст. воспитатель медсестра творческая группа | |||
1.3. | Разработать схемы мониторинга здоровья дошкольников, готовности к школьному обучению и скрининг – программу обследования детей. | ст. воспитатель медсестра творческая группа педагог-психолог | |||
1.4 | На основе данных заболеваемости и мониторинга здоровья дошкольников разработать комплекс мер по снижению заболеваемости и улучшению здоровья детей. | ст. воспитатель медсестра творческая группа | |||
1.5. | Разработать цикл лекций и методических рекомендаций для педагогов по проблемам здоровья детей. | ст. воспитатель | |||
1.6 | Создать центр управления, контроля и коррекции состояния здоровья детей. | директор ст. воспитатель | |||
1.7. | Проводить тематические совещания при заведующей и производственные собрания с вопросами в повестке дня: - анализ заболеваемости детей за месяц, квартал, год; - о состоянии здоровья воспитанников (по результатам мониторинга и обследований врачами- специалистами); - о мероприятиях по снижению заболеваемости; - об организации питания; - ежеквартально заслушивать отчёты педагогов групп о состоянии здоровья воспитанников, заболеваемости, мерах по её снижению; об организации закаливающих процедур, и другие вопросы; - результаты оперативного контроля.
| директор ст. воспитатель медсестра | |||
1.8. | Рассматривать на пед.советах вопросы: - о выполнении режима дня в группах; - о реализации развивающей педагогики оздоровления; - итоги тематических и комплексных проверок по вопросам физического воспитания и оздоровления дошкольников; - об организации питания. | директор ст. воспитатель медсестра | |||
1.9. | Семинар- практикум для педагогов по теме: - «Физическая культура и укрепление здоровья ребёнка»; - «Условия обеспечения психического здоровья детей». | ст. воспитатель | |||
1.10. | Развивающая дискуссия по итогам просмотренных открытых мероприятий: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач ДОУ». | ст.воспитатель | |||
1.11. | Круглый стол: «Пути активизации двигательной активности детей с учётом их индивидуальных и физиологических особенностей». | ст.воспитатель | |||
1.12. | Консультация – тренинг. «Игра как фактор улучшения положительного эмоционального настроя». | ст.воспитатель | |||
1.13. | Просмотр открытых мероприятий по изученным проблемам в целях передачи передового опыта: -закаливающие процедуры; - утренняя гимнастика; - занятия (физкультурные, интегрированные и др.); - физкультурные паузы и минутки; - прогулки; -организация индивидуальной работы; - дифференцированный подход к детям при организации различных видов деятельности; -познавательные занятия по ОБЖ.; - формирование культурно-гигиенических навыков; другие формы работы с детьми. | ст. воспитатель медсестра воспитатели | |||
1.14. | Организовать Дни диагностики, регулирования и корректировки по проблеме оздоровления и физического развития дошкольников. | ст. воспитатель медсестра воспитатели | |||
1.15. | Организовать работу творческих групп по проблемам: «Совершенствование образовательного процесса с позиций здоровьесберегающей педагогики». | ст. воспитатель | |||
1.16. | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: - З.С. Макарова «Фитотерапия в детском саду» - методика «Гимнастика мозга» Захаровой Р.А., Чупаха И.В.; - дыхат.гимнастика А. Стрельниковой - вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева; - игропластика Ж.Е.Фирилёвой и Е.Г.Сайкиной; - игровой самомассаж; -пальчиковая гимнастика; - психогимнастика; - ритмопластика и хореография (программа И.А. Джалиловой); - ритмическая гимнастика - дыхательная гимнастика игрового характера | медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | |||
2.Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий | |||||
2.1. | Пополнить ДОУ необходимым медицинским и спортивным оборудованием | директор, завхоз | |||
2.2. | Осуществить ремонт медицинских помещений, музыкально-спортивного зала | директор, завхоз | |||
2.3. | Дооборудовать спортплощадку | директор, ст. воспитатель завхоз | |||
2.4. | Оформить в каждой группе физкультурные уголки в соответствии с перечнем (Прилож. 4) | ст. воспитатель воспитатели | |||
2.5. | Пополнить оборудование для закрепления основных движений, повышения двигательной активности у воспитанников на участках для прогулок | воспитатели | |||
3.Образовательно - оздоровительная деятельность | |||||
3.1. | Углубить совместную работу воспитателей, медсестры, муз. рук-ля, учителя-логопеда, педагога-психолога по укреплению здоровья детей. | воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, уч.-логопед, медсестра | |||
3.2. | Организовать дифференцированный подход к нагрузке детей на занятиях в соответствии с их группой здоровья | воспитатели, ст. медсестра | |||
3.3. | Организовать утреннюю гимнастику различных (традиционных и нетрадиционных) видов. | ст. воспитатель воспитатели, ст. медсестра | |||
3.4. | Разработать и внедрить комплексы физминуток и динамических пауз во время занятий и в перерывах между ними | ст. воспитатель воспитатели, ст. медсестра | |||
3.5. | Разработать комплексы физкультурно-развлекательных минуток для проведения во время организованных видов деятельности: - упражнения для развития мелкой моторики кистей рук; - общеразвивающие упр. игрового характера; - элементы корригирующей гимнастики; - элементы «гимнастики мозга»; - танцевально-ритмические движения, | ст. воспитатель воспитатели, медсестра | |||
3.6. | Организовывать игры различной интенсивности, индивидуальную работу по совершенствованию основных движений на прогулках с учётом индивид. особенностей ребёнка и состояния его здоровья. | воспитатели | |||
3.7. | Разработать картотеку прогулок с применением игр различной интенсивности по временам года, с учётом погодных условий, в соответствии с возрастом детей | ст.воспитатель воспитатели групп | |||
3.8. | Продолжить работу по совершенствованию гимнастики после дневного сна, используя различные виды. | ст. воспитатель воспитатели, медсестра | |||
3.9. | Использовать различные формы организации занятий физической культурой: - традиционное; - сюжетно-ролевое; - игровое; - тренировочное; - с использованием спортивных тренажёров, комплексов, модулей; - с фибромячами; - ритмическая гимнастика; - по интересам детей; - интегрированное; - тематическое; - туризм, длительные походы; - контрольно-проверочные | ст. воспитатель воспитатели |
