Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми "Витаминная мозаика"
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1
«СОЛНЫШКО» г. ШАГОНАР
ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧОДУРАА»
ДЕТСКОГО САДА №1 «СОЛНЫШКО» Г, ШАГОНАР
ВОСПИТАТЕЛЬ: ОНДАР АЗИЙМАА КАРА-ООЛОВНА
Г. ШАГОНАР
Пояснительная записка.
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области. В личностно-ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта – наиболее ценного для его развития. Ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.
Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Применение в работе ДОУ программы повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку; формирует положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Цель, задачи программы
Цель программы: всестороннее развитие личности ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Задачи программы:
- Формировать представление детей об основных принципах здорового питания, полезных продуктах. Формировать представление детей о правилах столового этикета.
- Формирование навыков разумного поведения, умения адекватно вести себя в разных ситуациях.
- Формировать потребность в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье.
- Использовать проектно-исследовательскую деятельность с детьми для более углубленного раскрытия отдельных тем.
- Воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.
Основные принципы
- Принцип системности – занятия проводят в течение целого года при гибком распределении содержания в течение дня.
- Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников (до 5 лет – наглядно-действенное, после 5 лет – наглядно-образное).
- Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Природосообразности – определение содержания, формы, средства и стиля взаимодействия с каждым ребенком на основе личностного знания о нем.
Особенности программы.
Программа «Витаминная мозаика» уже апробировалась в работе в МАДОУ № 1 «Солнышко» г. Шагонар. Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического, психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Программа рассчитана для работы с детьми группы «Чодураа». Занятия содержат познавательный материал, соответственно возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительными минутками, упражнениями для осанки и др.), необходимыми для развития навыков ребенка, которые закрепляются в повседневной жизни. В занятия включены не только вопросы физического развития детей, но и вопросы духовного здоровья. Дети учатся любви к себе, людям, к жизни.
На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Программа имеет 2 направления:
1 – психологическое, связанное с изменением сознания и психическим здоровьем.
2 – практическое, т. е. выработка умений и навыков здорового образа жизни.
В целом программа имеет также духовно-нравственный аспект:
- воспитание положительных навыков и привычек: доброты, заботливости, гостеприимства, чуткости, доброжелательности, готовности помочь больному товарищу;
- воспитание таких волевых качеств, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей;
- воспитание бережного отношения к природе.
Программа построена на основании современных научных представлений о психическом и физическом развитии ребенка данного возраста, а также в связи с актуальностью проблемы ортобиоза. В нем несколько уровней погружения ребенка в проблему человека и его здоровья.
Первый уровень – информативный.
Обращаясь к детям, воспитатель сообщает необходимые сведения о еде, образе жизни, об одежде и элементарной гигиене тела и жилища, о том, как правильно заниматься и отдыхать. Детей знакомят с темами, связанными с миром, природой, со всем живыми живущим, а также правилами безопасности и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
Второй уровень – это уровень развития сознания ребенка на основе полученных знаний.
Разговор о нем, о его трудностях, привычках, о том, как помочь самому себе, как узнать себя, как стать здоровым и как сохранить здоровье. Воспитатель учить ребенка быть внимательным к себе, своему состоянию и настроению.
Для уточнения своих знаний, для их активного использования, а также для самопроверки и самоисследования детям предлагаются различные игры и задания. Но ведущей формой организации детей является ролевая игра.
Конечная цель программы – выработка осознания необходимости здорового образа жизни.
Основные шаги по реализации программы
Программа состоит из двух блоков: блок «Здоровье» и блок «Безопасность», и рассчитана для работы с детьми. В группе в течение месяца проводится воспитательно-образовательная работа по определенной теме. Одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Материал данной программы реализуется во время непосредственно образовательной деятельности, и во время образовательной деятельности, организованной в режимных моментах – в утренние и вечерние часы и на прогулке. Предлагается разнообразная форма организации детей.
Непосредственно образовательная деятельность:
Объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, дидактические игры, моделирование ситуаций, использование современных образовательных технологий, просмотр специальных фильмов и мультфильмов.
