Программа "Радуга эмоций"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Предлагаемая программа, направлена на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников через различные виды детской деятельности (игровой, художественной, двигательной, речевой). Программа учитывает возрастные закономерности развития детей, опирается на Концепцию дошкольного воспитания. Может быть реализована в ДОУ, ЦДО и других детских объединениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raduga_emotsiy.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Князева Полина Вячеславовна, педагог-психолог,
МБУ Центр ППМСП «Гармония» г. Чебоксары
Телефон: 8-927-8455-847
Эл.почта:knyginya88@mail.ru
РАДУГА ЭМОЦИЙ
Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека,
и прежде всего ребенка.
Л.Выготский.
Постановка проблемы
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растет сеть альтернативных дошкольных образовательных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений эмоциональная сфера, по меткому замечанию А.Д. Кошелевой, хронически ускользает от научного исследования, ей не всегда уделяется достаточно внимания. А ведь ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далекое прошлое, человек невольно связывает детство с определенными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий, любимых игрушек. Не случайно П.П.Блонский писал: «Воспоминания детства – это всегда воспоминания-чувства и воспоминания-образы».
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Замыкаясь на планшетах, телевизорах и компьютерах дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа, направлена на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников через различные виды детской деятельности (игровой, художественной, двигательной, речевой). Программа учитывает возрастные закономерности развития детей, опирается на Концепцию дошкольного воспитания. Может быть реализована в ДОУ, ЦДО и других детских объединениях.
Цель программы
Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи программы
- Познакомить с основными эмоциями.
- Способствовать осознанию своих эмоциональных состояний и научить понимать эмоции окружающих.
- Формировать умение выражать негативные эмоции социально приемлемыми способами.
- Развивать навыки общения, взаимодействия со сверстниками.
Особенности программы
Каждое занятие направлено на сплочение детского коллектива, развитие навыков общения у детей дошкольного возраста с взрослым и со сверстниками, развитие умения подчинять свое поведение законам детских групп, формирование эмоциональной зрелости детей
В ходе занятия целенаправленно меняются виды работ (учитывая ограниченные возможности произвольного внимания дошкольников), что позволяет поддерживать устойчивый интерес, активизировать интеллектуальную и практическую деятельность детей, вселять уверенность в своих возможностях, и не допускать переутомления.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов.
Организация занятий
Программа ориентирована на детей 5,5-8 лет. Наполняемость групп не более 10 человек. Оптимальный вариант организации занятий 1 раз в неделю. Длительность занятия по 25-35 минут. Программа рассчитана на 10 занятий.
Методическое обеспечение
На занятиях широко используются наглядные пособия по теме, иллюстрации, изоматериалы, аудиозаписи, детская игра, элементы психогимнастики, беседа, упражнения направленные на повышение сплоченности группы, развития памяти, мышления, внимания, внутренней активности детей, развитие навыков общения.
Ожидаемые результаты
- Личностный рост каждого ребенка
- Сплочение детской группы
- Развитые навыки общения со взрослыми и сверстниками
- Умение подчинять свое поведение законам группы
- Эмоциональная зрелость дошкольника
Программу реализует
педагог-психолог, имеющий опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Литература
- Балакирева Т. Эмоции и дети. Журнал «Дошкольное воспитание» №1,2005
- Белопольская И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. — М.: Когито-центр, 1994
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2004.
- Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности. №8,2003. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2003.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 1999
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. - М.: АРКТИ,1999
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.Ярославль,1997
- Сивак И. Радость каждый день. Журнал «Дошкольное воспитание» №10,2004.
- Степанова Г. Эмоциональное состояние ребенка и их педагогическая оценка в условиях детского сада. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 1998.
- Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов на Дону.: Феникс, 2005.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М.: Совершенство, 1998
- Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, Владос,1995
ЗАНЯТИЕ 1 – ЗНАКОМСТВО
Цели:
- помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослым,
- создание положительного эмоционального фона,
- познакомить с правилами совместной деятельности и темой занятий.
Ход занятия:
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Так мы обычно здороваемся, но наши встречи необычные и здороваться мы будем по-особенному. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты –мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Очень хорошо получилось! Теперь каждую нашу встречу, мы будем начинать этим приветствием.
Ведущий. Займите, пожалуйста, места на стульчиках в кругу. Каждый по кругу назовет свое имя и передаст очередь нежным прикосновением. Вот так… (Пример-показ ведущего).
