Приложение №7. Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников с ОВЗ в рамках реализации АОП ДО.
презентация
Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников с ОВЗ в рамках реализации АОП ДО. Презентация "Родители, ребенок, педагог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_planirovanie.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
учителя-дефектолога О.В. Епиховой
на тему: "Планирование работы по взаимодействию
с родителями воспитанников с ОВЗ
в рамках реализации АОП ДО".
Наше дошкольное образовательное учреждение имеет две группы для детей с нарушениями зрения: одна группа - комбинированного вида, другая - компенсирующего вида. Эти группы посещают дети от трёх до семи лет с такими зрительными нарушениями, как косоглазие, амблиопия, гиперметропия и астигматизм.
Решение о пребывании ребенка с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении принимается родителями на основании коллегиального заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Считаю, что поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка, имеет ряд особенностей по сравнению с родителями, воспитывающих нормально развивающихся детей этого же возраста. Условно выделяю пять типов нарушенного поведения родителей со своим ребенком:
• директивное сотрудничество;
• неэмоциональное потакающее сотрудничество;
• речевое взаимодействие;
• отстраняющее взаимодействие, формальное общение.
Но есть и родители, желающие искренне понять проблемы развития ребёнка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире.
В настоящее время информацию могут получить родители через телевидение, интернет. Это приводит к тому, что многие родители обладают хаотичными знаниями в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и не применяются в соответствии с возрастом ребёнка и его возможностями.
Свой отпечаток накладывает и социальный статус семьи. К сожалению, в нашей группы более половины детей — это дети из неполных семей.
Как же организовать помощь семьям, воспитывающих ребёнка с ОВЗ?
Для планомерной коррекционно-образовательной работы педагогами была составлена Адаптированная образовательная программа ДОУ на основе требований Стандарта.
ФГОС ДО выдвигает задачу "обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей".
В пункте 1.7. сказано, что "Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития".
В АОП ДО ведущими целями взаимодействия
детского сада с семьей являются:
- формирование психолого - педагогических знаний родителей;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей с патологией зрения;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
Задачи работы специалиста - дефектолога с семьей,
воспитывающей ребенка с ОВЗ:
• оказать квалифицированную поддержку родителям;
• создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
• формировать адекватные взаимоотношения между участниками образовательных отношений.
В основу коррекционно-педагогической работы с семьями положены следующие принципы:
• принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
В работе с ребенком участвуют медицинские работники: невролог, ортопед, психиатр, врач-окулист, массажист, а также педагоги: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель.
(Вывести модель взаимодействия)
(Вывести лист Психолого - медико - педагогическое сопровождение воспитанников с нарушениями зрения в разновозрастной группе №9 (с подтвержденным статусом ОВЗ)
При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи. Оно происходит в рамках работы ПМПконсилиума.
• Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития (Вывести лист диагностического обследования);
•Принцип сотрудничества между участниками образовательных отношений. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;
• Принцип учета интересов семьи. По-другому его можно было бы назвать иначе — принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, научили говорить, сняли повышенное возбуждение, научили не перебивать говорящего, развили в ребёнке усидчивость и т. д.). Специалист не должен говорить им: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание.
Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники и т. д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.
Но таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями.
• Принцип ведущей деятельности. Если у ребёнка от двух до пяти лет ведущая деятельность - игра, специалисты будут говорить с родителями о формировании психических процессов через игровую деятельность, а у ребенка старше 5 лет - через учебную деятельность.
Исходя из выше сказанного, выделила три направления в работе с родителями:
- обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и виды игр в зависимости от диагноза ребёнка);
- повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми);
- оказание практической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.
Определив цели и раскрыв принципы работы специалиста-дефектолога с семьями, воспитывающими проблемных детей, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребенком и его родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь»
Работа с родителями...
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год...
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Кораблик» на 2015-2016 учебный год
Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы....
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Кораблик» на 2015-2016 учебный год
Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы....
Из опыта работы по взаимодействию с родителями воспитанников посредством реализации проектов.
Образовательные проекты с семьей – обновленная форма взаимодействия с родителями воспитанников и содержания нравственно-патриотического воспитания...
Формы эффективного взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ, в рамках создания условий социализации и индивидуализации дошкольников.
Необходимым условием для комплексного подхода к воспитанию личности ребенка является взаимное влияние общественного и семейного воспитания.Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образован...
Табличная форма для планирования на год взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)
Табличная форма для планирования на год взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)...