Программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников в условиях ДОО
материал на тему

Программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации на 2014-2019 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc400.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Паспорт программы…………………………………………………………..

3

Пояснительная записка  ………………………………………………...........

4

1. Аналитическое обоснование программы  

1.1  Нормативное обеспечение программы…………………………………

8

1.2 Анализ оздоровительного процесса в МАОУ Школа-сад № 42………

9

1.3 Анализ заболеваемости детей …………………………………………..

11

1.4 Анализ ресурсного обеспечения программы …………………………..

13

1.5 Материально – технические условия …………………………………...

13

1.6 Кадровое обеспечение ……………………………………………...........

14

2. Концептуальные подходы к построению программы …………………..

15

2.1. Критерии и показатели мониторинга качества системы дошкольного образования……………………………………………………………………

27

3. Система методической работы по повышению компетентности педагогов в области здоровьесбережения…………………..………………

28

4. Взаимодействие с семьей …………………………………………………

33

5. Мониторинг эффективности реализации программы …………………..

35

Список использованных источников……..…………………………………

36

Приложения…………………………………………………………………...

37

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются  тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка».

     Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз, 25-30% детей, приходящих в первый класс имеют разные отклонения в состоянии здоровья (данные Т.Я. Чертюк, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.).

     Наши возможности каким-то образом повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны. Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

     Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья –  в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».

   Проблема здоровья часто болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.

   Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:

  • профессионализм педагогических кадров;
  • соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;
  • организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;
  • мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;
  • целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.

Актуальность проблемы оздоровления дошкольников вызвана объективной необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий, проявившихся в процессе организации профилактической  помощи детям с ослабленным здоровьем в условиях ДОУ.

Наиболее существенными для нашей проблемы являются противоречия между:

  • общественной потребностью в сохранении, укреплении и развития здоровья дошкольников и реальной социально-экономической ситуацией;
  • стихийно сложившимся и целенаправленно управляемым положительным опытом коллективов по оздоровлению воспитанников ДОУ;
  • между необходимостью повышения уровня здоровья воспитанников и отсутствием медико-педагогических условий;
  • между необходимостью осуществления эффективного управления оздоровительным процессом и отсутствием оздоровления.

Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему: Полноценное здоровье ребенка невозможно без создания программы оздоровления.

Цель:  создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

В соответствии с целью, коллективом были определены следующие задачи: 

  •  изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ;
  •  определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса;
  •  разработать концептуальную модель программы;
  •  внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу;
  •  отследить результаты реализации оздоровительной программы  в условиях ДОУ.

     Ведущие линии реализации задач программы:

  • обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе современных медико-педагогических и здоровьесберегающих технологий;
  • забота о социальном благополучии ребёнка;
  • охрана психического здоровья и всесторонне развитие ребёнка в деятельности.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

  •  принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  •  принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
  •  принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем  во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
  •  принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  •  принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  •  принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  •  принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
  •  принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований  и физических нагрузок.
  •  принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.
  •  принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
  •  принцип целостно – смыслового равенства  взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.
  •  принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.
  •  принцип коммуникативности  помогает  воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
  •  принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.
  •  принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
  •  принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

        Реализация программы базируется на комплексном подходе в  работе с детьми.

Пути реализации:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
  • партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога

Ожидаемые результаты:

  • у детей:
  • оптимальное функционирование организма;
  • повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
  • сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
  • осознание совей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
  • у педагогов:
  • осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;
  • у родителей:
  • необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ

  1.1  Нормативное обеспечение программы

Нормативным обоснованием написания программы являются:

  1. Закон  «Об Образовании в РФ»   от 29.12.2012 №273-ФЗ.
  2. Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 №78-ОЗ.
  3. Конвенция  ООН «О правах ребёнка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989.
  4. «Семейный кодекс РФ».
  5. Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
  6. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24.07. 1998 г. (с изменениями от 01.09.2012 г.) 
  7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв.   Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562
  8. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049-13».
  9. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания. СанПин 2.3.2. 1940-05».
  10. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
  11. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей  дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
  12. Устав МАОУ Школы-сада №42.

