Виртуальная реальность современного детства.
статья
Новые технологии в виде компьютеров, планшетов и других гаджетов активно вторгаются в жизнь наших детей, начиная с первых месяцев жизни. Это «безобидное» занятие радикально меняет формы деятельности и общения детей, что вполне устраивает не только детей, но и родителей.
В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером и другими гаджетами. Наверное, так же трудно найти родителя, которого бы не беспокоила чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnaya_realnost_sovremennogo_detstva.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальная реальность современного детства.
Командин Е.Н.,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка»
г. Пятигорска
Новые технологии в виде компьютеров, планшетов и других гаджетов активно вторгаются в жизнь наших детей, начиная с первых месяцев жизни. Это «безобидное» занятие радикально меняет формы деятельности и общения детей, что вполне устраивает не только детей, но и родителей.
В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером и другими гаджетами. Наверное, так же трудно найти родителя, которого бы не беспокоила чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.
Если воздействие компьютерных игр на подростков и взрослых неоднократно становилось предметом исследований, то роль компьютерных технологий в ранне6м детстве остается практически неисследованной. Между тем известно, что ранний возраст является наиболее ответственным периодом, когда закладываются основные человеческие способности: общение и отношение к сверстникам, образ себя, речь, восприятие, познавательная активность, наглядно-действенное мышление и пр. Отражается ли использование компьютерных игр на формировании этих процессов? С какого возраста возможно приобщение детей к виртуальной реальности? Можно ли рекомендовать компьютерные игры маленьким детям и какие именно?
Эти и многие другие вопросы сегодня становятся актуальными как никогда раньше. В апреле 2017 года на базе Центра психолого-педагогической экспертизы игрушек Московского государственного психолого-педагогического университета проводился семинар, посвященный внедрению компьютерных технологий в раннее и дошкольное детство. В семинаре участвовали как специалисты по компьютерным играм, так и учение и практики, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста (психологи, педиатры, психиатры и др.). Практически все участники семинара подчеркивали актуальность и остроту данной проблемы. На семинаре обсуждалось влияние компьютерных игр на развитие маленьких детей, роль родителей в приобщении детей к компьютеру. В ходе данного семинара были представлены результаты различных исследований. Хотелось бы кратко остановиться на некоторых. Так в 2010 году были проведены международные исследования, проведенные на дошкольниках. В нем участвовали 4-летние дети и их родители из разных стран: Великобритании, Чехии, Италии, Германии, Финляндии и России.
Исследование проводилось методами включенного наблюдения и методом интервью с детьми и родителями, также использовался естественный эксперимент – детей просили показать, что они умеют.
Результаты показали, что все 4-летние дети хорошо знакомы и умеют обращаться с планшетом. При этом планшет является приоритетом для детей, поскольку он является универсальным средством, замещающим многие другие аспекты детской субкультуры: игрушки и игры, ТВ, книги, журналы и т.д. 85% детей используют компьютерные игры и разные приложения. 30% чаще используют планшет для просмотра мультфильмов, и только 5% участвуют в образовательных программах.
Больше 80% детей сами включают планшет и самостоятельно им пользуются. Те, кто впервые сталкивается с данным средством, за пару часов осваивают его и самостоятельно включают.
Интересно, что четверть детей уверены, что овладели планшетом самостоятельно, четверть указывают, что научил папа, пятая часть – мама, а остальные – старшие дети.
Каждый четвертый ребенок в 4 года умеет скачивать игры из интернета и свободно в него входит. Среди проблем и рисков, связанных с интернетом, дети отметили следующие: «Приложения воруют деньги», «Программы скачиваются медленно», «Страшные картинки», «Плохая навязчивая реклама».
Что касается мотивации родителей, то они приобретают планшеты для детей в образовательных целях, и почти все сначала устанавливают правила и ограничения при пользовании планшетом, но вскоре сами же их и нарушают. Следует подчеркнуть сверхценное отношение детей к планшету: практически в каждой семье ограничение в доступе к планшету используется в качестве наказания, а игры на планшете – как поощрение.
Родители приобретают планшеты для того, чтобы ребенок сам себя занимал: смотрел мультфильмы (82%), занимался, чем хочет (32%), играл (27%). Треть родителей (35%) полагают, что основная задача планшета – обучение.