Ведущий. Теперь мы будем заниматься вместе, в одной группе. Давайте вспомним правила общения. Называйте по очереди кто какое правило помнит. (Ответы детей).
Молодцы! В нашей группе мы тоже будем придерживаться некоторых правил.
- Никого не обижай, никого не унижай!
- Слушай внимательно!
- Хочешь сказать, подними руку!
- Будь на своем месте!
Ведущий. Кто как понимает эти правила? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением. (Обсуждение правил поведения на занятии)
Ведущий. Чтобы лучше узнать, друг друга предлагаю вам поиграть в игру “Поменяйтесь местами те, кто…”
Цель- развитие внимания, наблюдательности, сплочение группы.
Дети сидят на стульчиках в кругу. Ведущий предлагает встать и поменяться местами тем,
кто …
- Любит бегать
- Любит мороженное
- Имеет брата
- Хорошо рисует и др.
Ведущий. Ребята, а вы можете представить человека, который никогда не радуется и не грустит, не сердится и ничего не боится? (Ответы детей).
Все люди в различные моменты своей жизни то радуются, то огорчаются, то боятся. Радость, грусть, страх, удивление, злость – это разнообразные эмоции. Эмоции отражаются на лицах людей на их поведении. Посмотрите на эти иллюстрации, попробуйте отгадать какие эмоции испытывают люди. (Ответы детей).
Ведущий. О своем настроении я предлагаю вам рассказать не словами, а цветом. Для этого я приготовила вам сердечки, которые нужно раскрасить в тот цвет, который вам больше всего подходит сейчас.
(После того как дети выполнят работу, все приглашаются в круг.)
Ведущий. Давайте поделимся своими эмоциями. Пожалуйста, покажите всем свои сердечки, объясните, почему вы выбрали именно этот цвет?
На следующих занятиях мы так же будем говорить об эмоциях. Рисовать, слушать музыку, играть, придумывать разные истории…
Ведущий. Ритуал прощания. Пришло время прощаться. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Снова за руки возьмемся
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что пришла пора прощаться!
ЗАНЯТИЕ 2 – РОБОСТЬ
Цели:
- повышение уверенности в себе,
- сплочение группы и создание положительного эмоционального фона,
- знакомство с чувством робости.
Ход занятия:
Ритуал приветствия. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты –мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ведущий. Рассаживайтесь по местам. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя и расскажет о том, что он больше всего любит делать.
Я – Полина Вячеславовна. Больше всего люблю рисовать… (Далее дети высказываются по кругу, передавая очередь прикосновением). Хорошо, спасибо! Легко ли вам было говорить о себе? (Ответы детей)
Ведущий. Мой друг Денис рассказал одну историю. Хочу поделиться с вами. Мальчик Денис пришел в новый детский сад. Он уже познакомился с воспитателями, и группа ему очень нравилась. Ему очень хотелось подружиться с детьми, но что-то ему мешало… А на лице у Дениса было вот такая эмоция. (Показ пиктограммы робость).
Эта эмоция называется робость.
Ведущий. Возьмите индивидуальные зеркала и попробуйте изобразить данную эмоцию. Глаза чуть опущены, голова слегка наклонена вбок.
Ведущий. Давайте подумаем, как помочь Денису преодолеть свою робость? (Ответы детей).
А как может Денис сам себе помочь? (Ответы детей).
Да, Денис может улыбнуться, подойти к детям и спросить, чем они занимаются и можно ли ему присоединиться.
Ведущий. Чувство робости испытывает каждый из нас. Нужно учиться его преодолевать. Давайте потренируемся. (Упражнение «Комплимент себе»).
Сейчас каждый по кругу попробует сказать о себе что-то хорошее. Голос должен быть уверенным, в меру громким. (Дети высказываются по кругу, передавая очередь прикосновением). Очень хорошо!
Ведущий. Я тоже хочу каждому из вас сказать комплимент! (Каждому ребенку ведущий высказывает комплимент).
Ведущий. Эмоции живут не только на лице, но и во всем теле человека. Давайте попробуем отобразить эмоции, живущие в нас.
Еще одно упражнение! “Раскрась человечка”
Каждому ребенку предлагается контур человеческой фигуры «Представь, что этот человечек - сказочный герой, в которого ты превратился. Он может испытывать разные эмоции. Эмоции живут в его теле. Раскрась их!»