1.2  Анализ оздоровительного процесса в ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одно из направлений деятельности нашего детского сада.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет  и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

     Учитывая специфику дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:

        Установление партнерских отношений в плане

«ребенок-родитель»,

«ребенок-педагог»,

«педагог-родитель», через:

  • создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;
  • мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;
  • преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;
  • разработку индивидуальных маршрутов воспитания, обучения и оздоровления.  

    Изменение организации образовательного процесса (распределение нагрузки на занятии с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья ребенка), усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса.

     Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, выполнение утренней гимнастики в форме ритмики, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, точечный         массаж и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.

    Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.

     Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.

     Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.

Оздоровительный процесс включает в себя:

  • профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);
  • общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла, воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий, аэрация групповых помещений, использование оксолиновой мази, оздоровление луком, чесноком и др.);
  • организацию рационального питания (трехразовое питание (завтрак, обед, усиленный полдник по утвержденному   НИИ питания РМА 20-дневному меню, включающим выполнение норм натуральных  продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд);
  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
  • рациональный режим жизни;
  • двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);
  • комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, солевые дорожки, обширное умывание);
  • работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и

формированию здорового образа жизни;

  • использование здоровьесберегающих технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры,  ритмопластика и др.);
  • режимы проветривания.

Данная организация деятельности осуществляется медицинской сестрой, воспитателями и младшими воспитателями всех дошкольных групп.

Взаимодействие с социумом с целью создания у ребенка целостной картины мира, расширение их кругозора через организацию взаимодействия с социумом.

Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

  1.  Анализ заболеваемости детей в МАОУ Школа-сад №42 за период  2011-2014г.г.

Перечень заболеваний

2011

2012

2013

Количество случаев заболеваний

192

195

365

Несчастные случаи

__

1

__

Общее количество воспитанников дошкольных групп

  69

87

94

Движение детей по группам здоровья

Группы здоровья

2011

2012

2013

группа 1

15  

32

32

группа 2

34

46

54

группа 3

5

9

8

Общее количество воспитанников дошкольных групп

54

87

94

Процент детей, имеющих хронические заболевания

Классификация болезней

2011

2012

2013

Болезни органов дыхания

  2 (2,8%)

3 (3,4%)

3 (3,2%)

Патологии опорно-двигательного аппарата

__

1 (1,1%)

__

Дерматиты

1 (1,4%)

1 (1,1%)

1 (1,06 %)

Болезни почек и мочевыводящих путей

1 (1,4%)

1 (1,1%)

__

Инвалиды детства

1 (1,4%)

2 (2,3%)

1 (1,06 %)

Часто болеющие дети

__

__

1 (1,06 %)

Общее количество воспитанников дошкольных групп

54

87

94

Основным методом оптимизации оздоровительно-профилактической деятельности в ДОУ является «мониторинг здоровья» ребенка, который осуществляется медицинским персоналом.

Цель мониторинга:

Повышение уровня здоровья детей.

Аспекты отслеживания:

  • заболеваемость ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых    отчетов ДОУ  по посещаемости и причинам отсутствия детей;
  • периоды обострения детской заболеваемости в разных возрастных группах;
  • оценка адаптации детей к ДОУ (медико-педагогическое отслеживание);
  • оценка личностных психофизических особенностей ребенка;
  • общее физическое развитие детей;
  • уровень физической подготовленности детей.

 Оздоровительная работа включает в себя составление:

  • листов здоровья ребенка;
  • индивидуального маршрута оздоровления ребенка;
  • разработку рекомендаций родителям по укреплению здоровья детей, выполнению культурно-гигиенических норм и по системе  закаливающих мероприятий.

   

      Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на

удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока:

1 блок. Специально организованное обучение, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).

2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная работа с детьми.

3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.

     С этой целью оборудован спортивный зал, в каждой группе организованы физкультурные уголки с необходимым оборудованием и атрибутикой.

     Рационально организованная деятельность по физическому воспитанию позволяет получать положительную динамику физической подготовленности детей.