2.1 Критерии и показатели мониторинга качества системы дошкольного образования
Удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольного образования:
- использование потенциальных возможностей ДОУ (вариативность форм оказания дошкольных образовательных услуг);
- открытость системы дошкольного образования социальной среде, взаимодействие ее с другими социальными институтами детства;
- охват детей развивающим обучение в ДОУ;
- инновационная деятельность ДОУ;
- реализация приоритетного направления деятельности детского сада;
- использование валеологической поддержки образовательного процесса в ДОУ;
- коэффициент посещаемости ДОУ.
Реализация мониторинга осуществляется на основе документов и материалов, полученных в ходе:
- лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
- оценка деятельности ДОУ при помощи анкетирования родительской общественности;
- самоанализа деятельности ДОУ в аспекте качества образования;
- отчетности, утвержденной нормативными актами федерального уровня
Результаты мониторинга фиксируются в таблицах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований, на основании которых дается оценка деятельности ДОУ.
3. Система методической работы по повышению компетентности педагогов
В МАОУ Школа-сад №42 продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: музыкально-спортивный зал оснащен оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в ДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей.
Однако, главное действующее лицо в педагогическом процессе – воспитатель, именно ему предъявляются требования, ориентируя его на получение качественных показателей.
В связи с этим, работа с кадрами предусматривает:
- реализацию комплексных мер по использованию здоровьесберегающих технологий;
- обеспечение дифференцированного подхода к физическому воспитанию с разными группами здоровья;
- снижение и профилактику детской заболеваемости;
- повышение компетентности родителей в вопросах охраны здоровья и формирования здорового образа жизни;
- оказание помощи педагогам в проведении мониторинга.
Обновление содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ
В рамках обновления содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровьесбережения, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников.
Для сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни в ДОУ обновляется вариативная здоровьесберегающая среда. Регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия: «Дни открытых дверей», «Дни здоровья», «Олимпийсие игры», «Веселые старты» в которых используется нетрадиционное спортивное оборудование.
Современные оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии, применяемые педагогами МАОУ Школы-сада №42
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
1. Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | воспитатели, музыкальный руководитель |
2. Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
3. Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели |
4. Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, педагог-психолог |
5. Игровой час во вторую половину дня | Для всех возрастных групп, в игровых зонах. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. | Все педагоги ДОУ |
6. Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, учитель-логопед |
7. Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
8. Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
9. Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
10. Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели |
11. Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели |
12. Логоритмика | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, учитель-логопед |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
1. Физкультурное занятие | 1-2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на улице. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15 мин., средний возраст - 20 мин., старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
2. Игротреннинги и игротерапия | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели, педагог-психолог |
3. Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели, педагог-психолог |
4. Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели |
5. Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, медсестра |
6. Точечный самомассаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Воспитатели, медсестра |
3. Коррекционные технологии | |||
1. Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 20-30 мин. со средней группы | Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, | Воспитатели, педагог-психолог |
2.Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
3. Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. | Воспитатели |
4. Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, педагог-психолог |
5. Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, педагог-психолог |
6. Логоритмика | 1-2 раза в неделю на занятиях по музыкальному развитию, ежедневно в ходе непосредственной образовательной деятельности | Воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель | |
7. Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. | Занятия рекомендованы детям с проблемами речи либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений | Воспитатели, учитель-логопед |
Применяемые педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения здоровьесберегающие педагогические технологии повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
4. Взаимодействие с семьей
Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы (в соответствии с индивидуальным маршрутом ЧБД) в течение всего года.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
- Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
- Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
- Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Просветительское
2. Культурно - досуговое
3. Психофизическое
Просветительское направление
- Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы)
- Собеседование (сбор информации)
- Анкетирование, тесты, опросы
- Беседы
- Встречи со специалистами
- Бюллетени (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях)
- Индивидуальные консультации по возникшим вопросам
- Круглый стол
- Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)
- Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья.
