Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми "Солнечные лучики"
рабочая программа (старшая группа)

Тюлюш Чойганмаа Ивановна

зож дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_s_detmi_po_zozh_s_detmi.docx636.01 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/04a9/00016438-95838915/hello_html_4c3481b8.jpg

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1

«СОЛНЫШКО» г. ШАГОНАР

ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ «ЯБЛОНЬКА»

ДЕТСКОГО САДА №1  «СОЛНЫШКО» Г. ШАГОНАР

«Солнечные лучики»

ВОСПИТАТЕЛЬ:  ТЮЛЮШ ЧОЙГАНМАА ИВАНОВНА

Г. ШАГОНАР

                                      Пояснительная записка.

Здоровье каждого человека и здоровье общества являются единой неразрывной системой. Здоровье общества складывается в конечном результате из здоровья его членов, поэтому сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения должно являться приоритетной задачей государства, органов образования, родителей. 9/10 нашего счастья основано на здоровье. Здоровье можно определить, как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, обеспечить свое благополучие и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.

Исследования показали, что на здоровье человека оказывают влияние многие факторы. Так степень влияния наследственности, предрасположенность человека к определенным заболеваниям, составляют 20%, степень влияния окружающей среды 20%, образ жизни 50%, социальные факторы 10%.

Мы видим, что именно образ жизни человека определяет в большей степени его здоровье. Причем, в понятие здоровья включены духовная и физическая составляющие, которые являются неразрывными. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, которое обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем на отдых и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака,

Цель воспитательной работы группы – создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие.     На фоне психологической  напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Этому искусству здоровья  и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время длявыработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

   Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.

От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления.  Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

В связи с этим я  считаю, что проблема оздоровления детей не занятие одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Цель программы по ЗОЖ: формирование у дошкольников ценностного отношения

к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Принципы создания программы:

  • Доступность:
  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала к возрасту.

  • Систематичность и последовательность:
  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных норм.
  • Наглядность:
  • учет особенностей мышления.
  • Динамичность:
  • интеграция программы в разные виды деятельности
  • Дифференциация:
  • учет возрастных особенностей;
  • создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового

 образа жизни каждым ребенком.

Средства реализации:

         1.В программу я включила  такие разделы как :«Я узнаю себя»,«Я люблю солнце, воздух и воду»,«Школа моего питания»,«Знакомлюсь с азбукой движений». Для возраста детей моей группы  в этих разделах определены оптимальные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Сформулированы эти задачи от лица и с позиции ребенка.

В нашей  группе занятие проводится один раз в неделю в рамках

организованной  образовательной деятельности, а также  - в режимных моментах.  

Длительность занятий определяется в  в соответствии с возрастом детей и СанПиН.

Темы разделов программы интегрированы в различные режимные моменты:

игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

     2.Организация здоровьесберегающей и развивающей среды способствует

 конструированию вариантов здорового образа жизни.

    3.Работа с родителями предполагает системное и планомерное

взаимодействие триады  родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья.

Ожидаемые результаты:

  • Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и

физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

  • Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ

 жизни.

  • Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

          Целевой раздел  программы.

1.         Пояснительная записка. 

Основной целью моей   программы  «Солнечные лучики» является: Объединить стремление педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • создать условия по укреплению здоровья дошкольников;
  • формировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни человека;
  • обучение дошкольников необходимым технологиям, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
  • обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности;
  • реализовать Программу через распространение идей здорового образа жизни и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы — организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 4 до 7 лет.

«Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьёй» является авторской программой, обеспечивающей преемственность детского сада и семьи. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни, и осуществлять её не только в ДОУ, но и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему - «Здоровье ребенка - фундамент культуры будущего взрослого человека». Это:

  • положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
  • мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;
  • начальные знания о своём организме, правильной осанке, охране зрения, полезности продуктов, профилактике плоскостопия, культуре поведения, самостоятельность;
  • просвещение и повышение культуры воспитанников и родителей в вопросах детского здоровья, рост посещаемости и снижение заболеваемости.

 Здоровый образ жизни! Так, какой образ жизни можно назвать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения. 

                                  II.            Содержательный раздел.

В каждом направлении работы по данной Программе выделены две части:

  • Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни.
  • Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.

Направления работы:

  • самопознание;
  • я и другие;
  • гигиенические правила;
  • питание и здоровье;
  • основы личной безопасности и профилактика травматизма;
  • культуры потребления медицинских услуг.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учётом контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. Она состоит из ряда направлений, каждый из которых включает комплекс тем.

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГООБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Сентябрь

Экскурсия на стадион школы.

