Консультация "Оздоровительная функция музыки в деятельности дошкольников"
консультация
Информация для педагогов о оздоровительном потенциале музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ozdorovitelnaya_funktsiya_muzyki_v_deyatelnosti_doshkolnikov.docx | 65.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная игра как средство развития социально-
коммуникативных навыков дошкольников.
Игра-оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет
всесторонне влиять на развитие детей. «Игра влияет на формирование всех
основных процессов, от самых элементарных до самых сложных» (Д.Б.
Эльконин).
Социальный заказ и новые требования ФГОС ориентируют отечественную
педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни,
человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. В
сложившейся ситуации педагоги все чаще обращаются к такой форме
деятельности, как игра.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
∙ развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционного
аппарата; координации движений и нормализацию их темпа и ритма;
∙ формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов,
движения;
∙ обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
∙ развитие музыкальных, творческих способностей;
∙ развитие социально-коммуникативных навыков.
Воздействие музыкальной игры на развитие социальной сферы ребенка.
Долгие годы музыкальная игра рассматривалась как дидактическое средство и
метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания
детей стремится к использованию игр, которые предусматривали бы не только
развитие музыкальных и творческих способностей, эстетических эмоций и
чувств, но и являлись бы средством формирования социально-
коммуникативных навыков дошкольников.
Музыкальная игра помогает стимулировать интерес и доброжелательное
отношение к сверстникам и взрослым, способствует эмоционально-
положительным контактам между детьми, развивает инициативные действия,
направленные на взаимодействие друг с другом.
Содержание и тематика музыкальных игр.
Содержание и тематика музыкальных игр складывается под влиянием других
разделов программы-знакомства с социальным окружением, с природой,
литературными и сказочными персонажами и пр. В основе игры чаще всего
музыка изобразительного характера, которая подсказывает ход действия
сюжетной игры или игры с правилами. В ходе игры даже самые застенчивые
дети могут представить себя и почтальоном, и козой, и сапожником… В играх,
сопровождаемых песней, непосредственно сам текст подсказывает
соответствующие действия.
Ребенок в дальнейшем и сам придумывает сюжет игры, используя для этого
игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как
организатор в подгруппе играющих детей-сверстников.
Подбор музыки для детей с различным типом нервной системы.
∙ Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы
повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий
тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
∙ Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного
темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
∙ Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена
эмоционального состояния (от агрессии до апатии), требуется
стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами,
повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем
громкости.
Формы проведения музыкальных игр.
В методике дошкольного воспитания определены два вида игр: игры под
инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на
сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается
действие и решается основная задача-передать музыкально-игровой образ
персонажа, и несюжетные, (разновидность подвижных игр), правила которых
связаны с музыкой, и решается задача-двигаться в соответствии с содержанием,
характером и формой музыкального произведения.
Музыкальные подвижные игры с правилами.
Музыкальные подвижные игры сопровождают детей в детском саду, начиная
с самых простых в младшей группе, и усложняются по мере взросления в
старших группах, приобретая осознанность и четкое выполнение правил игры.
Если малышам надо просто побегать, то старшие дошкольники, например,
сознательно соблюдают правила сами и следят, чтобы так же поступали
товарищи по игре. Особую пользу от подвижных игр получают гиперактивные
дети. Очень часто родители и педагоги задают вопрос: как развивать
гиперактивного ребенка, который не то, что сосредоточиться на ваших словах,
на месте пары минут не может усидеть. Подвижная игра здесь самый лучший
выход.
«Игра с бубном»
∙ Описание. Дети стоят в кругу, в центре круга-водящий с бубном.
∙ Вступление. Все поворачиваются в одну сторону.
∙ Часть 1 (с повторением). Водящий ритмично ударяет в бубен, дети движутся
по кругу подскоком, свободно размахивая руками.
∙ Часть 2 (с повторением). Дети, стоя на месте, лицом к центру круга, хлопают в
ладоши. Водящий, встряхивая бубном, скачет внутри круга. С окончанием
музыки он протягивает бубен между двумя детьми, около которых
остановился.
∙ Эти дети бегут за кругом в разных направлениях без музыкального
сопровождения. Обежавший круг первым, легко ударяет в бубен. Затем
берет его в руки и становится новым водящим.
