ЛФК для детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Косило Надежда Викторовна

Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста (по возрастам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lfk.doc210 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

ВВЕДЕНИЕ        3

1. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ (ЛФК)        5

1.1. Показания ЛФК для детей        6

1.2. Противопоказания        6

2. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5-3 МЕСЯЦЕВ        6

3. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 - 4 МЕСЯЦЕВ        8

4. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 - 6 МЕСЯЦЕВ        9

5. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 - 10 МЕСЯЦЕВ        12

6. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 10 - 12 МЕСЯЦЕВ        13

7. ЛФК УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-6 ЛЕТ)        13

8. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА, РАЗМИНКА        14

9. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА, КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СКОЛИОЗА        16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        19


Введение

 При большинстве заболеваний у детей лечебная физкультура (ЛФК) является важнейшим компонентом лечения. Например, это касается таких заболеваний, как гипотрофия, рахит и пр., в этих случаях ЛФК нормализует и улучшает процессы обмена веществ, предотвращает деформацию опорно-двигательного аппарата, отставание в росте и развитии и т.д. Кроме того, регулярные занятия ЛФК препятствуют возникновению у детей многих распространенных заболеваний: сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки, искривления ног, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты и т.д. Важность ЛФК в детском возрасте также обусловлена тем, что длительное заболевание может привести не только к отставанию в росте и развитии, но и к функциональным нарушениям. Своевременно начатые занятия лечебной физкультурой помогут избежать всех этих проблем.

Отличительной чертой ЛФК для детей является большое количество игровых упражнений. Программа занятий подбирается инструктором по лечебной физкультуре исходя из возраста ребенка, уровня его развития, специфики психики и моторики.

Независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения ЛФК, происходит стимуляция деятельности всего организма ребенка. Благодаря лечебной физкультуре усиливается обмен веществ, уменьшаются воспалительные процессы, ускоряется заживление ран, происходит нормализация нарушенных функций организма, увеличение его адаптационных возможностей. Кроме того, вследствие регулярных занятий ЛФК у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. Лечебная физкультура положительно влияет на дыхательную, сердечно-сосудистую системы, координацию ребенка.

Несмотря на все преимущества, лечебная физкультура, как и все методы лечения, имеет некоторые противопоказания: общее недомогание, повышенная температура, кровотечение, повышенное или пониженное артериальное давление, рецидив хронического заболевания и острая форма любого заболевания.

Методы воздействия. Особенностью ЛФК для детей является соединение лечебного и обще оздоровительного влияния на организм ребенка. Лечебная физкультура включает в себя такие методы, как лечебный массаж, подвижные игры, физические упражнения, лечебные положения тела, занятия на тренажерах, трудотерапия, также существенное значение имеют природные факторы внешней среды (вода, солнце, воздух).

Действие ЛФК для детей. Одной из целей ЛФК является укрепление мышц, связок и суставов, что приводит к коррекции и профилактике нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия лечебной физкультурой укрепляют иммунитет, что снижает риск возникновения многих заболеваний, делают ребенка более уверенным в себе, менее подверженным стрессу, развивают интеллект, предотвращают возможное появление травм.


1. Лечебная физкультура для детей (ЛФК)

Формы лечебной физкультуры для детей сходны со взрослыми, но отличаются выраженной игровой составляющей и использованием имитационных движений.

Лечебная физкультура и гимнастика даст ребенку все необходимые нагрузки, приучит к занятиям спортом, поможет расти большим и здоровым. Ежедневные занятия лечебной гимнастикой воспитают в ребенке:

  • ощущение собственной мышечной силы;
  • являются профилактикой возможных травм;
  • способствуют развитию интеллекта;
  • помогают преодолевать стрессовые ситуации;
  • укрепляют иммунитет, препятствуют развитию болезни;
  • приучают к регулярной физической нагрузке.

Детям свойственна большая потребность в движении, и это является важной биологической чертой периода роста организма, более того, является обязательным условием для правильного формирования и развития детского организма.

Особенно это важно для детей первого года жизни. Великий русский физиолог Сеченов И. М. отметил, что работа мышц, есть работа мозга: если двигательный аппарат малоактивен, то задерживается и общее развитие высшей, нервной деятельности.

