Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми "Витаминная мозаика"
рабочая программа (подготовительная группа)

Ондар Азиймаа Кара-ооловна

ЗОЖ дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЗОЖ дети159.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1

«СОЛНЫШКО» г. ШАГОНАР

ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧОДУРАА»

ДЕТСКОГО САДА №1  «СОЛНЫШКО» Г, ШАГОНАР

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/19/s_594804773dc22/650809_3.jpeg

ВОСПИТАТЕЛЬ: ОНДАР АЗИЙМАА КАРА-ООЛОВНА

Г. ШАГОНАР

                                       


        

Пояснительная записка.

Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос  о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области. В личностно-ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта – наиболее  ценного для его развития. Ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.      

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.

   Так как  именно в дошкольный  период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. 

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в  широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

    В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

       

       Применение в работе ДОУ программы повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку; формирует положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Цель, задачи программы

Цель программы:   всестороннее развитие личности ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

     Задачи программы:

  1. Формировать представление детей об основных принципах здорового питания,  полезных продуктах. Формировать представление детей о правилах столового этикета.

  1. Формирование навыков разумного поведения, умения адекватно вести себя в разных ситуациях.

  1. Формировать  потребность в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье.

  1. Использовать проектно-исследовательскую деятельность с детьми для более углубленного раскрытия отдельных тем.

  1. Воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить  окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.

Основные принципы

  1. Принцип системности  – занятия проводят в течение целого года при гибком распределении содержания в течение дня.

  1. Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции.

  1. Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем.

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  1. Принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников (до 5 лет – наглядно-действенное, после 5 лет – наглядно-образное).

  1. Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.

  1. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

  1. Принцип возрастной адресованности – одно и то же  содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

  1. Природосообразности – определение содержания, формы, средства и стиля взаимодействия с каждым ребенком на основе личностного знания о нем.

Особенности программы.

       Программа «Витаминная мозаика» уже апробировалась в работе   в МАДОУ № 1 «Солнышко» г. Шагонар.  Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического, психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.

    Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

   Программа рассчитана для работы с детьми группы «Чодураа». Занятия содержат познавательный материал, соответственно возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительными минутками, упражнениями для осанки и др.), необходимыми для развития навыков ребенка, которые закрепляются в повседневной жизни. В занятия включены не только вопросы физического развития детей,  но и вопросы духовного здоровья. Дети учатся любви к себе, людям, к жизни.  

     На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

 

   Программа имеет 2 направления:

1 – психологическое, связанное с изменением сознания и психическим здоровьем.

2 – практическое, т. е. выработка умений и навыков здорового образа жизни.

   

В целом программа имеет также духовно-нравственный аспект:

  • воспитание положительных навыков и привычек: доброты, заботливости, гостеприимства, чуткости, доброжелательности, готовности помочь больному товарищу;

  • воспитание таких волевых качеств, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей;

  • воспитание бережного отношения к природе.

  Программа построена на основании современных научных представлений о психическом и физическом развитии ребенка данного возраста, а также в связи с актуальностью проблемы ортобиоза.  В  нем несколько уровней погружения ребенка в проблему человека и его здоровья.

     Первый уровень – информативный.  

Обращаясь к детям, воспитатель сообщает необходимые сведения о еде,  образе жизни, об одежде и элементарной гигиене тела и жилища, о том, как правильно заниматься и отдыхать. Детей знакомят с темами, связанными с миром, природой, со всем живыми живущим, а также правилами безопасности и правилами поведения в экстремальных ситуациях.

     

        Второй уровень – это уровень развития сознания ребенка на основе полученных знаний.

Разговор о нем, о его трудностях, привычках, о том, как помочь самому себе, как узнать себя, как стать здоровым и как сохранить здоровье. Воспитатель учить ребенка быть внимательным к себе, своему состоянию и настроению.

   

 Для уточнения своих знаний, для их активного использования, а также для самопроверки и самоисследования детям предлагаются различные игры и задания. Но ведущей формой организации детей является ролевая игра.  

Конечная цель  программы – выработка осознания необходимости  здорового образа жизни.

