Семинар-практикум для педагогов "Психическое здоровье педагогов ДОУ"
методическая разработка
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_psihicheskoe_zdorove_pedagogov_dou.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
Психическое здоровье педагогов ДОУ
семинар-практикум для педагогов
Составитель
педагог-психолог Запорожская А.С.
Химки 2022г
Психическое здоровье педагогов ДОУ
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов ДОУ.
Задачи:
- Актуализировать процесс самоанализа педагогов.
- Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния.
- Оптимизировать самооценку педагогов.
- Сформировать позитивное мышление воспитателей и специалистов ДОУ.
- Снять эмоциональное напряжение.
Материалы и оборудование:
- Мультимедийное оборудование, ноутбук для демонстрации слайдовой презентации (теоретическая часть семинара); слайдовая презентация (приложение 4);
- Карточки к упражнению «Интонация» (приложение 1);
- Карточки к упражнению «Удовольствие» (приложение 2);
- Карточки к упражнению «Я знаю, что я…» (приложение 3);
- Рефлексивный кубик.
Время проведения: приблизительно 1,5 часа.
Участники: педагоги ДОУ.
Ход семинара - тренинга
1. Разминка (10 мин). Упражнение «Интонация»
Цель: развитие экспрессии, навыков активного слушания, эмоциональной сферы.
Материалы и оборудование: карточки к упражнению «Интонация» (приложение 1).
Ведущий: - Произнесите по кругу свое имя с разными интонациями: с благодарностью, с восторгом, с восхищением, искренне, радостно, доброжелательно, ласково, восторженно, нежно, громко, тихо, задумчиво, с любовью, удивленно, игриво, загадочно, торжественно, задорно.
2. Теоретическая часть (10-15 мин).
Слайдовая презентация «Психическое здоровье педагогов ДОУ».
Цель: Введение в тему семинара, знакомство педагогов со способами профилактики эмоционального выгорания.
Демонстрируется слайдовая презентация (см. приложение 4).
3. Практическая часть (60 мин).
- Упражнение «Удовольствие»
Материалы и оборудование: карточки к упражнению «Удовольствие» (приложение 2);
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
- Упражнение «Пять минут»
Цель: преодолеть стресс спешки, нейтрализовать эмоциональное напряжение, укрепить стремление учителей к состоянию внутреннего равновесия.
Обсуждение этой проблемы начинаем с таких слов: «Представьте: вы идете к автобусной остановке и видите, что подъезжает нужный автобус. Что вы сделаете? Спокойно скажите себе, не торопиться и подождете следующий автобус или быстро побежите за автобусом, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам удалось догнать автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пассажирами. Пять минут у вас в запасе. Что вы будете делать в течение того времени, которое вы сэкономили, потратив определенные усилия?».
Во время группового обсуждения часто выясняется, что педагоги находятся в постоянной спешке, стремясь сэкономить каждую минуту даже тогда, когда в этом нет необходимости. Большинство действительно не может представить себе, что можно сделать в течение сэкономленного времени, и приходит к выводу о вредном влиянии лишней спешки на самочувствие.
- Упражнение «Ловец блага»
Инструкция: - Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы опоздали на автобус.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
Комментарии для ведущего: участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».
- Упражнение «Я знаю, что я…»
Это, простое, на первый взгляд, упражнение может выявить скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.
Материалы и оборудование:
Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку и по очереди зачитывают
- Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
- Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
- Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
- Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
- Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
- Я знаю, что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
- Я знаю, что я сладкая, певучая, вдохновенная, кипучая.
- Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
- Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
- Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
- Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
- Я знаю, что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
- Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
- Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
- Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
- Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
- Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
- Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
- Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.
- Упражнение «Бодрость за одну минуту»
Цель: восстановить бодрость, снять усталость за небольшой промежуток времени.
- Существуют определенные способы мышечной релаксации. Упражнения выполняются в строгой последовательности.
1. Быстро потрите друг о друга пальцы рук (5сек.)
2. Быстро потрите теплыми пальцами щеки движениями вверх-вниз (5 сек.)
3. Часто постучите пальчиками по макушке головы (5 сек.)
4. Сожмите расслабленную руку в кулак; энергично поглаживайте им внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (3раза).
5. Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами (3 раза).
6. Найдите на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажмите на нее, сосчитайте до пяти. Затем освободите и дышите глубоко; снова нажмите, но уже с другой стороны.
7. Большим пальцем нащупайте впадинку у основания черепа (в месте соединения головы с позвоночником), нажмите, сосчитав до трех, отпустите (3раза).
8. Массаж рефлекторных зон ног:
- сожмите руками кончик большого пальца ноги, затем подушечку большого пальца; если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;
- плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллесово сухожилие, сдавите, отпустите (по 3 раза на каждой ноге);
- быстро потрите верх ступни рукой или пяткой другой ноги.
9. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни, паха (если нет варикозного расширения вен).
