Семинар-практикум для педагогов "Целительная сила музыки"
консультация
Семинар-практикум для педагогов "Целительная сила музыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselitelnaya_sila_muzyki.docx | 639.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №95» г. Ярославль
«ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА
МУЗЫКИ»
« Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка – целитель здоровья».
( В.М. Бехтерев)
Разработала:
музыкальный руководитель
Щербакова Елена Валерьевна
Ярославль 2018
Цель: познакомить педагогов с одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья – музыкотерапией; рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе и научить применять их на практике.
Ход выступления.
1.Валеологическая песенка-распевка «Добрый день».
Добрый день! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем (разводят руки в стороны)
Улыбнёмся снова,
Будьте все здоровы!
2.Вступление.
Будем все здоровы! И хочется, чтобы здоровы были наши дети. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка; подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.
( слайд 2) Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.
А «терапия» в переводе с греч. - «лечение». Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях укрепления и восстановления здоровья.
3. Музыкотерапия и психоэмоциональное состояние ребёнка.
(Слайд №3) Составьте из данных вразброс слов высказывание о чудодейственной силе музыке британского драматурга XVII века У. Когрива.
(Слайд №4) «Музыка обладает магической силой, которая может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб» (У. Конгрив, британский драматург, XVII века).
Каким образом музыка воздействует на организм человека? Какие варианты ответов вы можете предложить?
( Поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, облегчает установление контакта между людьми, повышают тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.)
Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно- психических заболеваний.
Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма, а особенно на нервную. ( Слайд № 5)
- Ритм. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.
- Лад. Минор обнаруживает депрессивный, подавляющий эффект. Мажор - поднимает настроение, приводит в хорошее расположение духа, повышает артериальное давление и мускульный тонус.
- Созвучия. Диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Рок-музыка может действовать разрушающе на мозг. Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему.
(Слайд №6) Тембры музыкальных инструментов. Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
- звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.
- Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причём, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.
- Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.
- Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.
Музыка воздействует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание. Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
( Слайд № 7) 4. Виды музыкотерапии.
Различают 3 вида музыкотерапии.
Пассивная форма - восприятие музыкальных произведений, соответствующих эмоциональному состоянию человека. Эта форма музыкотерапии используется в сочетании с дыхательными упражнениями. Воздействие музыки при этом может выражаться двояко: с одной стороны, вызывать релаксацию, с другой – производить стимулирующий эффект. Активная форма - характеризуется непосредственным участием самого ребёнка в исполнении музыкальных произведений. Активная форма выражается разнообразными вокальными и инструментальными проявлениями.
Интегративная форма - наряду с музыкой этот метод задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально – подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и другие творческие формы.
5. Практические задания.
Задание 1. В самом начале семинара мы исполнили валеологическую песенку-распевку «Добрый день!» (Валеология - это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни).
? Какая это форма музыкотерапии? Можно ли утверждать, что данная распевка, действительно оказывает на детей оздоравливающий эффект?
(Приятная мелодия, мажорный лад - поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевка сопровождается самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами).
Задание 2. Музицирование.
На столе разложены различные музыкальные шумовые инструменты. Участникам предлагается выбрать инструмент, соответствующий его настроению на данный момент и передать свой настрой ритмической импровизацией.
? Определить вид музыкотерапии; чему способствует данная форма работы.
«Импровизация на музыкальных инструментах означает в психотерапии возможность избавиться от чего-то мучающего нас, чтобы обрести лучшее. Человек играет на своем инструменте то, что он не может сказать. Используя инструмент как средство самовыражения, он озвучивает, а затем и вербализует то, что отображает внутренний мир его души», – указывает Г. Г. Декер Фо
Задание 3. Восприятие музыки.
Сейчас возьмём карандаш или фломастер, лист бумаги. Предлагаю вам представить себя художниками. Но не обычными, а музыкальными. Рисуйте интуитивно всё, что хотите: линии, крестики, нолики, спирали, волны ….. ( Звучит музыкальное произведение «Зима» А.Вивальди).
? Определить вид музыкотерапии; какой эффект производит.