Действительно, при длительно протекающих заболеваниях, из-за ограничения двигательной активности у детей, кроме симптомов болезни, наблюдается выраженное отставание в росте и развитии, а так же иные функциональные нарушения. Если в этот период начать занятия лечебной физкультурой (ЛФК), то это позволит ребенку легче преодолеть заболевание предупредить возможные осложнения.

Комплекс лечебной физкультуры должен быть правильно подобран инструктором в соответствии с возрастом малыша, с учетом развития его психики и моторики.

Особенностью методик детской лечебной физкультуры является сочетание общеоздоровительного воздействия со специальным лечебным воздействием. Одной из задач лечебной физкультуры для детей является корригирующая гимнастика, которая проводится с целью развития и укрепления мышц, связок и суставов, с исправлением некоторых функциональных отклонений опорно-двигательного аппарата и их начальных форм: плоскостопия, искривления позвоночника с соответствующим нарушением осанки и т. д.

В более старшем возрасте в комплекс лечебной физкультуры для детей включаются и дыхательные упражнения.

1.1. Показания ЛФК для детей

  • Лечебная физкультура при большинстве детских заболеваний, как эффективное и доступное безмедикаментозное средство лечения.
  • ЛФК практикуется при лечении гипотрофии, рахита, ревматизма и множества других заболеваний.
  • При ревматизме лечебная физкультура проводится в несколько этапов, начиная с периода строгого постельного режима. В зависимости от состояния больного, проводятся строго дозированные упражнения для мышечных групп и мелких суставов, дыхательные и общеукрепляющие; физические упражнения укрепляют сердечную мышцу, предупреждая осложнения со стороны суставов, нервной системы и укрепляют общее состояние организма ребенка.
  • ЛФК показана детям, страдающим бронхиальной астмой, с нарушенным механизмом нервной регуляции внешнего дыхания. С этой целью целесообразно использовать так называемую звуковую гимнастику. При пневмониях ЛФК используют для борьбы с кислородной недостаточностью и восстановления нарушенной функции системы дыхания.
  • Лечебная гимнастика с успехом применяется для рассасывания воспалительных процессов в том или ином органе или ткани. Лечебная гимнастика предотвращает возникновение заболеваний, лечит их быстро, эффективно, не допуская развития хронических форм патологических состояний.

1.2. Противопоказания

 Противопоказания к лечебной физкультуре, как правило, ограничиваются тяжелым состоянием больного ребенка, высокой температурой, токсикозом, злокачественными процессами.

2. Лечебная физкультура для детей 1,5-3 месяцев

Главное – побудить малыша как можно больше двигаться, дать ему почувствовать радость движения, что, в общем-то, сделать нетрудно, так как это вполне соответствует природным склонностям любого живого существа.

1. Поглаживание рук. Положив ребенка на спину, встать напротив него. Рука ребенка полусогнута. Вложить большой палец в ладонь ребенка (он обхватит палец), остальными пальцами захватить его лучезапястный сустав, а другой рукой поглаживать тыльную поверхность кисти и далее по направлению к плечу, обхватывающими движениями. Если ребенок прячет свой большой палец в кулачок, нужно сделать сильное глубокое поглаживание по тылу большого пальца. Потом раскрыть кулачок малыша, разгибая пальчик за пальчиком.

2. Поглаживание ног. Положив ребенка на спину, придерживать левой рукой его ножку, а правой выполнять поглаживание от стопы к паховому сгибу по наружной и задней поверхности голени и бедра, обходя коленную чашечку. Нога слегка согнута.

3. Выкладывание ребенка на живот. В этом положении ребенок пытается приподнять головку (или уже держит ее). В этом же положении выполняется еще одно упражнение – рефлекторное ползание. Нужно приложить руки к ступням ребенка, почувствовав упор, он попытается ползти.

4. Массаж спины. Положив ребенка на животе, гладить его спину тыльной поверхностью согнутых кистей в направлении снизу (от ягодиц) вверх.

5. Рефлекторные повороты. Положив ребенка на спину, одной рукой обхватить нижнюю часть его голеней и слегка перекрестить их, другой рукой обязательно придерживать голову малыша.