Основные шаги по реализации программы

      Программа состоит из двух блоков: блок «Здоровье» и блок «Безопасность», и  рассчитана для работы с детьми. В группе в течение месяца проводится воспитательно-образовательная работа по определенной теме. Одно и то же  содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

   Материал данной программы реализуется во время непосредственно образовательной деятельности,  и во время образовательной деятельности, организованной в режимных моментах  – в утренние и вечерние часы и на прогулке. Предлагается разнообразная форма организации детей.

Непосредственно образовательная деятельность:

Объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, дидактические игры, моделирование ситуаций, использование современных образовательных технологий, просмотр специальных фильмов и мультфильмов.

Специально организованная деятельность:

- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;

- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.);

- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками);

- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;

- оздоровительный бег, босохождение;

- динамические паузы;

- бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);

- гимнастика пробуждения;

- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны);

- кислородный коктейль;

- чесночно -луковая ингаляция;

- массаж;

- рациональное питание;

- психологическая поддержка;

- проектная деятельность;

- прием детей на улице в теплое время года;

- оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, бассейна, спортивных уголков в группах

Совместная деятельность детей и педагога:

Наблюдения на прогулке, ситуации, общение,  дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирования, тематические досуги, развлечения, индивидуальная работа по здоровьесбережению, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.

Интеграция с другими образовательными областями:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы:

  • совместная физкультурно -досуговая деятельность,
  • наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки),
  • организация совместного активного отдыха,
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов,
  • обогащение литературы по здоровому образу жизни,
  • анкетирование,
  • вовлечение родителей в образовательный процесс «Вместе с мамой»

Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей:

  • Дидактические игры,
  • рассматривание иллюстраций,
  • сюжетные игры.

     

      В программе представлены игры, ситуации, общение, и перечень художественной литературы. Данный перечень используется по усмотрению воспитателя с целью закрепления знаний и осуществления личностно-ориентированного подхода.

 Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, как увлекательная проблемно-игровая деятельность, делая акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении определенных ситуационных задач.

     Решая проблемные ситуации, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.

    Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому, с одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с  другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

   Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче  разнообразного содержания.   Используются ситуационные задачи  разных типов.  Это и   построение задач на основе программного содержания по разделам, и создание практико-ориентированных задач, требующих экспериментирования и прикладных действий детей.  А также задачи из реальной жизни,  задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале.    

          Условием интеграции  становится насыщение разных видов детской деятельности (игра, экспериментирование, познание, общение) информацией о культуре здоровья и об основах здорового образа жизни с последующим формированием на этой базе эмоционально - положительного отношения к данному процессу.

Программа  пронизывает все виды деятельности дошкольника, и  осуществляется  в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.        

Практическая значимость программы  заключается  в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья; формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье. Также практическая значимость ее заключается в том, что она способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества детей.  

          Для более углубленного раскрытия отдельных тем  воспитатели   используют  проектную деятельность в соответствии с возрастными  особенностями детей и их проблемами.  Все направления проекта  объединяет игровой метод, который придает воспитательно – образовательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Для осуществления программы  необходим специально подобранный материал, оборудование, специально организованная предметно-развивающая среда.  Необходимо привлечь к решению этой проблемы родителей для более сконцентрированного внимания их к использованию полезных и здоровых продуктов в своем рационе, объединить усилия детского сада и семьи по формированию у детей и взрослых основ здорового образа жизни и правильного питания.

     Только в этом случае реализация проекта  будет способствовать  развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, воспитанию здорового образа жизни.    Выраженная субъективность дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых  форм организации  воспитания и развития детей.

Формы организации учебного процесса:


-коллективный
-индивидуально-групповой 

Методы и формы обучения 
Программой предусматривается использование традиционных , инновационных форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются: 

  1. Словесный (рассказ, беседа, диалог)
  2. Метод наблюдения (зарисовка, рисунки)
  3. Графический (составление схем)
  4. Практические задания (упражнения на логику)
  5. Наглядный (таблицы, иллюстрации, мультимедийные презентации)

Используются элементы различных инновационных технологий:

1.Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника, является главной сферой общения детей.

2. Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы)

3. Метод программированного обучения (линейное программирование: выбор между правильным и неправильным; разветвленное программирование: выбор одного ответа из нескольких, алгоритм – система)

4. Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение)

5. Элементы здоровьесберегающих технологий.

Планируемые результаты.

    Результатом освоения программы «Витаминная мозаика» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий  элементарные правила здорового образа жизни.

    Это ребенок, который:

  • имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом.
  • знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни;
  • бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;
  • осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.
  • имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.

Механизм оценки получаемых результатов

Критерии и показатели оценки эффективности образовательной программы



Критерии 


Показатели 


1


Запоминание и воспроизведение учебного материала

-Знание строения организма
-Значение органов
-Знание и выполнение системы закаливания и первичной профилактики заболеваний
-Умение взаимодействовать с окружающей средой и правильно вести себя в экстремальных ситуациях


2

Способность понимать значение изученного материала

-Использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях
-Предполагать результат здорового образа жизни


3

Синтез знаний, умений в процессе поисково-опытнической работе

-Умение ставить проблемную задачу и путем опытнических упражнений разрешить ситуацию, делая вывод

4

Оценка результатов работы

-Умение критично оценивать результаты своего труда и товарищей

5

Творческая активность

-Проявление интереса, любознательности, инициативности.

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов

    Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов осуществляется, по разработанным картам  даёт педагогам возможность  отследить усвоение программного материала каждым ребёнком и реализацию задач каждого блока   программы, что позволяет более полно анализировать и прогнозировать воспитательно-образовательную деятельность.

    Многолетняя работа по мониторингу с использованием данных карт показала эффективность, простоту в заполнении и обработке их.

        Карты могут быть использованы в работе воспитателей всех возрастных групп, для этого разделы отсутствующие в группах младшего возраста просто не заполняются.

    Формой отчета является мониторинговые  карты и  диаграммы.

Мониторинг проводится 2 раза в год — стартовый и итоговый, для проведения полученных в процессе бесед, анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками.    

    Система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Тематическое планирование        

                                                                 

Блок  «Здоровье»

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Что такое здоровье?

- Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.

 - Дать сведения  о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания,  физического развития.

Октябрь

О правильном питании

- Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.

Ноябрь

Чтобы нам не болеть

- Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.

Декабрь

Тело человека и личная гигиена

- Познакомить  детей со строением  тела человека,

- Закрепить знания о месторасположении частей тела, лица,

- Закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.

 - Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек.  

Январь

Спорт для здоровья

- Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

- Познакомить с некоторыми видами спорта.

Блок  «Безопасность»

Месяц

Тема

Задачи

Февраль

Безопасное поведение в быту

- Формировать представление   детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

- Закрепить  правила безопасного поведения в быту.

Март

Ребенок и другие люди

- Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми,

- Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

- Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни,  на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо.

Апрель

Пожарная безопасность

- Формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара,

- Показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.

Май

Ребенок на улицах города

- Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками,

- Формировать представления о некоторых правилах дорожного движения,

- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Июнь – август

«Ребенок и природа»

- Учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми,  знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных.

- Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека,

 - Развивать понимание, что человек – часть природы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Сентябрь

Тема: «Что такое здоровье»

Задачи:

- Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.

 - Дать сведения  о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного

   питания,  физического развития.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Помоги Незнайке сберечь здоровье»

Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999,с.12,76

Н.С.Голицына,

И.М. Шумова  Воспитание здорового образа жизни у малышей. М., 2007

Ситуации

Как я буду заботиться о своем здоровье

Быть здоровым хорошо или плохо?

Как вы одеваетесь на прогулку.

Мишка болен.

Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми?

Что помогает детям не болеть в холодный зимний день?

Общение

Как вы себя сегодня чувствуете?

Кто в детском саду заботиться?

Быть здоровым хорошо или плохо?

Художественная литература

К.Чуковский «Доктор Айболит»

Пословицы

Дидактические и развивающие игры

«Кому что нужно?»