Музыкорисование - является средством самовыражения и средством осознания внутренних конфликтов. Музыкорисование или графическую запись осуществляют непосредственно под музыку. Идея соединить рисование с музыкой возникла при обучении ритмическому черчению у чешского преподавателя рисования К. Петерса. Он разработал методику, соединяющую спонтанное рисование с музыкой. Символика рисунков: чем острее конфликт, тем менее понятны символы.
Задание 4. Вокалотерапия.
? На какие системы человеческого организма воздействует?
Лечение пением. Правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений свособствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируется внутренние органы.
Дыхание – основа пения. Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с детьми, заикающимися, с ОНР, другими речевыми расстройствами. Она необходима для часто болеющих детей, но так же и для здоровых детей, чтобы сохранить это самое здоровье. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит».
Воздействие гласных звуков на организм различно, поскольку для каждой гласной характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних гласных подзаряжает энергией, других – успокаивает, расслабляет, снимает напряжение, что является прекрасной профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук воздействует на определенный орган. Например,
«А» положительно влияет на работу сердца, толстого кишечника, стимулирует энергетику;
«О» стимулирует работу печени;
«У» помогает стабилизировать эмоции, воздействует на психику;
«Е» воздействует на клеточном уровне, стимулирует регенерацию клеток;
«Э» помогает преодолеть комплекс неполноценности;
«И» улучшает работу головного мозга;
«Я» активизирует внутренние силы организма, иммунную систему;
«Ю» звук молодости, обновления, оказывает благотворное влияние на почки, кожу.
Наиболее важны звуки «А» и «О», это доноры, дающие организму энергию. Гласные используются активно в фонопедических упражнениях и распевках.
Фонопедическое упражнение «Динозавр».
Очень эффективны для оздоровления звуковые игры с согласными.
- Игры со звуком «В» полезно выполнять при начинающемся насморке. Звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра.
- со звуком «Ж» («Жуки»), с помощью которого можно снять кашель, или - со звуком «З» ( комар) - если болит горло.
- Снять усталость помогут игры со звуками «Бр-тр-тр»(«Заводим мотор»),
- «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик»). Игры можно сопровождать движениями, что очень нравится детям.
Задание 5. Игра «Импровизации».
Слушаем музыку и двигаемся в соответствии с характером музыки. У нас сейчас прозвучит 5 мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды. Надо подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?
1 мелодия: «Течение воды» - плавная. Движения под неё нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое.
2 мелодия: «Переход через чащу» - импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения.
3 мелодия: «Сломанная кукла» - хаотичный набор звуков. Обрывистые, незаконченные движения.
4 мелодия: «Полёт бабочки» - лирическая, плавная мелодия, тонкие, изящные движения.
5 мелодия: «Покой» - спокойная, тихая музыка.
А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок. Все танцуют «5 движений».
Музыка закончилась, остановились, послушали тишину.
?Определить вид музыкотерапии; какие движения было приятно выполнять?
6. Применение музыкотерапии в повседневной жизни (в группе).
( Слайд № 8) Приём детей.
Утром воспитатель, может включить солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
( Слайд 9) Дневной сон
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие.
( Слайд 10) Пробуждение после сна.
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.
( Слайд 11) Вечернее время. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.
Вывод: Воздействуя на нравственное, эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие, музыка является основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Педагогам детских садов необходимо более широко использовать в своей работе те огромные положительные потенциальные возможности, которые заключает в себе музыка. Музыка – волшебница, она способна объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, чтобы помочь подарить чувство психологического комфорта, так необходимого для гармоничного развития личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для педагогов "Волшебная сила музыки"
В этом материале вы можете ознакомиться со значением музыкального развития для детей дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
"Целительная сила музыки"
Музыка, музыкальный звук – это универсальный человеческий язык, уникальная невидимая сила, путеводная нить к глубокому исцелению и духовной реализации....
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Консультация для родителей "Целительная сила музыки"
Здоровье - самая главная ценность в жизни человека. Человек всегда стремился быть здоровым, сильным, творчески активным, психически устойчивым. Оздоровление организма человека средствами музыки ...
Целительная сила музыки
Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства....
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...