(Цель - выявить чувства, которые испытывает ребенок в той или иной ситуации, и места их локализации в теле; проявить подавляемые чувства).
Ведущий. Ритуал прощания. Пришло время прощаться. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Снова за руки возьмемся
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что пришла пора прощаться!
ЗАНЯТИЕ 3 – РАДОСТЬ
Цели:
- Знакомство с чувством радости;
- Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Ведущий. Сегодня у меня очень хорошее настроение. Мне радостно оттого, что светит солнце, что мы снова мы вместе. А какое настроение у вас? (Ответы детей).
Ведущий. А еще я хочу поделиться с вами своей радостью. У меня появился новый друг – мальчик Денис, ему почти 6 лет, как и вам. Он очень любознательный, знает много интересных историй и у него много друзей. Фотографию одного своего друга он подарил нам. (Показ рисунка солнечного зайчика).
Ведущий. Кто же это? Как вы думаете? (Ответы детей).
Да, это солнечный зайчик. Сегодня солнечный день и может быть, он заглянет на наше занятие…
Ведущий. Сядьте удобнее, закройте глаза. Солнечный зайчик уже бежит по вашему лицу. Нежно погладьте его ладошкой: по лбу, по носу, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно голову, шею, животик. Солнечный зайчик ласкает и любит вас, он рад встрече с вами. Улыбнитесь ему.
Ведущий. Когда к вам прикасался солнечный зайчик, у вас было вот такое выражение лица. (Показ пиктограммы «Радость»)
Ведущий. Возьмите индивидуальные зеркала и попробуйте передать эмоцию радости мимикой.
Ведущий. Ребята, как вы думаете, откуда берется радость, из чего она рождается? (Ответы детей). Когда вам бывает радостно? (Ответы детей).
Как вы ведете себя, когда радуетесь? (Ответы детей).
Ведущий. Ребята, а ведь радость можно еще и нарисовать. Попробуйте передать красками свою радость… (Дети рассаживаются за столы и рисуют под сопровождение веселой музыки).
Ведущий. Здорово получилось! Теперь нам можно открыть галерею радости. Пусть все любуются на наши картины и радуются. (Рисунки развешиваются на стене).
Ведущий. Ритуал прощания. Пришло время прощаться. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Снова за руки возьмемся
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что пришла пора прощаться!
ЗАНЯТИЕ 4 - ГРУСТЬ
Цели:
- Знакомство с эмоцией грусти.
- Продолжать формировать умение понимать эмоции других людей.
- Развивать способности развивать эмоции вербально и не вербально.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
(Прослушивание грустной музыки (П.И.Чайковский «Осенняя песня») в аудиозаписи)
Ведущий. Ребята, как вы думаете, о каком настроении рассказала нам музыка? (Ответы детей)
Ведущий. Что означает грустить? Расскажите о грустных моментах вашей жизни. (Ответы детей).
Ведущий. Возьмите индивидуальные зеркала и попробуйте изобразить эмоцию грусти.
Ведущий. Ребята, наш друг Денис прислал письмо. Давайте его прочтем.
Мне приснился грустный сон,
Но я его забыл,
Только помню, что во сне.
Я без мамы был.
Мне не хочется играть.
И мультфильм смотреть.
Даже битву рисовать,
Даже песни петь.
Ничему-то я не рад,
Может, дождик виноват?
Ведущий. Как же помочь Денису? Что мы можем сделать, когда нам грустно? (Ответы детей)
Ведущий. Мне известно заклинание, которое помогает против грусти.
Когда тебе грустно:
- Постарайся улыбнуться.
- Возьми свою любимую игрушку, обними ее, поиграй с ней.
- Вспомни о чем-то приятном.
- Поиграй с друзьями. Например, с Солнечным зайчиком.
Ведущий. Сядьте удобнее, закройте глаза. Солнечный зайчик уже бежит по вашему лицу. Нежно погладьте его ладошкой: по лбу, по носу, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно голову, шею, животик. Солнечный зайчик ласкает и любит вас, он рад встрече с вами. Улыбнитесь ему.
(Это упражнение можно проводить под музыку).
Ведущий. А еще можно порисовать!
Посмотрите на листочки. Что на них нарисовано? (Капельки, кляксы). В каждой из них поселилась грусть. А давайте попробуем превратить грустную капельку или кляксу во что-нибудь необычное, радостное. (По окончании работы развесить рисунки на стене, рассмотреть все работы)
Ведущий. Ритуал прощания. Пришло время прощаться. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Снова за руки возьмемся
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что пришла пора прощаться!