Специально организованная деятельность:
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.);
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками);
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;
- оздоровительный бег, босохождение;
- динамические паузы;
- бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);
- гимнастика пробуждения;
- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны);
- кислородный коктейль;
- чесночно -луковая ингаляция;
- массаж;
- рациональное питание;
- психологическая поддержка;
- проектная деятельность;
- прием детей на улице в теплое время года;
- оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, бассейна, спортивных уголков в группах
Совместная деятельность детей и педагога:
Наблюдения на прогулке, ситуации, общение, дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирования, тематические досуги, развлечения, индивидуальная работа по здоровьесбережению, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.
Интеграция с другими образовательными областями:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы:
- совместная физкультурно -досуговая деятельность,
- наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки),
- организация совместного активного отдыха,
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов,
- обогащение литературы по здоровому образу жизни,
- анкетирование,
- вовлечение родителей в образовательный процесс «Вместе с мамой»
Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей:
- Дидактические игры,
- рассматривание иллюстраций,
- сюжетные игры.
В программе представлены игры, ситуации, общение, и перечень художественной литературы. Данный перечень используется по усмотрению воспитателя с целью закрепления знаний и осуществления личностно-ориентированного подхода.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, как увлекательная проблемно-игровая деятельность, делая акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении определенных ситуационных задач.
Решая проблемные ситуации, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому, с одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Используются ситуационные задачи разных типов. Это и построение задач на основе программного содержания по разделам, и создание практико-ориентированных задач, требующих экспериментирования и прикладных действий детей. А также задачи из реальной жизни, задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале.
Условием интеграции становится насыщение разных видов детской деятельности (игра, экспериментирование, познание, общение) информацией о культуре здоровья и об основах здорового образа жизни с последующим формированием на этой базе эмоционально - положительного отношения к данному процессу.
Программа пронизывает все виды деятельности дошкольника, и осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Практическая значимость программы заключается в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья; формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье. Также практическая значимость ее заключается в том, что она способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества детей.
Для более углубленного раскрытия отдельных тем воспитатели используют проектную деятельность в соответствии с возрастными особенностями детей и их проблемами. Все направления проекта объединяет игровой метод, который придает воспитательно – образовательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Для осуществления программы необходим специально подобранный материал, оборудование, специально организованная предметно-развивающая среда. Необходимо привлечь к решению этой проблемы родителей для более сконцентрированного внимания их к использованию полезных и здоровых продуктов в своем рационе, объединить усилия детского сада и семьи по формированию у детей и взрослых основ здорового образа жизни и правильного питания.
Только в этом случае реализация проекта будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, воспитанию здорового образа жизни. Выраженная субъективность дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и развития детей.
Формы организации учебного процесса:
-коллективный
-индивидуально-групповой
Методы и формы обучения
Программой предусматривается использование традиционных , инновационных форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются:
- Словесный (рассказ, беседа, диалог)
- Метод наблюдения (зарисовка, рисунки)
- Графический (составление схем)
- Практические задания (упражнения на логику)
- Наглядный (таблицы, иллюстрации, мультимедийные презентации)
Используются элементы различных инновационных технологий:
1.Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника, является главной сферой общения детей.
2. Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы)
3. Метод программированного обучения (линейное программирование: выбор между правильным и неправильным; разветвленное программирование: выбор одного ответа из нескольких, алгоритм – система)
4. Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение)
5. Элементы здоровьесберегающих технологий.
Планируемые результаты.
Результатом освоения программы «Витаминная мозаика» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни.
Это ребенок, который:
- имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом.
- знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни;
- бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;
- осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.
- имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
Механизм оценки получаемых результатов
Критерии и показатели оценки эффективности образовательной программы
|
|
|
|
| -Знание строения организма |
| Способность понимать значение изученного материала | -Использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях |
| Синтез знаний, умений в процессе поисково-опытнической работе | -Умение ставить проблемную задачу и путем опытнических упражнений разрешить ситуацию, делая вывод |
4 | Оценка результатов работы | -Умение критично оценивать результаты своего труда и товарищей |
5 | Творческая активность | -Проявление интереса, любознательности, инициативности. |
Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов
Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов осуществляется, по разработанным картам даёт педагогам возможность отследить усвоение программного материала каждым ребёнком и реализацию задач каждого блока программы, что позволяет более полно анализировать и прогнозировать воспитательно-образовательную деятельность.
Многолетняя работа по мониторингу с использованием данных карт показала эффективность, простоту в заполнении и обработке их.