«Узнай и назови»

«Чудесный мешочек»

Творческие игры

«Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница»

Экскурсия

В медицинский кабинет

Развлечения

«Доктор Айболит»

Октябрь

Тема: «О правильном питании»

Задачи:

-Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Витамины растут на ветке, витамины растут на грядках»

«Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты»

Н.С. Голицына,

И.М. Шумова  Воспитание основ здорового образа жизни у малышей,

М., 2007, с.32,33,34

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста.

Воронеж, 2001,с.72, 77, 81,85

Г. Зайцев  

«Уроки Мойдодыра. СПб.,1997, с.23

Л.М. Щипицына и др.

«Азбука общения». СПб . 1998,с.162,175

Журнал  «Ребенок в детском саду», 2007, №1,с.47.

Ситуации

Фрукты полезны взрослым и детям

О вредных продуктах

Общение

Зачем нужны ложки, вилки

О здоровой пище

Какие вкусные подарки дарит нам осень?

Художественная литература

Ю.Тувим «Овощи»

Г.Зайцев «Приятного аппетита»

М.Безруких «Разговор о правильном питании»

Загадки об овощах и фруктах.

Дидактические и развивающие игры

«Чудесный мешочек»

«Узнай и назови овощи и фрукты»

«Разложи на тарелках полезные продукты»

«Повара»

Творческие игры

С\р игра «Магазин продуктов»,

«Овощной магазин»

Опытно-исследовательская деятельность

Определение продуктов по вкусу

Развлечения

«Веселые овощи»

Ноябрь

Тема: «Тело человека и личная гигиена»

Задачи. Познакомить  детей со строением  тела человека, закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Чтобы быть здоровым»

Н.С. Голицына,

И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, с.36,39,40

С.В.Петерина  Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, с.33

Л.В.Артемова Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 15

К.Ю. Белая  и др.  

Как обеспечить безопасность дошкольников, с. 6

В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова.

Развитие детей младшего дошкольного возраста.

Воронеж,2001, с.354

Н.С. Голицына  Ознакомление дошкольников с социальной действительностью», М.,2005,с.7,8

Н.С. Голицына Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса  в дошкольном учреждении  (вторая младшая группа). М.,2007, с.4-6

Ситуации

Научим Хрюшу умываться.

Кукла Таня простудилась.

Какие мы  разные.

Мы любим умываться и чисто одеваться.

Где что находится?

Общение

Расскажи и покажи части тела и лица.

Водичка, водичка умой мое личико.

Для чего нужна вода?

Машенька хочет купаться (не хочет купаться).

Уроки Мойдодыра.

Художественная литература

Г.Зайцев «Дружи с водой»,

К.Чуковский «Мойдодыр»,

А.Барто «Девочка чумазая»,

З.Бяльковская «Юля – чистюля»,

З.Александрова «Купание»,

Потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса».

Дидактичекие и развивающие игры

«Сделаем куклам разные прически»

«Вымоем куклу»

«Правила гигиены»

«Чего не хватает?»

«Покажи правильно»

Творческие игры

«Парикмахерская» , «Детский сад»

«Девочка чумазая»  инсценировка по стихотворению А.Барто

Декабрь

Тема: «Чтобы нам не болеть»

Задачи.  Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Если ты заболел…»

«Мы были у врача»

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Развитие детей младшего дошкольного возраста, с. 217,219

Н.Н. Авдеева и др. Безопасность, СПб,2002

Н.С. Голицына Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Вторая младшая группа. М.,2007, с. 12-18

Ситуации

Как витамины подружились со Степашкой?

От чего вылечилась ангина у Хрюши?

Как надо одеваться, чтобы не болеть?

Общение

Где хранятся витамины? (В погребе).

Я хочу быть здоровым.

Кому нужны эти предметы?

Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.