Беседа «Как мальчик Вася решил закаляться».

Дыхательная гимнастика «Задуй свечу», «Ленивая кошечка».

Гимнастика для глаз «Тренировка», «Мой весёлый, звонкий мяч»

Занятие 1: «Как я устроен». Цель: уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя.

Занятие 2: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Цель: формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

Беседы с родителями на темы;

  • чистота тела
  • организация сна
  • мои чистые игрушки

Октябрь

Беседа «В октябре стол богатый, угощайтесь все ребята».

Самомассаж «Божья коровка».

Дыхательная гимнастика «Озорные щёчки - рот на замочке».

Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Грибы».

Занятие 1: «Хозяйка с базара пришла». Цель: обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных.

Занятие 2: «Витаминная аптека». Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений сибирского региона.

Беседы с родителями и с их детьми:

  • витамины в компоте
  • ромашка от семи болезней

Заготовить листья смородины и малины.

Ноябрь

Беседа «О расческе», «О носовом платке».

Дидактическая игра «Валеология. Кожа».

Самомассаж «Мытьё головы».

Пальчиковая игра «Обезьянки расчёсываются».

Занятие 1: «Личная гигиена». Цель: воспитывать устойчивые культурно – гигиенические навыки.

Занятие 2: «Доктор Чистюлькин». Цель: рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами.

Заседание клуба «Уроки нескучного здоровья»: семинар – практикум совместно с детьми «Самомассаж».

Декабрь

Экскурсия в зимний парк.

Беседа «Как мы дышим».

Дыхательная гимнастика «Лимон», «Любопытная Варвара».

Самомассаж «Расслабься – напрягись», «Тёплые ручки».

Занятие 1: «Прогулка это интересно». Цель: формировать значение прогулки на состояние организма человека.

Занятие 2: «Одевайся потеплей – выходи играть скорей». Цель: профилактика обморожений в зимнее время года.

Стенгазета «Зимние виды спорта».

Катание на лыжах.

Январь

Беседа о лекарственных растениях.

Самомассаж «Добываем огонь», «Стряпаем».

Этюды на расслабление.

Гимнастика для глаз «Цветик – семицветик»

Занятие 1: «Не званный гость – грипп и простуда». Цель: профилактика инфекционных заболеваний.

Занятие 2: «Бабушка Федора и герань». Цель: формировать устойчивые представления у детей о пользе лекарственных растений.

Альбом «Лекарственные растения» (рисуем совместно с детьми).

Рассматривание презентаций о кожуунной больнице ЦКБ

Февраль

Беседа «Зимние виды спорта».

Гимнастика для глаз «Снежинка».

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки», «Пирог».

Игровой массаж «Мячик – маляр».

Занятие 1: «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение). Цель: воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки.

Занятие 2: «Зимушка – зима, спортивная пора». Цель: уточнить знания детей о зимних видах спорта, воспитывать любовь к спорту.

Заседание клуба «Уроки нескучного здоровья»: круглый стол – «Цветотерапия. Жизнь в цвете».

Март

Беседа «Части тела человека».

Подвижная игра «Вейся венок», «Карусель».

Артикуляционная гимнастика «Паровозик», «Расчёска».

Двигательные этюды «Капитан», «Добрый мальчик».

Занятие 1: «Как движутся части тела человека». Цель: познакомить детей с двигательной функцией частей тела человека.

Занятие 2: «Витамины на окне» (с элементами практических действий). Цель: воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.

Оздоровительные игры в семье:(консультация)

  • на правильную осанку
  • на предупреждение плоскостопия

Апрель

Экскурсия в медицинский кабинет.

Дидактическая игра «Первая помощь».

Коррегирующая гимнастика «Надуй шар, сдуй шар».

Самомассаж «Пальчики».

Занятие 1: «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры). Цель: дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке.

Занятие 2: «Зубы». Цель: формирование устойчивых знаний и умений по уходу за зубами.

Изготовление агитационных листовок совместно с детьми «Здоровый человек».

Посещение городских  спортивных мероприятий на стадионе.

Май

Беседа «Какие они насекомые. Всех ли мы их знаем».

Дидактические игры по правилам безопасного поведения.

Музыкально – спортивный праздник с родителями «Весну встречаем – здоровьем тело наполняем».

Занятие 1: «Правила поведения на воде». Цель: формировать у детей сознательное отношение к безопасности жизнедеятельности.

Занятие 2: «Солнце наш друг, солнце наш враг». Цель: научить детей следить за своим состоянием при длительном нахождении под солнцем.

Праздник выходного дня с родителями  «Экскурсия по городу».

Изготовление плакатов о безопасности жизнедеятельности.