Игра «Чей кружок быстрее соберется?»
∙ Описание. Дети образуют четыре кружка. В середине каждого круга стоит
ребенок-ведущий с платочком определенного цвета (красный, синий,
желтый, зеленый).
∙ Такты 1-4.дети легко и подвижно идут по кругу, ведущие помахивают
платочком, как бы показывая его.
∙ Такты 5-8: Дети хлопают, ведущие свободно пляшут.
∙ Такты 9-16: Все легко бегут по залу, ведущие помахивают платочком, как бы
прощаясь.
∙ Такты 17-20: дети свободно пляшут, в конце приседают и закрывают глаза.
Ведущие перебегают на другие места и поднимают платочки.
∙ Такты 21-24: Дети бегут к своим ведущим и становятся вокруг него в кружок,
взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который первым.
Игра: «Кто скорее»
∙ Описание. Дети распределяются на две равные подгруппы и встают в две
шеренги напротив друг друга, образуя коридор. Сзади коридора
воспитатель-ведущий, в руках у него погремушки по количеству детей,
стоящих в одной шеренге.
∙ Такты 1-2: Последний ребенок одной из шеренг легким подскоком
приближается к воспитателю и с окончанием музыкальной фразы
останавливается.
∙ Такты 3-4: Тем же движением приближается к воспитателю последний
ребенок другой шеренги. В конце 4-ого такта двое детей поворачиваются
спиной друг к другу.
∙ Такты5-8: Быстро обегают свою шеренгу и по коридору, выстроенному из
ребят, вновь бегут к воспитателю. Прибежавший первым получает
погремушку. Дети встают на место первых в шеренгах, а все остальные
продвигаются на одно место назад. Игра повторяется, соревнуются другие
дети, стоящие последними. Побеждает та команда, которая получит большее
число погремушек.
Игры с пением.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны
между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочередно
включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется
направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары,
«стайку», колонны и т.д.
Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к
дидактическим, а по характеру - к подвижным. Их содержание находится в
полном соответствии с музыкой.
Игра «Сапожник»
∙ Описание. Дети стоят в шеренге, напротив них стоит «сапожник». Прослушав
вступление, «сапожник» поет первую фразу, обращаясь к детям и проходя 4
шага вперед и 4 шага назад на свое место.
∙ Дети отвечают своим предложением, также шагая 4 шага вперед и 4 шагами
отходят назад.
∙ На 2-ой и 3-ий куплеты движения повторяются. «Сапожник» снова задает
вопрос, а дети отвечают.
∙ Дети, дети, вы куда идете?
- Ой, сапожник, мы идем на площадь!
Дети, дети, сапоги порвете!
- Ой, сапожник, ты их залатаешь!
Дети, дети, кто же мне заплатит?
-Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!
После окончания пения дети бегут к своим стульям, а «сапожник»
ловит их. Пойманный становится «сапожником».
Игра: «Прятки с платком»
Описание. Педагог кладет на стул платок и становится вместе с детьми в круг.
1-ый куплет. Запев: дети с педагогом идут по кругу, сопровождая движение
пением:
Очень любим в пряталки
Мы играть,
Очень любим прятаться
И искать.
Припев: Вы скорее приседайте,
Глазки быстро закрывайте.
Дети приседают на корточки, кладут руки на колени, опускают голову на руки
и закрывают глаза. Педагог проходит сзади детей и незаметно накрывает кого-
нибудь из детей платком, стараясь полностью спрятать ребенка. Дети
открывают глаза и встают.
2-ой куплет. Запев (поет педагог):
Кто к платочку подойдет
И того, кто спрятался, назовет?
Угадавший поднимает руку.
Припев (поет педагог):
Сашенька (любое имя), подойди.
Сашенька, назови.
Ребенок, названный по имени, подходит к тому, кто спрятался под платком, и
с окончанием песни называет его имя.
Игры со словом.
Игра: «Ваня – простота» (русская народная потешка, автор Л. Исаева)
Дети берутся за руки и становятся в круг. Ведущий «Ваня»- в центре круга.
Барашеньки, крутороженьки,
Идут пружинящим шагом.
По лесам ходили, по дворам бродили,
Идут топающим шагом.