Карты могут быть использованы в работе воспитателей всех возрастных групп, для этого разделы отсутствующие в группах младшего возраста просто не заполняются.
Формой отчета является мониторинговые карты и диаграммы.
Мониторинг проводится 2 раза в год — стартовый и итоговый, для проведения полученных в процессе бесед, анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками.
Система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
Тематическое планирование
Блок «Здоровье»
Месяц | Тема | Задачи | |
Сентябрь | Что такое здоровье? | - Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.- Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития. | |
Октябрь | О правильном питании | - Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола. | |
Ноябрь | Чтобы нам не болеть | - Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни. | |
Декабрь | Тело человека и личная гигиена | - Познакомить детей со строением тела человека,- Закрепить знания о месторасположении частей тела, лица,- Закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.- Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек. | |
Январь | Спорт для здоровья | - Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.- Познакомить с некоторыми видами спорта. | |
Блок «Безопасность» | |||
Месяц | Тема | Задачи | |
Февраль | Безопасное поведение в быту | - Формировать представление детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.- Закрепить правила безопасного поведения в быту. | |
Март | Ребенок и другие люди | - Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми,- Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.- Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо. | |
Апрель | Пожарная безопасность | - Формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара,- Показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара. | |
Май | Ребенок на улицах города | - Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками,- Формировать представления о некоторых правилах дорожного движения,- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. | |
Июнь – август | «Ребенок и природа» | - Учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных.- Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека,- Развивать понимание, что человек – часть природы. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Сентябрь
Тема: «Что такое здоровье»
Задачи:
- Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
- Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного
питания, физического развития.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Помоги Незнайке сберечь здоровье» | Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999,с.12,76 Н.С.Голицына, И.М. Шумова Воспитание здорового образа жизни у малышей. М., 2007 |
Ситуации | Как я буду заботиться о своем здоровье Быть здоровым хорошо или плохо? Как вы одеваетесь на прогулку. Мишка болен. Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми? Что помогает детям не болеть в холодный зимний день? | |
Общение | Как вы себя сегодня чувствуете? Кто в детском саду заботиться? Быть здоровым хорошо или плохо? | |
Художественная литература | К.Чуковский «Доктор Айболит» Пословицы | |
Дидактические и развивающие игры | «Кому что нужно?» «Узнай и назови» «Чудесный мешочек» | |
Творческие игры | «Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница» | |
Экскурсия | В медицинский кабинет | |
Развлечения | «Доктор Айболит» |
Октябрь
Тема: «О правильном питании»
Задачи:
-Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Витамины растут на ветке, витамины растут на грядках» «Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты» | Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007, с.32,33,34 В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж, 2001,с.72, 77, 81,85 Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра. СПб.,1997, с.23 Л.М. Щипицына и др. «Азбука общения». СПб . 1998,с.162,175 Журнал «Ребенок в детском саду», 2007, №1,с.47. |
Ситуации | Фрукты полезны взрослым и детям О вредных продуктах | |
Общение | Зачем нужны ложки, вилки О здоровой пище Какие вкусные подарки дарит нам осень? | |
Художественная литература | Ю.Тувим «Овощи» Г.Зайцев «Приятного аппетита» М.Безруких «Разговор о правильном питании» Загадки об овощах и фруктах. | |
Дидактические и развивающие игры | «Чудесный мешочек» «Узнай и назови овощи и фрукты» «Разложи на тарелках полезные продукты» «Повара» | |
Творческие игры | С\р игра «Магазин продуктов», «Овощной магазин» | |
Опытно-исследовательская деятельность | Определение продуктов по вкусу | |
Развлечения | «Веселые овощи» |
Ноябрь
Тема: «Тело человека и личная гигиена»
Задачи. Познакомить детей со строением тела человека, закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Чтобы быть здоровым» | Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, с.36,39,40 С.В.Петерина Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, с.33 Л.В.Артемова Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 15 К.Ю. Белая и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, с. 6 В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж,2001, с.354 Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью», М.,2005,с.7,8 Н.С. Голицына Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении (вторая младшая группа). М.,2007, с.4-6 |
