Методическая разработка для педагогов "Волшебная сила музыки"
методическая разработка на тему

Чудакова Юлия Анатольевна

В этом материале вы можете ознакомиться со значением музыкального развития для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_k.r._gotovaya.docx31.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Волшебная сила музыки

Содержание:

Введение

Глава 1. . Музыка – средство эстетического воспитания детей

1.1 Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников

1.2 Музыкально-эстетическая культура личности

Глава 2. Лечебные свойства музыки

2.1 Действие музыки в целом

2.2 Пение

2.3 Музыкально- ритмические движения

Заключение

Список литературы

 Введение

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.

Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

Глава 1. Музыка – средство эстетического воспитания детей

Невозможно переоценить роль музыки в нравственном воспитании дошкольников. На музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие качества: как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель. «Дело искусства - сохранять душу», - это слова нашего современника В. Распутина.

В. Астафьева говорила: «Детство и юность всякого человека — это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

Непосредственно воздействуя на чувства ребенка, музыка формирует его моральный облик, влияет на общую культуру поведения, создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности.

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира, оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная.

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека .

Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека .

Специфика действия музыки на нравственность человека связана прежде всего с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также сорадованием, радостью за другого.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Здесь решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.

Музыкальное произведение — это “живое художественное событие”, обязательные участники которого — “герои” и “автор-созерцатель” — обеспечивают воспринимающему возможность вхождения в содержательный мир музыки.

Музыкальное восприятие обладает эмоционально-нравственным воздействием лишь на этапе “завершения”, когда слушатель сознательно занимает позицию вне находимости интонационно-музыкальному высказыванию “героя” и в то же время пребывает с ним в звучащем единстве как с предметом своего отношения-оценки.

Глава 2. Лечебные свойства музыки

2.1 Действие музыки в целом

   О лечебном воздействии музыки знали ещё древние. Но только в прошлом веке было научно доказано, что музыкальные звуки с помощью электромагнитных волн заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Вплоть до полной его остановки. При помощи звука включаются механизмы высшей нервной деятельности. Музыка создаёт настроение, будит в нас эмоции, она может привести в волнение, настроить на печальный или радостный лад. Музыкальные вибрации – необходимая пища для духа. Они освежают ум, облегчают мышление, успокаивают и исцеляют утомлённые нервы. Пифагор, который больше известен нам как математик, сказал своё слово и в античной медицине. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, - свидетельствует его современник, - он приводил к противоположному состоянию страсть, неуёмную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков в добродетели. При помощи длительных экспериментов американские учёные установили, что правильно подобранные мелодии оказывают сильное терапевтическое воздействие. Например, романтическая музыка Шумана,  Шуберта, Шопена, Чайковского снимает стресс, нервное напряжение. Медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди создаёт ощущение уверенности в своих силах, безопасности.

В мире музыки ребёнок гармонизует свой внутренний мир и получает заряд положительных эмоций. Нельзя недооценивать роль музыки в развитии воображения, памяти, мышления и других психических процессов, что расширяет сферу воздействия музыки на развитие психики ребёнка. Слушая музыку, дети могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные способности. Через слушание музыки на занятии идёт мощное душевное внутреннее очищение. И в этом очищении, освобождении от тяжёлых чувств и заключается психотерапевтическая суть музыкального искусства.  Каковы возможности музыкального воздействия на детей, имеющих дефекты речи? По мнению учёных, занимающихся этой проблемой, музыка представляет собой неисчерпаемый и ничем незаменимый источник активизирующей творческой и социальной стимуляции. Каждый из элементов музыкального воздействия, какую бы форму не имел – вокальную, инструментальную, речевую, двигательную или изобразительную, вступает в специфическую связь с индивидом, страдающим нарушением речевой функции. Музыка, как форма специфического, невербального, эмоционального, этического и эстетического воздействия является эффективным способом организации процесса лечения и воспитания, а также влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику, а тем самым и на речь. И музыка и речь базируется на звуковых сигналах, воспринимаются одними и теми же органами. Одни и те же органы служат как для образования речи, так и для пения. Связь между музыкой и речью основана на ритме, мелодии, гармонии, громкости, динамике, акцентах. Нормальная речь обладает богатой шкалой выразительности, которая соответствует динамическому характеру трёх основных  элементов музыки – мелодии, гармонии, ритма. Для речи человека, страдающего каким-либо видом психофизического или социального расстройства, характерно нарушение факторов музыкального языка. Из общих свойств музыки и речи следует, что музыка представляет широкие возможности для коррекции и  развития речи. Это может быть выражено в форме активного пения, речевых игр и упражнений, логопедической ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, игры в театр – на основе метода элементарного музицирования, коммуникативных игр.

 2.2 Пение

 Пение –  одно из любимых видов детской музыкальной деятельности, также является доминирующим видом, которое несёт в себе многофункциональную лечебную функцию при групповой музыкотерапии. Во-первых, групповое и индивидуальное пение является одним из высокоэффективных лечебно-воспитательных средств, особенно в работе с детьми, имеющими речевые расстройства. Также, пение регулирует процесс дыхания, фонации и артикуляции, помогает строить плавную и непрерывную речь, благотворно влияет на развитие голоса. Пение  - важнейший метод индивидуальной и групповой музыкотерапии. Его преимущество заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, лёгких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на групповое воздействие. Во- вторых, пение используется для устранения психологических барьеров у детей с психическими и соматическими нарушениями. При совместном пении с помощью сопереживания устанавливается социальный контакт. Вибрация звуком оказывает благоприятное влияние на все органы, усиливая защитные силы организма. 