        1.4  Анализ ресурсного обеспечения программы

         Программно-методическое обеспечение базируется на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

        Физическое развитие детей в детском саду  осуществляется воспитателями на основе методических рекомендаций к примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».

        Формирование у детей  здорового и безопасного  образа жизни, в условиях нерегламентированной деятельности осуществляется воспитателями на основе тематического планирования, разработанного педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения.  В основе  данного планирования лежит  программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной  «Основы безопасности детей дошкольного возраста», 2002 г.

        Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Педагоги  ДОУ, совместно с родителями, призваны вселить в каждого ребенка чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения.      

1.5 Материально-технические условия

        Детский сад   располагает специальными условиями для проведения лечебно - оздоровительной и профилактической работы с детьми.

        Организация предметно-развивающей среды  в групповых помещениях  осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

        В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей.   Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.

        В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.

        Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционирует  музыкально-спортивный зал, оснащенный необходимым оборудованием.

         Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. Имеется спортивная площадка для проведения занятий по физической культуре на улице, обучения детей спортивным играм.

          В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. Для обеспечения двигательной активности детей на улице проводятся подвижные и спортивные игры.

          Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

     

       1.6 Кадровое обеспечение

        В штатное расписание дошкольного образовательного учреждения включены следующие единицы, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  • медицинская сестра;
  • старший воспитатель;
  • учитель-логопед;                                
  • музыкальный руководитель;                   16 человек
  • воспитатели – 10 ед.;
  • инструктор по физ.воспитанаию
  • педагог-психолог

Данный анализ позволяет сделать вывод о необходимости разработки и внедрения программы «Здоровый ребенок», призванной обеспечить комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на оздоровление детей, формирование, сохранение и укрепление их здоровья и готовности дошкольного образовательного учреждения к ее реализации.

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОЛЫ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

     Известно, что дошкольное детство – старт развития личности, во многом определяющий ее жизненный путь.

     Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.

     Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.

   Цель программы - сохранение и укрепление здоровья часто болеющих детей.  Перевод из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих.

Задачи:

  • разработать индивидуальные маршруты оздоровления часто болеющих детей на основе взаимодействия с семьёй;
  • обеспечить семьи часто болеющих детей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;
  • разработать комплексный план оздоровительных и профилактических мероприятий на основе интеграции деятельности специалистов МАОУ Школы-сада № 42.

     Программа нацелена на воспитание ребенка-дошкольника здорового физически, инициативного и раскрепощенного, социально и нравственно развитого.

    Она включает в себя 3 основных направления:

     Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами.

Целевые подпрограммы учитывают комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии  «Полноценное здоровье ребенка». Подпрограммы имеют физиологическое обоснование в каждом разделе наряду с учетом закономерностей возрастной психофизиологии и педагогической психологии.

Физическое здоровье

Цель:   повышение уровня физического здоровья детей дошкольного

             возраста в ДОУ и в семье.

Задачи:

  • изучение уровня физического развития и выносливости детей дошкольного возраста;
  • анализ возможности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, семье для комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников;
  • укрепление здоровья детей;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей, структуры их двигательного дефекта.

Принципы построения раздела «Физическое здоровье»

       Единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.

 Пути достижения физического и психического здоровья ребенка не

сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

        Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима.

       На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие

влияет весь уклад жизни, то есть полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

        Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов.

        На основе анализа проводимой работы по укреплению здоровья детей по всем основным показателям необходимо определять направления работы в целом и по каждой возрастной группе.

        Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений.

        Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.

        Занятия физической культурой (3 раза в неделю), игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки, региональных и климатических условий в районе детского учреждения.

       

Психическое здоровье

Цель:   создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических

             средств и методов.

Задачи:

  • создание в ДОУ атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его   взаимодействия с окружающими;
  • купирование нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы.

        Принципы построения раздела «Психическое здоровье»

        Принцип сохранения и улучшения нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств.

         Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ. Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:

  • формирование навыков общения;
  • гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;
  • коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
  • коррекцию самооценки ребенка

        Принцип учета общих закономерностей разностороннего развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов.

         Каждый ребенок требует индивидуального подхода, необходимо опираться на сензитивность данного этапа развития ребенка.