В результате по телу разольется приятная теплота, в тонус придут все основные системы организма.
- Упражнения на развитие мыслительной гибкости
Практика показывает, что педагоги зачастую не готовы к большим интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, с трудом меняют свое поведение в сложных, непредсказуемых ситуациях. С увеличением стажа работы у педагогов возрастает стереотипность, шаблонность мышления, закрепляются защитные психологические механизмы, ведущие, к повышению авторитарности, неспособности принять другую точку зрения. Все это препятствует взаимопониманию педагога и ребенка, сказывается на их психологическом здоровье.
Развитию мыслительной гибкости способствует использование следующих упражнений:
- Взять три слова, мало связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Необходимо составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали в себя эти три слова.
- Придумать как можно больше вариантов использования не по прямому назначению следующих предметов: утюг, пуговица, канцелярская скрепка, банан, брелок.
- Придумать два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков, стремится к нестандартным вариантам ответов на основе анализа существенных признаков предметов.
- Упражнение «Звери» (выполняется в кругу)
Инструкция для участников: - Сейчас я каждому из Вас скажу на ушко, каким зверем он будет (например, кошкой, белым бычком). После этого все «звери» должны крепко взяться за руки (согнутые в локтях). Я буду громко называть какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Шутка в том, что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные названия, а остальных называет одинаково (например, бурундук). Все играющие стараются изо всех сил удержать названного «зверя». Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.
- Заключительная часть. (5–7 мин).
Подведение итогов. Рефлексивный кубик.
Материалы и оборудование:
Вопросы для рефлексии:
- Испытывали ли Вы трудности при выполнении упражнений?
- Какие темы вы предложили бы для следующих встреч?
- Считаете ли Вы полезными упражнения, которые проводились на сегодняшнем практикуме?
- Открыли ли Вы что - то новое для себя?
- Как Вы себя сейчас чувствуете?
- Какие у Вас сейчас ощущения?
Вопросы вставляются в прозрачные карманы на гранях кубика. Педагоги выбирают один из вопросов путем перекидывания кубика и отвечают на него.
Список литературы:
- Водопьянова, Н.Е.Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.– СПб.: Питер, 2008.
- Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – Екатеринбург, 1998.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. – СПб.: Питер, 2002
- Практико-ориентированный обучающий семинар-тренинг «Профилактика профессиональной усталости педагога». - Томск, 2005.
- Шарыпова Е. В. Психологический тренинг «Формирование и развитие стрессовой устойчивости педагогов к воздействию внешней среды». - Томск, 2005.
- Интернет-ресурсы:
- http://psylab.info.
- http://innalitovkina.blogspot.ru
- http://www.who.int/mediacentre.ru
Приложение 1
Карточки к упражнению «Интонация»
Произнесите свое имя с благодарностью | Произнесите свое имя с восторгом | Произнесите свое имя с восхищением |
Произнесите свое имя искренне | Произнесите свое имя радостно | Произнесите свое имя доброжелательно |
Произнесите свое имя ласково | Произнесите свое имя восторженно | Произнесите свое имя нежно |
Произнесите свое имя громко | Произнесите свое имя тихо | Произнесите свое имя задумчиво |
Произнесите свое имя с любовью | Произнесите свое имя удивленно | Произнесите свое имя игриво |
Произнесите свое имя загадочно | Произнесите свое имя торжественно | Произнесите свое имя задорно |
Приложение 2
Карточки к упражнению «Удовольствие»
1. ___________________________________ 2. ___________________________________ 3. ___________________________________ 4. ___________________________________ 5. ___________________________________ 6. ___________________________________ 7. ___________________________________ 8. ___________________________________ 9. ___________________________________ 10. __________________________________ | 1. ___________________________________ 2. ___________________________________ 3. ___________________________________ 4. ___________________________________ 5. ___________________________________ 6. ___________________________________ 7. ___________________________________ 8. ___________________________________ 9. ___________________________________ 10. ___________________________________ |
Приложение 3
Карточки к упражнению «Я знаю, что я…»
- Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
- Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
- Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
- Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
- Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
- Я знаю, что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
- Я знаю, что я сладкая, певучая, вдохновенная, кипучая.
- Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
- Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
- Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
- Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
- Я знаю, что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
- Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
- Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
- Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
- Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
- Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
- Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
- Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»
Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...
Семинар-практикум для воспитателей "«Психологическое здоровье воспитанников и педагогов в ДОУ»
Цель семинара - практикума: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов ДОУ.Задачи:- Знакомство с понятиям...
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога»
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога» Цель: развитие личности и профессиональных качеств педагогов через развитие творческого мышления...
Семинар практикум для воспитателей «День здоровья педагога»
Будьте добрыми, если захотите;Будьте мудрыми, если сможете;Но здоровыми вы должны быть всегда.(Конфуций) Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте,...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».
Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...
Семинар-практикум для родителей Тема: «Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто».
Цель: систематизировать знания родителей по вопросам оздоровления дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни....