Проект «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№1 «Сказка»
Информационно-творческий проект
«Формирование здорового образа жизни
у детей старшего дошкольного возраста
в процессе образовательной деятельности»
Подготовила:
воспитатель группы
компенсирующей направленности
для детей 5-6 лет «Б»
Абдразакова Е.Р.
г.Мегион
2018-2019 уч.г.
Тип проекта: информационно- творческий
Вид проекта: долгосрочный (2019-2020 учебный год)
Участники проекта:
- Дети подготовительной группы компенсирующей направленности,
- Воспитатели,
- Родители,
- Учитель- логопед,
- Инструктор по физической культуре,
- Музыкальный руководитель,
- Медперсонал
Предполагаемая дата реализации проекта: 2019- 2020 учебный год.
Актуальность проекта:
К сожалению, с каждым годом возрастает количество детей, имеющих различные заболевания, непрерывно растет общий уровень заболеваемости среди дошкольников. Причинами этого являются и ухудшение экологии, массовое распространение алкоголизма, наркомании, курения, низкий уровень развития института брака и семьи и т.д.
Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе подготовки их к школе. Низкий уровень здоровья осложняет процесс адаптации к школьным нагрузкам, является причиной трудностей в освоении программы. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Таким образом, актуальность проекта заключается в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий.
Задачи проекта:
Педагогические:
- Изучить методическую литературу по данной теме;
- Обобщить и апробировать методы, направленные на формирование у дошкольников понятия «Здоровый образ жизни»;
- Развивать у дошкольников интерес к двигательной активности, правильному питанию, соблюдению личной гигиены и соблюдению режима дня;
- Ввести в образовательный процесс современные оздоровительные технологии;
- Вовлекать родителей в процесс взаимодействия по формированию основ здорового образа жизни;
- Поделиться опытом работы с педагогами
Детские:
- Формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни; Углублять знания детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих;
- Вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям;
- Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни;
- Укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий.
Система работы с детьми содержит различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ:
- Организованная образовательная деятельность,
- Режимные моменты,
- Спортивные соревнования, физкультурные минутки;
- Досуги;
- Комплексы закаливающих мероприятий
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
Литература:
1.Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114-117.
2.Власенко Н.Э 300 подвижных игр для дошкольников, М. , 2011.
3.Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры / авт. – сост. М. Р. Югова. – Волгоград: Учитель, 2015.
4. Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М.; 2001 5. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З. И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.
6. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
7.Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. 2006. № 6. С. 56.
8.Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 1999.
9.Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., 2007.
10.Интернет- ресурсы
План – график мероприятий
Этапы проекта:
Подготовительный:
- Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
- Подбор методической литературы для реализации проекта;
- Подбор наглядно- дидактического материала, художественной литературы, разработка конспектов образовательной деятельности;
- Составление картотек артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик, гимнастики для профилактики нарушения зрения, разработка комплексов утренней гимнастики, пробуждающей гимнастики
- составление плана работы
- проведение анкетирования среди родителей
- мониторинг уровня заболеваемости за прошедший год в данной группе
Основной (практический):
Месяц/ тематический блок | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно- развивающей среды |
Сентябрь- октябрь «Я и мое тело. Строение организма» | Беседы «Знакомимся со своим организмом», «Мы стремимся иметь здоровые глаза», «Тело человека», «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Пальчиковые игры «Умывалочка», «Это я». «Зубная щетка», «Мы во двор пошли гулять», «Осень», Чтение художественной литературы : К. Чуковский «Доктор Айболит», «А.Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Мы с Тамарой санитары», С. Физминутки «Туман», «Ветер и листья», «За грибами», «Овощи», «Это-я» Дидактические, настольно- печатные игры Подвижные и спортивные игры Продуктивная деятельность Досуговое мероприятие: викторина | Анкетирование родителей «Ваши дети и их здоровье» Консультации, «Как сохранить здоровье ребенка» Оформление папки-передвижки «Плоскостопие у детей», «Ароматерапия для детей». Мастер - класс «Дыхательная гимнастика» Методические рекомендации «Игры и упражнения для профилактики плоскостопия», «Упражнения для профилактики нарушения зрения» | Изготовление массажных дорожек из бросового материала Изготовление картотеки «Подвижные игры», «Физминутки», «Пальчиковая гимнастика», «Зрительная гимнастика», «Дыхательная гимнастика» Пополнение центра книги д/материалом, книгами и энциклопедиями познавательного характера Разработка серии мультимедийных презентаций по теме «Организм человека» |