         Реализация деятельностного подхода к воспитанию, то есть проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.

         С целью формирования, закрепления знаний об отдельных признаках,

свойствах и отношениях объектов реальной действительности проводятся специальные дидактические игры, используются специальные коррекционные упражнения (игровые варианты психотерапии, суггестивные – основанные на внушении, тренировочные, разъясняющие).

        Стимуляция психической и двигательной активности детей осуществляется в различных видах детской деятельности (бытовой, игровой, изобразительной, трудовой).

Социально-нравственное здоровье

Цель:  формирование духовных общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • воспитание основ духовности, гуманизма, созидательно-творческого
  • отношения ребенка к миру;
  • формирование высоконравственных начал личности через культуру
  • речевого общения;
  • формирование представлений у ребенка о взаимосвязи природы и человека.

Принципы построения раздела «Социально-нравственное здоровье»

       Принцип постепенного усиления осознанности социально-нравственных представлений:

  • понимания красоты и смысла нравственных поступков;
  • необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;
  • осознания последствий положительных или отрицательных поступков;
  • установление причинно-следственной связи между отношениями;
  • усиление роли самооценки в поведении.

        Применение указанных принципов и разработанного на их основе комплекса оздоровительно-коррекционной работы обеспечит выполнение главных задач по укреплению физического, психического и социально-нравственного здоровья детей.

         

Работа по реализации программы «Здоровый ребенок» рассчитана на пять лет 2012-2017 гг., и планируется в три этапа.   

   

1 этап

 Организационный  (2014-2015 учебный год)

         Цель:   Диагностика индивидуальных особенностей физического, психического  здоровья и социально-нравственного развития детей.

          Тема:   Диагностика индивидуальных особенностей физического, психического  здоровья и социально-нравственного развития детей как необходимое  условие для создания комплекса оздоровительно-профилактической  работы.

        Условия достижения цели:

  • наличие методик медико-педагогического диагностирования индивидуальных особенностей детей;
  • изучение особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей разного возраста;
  • разработка индивидуальных маршрутов развития детей дошкольного возраста;
  • наличие оптимальных условий для проведения оздоровительно-профилактической  работы;
  • создание системы мер для усиления семейного воспитания по физическому, психическому здоровью и социально-нравственному развитию детей.

        Предполагаемый результат:

  • воспитатели имеют высокий профессиональный уровень и отлично владеют теорией и методикой диагностирования;
  • определен уровень физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей;
  • укреплена материальная база для осуществления оздоровительно-профилактической работы;
  • налажен тесный контакт педагогического коллектива со специалистами и родителями.

       

 П этап

 Внедрение элементов  2015-2016 учебный год

        Цель: организация оздоровительно-профилактической системы работы в условиях ДОУ.

        Тема: Разработка комплекса оздоровительно-профилактической работы,  как основа полноценного здоровья ребенка.

        Условия достижения цели:

  • наличие системы контроля за динамикой физического, психического и социально-нравственного развития детей;
  • наличие резерва для повышения уровня полноценного здоровья детей;
  • создание творческих и проблемных групп;
  • создание моральных и материальных стимулов к профессиональному росту педагогов и их творчеству.

        Предполагаемый результат:

  • повышена результативность работы индивидуально-групповым методом;
  • повышены тренированность организма и устойчивость к утомлению, создана атмосфера психологической защищенности; созданы условия для гуманистической направленности поведения ребенка;
  • создана творческая атмосфера и повышен уровень педагогического мастерства по вопросам полноценного здоровья ребенка;
  • отработан экономический механизм, определено экономическое стимулирование ответственных и творчески работающих сотрудников;
  • создан благоприятный психологический климат.

       

Ш этап

 Итоговый  2016 - 2019гг.

        Цель: реализация программы оздоровительно-профилактической работы в ДОУ.

        Тема: Полноценное здоровье ребенка как результат реализации комплекса  системы оздоровительно-профилактической работы в условиях ДОУ.