В скрипочку играли,
Имитируют игру на скрипке.
Ваню потешали.
С легким поклоном
поворачиваются к «Ване»
Ваня, Ваня-простота
Идут в центр круга (поддразнивают
его).
Купил лошадь без хвоста.
Отходят.
Сел задом наперед
Отворачиваются на прыжке.
И поехал в огород.
Пружинят и выполняют скользящие
хлопки.
Ваня догоняет обидчиков.
Игра: «Дощечка» (слова О. Колпаковой, автор О. Берзина)
Положили через речку
То-то узкую дощечку!
Дети, взявшись за руки, идут по
кругу.
Кот пойдет-повалится,
Повернувшись лицом в круг, делают
один приставной шаг с «пружинкой»
вправо.
Кошка в воду свалится,
Повторяют движение приставного
шага.
Петушок споткнется,
Повторяют движение приставного
шага.
Утка сковырнется…
Повторяют движение приставного
шага.
Только мышка перешла
И мышат перевела!
Ребенок- «мышка», выбранный
заранее, устремляется легким бегом
через середину круга. Двое детей,
стоящих напротив «мышки»,
расцепляют руки. «Мышка» по
воображаемой дощечке переводит
сдвоенную цепочку «мышат».
Только мышка перешла
И мышат перевела!
Дети, расцепив руки, весело
подпрыгивают на двух ногах,
кружась на месте и хлопая в ладоши.
Игра: «Медведь» (слова И. Токмаковой, автор К.Ряховская)
Описание. Дети стоят по кругу. В центре его сидит ребенок с закрытыми
глазами. Это- «медведь».
Как под горкой снег, снег, Дети идут в центр, сужая круг.
И на горке снег, снег. Отходят назад, расширяя круг.
И под елкой снег, снег, Дети идут в центр, сужая круг.
И на елке снег, снег. Отходят назад, расширяя круг.
А под снегом спит медведь. Идут к центру осторожными
шагами.
- Тише, тише, не шуметь.
Последнюю строчку говорит кто-то из детей. «Медведь», не открывая
глаз, пытается узнать по голосу, кто его позвал.
Таким образом, игра-наиболее активная творческая деятельность,
направленная на выражение эмоционального содержания музыки,
осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет,
правила и, облаченная в интересную для ребенка форму, помогает в
непринужденной обстановке взаимодействию детей между собой.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика
зависит от цели, содержания и образа игры, которая отличается от танца, пляски
тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку,
формирует социальную активность и умение взаимодействовать в игре со
сверстниками.
Музыкальная игра как средство развития социально-
коммуникативных навыков дошкольников.
Игра-оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет
всесторонне влиять на развитие детей. «Игра влияет на формирование всех
основных процессов, от самых элементарных до самых сложных» (Д.Б.
Эльконин).
Социальный заказ и новые требования ФГОС ориентируют отечественную
педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни,
человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. В
сложившейся ситуации педагоги все чаще обращаются к такой форме
деятельности, как игра.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
∙ развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционного
аппарата; координации движений и нормализацию их темпа и ритма;
∙ формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов,
движения;
∙ обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
∙ развитие музыкальных, творческих способностей;
∙ развитие социально-коммуникативных навыков.
Воздействие музыкальной игры на развитие социальной сферы ребенка.
Долгие годы музыкальная игра рассматривалась как дидактическое средство и
метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания
детей стремится к использованию игр, которые предусматривали бы не только
развитие музыкальных и творческих способностей, эстетических эмоций и
чувств, но и являлись бы средством формирования социально-
коммуникативных навыков дошкольников.
Музыкальная игра помогает стимулировать интерес и доброжелательное
отношение к сверстникам и взрослым, способствует эмоционально-
положительным контактам между детьми, развивает инициативные действия,
направленные на взаимодействие друг с другом.
Содержание и тематика музыкальных игр.
Содержание и тематика музыкальных игр складывается под влиянием других
разделов программы-знакомства с социальным окружением, с природой,
литературными и сказочными персонажами и пр. В основе игры чаще всего
музыка изобразительного характера, которая подсказывает ход действия
сюжетной игры или игры с правилами. В ходе игры даже самые застенчивые
дети могут представить себя и почтальоном, и козой, и сапожником… В играх,
сопровождаемых песней, непосредственно сам текст подсказывает
соответствующие действия.
