Электронные средства и современное детство.
статья (подготовительная группа) на тему

Пермякова  Татьяна  Владимировна

Дети, появившиеся на свет в конце XX – начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения.

Возможности средств электронной коммуникации поистине безграничны: они способны заменить собой и живое общение, и культурно-развлекательные походы в кино, театр, музей.

В современном мире авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как это было двадцать лет назад. Раньше, взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребенка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт и опыт предыдущих поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnye_sredstva_i_sovremennoe_detstvo.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Электронные средства и современное детство.

Дети, появившиеся на свет в конце XX – начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения.

Возможности средств электронной коммуникации поистине безграничны: они способны заменить собой и живое общение, и культурно-развлекательные походы в кино, театр, музей.

В современном мире авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как это было двадцать лет назад. Раньше, взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребенка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Сегодня существуют два практически противоположных мнения о том, что

представляет собой современный дошкольник. Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников прежних лет . Они легко управляются со сложными техническими устройствами,

такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника . Дети располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят много теле- и видеофильмов, имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более богатый, нежели многие взрослые.

Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты –

чтением, письмом, счетом. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными, что, правда, не препятствовало успешному освоению ими учебной программы. Сегодня их внуки знают и легко делают то, что сами они освоили недавно и с большим трудом,

например, навыки пользования электронной техникой. Разнообразные электронные

устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения, и они

начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в

свое время пользоваться электроприборами. Своеобразный язык, на котором электроника

«общается» с нами, труден для освоения только взрослым людям, а дети овладевают им

органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.

Все это дает взрослым основания утверждать, что современные дети развиваются

намного быстрее, чем их сверстники второй половины ХХ века, у них иные интересы и

потребности, иные возможности и способности.

Однако психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников,

показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того

уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного

перехода на следующий – школьный – этап жизни. Так, познавательное развитие

современных дошкольников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве

возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних дошкольников отличает слабость

воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и,

соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более

низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков,

своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

Современные родители меньше, чем это необходимо для полноценного речевого развития ребенка, разговаривают со своими детьми, мало читают и рассказывают им, а покупая книжки для самых маленьких, больше ориентируются на красочность и оригинальность издания, нежели на художественные достоинства текстов.

Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей

является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты

принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и

первых «Книгах для чтения».

Другим последствием широкого внедрения компьютерных технологий в жизнь

маленьких детей становится искажение их сенсорного опыта, формирование неверных

сенсорных эталонов.

Повседневная жизнь естественным образом ограничивает возможности ребенка

познакомиться со всем чувственным многообразием окружающего мира. Высокие

технологии позволяют восполнить этот пробел, предоставляя в распоряжение ребенка

электронные имитации разнообразных звуков, цветов, предметов, животных и пр.

Например, компьютерная программа познакомит малыша со звучанием не только

пианино, гитары или барабана, но и скрипки, флейты, органа, виолончели, контрабаса,

волынки. С помощью компьютера он услышит голоса животных, звуки природы и

окружающего мира. Проблема, однако, в том, что какой бы точной ни была эта имитация

реальных звуков, она все же остается только имитацией, и мы хорошо это слышим. Взрослые

люди, выросшие в докомпьютерную эру, легко отличают электронную версию звука от его

реального прообраза именно потому, что обладают иными сенсорными эталонами,

сформированными на основе личного практического опыта восприятия окружающего мира.

Овладение навыками чтения, письма и счета также относится к области приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста.

Сегодня практически все поступающие в школу дети умеют писать печатными

Как ни удивительно, но у большинства сегодняшних первоклассников

обнаруживается слабая готовность руки к письму. Графический навык состоит в

выработке общей программы движения, которая может быть выполнена не только с

помощью правой (или левой) руки, но и с использованием целого ряда других мышц нашего

тела, а также установления зрительно-моторной координации движений пишущей руки.

Какие же факторы развития современных детей препятствуют формированию правильного

графического навыка? Прежде всего, это, несомненно, компьютер, с которым ловко управляются уже и 3-4-летние дети. Дошкольные педагоги-психологи отмечают, что многим детям поначалу трудно скоординировать движение компьютерной мышки и изображение на экране.

Постепенно этот навык вырабатывается, и ребенок успешно выполняет различные задания

на экране монитора: собирает конструкции, «делает» аппликации, играет в различные игры.

Существуют также и компьютерные программы, обучающие письму, весьма

популярные среди дошкольных педагогов и родителей. Ребенок, двигая мышкой, выводит на

экране элементы букв, потом сами буквы и слова. Таким образом, происходит выработка

принципиально иного графического навыка, нежели тот, который потребуется от ребенка в

школе. Внедрение в практику дошкольного образования интерактивных досок,

предполагающих работу каждого отдельного ребенка на так называемом индивидуальном

планшете, изображение с которого передается на общий экран-доску, только усугубляет эту

проблему, хотя, казалось бы, здесь ребенок «пишет» не мышкой, а электронной ручкой,

правда, слишком крупной и толстой для его руки. Можно ли научиться письму не видя

линии, выходящей из-под карандаша или ручки, не чувствуя работы своих мышц? Куда

должен смотреть ребенок – на общий экран или на свою руку? На экране появляется

результат его движения рукой, но руки он не видит; на планшете двигается рука, но не

появляется изображение. Можно предположить, что высокие технологии не столько способствуют, сколько препятствуют полноценному моторному развитию современных дошкольников, нарушают становление зрительно-моторных координаций, приводят к формированию неправильного зрительно-двигательного образа букв. В значительной степени это связано со значительным снижением значения в детской жизни сюжетно-ролевой игры с ее сложной системой распределения ролей и обязанностей, требований к соблюдению правил и договоренностей среди детей.

Применение компьютерных технологий в подготовке к школе возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельнос ть и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуально й деятельности, но есть и отрицательное влияние компьютера на ребенка, можно сказать, и заключается только в длительном времяпровождени и, просто из этого вытекает еще несколько «минусов», и первый — это зависимость от игр.

Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительнос игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной

Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительнос ти игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы современного детства. Периодизация детства и особенности развития детей.

Педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитыва...

Положение детей в современной России. Необходимость правовой защиты современного детства.

Защита прав ребенка в современной России. Cистема мер поддержки детей. Документы, охраняющие права ребенка....

Социализация современного детства в контексте развития отношений ребенка в мире

Представлен анализ феномена детства, сложного, самостоятельного организма, которое представляет собой неотъемлемую часть общества, выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерн...

Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного детства.

Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает за потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия...

Виртуальная реальность современного детства.

Новые технологии в виде компьютеров, планшетов и других гаджетов активно вторгаются в жизнь наших детей, начиная с первых месяцев жизни. Это «безобидное» занятие радикально меняет формы де...

СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО: ВЫЗОВЫ И РИСКИ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ

Станет ли ТВ новой религией, новой идеологией -  Драконом Будущего? То, что мы видим сейчас, есть лишь чешуи этого грядущего Дракона. Мы весело играем ими, катаемся на компьютерных горках виртуал...

Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах коррекции речи. В связи с этим актуален вопрос о необходимости просвещения и обуче...