        Условия достижения цели:

  • Применение всех рациональных форм и методов организации работы с детьми по укреплению полноценного здоровья.
  • Базирование оздоровительно-профилактической работы на новых достижениях в области педагогики, психологии и медицины.
  • Выявление передового педагогического опыта семейного воспитания, обобщение и последующее его распространение среди родителей.  
  • Полное соответствие материально-технической базы. 

        Предполагаемый результат:

  • Созданы все условия для полноценного здоровья детей.
  • Организована и скоординирована медико-педагогическая работа с учетом естественных возможностей и потребностей ребенка.
  • Работа с родителями построена на принципах преемственности семьи и ДОУ.
  • Материально-техническая база соответствует всем требованиям и условиям.

     

   Планируемый итоговый результат:

  • Создана программа  по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей дошкольного возраста.
  • Дошкольники отличаются хорошей физической подготовленностью и крепким здоровьем, психологическим благополучием, у ребенка сформированы ценностные основы отношения к действительности.
  • Повышена физиологическая адаптация, психологическая готовность к обучению в школе.  

п/п

Содержание  работы

1 этап

2014-2015

2 этап

2015-2016

3 этап

2016-2019

Ответственные 

  1. Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья дошкольников

1.1.

Отбор детей в группы здоровья.

медсестра

1.2.

Разработать модели внедрения здоровьесберегающих методик в воспитательно- образовательный процесс.

ст. воспитатель

медсестра

творческая группа

1.3.

Разработать схемы мониторинга  здоровья дошкольников, готовности к школьному обучению и  скрининг – программу обследования детей.

ст. воспитатель

медсестра

творческая группа  

педагог-психолог

1.4

На основе данных заболеваемости и мониторинга здоровья дошкольников   разработать комплекс мер  по снижению заболеваемости и улучшению здоровья  детей.

ст. воспитатель

медсестра

творческая группа  

1.5.

Разработать цикл лекций и методических рекомендаций для педагогов по проблемам здоровья детей.

ст. воспитатель

1.6

Создать центр управления, контроля и коррекции состояния здоровья детей.

директор

ст. воспитатель

1.7.

Проводить  тематические

совещания при заведующей  и производственные собрания  с вопросами в повестке дня:

- анализ заболеваемости

детей за месяц, квартал, год;

- о состоянии здоровья воспитанников (по результатам мониторинга и обследований врачами- специалистами);

-  о мероприятиях по снижению заболеваемости;

- об организации питания;

-  ежеквартально заслушивать отчёты педагогов  групп о состоянии здоровья воспитанников, заболеваемости, мерах по её снижению; об организации закаливающих процедур,  и другие вопросы;

- результаты оперативного контроля.

 

директор

ст. воспитатель

медсестра

1.8.

Рассматривать на пед.советах  вопросы:

- о выполнении режима дня в группах;

- о реализации развивающей педагогики оздоровления;

- итоги тематических и комплексных проверок по вопросам  физического воспитания и оздоровления дошкольников;

- об организации питания.

директор

ст. воспитатель

медсестра

1.9.

Семинар- практикум для педагогов по теме:

- «Физическая культура и укрепление  здоровья ребёнка»;

- «Условия обеспечения психического здоровья детей».

ст. воспитатель

1.10.

Развивающая дискуссия по итогам просмотренных открытых мероприятий:

«Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач ДОУ».

ст.воспитатель

1.11.

Круглый стол:

«Пути активизации двигательной активности детей с учётом их

индивидуальных  и физиологических особенностей».

ст.воспитатель

1.12.

Консультация – тренинг.

«Игра как фактор улучшения положительного эмоционального настроя».

ст.воспитатель

1.13.

Просмотр открытых мероприятий по изученным проблемам в целях передачи передового опыта:

-закаливающие процедуры;

- утренняя гимнастика;

- занятия (физкультурные, интегрированные и др.);

- физкультурные паузы и минутки;

- прогулки;

-организация индивидуальной работы;

- дифференцированный подход к детям при организации различных видов деятельности;

-познавательные занятия по ОБЖ.;

- формирование культурно-гигиенических навыков;

другие формы работы с детьми.

ст. воспитатель

медсестра

воспитатели

1.14.

