Семинар для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»
статья на тему
Семинар предназначен для работников дошкольного образования. Содержание материала семинара: информация об общем оздоровливающем действии музыки на человека и описание конкретных методик - вокалотерапия, дыхательная гимнастика. Влияние и воздействие музыки на психическое состояние человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей и музыкальных руководителей.
«Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»
Занятия музыкой как мы знаем, имеет множество функций: развивающую, познавательную, и т.д.
Но одной из самых значимых, особенно для детского возраста является её оздоровительная функция.
1.Рассмотрим такой термин как МУЗЫКОТЕРАПИЯ.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. Её можно использовать для влияния на самочувствие человека.
В основе музыкотерапии лежат несколько видов воздействия:
1. Психо-эстетическое – возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд.
2. Физиологическое – с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма.
3. Вибрационное – звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Учеными – медиками разработаны следующие муз. программы:
- снятие стрессов и – облегчение болей у взрослых и детей;
- повышение резервных особенностей организма;
- лечение бронхиальной астмы;
- лечение психосоматических расстройств;
- для престарелых лиц, нуждающихся в уходе;
- для детей и взрослых, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии.
Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в мед. Науке древнего Египта, Греции, Рима.
Лечение музыкой набирает свои обороты, и музыкотерапия для нас становится не таким уж странным занятием. Музыка обладает огромным терапевтическим потенциалом, который в настоящее время только начинают изучать.
Ученые пытаются понять каково эмоциональное, физиологическое и биохимическое воздействие музыки на человека. Но достоверно установлено, что классическая музыка композиторов прошлых веков благотворно влияет на живой организм. Даже опыты ученых на растениях и животных подтвердили это.
Музыкотерапия начинается с прослушивания спокойной и приятной музыки – классика.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗВУКА НА ОРГАНИЗМ.
Музыка – явление физическое. Возникающие реакции слуховой адаптации порождают различные эстетические переживания, динамика которых приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, тонус головного мозга и кровообращение.
Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы муз. произведений очень близки к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Воздействие классической музыки замедляет пульс, способствует расширению сосудов и нормализации давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.
Интересно что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. Поэтому обед в муз. сопровождении показан с физиологической точки зрения.
Как показали эксперименты особенно сильное оздоровительное воздействие на психическое и физическое состояние больных оказывает звучание струнных инструментов, прежде всего скрипка, на последнем месте – гитара.
Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В.Н. Бехтерев еще в начале ХХ столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но оздоравливает их. Самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных. У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов в клетке повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше. Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, гимнастикой продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по разному относились к такому совету. Но когда все эти дети прошли обследование в институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную музыкотерапию.
Музыкотерапия противопоказана:
1. Младенцам предрасположенным к судорогам.
2. Тяжелое состояние ребенка, сопровождающееся интоксикацией.
3. Больным отитом.
Но воздействие музыки на человека может быть и пагубным. Громкие звуки убивают клетки, которые передают информацию о звуковых колебаниях в головной мозг. На кафедре акустики МГУ провели недавно исследование наиболее агрессивных образцов рок и поп- музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы. И вот что получилось. Прослушивание такой музыки может вызвать сильное возбуждение вплоть до полной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим, нервные срывы, теряется острота зрения и слуха, начинают дрожать руки, повышается содержание адреналина в крови и других гормонов.
Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в зале слушатели не могли ответить на вопросы: «Как вас зовут?» «Где вы находитесь?»
Вокалотерапия – один из методов музыкотерапии. Обладает высокой терапевтической эффективностью. Это подтверждено лабораторными исследованиями: бронхоскопией, комп. Томографией, клиническими анализами крови поющих.
Методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических так и психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии, бронхиальной астмы, головных болей.
Когда человек говорит или поет, то от60 до 85 % звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы и только 15-40 % во внешнюю среду.
ДЫХАНИЕ.
Искусство пения – это, прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов долгой и здоровой жизни.
От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Физиологическое, т.е. правильное дыхание – нижними ребрами. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это слишком много энергии. Отсюда – бронхиальная астма, сердечные дисфункции. Пение как раз помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг.
Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую тренировку и стимулируют головной мозг.
Во всем мире с помощью хорового пения лечат детей от заикания. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например «р» и «ш»).
В школе-лицее № 69 Липецка занятия пением практикуются с целью профилактики болезней. По наблюдениям педагогов, те из ребят, которые посещают эти уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться. По утверждению липецких специалистов, для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные пеcни. «Чтобы красиво петь, надо правильно дышать, -объясняют педагоги.- Особые вокальные и специальные дыхательные упражнения мы включили в программу обычных уроков пения. И, кроме оздоравливающего эффекта, открыли еще одно свойство: поющие, танцующие и рисующие дети получают больше «5» и по другим предметам».
Исследования американских ученых, проведенные среди певцов одной оперной труппы, показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней.
Руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые в свою очередь, влияют на связанные с ним важные органы и системы: почки, железы внутренней секреции, массирует гортань, сердце. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация.
С помощью специальной аппаратуры мы снимаем её с любого органа, делаем математические раскладки, анализируем. И потом все данные используем для акустического массажа» С помощью муз.звуков можно полностью восстановить кровообращение любого органа.
ПЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.
На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы).
Или просто усаживались вокруг больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия.
А также оздоравливающий момент опять же связан с техникой так называемого «цепного» дыхания. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции. «Цепное» дыхание учит не только непрерывности звука, но и увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха.
Особая роль гласных звуков и некоторых звукосочетаний в вокалотерапии.
С древнейших времен людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали в Индии и Китае.
С учетом открытий в этой области рекомендации будут такие:
«А» - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь.
«И» - лечит глаза, уши, тонкий кишечник.
«У» - улучшает дыханиеЮ, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, матки ияичников у женщин.
«Э» - улучшает работу головного мозга.
Звукосочетания:
«ОМ» - снижает кровяное давление.
«АЙ», «ПА» - снижают боли в сердце.
«АП», «АМ», «АТ, «ИТ» - исправляют дефекты речи.
«УХ», «ОХ», «АХ» - стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ.
Танец всегда был одним из любимых занятий детей. Он не только развивает, но и доставляет эмоциональное и эстетическое удовольствие ребёнку.
Музыкально-ритмические движения способствуют всестороннему развитию детей. Улучшается координация, ориентировка в пространстве, пластичность, гибкость, внимание, воображение, развивается музыкальный слух, чувство ритма.
Через танец дети познают прекрасное.
Особенно важны муз-ритмические движения под музыку для детей с нарушениями речи. Они помогают наладить координацию, освоить ритм, улучшают реакцию.
Также особое значение для общего оздоровления имеет такой раздел как танцевальное творчество.
Музыкально-двигательная фантазия развивает у ребенка:
- эмоциональную отзывчивость;
- двигательную активность, способность к творчеству, воображение;
- речь, память, мышление;
- умение ориентироваться в пространстве;
- пластику.
Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, гармонизации психоэмоциональных процессов мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-138632-1357317207.jpg)
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/06/picture-1203868-1578328662.jpg)
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/06/picture-1203868-1578328662.jpg)
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/10/picture-1261266-1597072934.jpg)
Консультация по теме « Оздоровительная функция музыки, как составляющей системы музыкального воспитания дошкольников »
Консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-1209768-1614448319.jpg)
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для педагогов и родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-1075278-1574483286.jpg)
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ,КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультации...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/12/picture-1447608-1673506921.jpg)
«Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»
laquo;Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников» ...