Семинар для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»
статья на тему
Семинар предназначен для работников дошкольного образования. Содержание материала семинара: информация об общем оздоровливающем действии музыки на человека и описание конкретных методик - вокалотерапия, дыхательная гимнастика. Влияние и воздействие музыки на психическое состояние человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар музыкотерапия | 29.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей и музыкальных руководителей.
«Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»
Занятия музыкой как мы знаем, имеет множество функций: развивающую, познавательную, и т.д.
Но одной из самых значимых, особенно для детского возраста является её оздоровительная функция.
1.Рассмотрим такой термин как МУЗЫКОТЕРАПИЯ.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. Её можно использовать для влияния на самочувствие человека.
В основе музыкотерапии лежат несколько видов воздействия:
1. Психо-эстетическое – возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд.
2. Физиологическое – с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма.
3. Вибрационное – звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Учеными – медиками разработаны следующие муз. программы:
- снятие стрессов и – облегчение болей у взрослых и детей;
- повышение резервных особенностей организма;
- лечение бронхиальной астмы;
- лечение психосоматических расстройств;
- для престарелых лиц, нуждающихся в уходе;
- для детей и взрослых, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии.
Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в мед. Науке древнего Египта, Греции, Рима.
Лечение музыкой набирает свои обороты, и музыкотерапия для нас становится не таким уж странным занятием. Музыка обладает огромным терапевтическим потенциалом, который в настоящее время только начинают изучать.
Ученые пытаются понять каково эмоциональное, физиологическое и биохимическое воздействие музыки на человека. Но достоверно установлено, что классическая музыка композиторов прошлых веков благотворно влияет на живой организм. Даже опыты ученых на растениях и животных подтвердили это.
Музыкотерапия начинается с прослушивания спокойной и приятной музыки – классика.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗВУКА НА ОРГАНИЗМ.
Музыка – явление физическое. Возникающие реакции слуховой адаптации порождают различные эстетические переживания, динамика которых приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, тонус головного мозга и кровообращение.
Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы муз. произведений очень близки к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Воздействие классической музыки замедляет пульс, способствует расширению сосудов и нормализации давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.
Интересно что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. Поэтому обед в муз. сопровождении показан с физиологической точки зрения.
Как показали эксперименты особенно сильное оздоровительное воздействие на психическое и физическое состояние больных оказывает звучание струнных инструментов, прежде всего скрипка, на последнем месте – гитара.
Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В.Н. Бехтерев еще в начале ХХ столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но оздоравливает их. Самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных. У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов в клетке повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше. Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, гимнастикой продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по разному относились к такому совету. Но когда все эти дети прошли обследование в институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную музыкотерапию.
Музыкотерапия противопоказана:
1. Младенцам предрасположенным к судорогам.
2. Тяжелое состояние ребенка, сопровождающееся интоксикацией.
3. Больным отитом.
Но воздействие музыки на человека может быть и пагубным. Громкие звуки убивают клетки, которые передают информацию о звуковых колебаниях в головной мозг. На кафедре акустики МГУ провели недавно исследование наиболее агрессивных образцов рок и поп- музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы. И вот что получилось. Прослушивание такой музыки может вызвать сильное возбуждение вплоть до полной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим, нервные срывы, теряется острота зрения и слуха, начинают дрожать руки, повышается содержание адреналина в крови и других гормонов.
Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в зале слушатели не могли ответить на вопросы: «Как вас зовут?» «Где вы находитесь?»
Вокалотерапия – один из методов музыкотерапии. Обладает высокой терапевтической эффективностью. Это подтверждено лабораторными исследованиями: бронхоскопией, комп. Томографией, клиническими анализами крови поющих.
Методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических так и психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии, бронхиальной астмы, головных болей.
Когда человек говорит или поет, то от60 до 85 % звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы и только 15-40 % во внешнюю среду.
ДЫХАНИЕ.
Искусство пения – это, прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов долгой и здоровой жизни.
От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Физиологическое, т.е. правильное дыхание – нижними ребрами. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это слишком много энергии. Отсюда – бронхиальная астма, сердечные дисфункции. Пение как раз помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг.
Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую тренировку и стимулируют головной мозг.
Во всем мире с помощью хорового пения лечат детей от заикания. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например «р» и «ш»).
В школе-лицее № 69 Липецка занятия пением практикуются с целью профилактики болезней. По наблюдениям педагогов, те из ребят, которые посещают эти уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться. По утверждению липецких специалистов, для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные пеcни. «Чтобы красиво петь, надо правильно дышать, -объясняют педагоги.- Особые вокальные и специальные дыхательные упражнения мы включили в программу обычных уроков пения. И, кроме оздоравливающего эффекта, открыли еще одно свойство: поющие, танцующие и рисующие дети получают больше «5» и по другим предметам».
Исследования американских ученых, проведенные среди певцов одной оперной труппы, показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней.
Руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые в свою очередь, влияют на связанные с ним важные органы и системы: почки, железы внутренней секреции, массирует гортань, сердце. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация.
С помощью специальной аппаратуры мы снимаем её с любого органа, делаем математические раскладки, анализируем. И потом все данные используем для акустического массажа» С помощью муз.звуков можно полностью восстановить кровообращение любого органа.
ПЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.
На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы).
Или просто усаживались вокруг больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия.
А также оздоравливающий момент опять же связан с техникой так называемого «цепного» дыхания. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции. «Цепное» дыхание учит не только непрерывности звука, но и увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха.
Особая роль гласных звуков и некоторых звукосочетаний в вокалотерапии.
С древнейших времен людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали в Индии и Китае.
С учетом открытий в этой области рекомендации будут такие:
«А» - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь.
«И» - лечит глаза, уши, тонкий кишечник.
«У» - улучшает дыханиеЮ, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, матки ияичников у женщин.
«Э» - улучшает работу головного мозга.
Звукосочетания:
«ОМ» - снижает кровяное давление.
«АЙ», «ПА» - снижают боли в сердце.
«АП», «АМ», «АТ, «ИТ» - исправляют дефекты речи.
«УХ», «ОХ», «АХ» - стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ.
Танец всегда был одним из любимых занятий детей. Он не только развивает, но и доставляет эмоциональное и эстетическое удовольствие ребёнку.
Музыкально-ритмические движения способствуют всестороннему развитию детей. Улучшается координация, ориентировка в пространстве, пластичность, гибкость, внимание, воображение, развивается музыкальный слух, чувство ритма.
Через танец дети познают прекрасное.
Особенно важны муз-ритмические движения под музыку для детей с нарушениями речи. Они помогают наладить координацию, освоить ритм, улучшают реакцию.
Также особое значение для общего оздоровления имеет такой раздел как танцевальное творчество.
Музыкально-двигательная фантазия развивает у ребенка:
- эмоциональную отзывчивость;
- двигательную активность, способность к творчеству, воображение;
- речь, память, мышление;
- умение ориентироваться в пространстве;
- пластику.
Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, гармонизации психоэмоциональных процессов мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Консультация по теме « Оздоровительная функция музыки, как составляющей системы музыкального воспитания дошкольников »
Консультация...
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для педагогов и родителей....
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ,КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультации...
«Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»
laquo;Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников» ...