Ребенок в дальнейшем и сам придумывает сюжет игры, используя для этого
игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как
организатор в подгруппе играющих детей-сверстников.
Подбор музыки для детей с различным типом нервной системы.
∙ Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы
повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий
тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
∙ Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного
темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
∙ Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена
эмоционального состояния (от агрессии до апатии), требуется
стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами,
повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем
громкости.
Формы проведения музыкальных игр.
В методике дошкольного воспитания определены два вида игр: игры под
инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на
сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается
действие и решается основная задача-передать музыкально-игровой образ
персонажа, и несюжетные, (разновидность подвижных игр), правила которых
связаны с музыкой, и решается задача-двигаться в соответствии с содержанием,
характером и формой музыкального произведения.
Музыкальные подвижные игры с правилами.
Музыкальные подвижные игры сопровождают детей в детском саду, начиная
с самых простых в младшей группе, и усложняются по мере взросления в
старших группах, приобретая осознанность и четкое выполнение правил игры.
Если малышам надо просто побегать, то старшие дошкольники, например,
сознательно соблюдают правила сами и следят, чтобы так же поступали
товарищи по игре. Особую пользу от подвижных игр получают гиперактивные
дети. Очень часто родители и педагоги задают вопрос: как развивать
гиперактивного ребенка, который не то, что сосредоточиться на ваших словах,
на месте пары минут не может усидеть. Подвижная игра здесь самый лучший
выход.
«Игра с бубном»
∙ Описание. Дети стоят в кругу, в центре круга-водящий с бубном.
∙ Вступление. Все поворачиваются в одну сторону.
∙ Часть 1 (с повторением). Водящий ритмично ударяет в бубен, дети движутся
по кругу подскоком, свободно размахивая руками.
∙ Часть 2 (с повторением). Дети, стоя на месте, лицом к центру круга, хлопают в
ладоши. Водящий, встряхивая бубном, скачет внутри круга. С окончанием
музыки он протягивает бубен между двумя детьми, около которых
остановился.
∙ Эти дети бегут за кругом в разных направлениях без музыкального
сопровождения. Обежавший круг первым, легко ударяет в бубен. Затем
берет его в руки и становится новым водящим.
Игра «Чей кружок быстрее соберется?»
∙ Описание. Дети образуют четыре кружка. В середине каждого круга стоит
ребенок-ведущий с платочком определенного цвета (красный, синий,
желтый, зеленый).
∙ Такты 1-4.дети легко и подвижно идут по кругу, ведущие помахивают
платочком, как бы показывая его.
∙ Такты 5-8: Дети хлопают, ведущие свободно пляшут.
∙ Такты 9-16: Все легко бегут по залу, ведущие помахивают платочком, как бы
прощаясь.
∙ Такты 17-20: дети свободно пляшут, в конце приседают и закрывают глаза.
Ведущие перебегают на другие места и поднимают платочки.
∙ Такты 21-24: Дети бегут к своим ведущим и становятся вокруг него в кружок,
взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который первым.
Игра: «Кто скорее»
∙ Описание. Дети распределяются на две равные подгруппы и встают в две
шеренги напротив друг друга, образуя коридор. Сзади коридора
воспитатель-ведущий, в руках у него погремушки по количеству детей,
стоящих в одной шеренге.
∙ Такты 1-2: Последний ребенок одной из шеренг легким подскоком
приближается к воспитателю и с окончанием музыкальной фразы
останавливается.
∙ Такты 3-4: Тем же движением приближается к воспитателю последний
ребенок другой шеренги. В конце 4-ого такта двое детей поворачиваются
спиной друг к другу.
∙ Такты5-8: Быстро обегают свою шеренгу и по коридору, выстроенному из
ребят, вновь бегут к воспитателю. Прибежавший первым получает
погремушку. Дети встают на место первых в шеренгах, а все остальные
продвигаются на одно место назад. Игра повторяется, соревнуются другие
дети, стоящие последними. Побеждает та команда, которая получит большее
число погремушек.
Игры с пением.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны
между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочередно
включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется
направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары,
«стайку», колонны и т.д.
Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к
дидактическим, а по характеру - к подвижным. Их содержание находится в
полном соответствии с музыкой.
Игра «Сапожник»
∙ Описание. Дети стоят в шеренге, напротив них стоит «сапожник». Прослушав
вступление, «сапожник» поет первую фразу, обращаясь к детям и проходя 4
шага вперед и 4 шага назад на свое место.
∙ Дети отвечают своим предложением, также шагая 4 шага вперед и 4 шагами
отходят назад.
∙ На 2-ой и 3-ий куплеты движения повторяются. «Сапожник» снова задает
вопрос, а дети отвечают.
∙ Дети, дети, вы куда идете?
- Ой, сапожник, мы идем на площадь!
Дети, дети, сапоги порвете!
- Ой, сапожник, ты их залатаешь!
Дети, дети, кто же мне заплатит?
-Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!
После окончания пения дети бегут к своим стульям, а «сапожник»
ловит их. Пойманный становится «сапожником».
Игра: «Прятки с платком»
Описание. Педагог кладет на стул платок и становится вместе с детьми в круг.
1-ый куплет. Запев: дети с педагогом идут по кругу, сопровождая движение
пением:
Очень любим в пряталки
Мы играть,
Очень любим прятаться
И искать.
Припев: Вы скорее приседайте,
Глазки быстро закрывайте.
Дети приседают на корточки, кладут руки на колени, опускают голову на руки
и закрывают глаза. Педагог проходит сзади детей и незаметно накрывает кого-
нибудь из детей платком, стараясь полностью спрятать ребенка. Дети
открывают глаза и встают.
2-ой куплет. Запев (поет педагог):
Кто к платочку подойдет
И того, кто спрятался, назовет?
Угадавший поднимает руку.
Припев (поет педагог):
Сашенька (любое имя), подойди.
Сашенька, назови.
Ребенок, названный по имени, подходит к тому, кто спрятался под платком, и
с окончанием песни называет его имя.
Игры со словом.
Игра: «Ваня – простота» (русская народная потешка, автор Л. Исаева)
Дети берутся за руки и становятся в круг. Ведущий «Ваня»- в центре круга.
Барашеньки, крутороженьки,
Идут пружинящим шагом.
По лесам ходили, по дворам бродили,
Идут топающим шагом.
В скрипочку играли,
Имитируют игру на скрипке.
Ваню потешали.
С легким поклоном
поворачиваются к «Ване»
Ваня, Ваня-простота
Идут в центр круга (поддразнивают
его).
Купил лошадь без хвоста.
Отходят.
Сел задом наперед
Отворачиваются на прыжке.
И поехал в огород.
Пружинят и выполняют скользящие
хлопки.
Ваня догоняет обидчиков.
Игра: «Дощечка» (слова О. Колпаковой, автор О. Берзина)
Положили через речку
То-то узкую дощечку!
Дети, взявшись за руки, идут по
кругу.
Кот пойдет-повалится,
Повернувшись лицом в круг, делают
один приставной шаг с «пружинкой»
вправо.
Кошка в воду свалится,
Повторяют движение приставного
шага.
Петушок споткнется,
Повторяют движение приставного
шага.
Утка сковырнется…
Повторяют движение приставного
шага.
Только мышка перешла
И мышат перевела!
Ребенок- «мышка», выбранный
заранее, устремляется легким бегом
через середину круга. Двое детей,
стоящих напротив «мышки»,
расцепляют руки. «Мышка» по
воображаемой дощечке переводит
сдвоенную цепочку «мышат».
Только мышка перешла
И мышат перевела!
Дети, расцепив руки, весело
подпрыгивают на двух ногах,
кружась на месте и хлопая в ладоши.
Игра: «Медведь» (слова И. Токмаковой, автор К.Ряховская)
Описание. Дети стоят по кругу. В центре его сидит ребенок с закрытыми
глазами. Это- «медведь».
Как под горкой снег, снег, Дети идут в центр, сужая круг.
И на горке снег, снег. Отходят назад, расширяя круг.
И под елкой снег, снег, Дети идут в центр, сужая круг.
И на елке снег, снег. Отходят назад, расширяя круг.
А под снегом спит медведь. Идут к центру осторожными
шагами.