Большинство родителей (77%) считают, что занятия с планшетом положительно влияют на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление).
В то же время более половины родителей полагают, что эти электронные устройства оказывают негативное влияние на эмоциональное состояние детей и на развитие их моторики.
В этом же исследовании показано, что интенсивность использования ребенком гаджетов связана с общей воспитательной стратегией родителей. Значительно чаще используют гаджеты те дети, родители которых ориентированы на пассивную или активную акселерацию детского развития. У родителей, ориентированных на интенсивную амплификацию, дети играют с планшетами значительно меньше: всего 19% детей каждый день играют в компьютер (против 65%).
Таким образом, проведенные исследования показывают интенсивное проникновение компьютерных технологий в раннее детство.
Елена Олеговна Смирнова, специалист центра психолого-педагогической экспертизы игрушек МГППУ продемонстрировала современные игры, адресованные маленьким детям. Все они используются на устройствах, имеющих сенсорный экран: чтобы вызвать какое-то действие, необходимо коснуться экрана. Многие компьютерные игры для маленьких детей являются прямыми аналогами и традиционных игр и игрушек. При этом не учитывается, что предметная деятельность, перенесенная на экран, принципиально искажается.
В пилотажном исследовании другого специалиста Центра сопоставлялись особенности деятельности детей на планшете или с аналогичным реальным материалом.
Результаты показали, что при игре на планшете дети более эмоционально реагируют на удачу и неудачу. Видимо, это вызвано тем, что при действиях на планшете ребенок получает яркое подкрепление: при положительном результате картинка прилипает к нужному месту, раздаются резкие звуки, а при правильном сложении всей картинки раздаются аплодисменты, улыбается смайлик, демонстрируется мини-мультфильм (ракета улетает и пр.). Неправильное действие тоже переживалось детьми крайне тяжело: картинка возвращается на место, раздается неприятный звук, что, по-видимому, усиливает ощущение своей беспомощности и неуспеха.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что при внешнем сходстве деятельность детей на планшете и с реальным материалом принципиально различается.
Наиболее важный и острый вопрос, который здесь возникает, связан с возможным влиянием компьютерных игр на психическое развитие человека.
Большинство негативных последствий компьютерных игр для когнитивной сферы связано с интенсивностью их использования и с возникновением компьютерной игровой зависимости. Бесконтрольное и неограниченное использование компьютерных игр может иметь негативные последствия, особенно для детей младшего возраста.
В то же время масштаб и характер данных последствий в зависимости от возраста остается неисследованным.
Однако есть косвенные данные, указывающие на существенное влияние компьютерных технологий на психологию детей.
Психологам и педагогам, имеющим стаж работы не менее 15 лет, предлагалось сравнить психологические особенности современных дошкольников и детей предыдущих поколений. Специалисты отметили как позитивные, так и негативные изменения.
Среди позитивных отмечались умение самостоятельно добывать информацию, общаться с помощью информационных компьютерных технологий (ИКТ), уверенность в себе, готовность отстаивать свое мнение, не боясь ошибиться.
Однако значительно чаще отмечались негативные изменения. Прежде всего это проблемы с моторикой, бедность графического образа в рисовании, трудности в конструктивной деятельности. Педагоги и психологи отмечают, что у современных дошкольников существенно снизился уровень образного мышления и воображения. При этом логические задачи они решают достаточно хорошо, значительно лучше, чем пространственные.
Широко известным явлением стали задержки речевого развития; дошкольники не могут пересказать сказки, часто не знают их, испытывают трудности в заданиях, где нужно описывать предметы или события.
Существенные изменения отмечались также в коммуникативной сфере – как со взрослым, так и со сверстником. Современные дошкольники уже не воспринимают взрослого как единственного носителя новой информации и правил поведения.
Что касается общения со сверстниками, то здесь также наблюдаются новые проблемы: дети не умеют договариваться, делиться, кооперироваться, не умеют занять себя в группе сверстников, скучают, если нет гаджетов.
Поскольку главным изменением в условиях жизни дошкольников за последние 10 лет является активное внедрение компьютерных технологий, можно полагать, что полученные отличия являются результатом именно этого процесса.
