Приложение №7. Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников с ОВЗ в рамках реализации АОП ДО.
презентация

Епихова Ольга Вячеславовна

Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников с ОВЗ в рамках реализации АОП ДО. Презентация "Родители, ребенок, педагог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_planirovanie.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

учителя-дефектолога О.В. Епиховой

на тему: "Планирование работы по взаимодействию

 с родителями воспитанников с ОВЗ

 в рамках реализации АОП ДО".

        Наше дошкольное  образовательное учреждение имеет две группы для детей с нарушениями зрения: одна группа - комбинированного вида, другая - компенсирующего вида. Эти группы посещают дети от трёх до семи лет с такими зрительными нарушениями, как косоглазие, амблиопия, гиперметропия и  астигматизм.

        Решение о пребывании ребенка с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении принимается родителями на основании коллегиального заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

        Считаю, что поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка, имеет ряд особенностей по сравнению с  родителями, воспитывающих нормально развивающихся детей этого же возраста. Условно выделяю пять типов нарушенного поведения родителей  со своим ребенком:

• директивное сотрудничество;

• неэмоциональное потакающее сотрудничество;

• речевое взаимодействие;

• отстраняющее взаимодействие, формальное общение.

Но есть и родители, желающие искренне понять проблемы развития ребёнка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире.

В настоящее время   информацию могут получить родители через телевидение,  интернет. Это  приводит к тому, что многие родители обладают хаотичными знаниями в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и не применяются в соответствии с возрастом ребёнка и его возможностями.  

Свой отпечаток накладывает и социальный статус семьи. К сожалению, в нашей группы  более  половины детей — это дети из неполных семей.

Как же  организовать помощь семьям, воспитывающих ребёнка с ОВЗ?

        Для планомерной коррекционно-образовательной работы педагогами была составлена Адаптированная образовательная программа ДОУ на основе требований Стандарта.

        ФГОС ДО выдвигает задачу "обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей".

В пункте 1.7. сказано, что "Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития".

        

В АОП ДО ведущими целями взаимодействия

детского сада с семьей являются:

  • формирование психолого - педагогических знаний родителей;
  • оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей с патологией зрения;
  • приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.


Задачи работы специалиста - дефектолога с семьей,

воспитывающей ребенка с ОВЗ:

• оказать квалифицированную поддержку родителям;

• создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

• формировать адекватные взаимоотношения между участниками образовательных отношений.

В основу коррекционно-педагогической работы с семьями  положены следующие принципы:

• принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. 

В работе с ребенком участвуют медицинские работники: невролог, ортопед, психиатр, врач-окулист, массажист, а также педагоги:  учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель.

 (Вывести модель взаимодействия)

(Вывести лист Психолого - медико - педагогическое сопровождение воспитанников с нарушениями зрения в разновозрастной группе №9 (с подтвержденным статусом ОВЗ)

При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи. Оно происходит в рамках работы ПМПконсилиума.

• Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития (Вывести лист диагностического обследования);

•Принцип сотрудничества между участниками образовательных отношений. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;

• Принцип учета интересов семьи. По-другому его можно было бы назвать иначе — принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, научили говорить, сняли повышенное возбуждение, научили не перебивать говорящего, развили в ребёнке усидчивость и т. д.). Специалист не должен говорить им: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание.  

Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники и т. д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.

Но таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями.

• Принцип ведущей деятельности. Если у ребёнка от двух до пяти  лет ведущая деятельность - игра,  специалисты будут говорить с родителями о формировании психических процессов через игровую деятельность, а у ребенка старше 5 лет - через учебную деятельность.

        Исходя из выше сказанного,  выделила три направления в работе с родителями:

  • обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и виды игр  в зависимости от диагноза ребёнка);
  • повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми);
  • оказание практической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.

Определив цели и раскрыв принципы работы специалиста-дефектолога с семьями, воспитывающими проблемных детей, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребенком  и его родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год

Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год...

Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Кораблик» на 2015-2016 учебный год

Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы....

Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Кораблик» на 2015-2016 учебный год

Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы....

Из опыта работы по взаимодействию с родителями воспитанников посредством реализации проектов.

Образовательные  проекты  с семьей – обновленная форма взаимодействия с родителями воспитанников и содержания нравственно-патриотического воспитания...

Формы эффективного взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ, в рамках создания условий социализации и индивидуализации дошкольников.

Необходимым условием для комплексного подхода к воспитанию личности ребенка является взаимное влияние общественного и семейного воспитания.Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образован...

Табличная форма для планирования на год взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)

Табличная форма для планирования на год взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)...