Организовать Дни диагностики, регулирования и корректировки  по  проблеме оздоровления и физического развития дошкольников.

ст. воспитатель

медсестра

воспитатели

1.15.

Организовать работу творческих групп по проблемам: «Совершенствование  образовательного процесса с позиций здоровьесберегающей педагогики».

ст. воспитатель

1.16.

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

- З.С. Макарова «Фитотерапия в детском саду»

- методика «Гимнастика мозга» Захаровой Р.А., Чупаха И.В.;

- дыхат.гимнастика

А. Стрельниковой

- вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;

- игропластика Ж.Е.Фирилёвой и Е.Г.Сайкиной;

- игровой самомассаж;

-пальчиковая гимнастика;

- психогимнастика;

- ритмопластика и хореография (программа И.А. Джалиловой);

- ритмическая гимнастика

- дыхательная гимнастика игрового характера

медицинская,

педагогическая,

социально-психологическая

службы

2.Улучшение санитарных условий и совершенствование  санитарно-оздоровительных мероприятий

2.1.

Пополнить ДОУ необходимым медицинским и спортивным оборудованием

директор,

завхоз

2.2.

Осуществить ремонт медицинских помещений, музыкально-спортивного зала

директор,

завхоз

2.3.

Дооборудовать спортплощадку

директор,

ст. воспитатель

завхоз

2.4.

Оформить в каждой группе физкультурные уголки в соответствии с перечнем (Прилож. 4)

ст. воспитатель

воспитатели

2.5.

Пополнить оборудование для  закрепления основных движений, повышения двигательной активности у воспитанников на участках для прогулок

воспитатели

3.Образовательно   -    оздоровительная    деятельность

3.1.

Углубить совместную работу воспитателей, медсестры, муз. рук-ля, учителя-логопеда, педагога-психолога  по укреплению здоровья детей.

воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, уч.-логопед, медсестра

3.2.

Организовать дифференцированный подход  к нагрузке детей на занятиях в соответствии с их группой здоровья

воспитатели,

ст. медсестра

3.3.

Организовать  утреннюю

 гимнастику  различных (традиционных и нетрадиционных) видов.

ст. воспитатель

воспитатели,

ст. медсестра

3.4.

Разработать и внедрить комплексы физминуток и динамических пауз во время занятий и в перерывах между ними

ст. воспитатель

воспитатели,

ст. медсестра

3.5.

Разработать комплексы физкультурно-развлекательных минуток для проведения во время организованных видов деятельности:

- упражнения для развития мелкой моторики кистей рук;

- общеразвивающие упр. игрового характера;

- элементы корригирующей гимнастики;

-  элементы «гимнастики мозга»;

- танцевально-ритмические движения,

ст. воспитатель

воспитатели,

медсестра

3.6.

Организовывать  игры  различной интенсивности, индивидуальную работу по совершенствованию основных

 движений на прогулках с учётом индивид.  особенностей ребёнка  и состояния его здоровья.

воспитатели

3.7.

Разработать картотеку  прогулок  с применением игр различной интенсивности  по временам года, с учётом погодных условий, в соответствии с возрастом детей

ст.воспитатель

воспитатели групп

3.8.

Продолжить работу по совершенствованию гимнастики после дневного сна, используя   различные виды.

ст. воспитатель

воспитатели,

медсестра

3.9.

Использовать различные формы организации занятий физической культурой:

- традиционное;

- сюжетно-ролевое;

- игровое;

- тренировочное;

- с использованием спортивных тренажёров, комплексов, модулей;

- с фибромячами;

- ритмическая гимнастика;

- по интересам   детей;

- интегрированное;

- тематическое;

- туризм, длительные походы;

- контрольно-проверочные

ст. воспитатель

воспитатели

2.1 Критерии и показатели мониторинга качества системы дошкольного образования

Удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольного образования:

  • использование потенциальных возможностей ДОУ (вариативность форм оказания дошкольных образовательных услуг);
  • открытость системы дошкольного образования социальной среде, взаимодействие ее с другими социальными институтами детства;
  • охват детей развивающим обучение в ДОУ;
  • инновационная деятельность ДОУ;
  • реализация приоритетного направления деятельности детского сада;
  • использование валеологической поддержки образовательного процесса в ДОУ;
  • коэффициент посещаемости ДОУ.

Реализация мониторинга осуществляется на основе документов и материалов, полученных в ходе:

  • лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
  • оценка деятельности ДОУ при помощи анкетирования родительской общественности;
  • самоанализа деятельности ДОУ в аспекте качества образования;
  • отчетности, утвержденной нормативными актами федерального уровня

Результаты мониторинга фиксируются в таблицах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований, на основании которых дается оценка деятельности ДОУ.

3. Система методической работы по повышению компетентности педагогов

В МАОУ Школа-сад №42 продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.

В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: музыкально-спортивный зал оснащен оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в ДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей.

Однако, главное действующее лицо в педагогическом процессе – воспитатель, именно ему предъявляются требования, ориентируя его на получение качественных показателей.

В связи с этим, работа с кадрами предусматривает:

  • реализацию комплексных мер по использованию здоровьесберегающих технологий;
  • обеспечение дифференцированного подхода к физическому воспитанию с разными группами здоровья;
  • снижение и профилактику детской заболеваемости;
  • повышение компетентности родителей в вопросах охраны здоровья и формирования здорового образа жизни;
  • оказание помощи педагогам в проведении мониторинга.

Обновление содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ

В рамках обновления содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровьесбережения, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников.

Для сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни в ДОУ обновляется вариативная здоровьесберегающая среда. Регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия: «Дни открытых дверей», «Дни здоровья», «Олимпийсие игры», «Веселые старты» в которых используется нетрадиционное спортивное оборудование.

Современные оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии, применяемые педагогами МАОУ Школы-сада №42

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1. Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

воспитатели, музыкальный руководитель

2. Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

3. Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели

4. Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, педагог-психолог

5. Игровой час во вторую половину дня

 Для всех возрастных групп, в игровых зонах.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Все педагоги ДОУ

6. Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, учитель-логопед

7. Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

8. Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

9. Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

10. Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели

11. Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели

12. Логоритмика

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, учитель-логопед

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1. Физкультурное занятие

1-2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на улице. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15 мин., средний возраст - 20 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Игротреннинги и игротерапия

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, педагог-психолог

3. Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, педагог-психолог

4. Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели

5. Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, медсестра

6. Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, медсестра

3. Коррекционные технологии

1. Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 20-30 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек,

Воспитатели, педагог-психолог

2.Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

3. Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц  

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.

Воспитатели

4. Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, педагог-психолог

5. Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, педагог-психолог

6. Логоритмика

1-2 раза в неделю на занятиях по музыкальному развитию, ежедневно в ходе непосредственной образовательной деятельности

Воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель

7. Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами речи либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

Воспитатели, учитель-логопед

Применяемые педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения здоровьесберегающие педагогические технологии повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и  неосложненное развитие.

4. Взаимодействие с семьей

     Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

     Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Систематичность и последовательность работы (в соответствии с индивидуальным маршрутом ЧБД) в течение всего года.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
  • Обязательная полная информированность  родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
  • Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
  • Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.

       Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:

     1. Просветительское

     2. Культурно - досуговое

     3. Психофизическое

Просветительское направление

  • Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы)
  • Собеседование (сбор информации)
  • Анкетирование, тесты, опросы
  • Беседы        
  • Встречи со специалистами
  • Бюллетени (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях)
  • Индивидуальные консультации по возникшим вопросам
  • Круглый стол
  • Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)
  • Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья.

Культурно - досуговое направление

  • Дни открытых дверей.
  • Совместные праздники и развлечения.
  • Организация вечеров вопросов и ответов.

Психофизическое направление.

  • Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей
  • Спортивные соревнования.
  • Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе с часто болеющими детьми
  • Открытые занятия педагога – психолога с часто болеющими детьми
  • Тренинги, семинары – практикумы.

 Взаимодействие с родителями по вопросу изучения  удовлетворенности  родителей качеством предоставляемых  образовательных услуг в сфере оздоровления детей осуществляется на основе мониторинга степени удовлетворенности родителей оказанными образовательными услугами.

 Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической  и социальной составляющих здоровья.

5. Мониторинг эффективности реализации программы

Цель: Выявить и определить эффективность реализации программы «Солнышко твоего здоровья» на определенном этапе.

Эффективность работы

     В оценке эффективности проведенных лечебно-оздоровительных мероприятий основным критерием является динамика уровня заболеваемости каждого часто болеющего ребенка в течение года оздоровления в сравнении с заболеваемостью за предшествующий выздоровлению год (об эффективности выздоровления судят по динамике заболеваемости за год до и после лечения).

Для оценки эффективности оздоровления дети подразделяются на 4 группы:

I группа – ребенок перешел из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих или неболеющих (выздоровление);

II группа – ребенок перенес на два и более заболевания меньше, чем до оздоровления, но по количеству перенесенных заболеваний остался в группе часто болеющих детей (улучшение);

III – группа уровень заболеваемости ребенка до и в период оздоровления одинаков (без перемен);

IV – группа после оздоровления число острых заболеваний стало больше, чем до того (ухудшение).

Кроме того, эффективность оздоровления часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным состоянием здоровья оценивается по следующим показателям:

  • Положительная и соответствующая возрасту динамика основных показателей физического развития (вес, рост);
  • При уменьшении длительности каждого последующего эпизода острого заболевания;
  • При снижении числа дней посещения ДОУ, пропущенных одним ребенком за год;
  • Отсутствие осложненного течения острых заболеваний;
  • При нормализации показателей функционального состояния организма (хороший сон, аппетит, улучшение эмоционального состояния, самочувствия);

Для всех групп риска рассчитывается показатель эффективности оздоровления (ПЭО):

 (ПЭО) Показатель эффективности  оздоровления

Число ЧБД снятых с учета по выздоровлению

*100%

Общее число ЧБД, получивших оздоровление

Эффективным считается оздоровление при ПЭО не менее 23%

     С учета по выздоровлении снимаются дети, которые в течение длительного времени (12 месяцев) имеют вышеназванные показатели эффективности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Б.Б. Егоров, Т.В. Нестерюк. Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ. Пособие для практических работников. Элиста: «Джангар», 1999, - 64 с.
  2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.
  3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под.ред.З.И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 32 с.(Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).
  4. Змановский Ю.Ф. и Эффективное закаливание в дошкольных учреждениях - Педиатрия. 1989.— № 4.
  5. М.Ю. Картушина. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. М. Творческий Центр Сфера, 2007.
  6. Кузнецова М.Н. Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний в педиатрии. М., 1990.
  7. М.Н. Кузнецова. Оздоровление детей в детском саду. М.Айрис Пресс, 2008.
  8. Т.К. Марченко, Ю.Ф.Змановский. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. М., 1996.
  9. В.И.Орел, С.Н.Агаджанова. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2008.
  10. М.А.Павлова, М.В.Лысогорская. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009.
  11. В.А.Ревякина. Атопический дерматит у детей: Автореф.Дис. д-ра мед. наук. - М., 1993. – 32 с.
  12. Романцов М.И. Реабилитационное лечение детей, частоболеющих респираторными заболеваниями. М., 1992.
  13. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.: ил.
  14. М.Я.Студеникин, И.И.Балаболкин. Аллергические болезни у детей.-М.; Медицина, 1998.-347 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педсовету "Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - необходимое условие качества образования"

Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в области сформированности представлений и навыков здорового образа жизни включает: •осознанное выполнение действий, связанных с самоо...

памятка для родителей « Внедрение здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников в условиях ДОУ»

Здоровьесберегающие технологии, используемые во время воспитательного и  коррекционно- образовательного процесса в логопедической группе ДОУ...

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесохраняющие технологии в детском саду....

Здоровый образ жизни воспитателя, как условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников

Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.В совр...

Конспект досуга на тему: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование их здорового образа жизни и санитарной культуры». «Урок в пчелиной школе»

laquo;Урок в пчелиной школе»Цель: Формировать навыки здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Научить отличать вредную еду от полезной.Задачи:- Сформировать представление о...

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Создание условий для сохранеия и укрепления здоровья воспитанников...

Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»

В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учрежден...