ЗАНЯТИЕ 5 - СПОКОЙСТВИЕ
Цели:
- Знакомство с эмоцией спокойствия
- Тренировка умения различать эмоции
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Ведущий. Предлагаю вам такую игру «Угадай эмоцию». Возьмитесь за руки и идите по кругу, а я пойду в противоположном направлении со словами. Затем на ком остановлюсь, покажу пиктограмму, а вы постарайтесь угадать, как она называется. Начали.
По кругу иду и к кому-то подойду. А ты не зевай, настроение угадай!
(Игра повторяется 3-5 раз)
Ведущий. Посмотрите на пиктограмму. Какую эмоцию она означает? (Ответы детей)
Ведущий. Возьмите индивидуальные зеркала и попробуйте изобразить эмоцию злости.
Ведущий. Вспомните, когда вы бываете спокойны? Чем вы любите заниматься в состоянии спокойствия? Что помогает вам успокоиться после шумной игры?
(Ответы детей).
Ведущий. Помните игру «Кричалки-шепталки-молчалки». В ней можно и пошуметь, а еще научиться быстро успокаиваться. Вспомним правила. Вот три силуэта ладошки: красный, синий и желтый. Это сигналы. Когда я подниму красную ладонь - «кричалку» - можно бегать, кричать, шуметь; желтая ладонь- «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь- «молчалка» - нужно замереть на месте, не шевелиться. Поиграем. (Игру следует закончить «молчалкой»)
Ведущий. Наш солнечный зайчик тоже может нас успокоить. Сядьте удобнее, закройте глаза. Солнечный зайчик уже бежит по вашему лицу. Нежно погладьте его ладошкой: по лбу, по носу, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно голову, шею, животик. Солнечный зайчик ласкает и любит вас, он рад встрече с вами. Улыбнитесь ему.
Ведущий. А еще я знаю хорошую игру «Черепахи» (Научить контролировать свои действия, понимать инструкции, сохранять эмоцию спокойствия). Встаньте, пожалуйста, в одну линию у стены. По моей команде вы начинаете передвигаться в мою сторону как можно медленнее. Побеждает та «черепаха», которая пришла к финишу последней.
Ведущий. Хорошо мы позанимались. Скажите, пожалуйста, почему спокойным быть полезно? (Ответы детей).
Ритуал прощания. Пришло время прощаться. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Снова за руки возьмемся
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что пришла пора прощаться!
ЗАНЯТИЕ 6 –УДИВЛЕНИЕ
Цели:
- Знакомство с эмоцией удивления
- Закрепление мимических навыков
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Ведущий. Ребята, посмотрите на эту пиктограмму. Какая это эмоция, как вы думаете? Вот ее описание. Рот раскрыт, брови приподняты, глаза широко раскрыты.
Ведущий. Возьмите индивидуальные зеркала и попробуйте изобразить данную эмоцию.
Ведущий. Переживание удивления может быть очень коротким и чаще всего приятным. Каждый из нас удивляется не один раз в день. Что может удивить вас? (Ответы детей).
Ведущий. Давайте немного поиграем в «загадки –удивлялки». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте да или нет.
- Есть ли в поле светляки?
- Есть ли в море рыбки?
- Есть ли крылья у теленка?
- Есть ли клюв у поросенка?
- Есть ли гребень у горы?
- Есть ли двери у норы?
- Есть ли хвост у петуха?
- Есть ли ключ у скрипки?
- Есть ли рифма у стиха?
- Есть ли в нем ошибка?
Молодцы! Очень хорошо!
Ведущий. Нам всем очень нравиться быть приятно удивленными. Предлагаю вам удивить друг друга, но не словом, а рисунком. Сейчас мы все сядем за столы, где есть все необходимое для рисования. Возьмем чистый лист бумаги, и каждый начнет рисовать. Рисовать будем под музыку. Как только музыка остановиться передаем свой рисунок соседу справа и продолжаем рисунок, который получили по кругу. И так до тех пор, пока ваш листочек не вернется к вам. (В процессе работы нужно помощь быстро поменяться листочками).
Ведущий. Ну, вот каждый получил свой листочек. Вы довольны рисунком? Что хотели нарисовать вы, и что получилось? (Ответы детей).