6. Массаж живота. Массаж живота придется делать ребенку довольно часто. У грудных детей очень часто бывает метеоризм (задержка газов в кишечнике). Вздутие живота сопровождается коликообразными болями, отчего ребенок становится беспокойным, плачет. В этой ситуации помогает массаж – легкие круговые движения вокруг пупка по ходу часовой стрелки. Массаж делают правой рукой, начинают с поглаживания и, постепенно увеличивая давление, легко разминают мышцы живота. Заканчивают массаж живота опять же круговыми движениями. Длительность всей процедуры не более 1 – 2 минут.

Другой способ: немного раздвинутыми указательным и средним пальцами сделать несколько нажатий (длительностью по 3 секунды) по обеим сторонам пупка, а затем большим пальцем нажать на пупок так, чтобы почувствовать пульсацию брюшной аорты. Желательно, чтобы во время процедуры мышцы были не напряжены, поэтому лучше делать ее на выдохе.

Упражнение для укрепления пупочного кольца: поставить указательный палец на пупок и аккуратно вправить грыжевое выпячивание, затем помассировать указательным пальцем область пупка, выполняя спиралеобразные движения по часовой стрелке, после чего делать такие движения, как будто завинчиваете винтик, тоже по часовой стрелке, смещая кожные складочки. В конце движения слегка повибрировать пальцем (вибрация укрепляет мышцы и связки). Это упражнение можно повторить еще 2 раза.

 7. Массаж и упражнения для стоп. Выполнять сначала поглаживание, потом растирание стопы. Обхватить обе голени ребенка и, согнув его ножки в коленных суставах, слегка постучать стопами по поверхности стола – сначала на месте, а затем вперед-назад.

Рефлекторное упражнение: косточкой своего пальца «нарисовать» на стопе ребенка букву «С», потом крест, затем надавить на центр креста 5–6 раз, затем слегка щелкнуть 5–6 раз.

8. Рефлекторное разгибание позвоночника. Положив ребенка на бок, скользить большим и указательным пальцами вдоль позвоночника снизу вверх. К концу второго месяца жизни можно начинать делать с ребенком присаживания из положения лежа; сначала держа его за плечи, а на третьем месяце — за руки. Ребенок лежит на спине, ногами упираясь в ваш живот. Вы подводите свои ладони под лопатки ребенка и слегка приподнимаете его за плечи. Собственно, это еще не столько присаживание, сколько попытка присаживания. К концу третьего месяца: одной рукой фиксируете ноги ребенка, другой держите его за обе ручки и слегка приподнимаете его голову и плечевой пояс. Прекрасное упражнение и одновременно массаж живота – «катание на мяче» (имеется в виду большой надувной мяч). Положите ребенка животом на мяч и, придерживая в области лопаток и ягодиц, покатайте его – вперед и назад, вправо и влево, по кругу, по часовой стрелке и обратно, слегка пружиня – надавливая на спину ребенка.

3. Лечебная физкультура для детей 3 - 4 месяцев

ЛФК для ребенка к возрасту 3–4 месяца: когда уменьшается физиологическое напряжение мышц-сгибателей, постепенно вводят пассивные движения. Между мышцами-сгибателями и мышцами-разгибателями устанавливается равновесие.

1. Массаж рук  – кроме поглаживания, применяются растирание, а иногда и легкое разминание (пощипывание);

2. Пассивные упражнения для рук: разведение их в стороны и скрещивание на груди (не зажимая). Другое упражнение: двигать  ручками ребенка вверх и вниз, сначала поочередно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. Если ребенок сопротивляется, нужно слегка встряхнуть его ручку или, потряхивая, похлопать ею по столу, постепенно продвигая ее к голове. Затем кистью ребенка погладить по его головке. Кулачок раскроется – это происходит потому, что при соприкосновении с округлыми поверхностями мышцы расслабляются, мышечный тонус уменьшается;

3. Массаж ног – поглаживание, растирание, разминание;

4. Пассивные упражнения для ног. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах – вместе и попеременно;

5. Повороты со спины на живот при поддержке за руку, вправо и влево;