Художественная деятельность

Е. Шкловский «Как лечили мишку», «Осторожно, лекарство»

Дидактические и развивающие игры

«Покажи мишке как правильно одеваться»

«Оденем куклу на прогулку»

«Если кто-то заболел»

Творческие игры

С\р «Семья», «Аптека»,

«Скорая помощь»

Развлечения

«Советы доктора Айболита»

Январь

Тема: «Спорт для здоровья»

Задачи. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М.,2007,с. 40

Н.Н. Авдеева и др. Безопасность, СПб, 2002

Т.А. Шорыгина Беседы о здоровье. Методическое пособие.

М., 2005, с. 15-32

Ситуации

Что случилось с этим мальчиком, почему он заболел? (по стихотворению  Т.Волгиной «Два друга»)

Почему спортсмены реже болеют?

Общение

Кто спортом занимается

Какие виды спорта вы знаете?

Какая ваша любимая подвижная игра?

Как соблюдать режим?

Художественная литература

Т.Волгина  «Два друга»

Загадки

Дидактические и развивающие игры

«Назови вид спорта» (по картинкам)

«Назови вид спорта» (по показу)

Творческие игры

С\р «Физкультурное занятие в детском саду»

Экскурсия

На стадион

Развлечения

«Мы мороза не боимся» (с.58)

Февраль

Тема: «Безопасное поведение в быту»

Задачи.  Дать детям представление  об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, учить осторожно обращаться с ними, оберегать свое лицо и тело, бережно относиться к другим

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Безопасность в нашей группе»

М.Р. Максиняева и др.  Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности, М.,1999, с.8,40,43

В.Н. Волчкова,

Н.В. Степанова Развитие детей младшего дошкольного возраста

Воронеж, 2001, с.13.

Н.С. Голицына ,

Н.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей,

М., 2007,с. 71

Н.С. Голицына  Перспективное плани-рование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Вторая младшая группа.

М., 2007, с.12

Ситуации

Опасные предметы.

Я знаю, что можно, что нельзя.

Общение

Для чего нужен порядок в квартире.

Рассматривание картинок: кипящий чайник, спички, иголка и т.д.

Художественная литература

Загадки.

Дидактические и развивающие игры

«Раз, два, три, что может быть опасным – найди»

«Источники опасности»

«Отбери предметы, которые трогать нельзя»

Творческие игры

С\р  «Семья», «Больница»,

«Аптека»

Развлечения

Медведи в гостях у детей

Март

Тема: «Ребенок и другие люди»

Задачи. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Если чужой приходит в дом»

Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников     М.2001г., с.83, 88

Н.С. Голицына, И.М.Шумова  Воспитание основ здорового образа жизни у малышей,

 М., 2007

Т.А. Шорыгина Осторожные сказ-ки. Безопасность для малышей. М.,2003, с.36

Ситуации

Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку.

Ты один дома: незнакомый человек просит открыть дверь.

Почему незнакомый взрослый может быть опасен?

Взрослый угощает тебя конфетой, мороже-ным, жвачкой.

Общение

Незнакомый человек угощает тебя чем-то.

Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине.

Художественная литература

Р.н.с. «Кот, петух и лиса»,  «Волк и семеро козлят»

А.Толстой «Буратино»

К.Чуковский «Котауси и Мауси»

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Дидактические и развивающие игры

«Чрезвычайные ситуации на прогулке»

Творческие игры

«Семья», «Автобус», «Детский сад»

Развлечения

«Самый большой друг»

Апрель

Тема: «Пожарная безопасность»

Задачи.  Дать  детям элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.), об опасных последствиях пожаров в доме.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Хрюша попал в беду»

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Развитие детей младшего дошкольного возраста, с.310,311

К.Ю. Белая и др. Как обеспечить безопасность дошкольников,

М., 2001, с.13-19

Методическое посо-бие по обучение де-тей дошкольного во-зраста мерам пожар-ной безопасности для воспитателей детских дошкольных учреждений.

Видное, 1998

Ситуации

О пожарной безопасности

От чего происходят пожары?

Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?

Общение

Какие беды приносят пожары?

Почему детям не разрешается включать газовую плиту?

Можно ли оставлять включенным утюг?

Спички не тронь – в спичках огонь.