Думаю, что каждый сейчас приятно удивлен! Давайте, организуем выставку удивительных картин и пусть ими любуются все дети нашего детского сада!
Ведущий. Ритуал прощания. Пришло время прощаться. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Снова за руки возьмемся
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что пришла пора прощаться!
ЗАНЯТИЕ 7 - ЗЛОСТЬ
Цели:
- Знакомство с чувством злости
- Тренировка умения различать эмоции
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Ведущий. Предлагаю вам такую игру «Угадай эмоцию». Возьмитесь за руки и идите по кругу, а я пойду в противоположном направлении со словами. Затем на ком остановлюсь, покажу пиктограмму, а вы постарайтесь угадать, как она называется. Начали.
По кругу иду и к кому-то подойду. А ты не зевай, настроение угадай!
(Игра повторяется 3-5 раз)
Ведущий. Чтение отрывка из произведения К.Чуковского «Мойдодыр»
Ведущий. Какие эмоции испытывал Мойдодыр, когда увидел мальчика? Какие еще литературные произведения вы знаете, где герои злятся?
Ведущий. Возьмите индивидуальные зеркала и попробуйте изобразить эмоцию злости.
Ведущий. Я знаю, что у вас тоже бывают моменты, когда вы злитесь, и вам хочется кого-то стукнуть, что-то сломать. Но вы знаете, что этого делать нельзя. А как себе помощь? Куда можно отправить свой гнев? (Ответы детей)
Ведущий. Наш друг Денис поделился своими способами:
- Нужно взять какой-нибудь мешочек и покричать в него со всей силы, а потом крепко перевязать его и повесить в укромный угол, чтобы никто не увидел твою злость.
- Еще можно использовать специальный коврик злости. Надо до тех пор протирать ножки и топтаться на коврике, пока вам не станет щекотно.
- А еще можно нарисовать свою злость.
Ведущий. Давайте ребята последуем совету Дениса и нарисуем свою злость. (Необходимо пронаблюдать как рисует ребенок, какие использует цвета…Можно предложить детям порвать свой рисунок злости или спрятать его в специальную коробочку).
Ведущий. Мне известен еще один способ борьбы со злостью. Это веселая игра «Кричалки-шепталки-молчалки». Вот три силуэта ладошки: красный, синий и желтый. Это сигналы. Когда я подниму красную ладонь - «кричалку» - можно бегать, кричать, шуметь; желтая ладонь- «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь- «молчалка»- нужно замереть на месте, не шевелиться. Поиграем. (Игру следует закончить «молчалкой»)
Ведущий. Мы сегодня учились бороться со своей злостью. Думаю, что эти упражнения помогут вам держать себя в руках, быть внимательными друг к другу!
Ведущий. Ритуал прощания. Пришло время прощаться. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Снова за руки возьмемся
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что пришла пора прощаться!
ЗАНЯТИЕ 8 - СТРАХ
Цель:
- познакомить с эмоцией страха
- закрепление умения передавать эмоции художественными средствами.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Ведущий. (Показывает мрачную коробку). Это не простая коробочка. Здесь живут Денискины страхи!
Ведущий. Скажите, а чего вы боитесь? (Ответы детей)
Как вы чувствуете себя, когда испуганы? (Ответы детей)
Посмотрите, какое выражение лица у испуганного человека. (Показ пиктограммы «Страх»). Широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит.
Ведущий. Возьмите индивидуальные зеркала и попробуйте изобразить эмоцию страха.
Ведущий. Вчера Денис рассказал мне, что боится темноты. И мы вместе придумали, как с этим страхом бороться.
Ведущий. Бороться со страхом темноты не сложно. Можно позвать на помощь свет -включить лампочку, зажечь свечу…А вот это совсем ручная темнота. (Раздаются листы черной бумаги). В ней живут наши страхи. Сейчас ваши умелые ручки помогут выбраться из темноты тем, чего вы боитесь. Вы можете вырезать их ножницами, а можете вырвать пальцами. (Нужно подбодрить детей в процессе работы.)
Ведущий. Ну вот, ваши страхи вышли из темноты, теперь можно спрятать их в нашу коробку.
Ведущий. Ритуал прощания. Пришло время прощаться. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Снова за руки возьмемся
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что пришла пора прощаться!
ЗАНЯТИЕ 9 - СТЫД, ВИНА
Цели: - Знакомство с чувством вины.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Ведущий. Хочу рассказать вам одну историю. (Чтение рассказа В. Осеевой «Печенье»).