- Тише, тише, не шуметь.
Последнюю строчку говорит кто-то из детей. «Медведь», не открывая
глаз, пытается узнать по голосу, кто его позвал.
Таким образом, игра-наиболее активная творческая деятельность,
направленная на выражение эмоционального содержания музыки,
осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет,
правила и, облаченная в интересную для ребенка форму, помогает в
непринужденной обстановке взаимодействию детей между собой.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика
зависит от цели, содержания и образа игры, которая отличается от танца, пляски
тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку,
формирует социальную активность и умение взаимодействовать в игре со
сверстниками.
Оздоровительная функция музыки в деятельности дошкольников.
Новые научные знания о воздействии музыки на физическое и психическое здоровье, на интеллект и эмоции человека позволяют рассматривать музыку как универсальное средство совершенствования его жизнедеятельности.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что за последние десять лет число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, имеющих отклонение в развитии, в 2,6 раза. По данным Всемирной организации здравоохранения только 30% детей можно признать здоровыми, а остальные имеют отклонения в той или иной степени.
Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, а нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте.
Для эмоционально-эстетической сферы современных дошкольников характерны: снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических эмоций и чувств.
Возникает необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является музыкотерапия как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.
Крупнейшие древнегреческие философы Пифагор, Платон, Аристотель указывали на лечебные свойства музыки, ее способность устанавливать гармонию в состоянии человека. В трудах Пифагора музыка описывается как источник успокаивающих, умиротворяющих эмоциональных состояний. Аристотель подчеркивал, что музыка освобождает человека от травмирующих психику переживаний.
Развитие науки привело к постепенному накоплению фактов, подтверждающих убеждения древних в том, что музыка – это мощный источник энергий, распространяющих свое влияние на физическую, духовную и интеллектуальную сферы человека.
Эффективность музыкального воздействия обусловлена не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и биорезонансной сочетаемостью отдельных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма. Мелодичная музыка при ее прослушивании создает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.
Ученые установили зависимость состояния человека от жанра прослушанного музыкального произведения. При прослушивании рок-музыки преобладают активно агрессивные компоненты, а при прослушивании классической музыки – чувство психологического благополучия и рефлексивных переживаний.
Сложившаяся система музыкального воспитания дошкольников была направлена в первую очередь на эстетическое развитие детей. Но в современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе играет не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом. Она помогает приобщить ребенка в разным видам деятельности, формирует внимание, развивает музыкальные способности. Коррекционные упражнения под музыку развивают моторную функцию, координацию, формирует правильную осанку, походку. Ритмические движения, речевые упражнения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций как мышление, память, внимание, восприятие. .Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых детей, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменение кровообращения, дыхания.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и укрепляет дыхание. Дыхательные упражнения способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний.
Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.
Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и вегетативной сфере.
Все вышесказанное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки как очень важную в работе с дошкольниками. Еще раз подчеркнем, что музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные т творческие возможности ребенка, повышает самооценку, способствует открытому выражению эмоций.
В работе с проблемными детьми также отмечается значительный эффект от использования музыки: улучшается концентрация внимания и его продолжительность, снижается импульсивность, музыка оказывает успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; улучшается речевая и сенсомоторная функции организма; повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях; развиваются познавательные интересы ребенка.
К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов. Фоновая музыка – это музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности.
Какие здесь решаются задачи:
-повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
-появление интереса к музыкальной культуре;
-активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;
-проявление творческого самовыражения.
Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, считается, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Интерес к оздоровительным свойствам музыки в настоящее время продолжает расти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
"Оздоровительная функция музыки как соответствующая система музыкального воспитания дошкольников"
Для современного этапа развития нашего общества характерен процесс пересмотра ценностных оснований социального существования человека. Оптимизация общественной жизни России невозможна без граждан, кот...
Семинар для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»
Семинар предназначен для работников дошкольного образования. Содержание материала семинара: информация об общем оздоровливающем действии музыки на человека и описание конкретных методик - вокало...
Консультация для воспитателей: «Оздоровительная функция музыки в воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Консультация "Оздоровительная функция музыки в деятельности дошкольников"
Информация для педагогов о оздоровительном потенциале музыки....
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...