Ситуации | Научим Хрюшу умываться. Кукла Таня простудилась. Какие мы разные. Мы любим умываться и чисто одеваться. Где что находится? | |
Общение | Расскажи и покажи части тела и лица. Водичка, водичка умой мое личико. Для чего нужна вода? Машенька хочет купаться (не хочет купаться). Уроки Мойдодыра. | |
Художественная литература | Г.Зайцев «Дружи с водой», К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», З.Бяльковская «Юля – чистюля», З.Александрова «Купание», Потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса». | |
Дидактичекие и развивающие игры | «Сделаем куклам разные прически» «Вымоем куклу» «Правила гигиены» «Чего не хватает?» «Покажи правильно» | |
Творческие игры | «Парикмахерская» , «Детский сад» «Девочка чумазая» инсценировка по стихотворению А.Барто |
Декабрь
Тема: «Чтобы нам не болеть»
Задачи. Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Если ты заболел…» «Мы были у врача» | В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Развитие детей младшего дошкольного возраста, с. 217,219 Н.Н. Авдеева и др. Безопасность, СПб,2002 Н.С. Голицына Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении. Вторая младшая группа. М.,2007, с. 12-18 |
Ситуации | Как витамины подружились со Степашкой? От чего вылечилась ангина у Хрюши? Как надо одеваться, чтобы не болеть? | |
Общение | Где хранятся витамины? (В погребе). Я хочу быть здоровым. Кому нужны эти предметы? Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. | |
Художественная деятельность | Е. Шкловский «Как лечили мишку», «Осторожно, лекарство» | |
Дидактические и развивающие игры | «Покажи мишке как правильно одеваться» «Оденем куклу на прогулку» «Если кто-то заболел» | |
Творческие игры | С\р «Семья», «Аптека», «Скорая помощь» | |
Развлечения | «Советы доктора Айболита» |
Январь
Тема: «Спорт для здоровья»
Задачи. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» | Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М.,2007,с. 40 Н.Н. Авдеева и др. Безопасность, СПб, 2002 Т.А. Шорыгина Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005, с. 15-32 |
Ситуации | Что случилось с этим мальчиком, почему он заболел? (по стихотворению Т.Волгиной «Два друга») Почему спортсмены реже болеют? | |
Общение | Кто спортом занимается Какие виды спорта вы знаете? Какая ваша любимая подвижная игра? Как соблюдать режим? | |
Художественная литература | Т.Волгина «Два друга» Загадки | |
Дидактические и развивающие игры | «Назови вид спорта» (по картинкам) «Назови вид спорта» (по показу) | |
Творческие игры | С\р «Физкультурное занятие в детском саду» | |
Экскурсия | На стадион | |
Развлечения | «Мы мороза не боимся» (с.58) |
Февраль
Тема: «Безопасное поведение в быту»
Задачи. Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, учить осторожно обращаться с ними, оберегать свое лицо и тело, бережно относиться к другим
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Безопасность в нашей группе» | М.Р. Максиняева и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности, М.,1999, с.8,40,43 В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Развитие детей младшего дошкольного возраста Воронеж, 2001, с.13. Н.С. Голицына , Н.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007,с. 71 Н.С. Голицына Перспективное плани-рование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Вторая младшая группа. М., 2007, с.12 |
Ситуации | Опасные предметы. Я знаю, что можно, что нельзя. | |
Общение | Для чего нужен порядок в квартире. Рассматривание картинок: кипящий чайник, спички, иголка и т.д. | |
Художественная литература | Загадки. | |
Дидактические и развивающие игры | «Раз, два, три, что может быть опасным – найди» «Источники опасности» «Отбери предметы, которые трогать нельзя» | |
Творческие игры | С\р «Семья», «Больница», «Аптека» | |
Развлечения | Медведи в гостях у детей |
Март
Тема: «Ребенок и другие люди»
Задачи. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Если чужой приходит в дом» | Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.83, 88 Н.С. Голицына, И.М.Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007 Т.А. Шорыгина Осторожные сказ-ки. Безопасность для малышей. М.,2003, с.36 |
Ситуации | Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку. Ты один дома: незнакомый человек просит открыть дверь. Почему незнакомый взрослый может быть опасен? Взрослый угощает тебя конфетой, мороже-ным, жвачкой. | |
Общение | Незнакомый человек угощает тебя чем-то. Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине. | |
Художественная литература | Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» А.Толстой «Буратино» К.Чуковский «Котауси и Мауси» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». | |
Дидактические и развивающие игры | «Чрезвычайные ситуации на прогулке» | |
Творческие игры | «Семья», «Автобус», «Детский сад» | |
Развлечения | «Самый большой друг» |
Апрель
Тема: «Пожарная безопасность»
