Консультация для воспитателей: «Оздоровительная функция музыки в воспитании дошкольников»
консультация на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnaya_funktsiya_muzyki_v_vospitanii_doshkolnikov.docx | 18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 4
с. Кандры муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей:
«Оздоровительная функция музыки в воспитании дошкольников»
Музыкальный руководитель:
Абдурашитова Н.А.
2018
Одна из основных задач по подготовке детей к школе – укрепление и
сохранение здоровья детей.
По статистике Министерства здравоохранения 70-80% обследованных
детей имеют нарушения психосоматического характера. Поэтому, занимаясь
музыкальным воспитанием детей, нам необходимо использовать профилактическую и лечебную силу воздействия музыки.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.
Содержание музыкально-оздоровительной работы в детском саду должно соединить традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями, с технологией музыкального воспитания.
Здоровье дошкольника – это, прежде всего, его эмоциональное и
физическое благополучие. Причём соматические изменения зачастую зависят от психического состояния ребёнка, чувства господствуют над всеми
сторонами жизни ребенка. Даже в грудниковом возрасте, услышав музыку,
малыши перестают плакать и, кажется, двигают ручками и ножками в такт,
так называемый «комплекс оживления» является исходной точкой в
формировании эмоциональных реакций. Именно слушание музыки является
приоритетным в музыкальном воспитании, так как обогащает и расширяет
эмоциональный мир ребёнка. Произведения Мусоргского, Свиридова,
Чайковского, Прокофьева, Шумана и других композиторов несут радость и
удивление, страх, умиротворение, печаль – весь спектр чувств, возникающих
у ребёнка в процессе слушания музыки.
Восприятие музыки может быть пассивным: для релаксации и
улучшения настроения, но я рекомендую воспитателям, если это позволяет музыка, использовать так называемое активное восприятие: предлагать детям передавать в движении те чувства, которые вызвала музыка. Например, после прослушивания на музыкальном занятии пьесы «Баба Яга» Чайковского, предложить детям в свободное время закрепить характер произведения при помощи игры «Узнай и изобрази образ сказочного персонажа», пробуждать детей передавать в движении чувства гнева, раздражительности, злости, страха. Этот приём позволяет не только решать музыкальные задачи, но и способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, так необходимой для его нормального психического здоровья.
Одним из средств активного восприятия музыки я считаю
мелодекламацию. Удачно подобранные, совпадающие с музыкальным
произведением стихи, четверостишия помогают детям почувствовать ритм,
способствуют правильному речевому дыханию, воспитывают
выразительность и эмоциональность речи, обогащают новыми
впечатлениями.
Так для чтения стихотворенья «Хитрая лисичка» Караманенко я рекомендую использовать музыку «Гавот» Госсека, а для декламации стихотворения «Усы для красы» - «Кот в сапогах» Чайковского.
Если слушание обогащает и укрепляет эмоциональное благополучие
дошкольников, то танцы, физические упражнения развивают тело, укрепляют здоровье, улучшают настроение. Движение – это естественное состояние для развития ребёнка. Во время движения под музыку у детей развивается мышечное чувство, двигательные навыки, происходит сброс накопившейся энергии. Оздоравливающей является и сама ритмическая организация музыки. Именно ритм помогает правильному дыханию, регулирует пульс, моторику и химические процессы при обмене веществ. Ритм даёт эффект концентрации и релаксации. Являясь важным компонентом в музыке, чувство ритма очень трудно развивать, а речедвигательные упражнения и игры могут нам существенно в этом помочь. Например,
двигательно-речевые упражнения помогают при разучивании танцевальных движений: выставление поочерёдно ноги на носок, боковой приставной шаг, боковой галоп. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга находятся рядом, поэтому активизация речи помогает успешности в движении и наоборот.( игра «Бубен», «Паровоз», и т.д.)
Оздоровительный эффект в музыкальном воспитании приносит не
только движение под музыку, но и пение – это наиболее любимый вид
деятельности дошкольников. Обучая детей пению, я не только обращаю
внимание на правильную посадку, но и формирую правильное дыхание.
Важно научить ребёнка носовому дыханию, что способствует профилактике
насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух
проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или
сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли. Одновременно
раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока головного
мозга.
Во время занятий пением на определённом этапе разучивания идёт
работа над дыханием. Для этого я использую разные приёмы:
продолжительный выдох на снежинку (бабочку, шарик, ленточку), долгий и
короткий выдох ветерок и ветер, длинные и короткие ниточки при
пропевании музыкальной фразы. Детский голос очень слабый, крепнет
медленно и лишь к 7-8 годам. Дошкольники могут петь только тихо и
недолго, поэтому важно оберегать детей от крикливого, форсированного
пения, развивать вокальные способности. В этом помогают методические
рекомендации Т.Э. Тютюнниковой и её «Песенки – бусинки». Короткие
песенки, которые построены на пентатонике, лежащей в основе всей
народной музыки. Поэтому песенки доступны детям, развивают их навыки
интонирования, правильного дыхания, ладового слуха, артикуляции:
«Паучок и гамачок», «Кузнечик», «Кошачий ответ». Во время их пропевания
мышцы гортани получают возможность нормально развиваться и
укрепляться.
Таким образом, музыка и использование новых технологий в движении
и пении детей создаёт положительный эмоциональный климат, который
является основой здоровья наших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Оздоровительная функция музыки»
Русское слово «музыка» - греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Терапия – в переводе с греческого «л...
Консультация "Оздоровительная функция музыки в деятельности дошкольников"
Информация для педагогов о оздоровительном потенциале музыки....
Консультация "Оздоровительная функция музыки в деятельности дошкольников"
Информация для педагогов о оздоровительном потенциале музыки....
Консультация для воспитателей "Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками"
Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками...
Консультация по теме « Оздоровительная функция музыки, как составляющей системы музыкального воспитания дошкольников »
Консультация...
Консультация для родителей "Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников"
Консультация для родителей "Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников"...
Консультация для воспитателей «Оздоровительная работа с дошкольниками в летний период».
Консультация для воспитателей«Оздоровительная работа с дошкольникамив летний период».Цель:Основными целями оздоровительной работы являются сохранение, укрепление здоровья детей (эмоциональ...