Ведущий. Как вы думаете, какая пиктограмма подходит к эмоции стыда и вины? (развешаны на доске). Бывало ли вам когда-нибудь стыдно, в каких ситуациях вы чувствуете себя виноватыми? (Ответы детей)
Ведущий. Как можно исправить ситуацию, когда вам стыдно и вы виноваты? (Ответы детей)
Ведущий. Попросить прощения, извиниться. Как трудно иногда это сделать. Давайте потренируемся. Попросите прощения у мамы, бабушки, папы, товарища, воспитателя…
Ведущий. Что могут ответить вам те, перед кем вы провинились? (Ответы детей) Как могут поддержать вас взрослые и товарищи? (Ответы детей)
Ведущий. Давайте поддержим друг друга. Поиграем. Игра “Ласковое имя”
Цель – развитие эмпатии, создание положительного эмоционального фона.
Каждому ребенку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону (т.е. ласково назвать теперь нужно соседа слева).
Ведущий. Сегодня у нас был непростой разговор. Я желаю вам поступков, за которые никогда не бывает стыдно, а если такое случилось, то не забудьте извиниться.
Ведущий. Ритуал прощания. Пришло время прощаться. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Снова за руки возьмемся
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что пришла пора прощаться!
ЗАНЯТИЕ 10 - ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ
Цели:
- развитие эмпатии, создание положительного эмоционального климата в группе;
- закрепление умения передавать эмоции художественными средствами.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Ведущий. Давайте начнем наше занятие вот с чего... Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. (Цель — создание условий для самовыражения.) Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваши действия.
Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной.
Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня и т.д.
Ведущий. Ребята, а как вы думаете, может ли человек целый день только радоваться или злиться, только грустить или бояться? (Ответы детей).
Ведущий. Конечно, нет. Эмоции не живут отдельно друг от друга. Они как соседи – у каждого своя квартира, а дом общий…
Ведущий. Только что я грустила, а вы пришли, и стало веселее, даже играть захотелось. Предлагаю вам игру «Угадай эмоцию». Возьмитесь за руки и идите по кругу, а я пойду в противоположном направлении со словами. Затем на ком остановлюсь, покажу пиктограмму, а вы постарайтесь угадать, как она называется. Начали.
По кругу иду и к кому-то подойду. А ты не зевай, настроение угадай!
(Игра повторяется 3-5 раз)
Ведущий. Конечно же, человеку приходиться испытывать разные эмоции. Какие? Назовите. (Ответы детей).
Ведущий. Но очень хочется, чтобы радости и спокойствия было больше. Что помогает нам поддерживать хорошее настроение? (Ответы детей).
Ведущий. Да, друзья, любимое занятие, игры… Я знаю одну интересную игру «Дружная команда». Сейчас мы разделимся на 2 команды: Доставайте фишки из мешочка. Кому достались фишки красные - одна команда, кому синие – другая. Вот ваши островки-обручи (красный и синий). Пока звучит музыка команда гуляет, как только музыка закончиться все бегут на свой островок и стараются там разместиться. Только толкать никого нельзя, нужно проявить сноровку, чтобы всем хватило места. Начали… (Проводиться 2-3 раза, меняя обручи на меньший диаметр)
Ведущий. Молодцы! Вы настоящая команда! Понравилась вам игра? Что в ней было трудного? (Ответы детей).
Ведущий. Думаю, что ваше настроение очень хорошее. А теперь давайте проявим командные качества в совместном рисовании. Будем рисовать общую картину радости. Команды работают каждая на своем листе. (В процессе работы ведущий наблюдает за поведением детей, за их эмоциональным состоянием)
Ведущий. Сегодня наше завершающее занятие. Мы были вместе 10 недель. Давайте сделаем друг другу приятное. Упражнение “Мне нравится…”
Надо обратится к соседу, сидящему слева со словами: “Сашенька, мне нравится…”, то есть похвалить соседа за что-то. Сделать ему комплимент.
Ведущий. Я тоже хочу сделать всем вам комплименты…
Ведущий. Ритуал прощания. Пришло время прощаться. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Снова за руки возьмемся
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что пришла пора прощаться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."
Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....
Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях” Автор: Романова Екатерина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ д/с №91
Знакомство с миром эмоций...
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...
Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его пред...
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...
Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....