Культурно - досуговое направление
- Дни открытых дверей.
- Совместные праздники и развлечения.
- Организация вечеров вопросов и ответов.
Психофизическое направление.
- Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей
- Спортивные соревнования.
- Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе с часто болеющими детьми
- Открытые занятия педагога – психолога с часто болеющими детьми
- Тренинги, семинары – практикумы.
Взаимодействие с родителями по вопросу изучения удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в сфере оздоровления детей осуществляется на основе мониторинга степени удовлетворенности родителей оказанными образовательными услугами.
Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
5. Мониторинг эффективности реализации программы
Цель: Выявить и определить эффективность реализации программы «Солнышко твоего здоровья» на определенном этапе.
Эффективность работы
В оценке эффективности проведенных лечебно-оздоровительных мероприятий основным критерием является динамика уровня заболеваемости каждого часто болеющего ребенка в течение года оздоровления в сравнении с заболеваемостью за предшествующий выздоровлению год (об эффективности выздоровления судят по динамике заболеваемости за год до и после лечения).
Для оценки эффективности оздоровления дети подразделяются на 4 группы:
I группа – ребенок перешел из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих или неболеющих (выздоровление);
II группа – ребенок перенес на два и более заболевания меньше, чем до оздоровления, но по количеству перенесенных заболеваний остался в группе часто болеющих детей (улучшение);
III – группа уровень заболеваемости ребенка до и в период оздоровления одинаков (без перемен);
IV – группа после оздоровления число острых заболеваний стало больше, чем до того (ухудшение).
Кроме того, эффективность оздоровления часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным состоянием здоровья оценивается по следующим показателям:
- Положительная и соответствующая возрасту динамика основных показателей физического развития (вес, рост);
- При уменьшении длительности каждого последующего эпизода острого заболевания;
- При снижении числа дней посещения ДОУ, пропущенных одним ребенком за год;
- Отсутствие осложненного течения острых заболеваний;
- При нормализации показателей функционального состояния организма (хороший сон, аппетит, улучшение эмоционального состояния, самочувствия);
Для всех групп риска рассчитывается показатель эффективности оздоровления (ПЭО):
(ПЭО) Показатель эффективности оздоровления | Число ЧБД снятых с учета по выздоровлению | *100% |
Общее число ЧБД, получивших оздоровление |
Эффективным считается оздоровление при ПЭО не менее 23%
С учета по выздоровлении снимаются дети, которые в течение длительного времени (12 месяцев) имеют вышеназванные показатели эффективности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Б.Б. Егоров, Т.В. Нестерюк. Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ. Пособие для практических работников. Элиста: «Джангар», 1999, - 64 с.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.
- Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под.ред.З.И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 32 с.(Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).
- Змановский Ю.Ф. и Эффективное закаливание в дошкольных учреждениях - Педиатрия. 1989.— № 4.
- М.Ю. Картушина. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. М. Творческий Центр Сфера, 2007.
- Кузнецова М.Н. Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний в педиатрии. М., 1990.
- М.Н. Кузнецова. Оздоровление детей в детском саду. М.Айрис Пресс, 2008.
- Т.К. Марченко, Ю.Ф.Змановский. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. М., 1996.
- В.И.Орел, С.Н.Агаджанова. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2008.
- М.А.Павлова, М.В.Лысогорская. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009.
- В.А.Ревякина. Атопический дерматит у детей: Автореф.Дис. д-ра мед. наук. - М., 1993. – 32 с.
- Романцов М.И. Реабилитационное лечение детей, частоболеющих респираторными заболеваниями. М., 1992.
- А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.: ил.
- М.Я.Студеникин, И.И.Балаболкин. Аллергические болезни у детей.-М.; Медицина, 1998.-347 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педсовету "Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - необходимое условие качества образования"
Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в области сформированности представлений и навыков здорового образа жизни включает: •осознанное выполнение действий, связанных с самоо...
памятка для родителей « Внедрение здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников в условиях ДОУ»
Здоровьесберегающие технологии, используемые во время воспитательного и коррекционно- образовательного процесса в логопедической группе ДОУ...
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Здоровьесохраняющие технологии в детском саду....
Здоровый образ жизни воспитателя, как условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников
Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.В совр...
Конспект досуга на тему: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование их здорового образа жизни и санитарной культуры». «Урок в пчелиной школе»
laquo;Урок в пчелиной школе»Цель: Формировать навыки здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Научить отличать вредную еду от полезной.Задачи:- Сформировать представление о...
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Создание условий для сохранеия и укрепления здоровья воспитанников...
Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»
В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учрежден...