Художественная литература

С.Маршак «Кошкин дом»,

Г.Цыферов «Жил был на свете слоненок»;

Л.Толстой «Пожарные собаки»;

К.Чуковский «Путаница»

С.Михалков «Дядя Степа милиционер»

Дидактические и развивающие игры

«Если возник пожар»

Творческие игры

«Семья», «Пожарники»

Развлечения

Инсценировка произведения С.Маршака «Кошкин дом»

Май

Тема: «Ребенок на улицах города»

Задачи.  Дать детям представления об улице, ее основных частях, познакомить со светофором, учить различать виды наземного транспорта.

Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Занятия

«Безопасность на дорогах»

Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей  М., 2007, с.480 54

Ф.С. Майорова    Изучаем дорожную азбуку,

М., 2006, с.5

Т.А. Шорыгина   Осторожные сказки.  Безопасность для малышей.

М., 2003,с.29,42,

Н.А. Извекова и др. Занятия по правилам дорожного движе-ния,

М., 2008, с. 8,15

Ситуации

Как надо ходить по улице.

Где мы гуляем?

Где едут машины?

Сигналы светофора.

Берегись автомобиля.

Если ты потерялся на улице

Общение

На какие части делится улица?

Как называют людей, идущих по улице?

Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать.

Художественная литература

Г.Георгиев «Светофор»,

А.Северный «Светофор»,

О. Тарутин «Переход»

С.Михалков «Дядя Степа – милиционер»

Дидактические и развивающие игры

«Найди и назови»,

«Что говорит светофор?»

Творческие игры

С\р  «Мы – водители»

«Автобус», «Транспорт», «Больница», «Скорая помощь»

Развлечения

«Незнайка на улицах города» (кукольный спектакль)

Используемая литература

  1.  Авдеева Н.Н. и др.  Безопасность  СПб, 2002
  2.  Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
  3. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
  4. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности        в дошкольных образовательных учреждениях // Здоровье                      и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2001.
  5. Алямовская В.Т. Организация питания в детском саду. М., 1995.
  6.  Арамина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007
  7.  Артемова Л.В.  Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
  8.  Баль Л.В., В.В.Ветрова  Букварь здоровья Учебное пособие для школьного возраста М.: ЭКСМО, 1995
  9. Белая К.Ю.  и др.  Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
  10.  Белая К.Ю. и др.  Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.: ТЦ Сфера, 2007
  11.  Волчкова В.Н., Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж,2001
  12.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007
  13.  Голицына Н.С.  Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М.,2005
  14.  Голицына Н.С.  Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. М., 2007
  15.  Голицына Н.С. Твои возможности, человек
  16.  Голицына Н.С., Шумова И.М.  Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007
  17.  Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир».
  18.  Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов. М., 1996.
  19.  Дрязгунова В.А.  Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
  20.  Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей, подготовительный класс, Минск «Тесей» 1999
  21.  Зайцев Г.К.  Уроки Айболита СПб, ,1995
  22.  Зайцев Г.К.  Уроки Мойдодыра. СПб.,1997, с.
  23.  Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология           21 века.-М.: АРКТИ,2000
  24.  Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы, пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания.-М.: ГНОМ, 2001.
  25.  Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми.    М.: Медицина, 1989
  26.  Извекова Н.А. и др.  Занятия по правилам дорожного движения, М.,2008
  27.  Козлова С.А., О.А.Князева, С.Е.Шукшина  Программа «Я – человек», 1999
  28.  Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку,
  29.  Макиняева М.Р. и др.  Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999,с.12,76
  30.  Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998
  31.  Насонкина С.А.  Уроки этикета – СПб.: Изд-во Акцидент, 1995
  32.  Петерина С.В.  Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста,
  33.  План-программа образовательно-воспитательной работы по программе «Детство»
  34.  Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»
  35.  Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образователь-ного процесса в ДОУ ч.II, c. 18
  36.  Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,
  37.  Хромцова Т.Г. Воспитание  безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста  М.,2005
  38.  Шелегин Н.Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Новосибирск, Изд-во Новосиб. Ун-та, 1997г
  39.  Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
  40.  Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008
  41.  Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003
  42. Щипицына Л.М. и др. Азбука общения. СПб . 1998