Хочется затронуть тему родительского отношения и роли родителей в приобщении детей к ИКТ. Ребенку интереснее всего то, что он видит в руках у родителя. Поэтому малыши тянутся к смартфонам, а родители сами предлагают своим малышам телефоны и планшеты.
Поскольку остановить использование ИКТ уже невозможно, нужно думать, как можно продуктивно использовать их в процессе воспитания и обучения детей. Естественно, в младенчестве никакой компьютер не может заменить маму, но в более поздних возрастах ИКТ вполне могут быть полезными для овладения навыками и для тренировки некоторых способностей.
Компьютер в раннем детстве нарушает не только зрение и восприятие, но и привязанность ребенка к матери. Такой сильный эмоциональный и сенсорный стимул, как планшет, когда он вклинивается в отношения ребенка и взрослого, может нарушить эти отношения и деформировать привязанность. Поэтому внедрение ИКТ в раннем детстве крайне нежелательно и рискованно.
Особый интерес вызывает тема, связанная с развитием речи. Замечено, что увлечение компьютером снижает речевые способности: дети, которые играют с гаджетами, практически не говорят. Их сверстники, у которых нет гаджетов, говорят значительно лучше. По-видимому, это связано с тем, что гаджет не дает обратную связь – как двигается артикуляционный аппарат. Гаджет не должен заменять родителя, но может помочь ему. Родителям нужно рекомендовать самые разные виды совместной деятельности, которые будут более привлекательны для детей и оторвут их от компьютеров. Но запрещать компьютерные игры непродуктивно; нужно прежде всего рекомендовать какие-то альтернативы.
Часто современным детям компьютер заменяет и друзей, и книги, а победы над виртуальными монстрами или в продуманных стратегиях выступают заменой достижений в реальной жизни. Вполне возможно, что такая замена реального мира виртуальным произошла потому, что ребенок испытывает какие-то трудности в реальной жизни. Прежде чем перейти к известному вопросу «что делать?», давайте сначала попробуем проанализировать, чем же так привлекательны для детей компьютерные игры. Как говориться, врага надо знать в лицо!
- Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле.
- Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т.п.
- Игры легко можно менять, когда те надоедят, или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.
- Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями – почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т.д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то «переделать» себя, а кроме этого, преодолеть чувство досады, что ты «не один такой умный»!
- Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами.
- И наконец, сам компьютер – замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.
Теперь, когда мы рассмотрели основные причины виртуальных соблазнов, попробуйте ответить на вопросы: чего именно не хватает вашему ребенку в окружающей реальности? Что особенно привлекательно для него в компьютерных играх? Если вы смогли ответить на эти вопросы, то, значит, вы сформулировали трудности в развитии вашего ребенка или в вашем общении с ним.
Если вы склоняетесь к тому, что за зависимостью от компьютера стоит неумение ребенка общаться, то примите меры, чтобы помочь ему приобрести этот навык.
Если считаете, что главная причина – потребность чувствовать успех, помогите вашему ребенку добиться реальных достижений, научите его видеть эти достижения, даже если они совсем маленькие.
Теперь, когда мы рассмотрели все основные плюсы и минусы виртуальных игр, наверное, будет проще найти свою «золотую середину» в общении с компьютером для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и сделав таким образом их «механического противника» друга, помогающего решить различные задачи развития ребенка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные средства и современное детство.
Дети, появившиеся на свет в конце XX – начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения.Возможности средств электронной коммуникации поисти...
Проблемы современного детства. Периодизация детства и особенности развития детей.
Педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитыва...
Положение детей в современной России. Необходимость правовой защиты современного детства.
Защита прав ребенка в современной России. Cистема мер поддержки детей. Документы, охраняющие права ребенка....
Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного детства.
Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает за потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия...
Виртуальная реальность.
Консультация для родителей....
Участие дошкольников в проектировании внутренней среды ДОУ с использованием технологий виртуальной реальности .
Физическая среда играет важную роль в обучении, мышлении, чувствах и поведении детей, особенно в первые годы их жизни, она связана с когнитивным, социальным и эмоциональным...
Презентация для участия в виртуальной выставке "Современная развивающая предметно-пространственная среда в ДОО"
Презентация с фотографиями развивающей предметно-пространственной среды и комментарии к ним...