2.3 Вокалотерапия

Вокалотерапия(лечение заболеваний звуками) особенно показана депрессивным, заторможенным, закомплексованным лицам, страдающим  функциональными расстройствами различных  органов. Существуют определённые методики лечения вокалотерапией, например: при заболевании пищеварительного тракта – распевание звука «у-у-у» с ударением на третьем «у», звук «а» и «о» - грудь и глотку,  звук «э» и «у» - сердце и лёгкие, звук «ы» вибрирует головной мозг, звук «и» - гортань, глотка и уши. Все эти звуки вибрируют, гармонически развивают органы грудной клетки и брюшной полости, а также развивают органы слуха. Наряду с песнями применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении. Тренировка в естественном переживании этих состояний вначале ведётся путём элементарного показа уверенности в себе, самовыражении. Произносятся гласные, выражающие удивление – «А!», уклонение, содрогание – «У!», расслабленность – «О!», воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следующий шаг – выражение телесных чувств, например удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма груди, расслабленностью мускулатуры. Другие упражнения – показ переживания испуга, удивления и т.д.

     Большого внимания заслуживают упражнения  системы В. Емельянова. Для раскрепощенности певческого процесса – «Фонопедический метод развития голоса». Предлагаемый метод развивает и активизирует артикуляцию и дыхательную мускулатуру, а, следовательно, и точное интонирование.

2.3  Музыкально- ритмические движения

  Особую ценность в музыкотерапии имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизированный свободный танец под звуки классической музыки. В разделе музыкально-ритмических движений одной из форм двигательной активности детей являются упражнение, танец, игра, в процессе которых формируется осанка, укрепляются мышцы, правильно формируется стопа ноги. Во время музыкально-ритмических движений формируется эстетический вкус ребёнка. Танец – форма социального поведения и контакта, выработанная народными традициями, выражение творческой радости, движения. Во время танца у дошкольников зарождается чувство освобождения, в движении рождается радость, дети забывают о своих недугах. Через простые движения рук, ног, головы, плеч, всего корпуса ребёнка активизируется сознательное владение и управление функциями тела. Терапевтическую ценность представляют ритмические колебательные движения под музыку в три такта. Рекомендуется пение канонов, сочетающееся с простыми ритмическими движениями, и импровизированный танец под звуки классической музыки. Дети танцуют свою жизнь, только их мир детства, у них восстанавливается способность быть хозяином своего тела и эмоций, как единого целого.  Эти формы музыкотерапии просты и доступны всем и везде. Исходя из выше сказанного, музыка в жизни ребёнка  укрепляет общую психическую и соматическую стабильность, а значит лечит.

 

Заключение

В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.

Музыка  способствует  становлению характера, норм поведения наполняет внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству. Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.

 Музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Таким образом, из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Если в результате такой работы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь.

Список литературы

7. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студ. Вузов. – Мн.: владос, - 2000

8. Карташев С.А. Формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников: методические рекомендации/ С.А. Карташев. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 43 с.

9. Комоссарова Л.Н. Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду. – 2005, №1, С.13-18.

10. Легаски де АрисмендиАльсира. Дошкольное музыкальное воспитание. – М.: Прогресс, 1989.

15. Музыка и воспитание/ сост. Т.Е. Заводова. – Мн.: Красико-Принт, - 2005.

16. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Вопросы формирования проф. культуры учителя музыки / Владимир.гос. пед. ин-т им. П.И. Лебедева-Полянского. – Владимир: ВГПИ, 1990.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение,1991г.
  2. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992г.
  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: 1961г.
  4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб, Государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 1996г.
  5. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.: Учпедгиз,1968г.
  6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: 1968г.
  7. Матейова З., Машура С. Музыкотерапия при заикании. К.: Вища школа, 1984г.
  8. Евдокимова Ю. Музыкальная терапия: Что? Зачем? Как? // Музыкальная академия. 1993г. №1.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Музыка дождя"

Методическая разработка занятия на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности в старшей группе по ТЕМЕ: «Музыка дождя»...

Презентация "Методическая разработка интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе".

Представлен конспект интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе в форме презентации. В презентацию включены: используемые музыкальные композиции на занятии в виде гиперссыл...

Методическая разработка по теме:«Влияние музыки на психологическое cостояние человека»

Влияние музыки психику ребенка Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает)...

Методическая разработка в педагогической области музыка, " О чем молчат Пискаревские плиты"

О чем молчат пискаревские плиты?Молчат о былом, слезами залитомО городе, что оказался в блокадеО Ленинградцах, о Ленинграде!                    ...

Методическая разработка в образовательной области музыка" Бессмертный полк" по проблеме нравственно- патриотического воспитания. Конспект занятия для старшей группы

Сколько их, солдат ПобедыНа полях войны осталось-Наши прадеды и деды,Лихая доля вам досталась!Бессмертный полк старшей группы  ДОУ№62 Петроградского района г. С. Петербурга прошел 6 мая 2015 года...

Методическая разработка "Дружба - это сила"

Работа над данным проектом реализовывалась с воспитанниками подготовительной группы не случайно. Детское  взаимодействие  постоянно  находится  в  зоне  внимания ...

Методическая разработка «ДРУЖБА – ЭТО СИЛА!»

1 блок1.     ВведениеДетство — это уникальный период в жизни каждого из нас, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определ...