Задачи. Дать детям элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.), об опасных последствиях пожаров в доме.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Хрюша попал в беду» | В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Развитие детей младшего дошкольного возраста, с.310,311 К.Ю. Белая и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001, с.13-19 Методическое посо-бие по обучение де-тей дошкольного во-зраста мерам пожар-ной безопасности для воспитателей детских дошкольных учреждений. Видное, 1998 |
Ситуации | О пожарной безопасности От чего происходят пожары? Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками? | |
Общение | Какие беды приносят пожары? Почему детям не разрешается включать газовую плиту? Можно ли оставлять включенным утюг? Спички не тронь – в спичках огонь. | |
Художественная литература | С.Маршак «Кошкин дом», Г.Цыферов «Жил был на свете слоненок»; Л.Толстой «Пожарные собаки»; К.Чуковский «Путаница» С.Михалков «Дядя Степа милиционер» | |
Дидактические и развивающие игры | «Если возник пожар» | |
Творческие игры | «Семья», «Пожарники» | |
Развлечения | Инсценировка произведения С.Маршака «Кошкин дом» |
Май
Тема: «Ребенок на улицах города»
Задачи. Дать детям представления об улице, ее основных частях, познакомить со светофором, учить различать виды наземного транспорта.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Безопасность на дорогах» | Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М., 2007, с.480 54 Ф.С. Майорова Изучаем дорожную азбуку, М., 2006, с.5 Т.А. Шорыгина Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М., 2003,с.29,42, Н.А. Извекова и др. Занятия по правилам дорожного движе-ния, М., 2008, с. 8,15 |
Ситуации | Как надо ходить по улице. Где мы гуляем? Где едут машины? Сигналы светофора. Берегись автомобиля. Если ты потерялся на улице | |
Общение | На какие части делится улица? Как называют людей, идущих по улице? Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать. | |
Художественная литература | Г.Георгиев «Светофор», А.Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход» С.Михалков «Дядя Степа – милиционер» | |
Дидактические и развивающие игры | «Найди и назови», «Что говорит светофор?» | |
Творческие игры | С\р «Мы – водители» «Автобус», «Транспорт», «Больница», «Скорая помощь» | |
Развлечения | «Незнайка на улицах города» (кукольный спектакль) |
Используемая литература
- Авдеева Н.Н. и др. Безопасность СПб, 2002
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
- Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
- Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2001.
- Алямовская В.Т. Организация питания в детском саду. М., 1995.
- Арамина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
- Баль Л.В., В.В.Ветрова Букварь здоровья Учебное пособие для школьного возраста М.: ЭКСМО, 1995
- Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
- Белая К.Ю. и др. Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.: ТЦ Сфера, 2007
- Волчкова В.Н., Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж,2001
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007
- Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М.,2005
- Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. М., 2007
- Голицына Н.С. Твои возможности, человек
- Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007
- Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир».
- Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов. М., 1996.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
- Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей, подготовительный класс, Минск «Тесей» 1999
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита СПб, ,1995
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб.,1997, с.
- Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века.-М.: АРКТИ,2000
- Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы, пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания.-М.: ГНОМ, 2001.
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989
- Извекова Н.А. и др. Занятия по правилам дорожного движения, М.,2008
- Козлова С.А., О.А.Князева, С.Е.Шукшина Программа «Я – человек», 1999
- Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку,
- Макиняева М.Р. и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999,с.12,76
- Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998
- Насонкина С.А. Уроки этикета – СПб.: Изд-во Акцидент, 1995
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста,
- План-программа образовательно-воспитательной работы по программе «Детство»
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образователь-ного процесса в ДОУ ч.II, c. 18
- Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста М.,2005
- Шелегин Н.Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Новосибирск, Изд-во Новосиб. Ун-та, 1997г
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003
- Щипицына Л.М. и др. Азбука общения. СПб . 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми средней группы «Витамины с грядки-наши верные друзья»
ЗОЖ с детьми...
Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми "Солнце, воздух и вода-наши верные друзья"
Зож с детьми...
Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми "Витаминки"
Зож с детьми...
Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми "Умка"
ЗОЖ с детьми...