Ноябрь- декабрь «Личная гигиена. Режим дня» | Беседы «Чистота- залог здоровья», «Почему важно соблюдать режим дня» «Как правильно чистить зубы», «Режим дня: для чего он нужен?» «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» «Врачи — наши помощники», «Как мы можем защитить себя от микробов», «Здоровые и нездоровые привычки» и т.д. Чтение художественной литературы : «Федорино горе», отрывка из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мойдодыр» и т.д. Физминутки Д/игры «Мой день», «Я начну, а ты продолжи», «Отгадай загадку по картинке» и т.д. П/игры с мячом, с бегом, с подлезанием, с прыжками и т.д. Спортивные игры… С/ролевые игры Театрализованные игры Продуктивная деятельность | Консультации «Виды закаливания», «Соблюдение режима дня дома», «Значение прогулок». Родительский уголок «Уроки Мойдодыра» Папка передвижка «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья», «Растим детей здоровыми» | Выставка рисунков Изготовление, пополнение с/р игры «Больница», «Аптека» новыми атрибутами Фотовыставка: «Как ы закаливаемся в детском саду» Разработка серии мультимедийных презентаций по теме «Воспитание культурно гигиенических навыков в режимных моментах» |
Январь- февраль «Спорт любить – активными быть» | Беседы «Физкультура и спорт - здоровье, красота», «Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья», «Спорт — это здоровье», «На зарядку становись» " «Будем стройными и красивыми" Пальчиковые игры «Мы во двор пошли гулять», «Зарядка» Чтение художественной литературы: Д/игры («Витаминная азбука» и т.д.) С/ролевые игры («Детский сад»: «На занятии физкультурой», «На зарядке», «На прогулке» и т.д.) П/игры с мячом, с бегом, с подлезанием, с прыжками и т.д. Спортивные игры… Досуг - эстафеты Театрализованные игры Продуктивная деятельность (рисование, аппликация («Мы любим спорт»…) Конструирование | Совместная с детьми творческая деятельность Гостиная здоровья «Игры на свежем воздухе». Совместное спортивное развлечение «Спорт- здоровье, спорт- помощник, спорт- игра» Гостиная здоровья «Организация двигательного режима». | Изготовление нетрадиционного спортивного оборудования для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики (набивные мешочки, мячики-ёжики, бросовый материал, коврики и массажные дорожки, массажные рукавички и т.д.), пополнение центра физкультуры инвентарем для игр и упражнений с бросанием, метанием, ловлей (мячи резиновые, мячи пластмассовые, кегли, мешочки с песком, кольцеброс, корзина для метания) Изготовление д/игр о спорте Фотоколлаж «Я дружу со спортом» Создание тематического альбома «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» |
Март- Апрель «Здоровое питание» | Беседы «Где найти витамины?», «О пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?», «Правильное питание», «Откуда берутся болезни? Как себя защитить от них?», «Могут ли овощи навредить здоровью?» Чтение художественной литературы: Ю.Тувим «Овощи», Н.Носов «Каша из топора», «Мишкина каша», Б.Гримм «Горшочек каши». Физминутки Дидактические игры «Что вредно и полезно для здоровья», «Пирамида здоровья», «Азбука витаминов», «Разложи полезные продукты», «Что было бы, если бы…», «Угадай на вкус» С/ролевые игры («Семья»: «Мы готовим обед», «Кафе», «В магазине» и т.д.) П/игры и игры малой подвижности Театрализованные игры Продуктивная деятельность: «Витаминная корзина» Конструирование из природного материала Рассматривание альбома, д/материала «Полезные и вредные продукты», «Овощи и фрукты», и т.д. Музыкальный досуг «Азбука здоровья» | Памятка «Правильное питание детей», «Культура еды», «Безобидные сладости». «Здоровье в тарелке» и т.д. Оформление папки- передвижки «Витамины и минералы – незаменимые компоненты в питании» Гостиная здоровья «Питание детей старшего дошкольного возраста. Презентация «Целебные свойства овощей, фруктов и ягод». Семинар – практикум «Игры на кухне». Развлечение «Кулинарный поединок»
| Пополнение центра сюжетно – ролевых игр различными атрибутами (муляжи фруктов, овощей, продуктов питания, фартучки, колпаки поварские, предметы посуды и т.д.) Изготовление различных дидактических, настольно- печатных игр Разработка серии презентаций по правильному питанию |
Ежедневный комплекс оздоровительных процедур:
- Утренняя гимнастика
- Гимнастика- побудка
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для профилактики нарушения зрения
- Физкультурные паузы
- Закаливание (солевая дорожка, контрастное обливание ног, воздушные и солнечные ванны, босохождение)
- Соблюдение температурного режима, проветривание согласно СанПиН
- Кварцевание группы
Заключительный этап: (май)
- Подведение итогов работы над проектом
- Проведение итогового мониторинга уровня заболеваемости детей за учебный год
- Проведение родительского собрания на тему «Здоровье детей в наших руках»
- Развлечение «Путешествие в страну Здоровья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...
Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "
Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру,...
«Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми»
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...
«Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения»
Из опыта работы...
«Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста».
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. С каждым годом возрастает ...
ПРОЕКТ «Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность.«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдёшь до самой старости»; - так гласит народная мудрость.Известно также, что состояние здоровья детей дошкольног...