6. Массаж спины – поглаживание и разминание;

7. Разгибание позвоночника;

8. Массаж живота;

9. «Парение» на животе на ладони мамы: одной рукой держите ребенка за ноги, другой — поддерживайте туловище; стараясь удержать голову, малыш напрягает мышцы шеи и туловища и при этом прогибает спину;

10. Присаживание (неполное) при поддержке за руки;

11. В конце этого курса в комплекс включается еще одно упражнение – «скользящие шаги». Положив ребенка на спину, взять его за голени, согнуть ножки в коленях и двигать ими туда-сюда по поверхности стола;

12. Усовершенствованное «катание на мяче»: плотно прижать к мячу ноги малыша, а стопы подвести под мяч и качнуть назад – ребенок «встанет» на ноги; потом вперед – он снова ляжет на мяч. Это упражнение снижает мышечный тонус, способствует развитию ручной умелости и формированию правильной опоры на стопы.

4. Лечебная физкультура для детей 4 - 6 месяцев

В этом возрасте вводятся активные движения, направленные в основном на развитие ручной умелости и на то, чтобы побудить ребенка к ползанию. «Ползающий» ребенок имеет гораздо больше возможностей познать окружающий мир, поэтому помочь ребенку научиться ползать – очень важно. Дня этого можно выполнять следующие упражнения:

  • Массаж рук и упражнения для рук – разведение в стороны и скрещивание на груди;
  • Массаж живота;
  • Неполные присаживания при поддержке за руки;
  • «Скользящие шаги»;
  • Поворот со спины на живот при поддерживании за ноги;
  • Массаж спины: поглаживание, разминание, похлопывание;
  • «Парение» на животе;
  • Массаж стоп и упражнения для стоп;
  • Сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, вместе и попеременно;
  • «Парение» на спине.
  • Массаж грудной клетки: поглаживание и растирание; поглаживание и растирание по межреберьям; разминание большой грудной мышцы; легкое потряхивание, иногда – поколачивание.

ВНИМАНИЕ! Область сосков массировать нельзя!

1. Взять малыша одной рукой за обе ножки, а другой – под грудь, приподнять его в горизонтальном положении и затем поднести лицом к поверхности стола. Ребенок – поскольку и у него есть защитная реакция – скорее всего, выставит вперед ручки, чтобы упереться ими в стол. Если он не успевает сделать это, надо прервать движение, а потом повторить его, но при этом помочь малышу – выставить его руки до упора о стол.

2. Поддерживая ребенка левой рукой за туловище (чтобы он находился в вертикальном положении), а правой – под ягодицы, осторожно приподнимать и опускать его на коленки.

3. Это упражнение выполняется, когда ребенок уже хорошо упирается ладошками в стол и умеет стоять на коленях. Помочь малышу встать на четвереньки и, придерживая руки и ноги, покачать вперед-назад. Если начать выполнять это упражнение с ребенком с четырехмесячного возраста, то весьма вероятно, что к 5 месяцам он уже будет ползать.
Вообще для того, чтобы ребенок пополз, его надо просто чаще выкладывать на живот, но не в кроватке, а в «большом мире» – на полу в комнате. Тогда он, движимый жаждой познания и исследовательским инстинктом, довольно быстро научится ползать. Сначала беспомощно поелозит на животе, иногда переворачиваясь на спинку; затем, скорее всего, научится ползать назад, наконец, попробует ползти по-пластунски. А может быть, подогнет под себя одну ногу, и будет передвигаться «по-лягушачьи», усевшись на нее и опираясь другой ногой.

4. Если ребенок умеет опираться на руки, его можно научить ходить на руках. При этом желательно положить на некотором отдалении от него игрушку (чтобы ему было куда стремиться). Помогите ему передвигать руки и поддерживайте сначала под грудью, а со временем – все ближе и ближе к области таза. В конце концов, ребенок сможет идти на руках при поддержке только за ноги.

5. После четырехмесячного возраста ребенка можно укладывать спиной на большой надувной мяч и, покачивая на мяче, тем самым подготовить его к овладению новым навыком – садиться. Теперь несколько слов о том, что касается тонких движений пальцев рук («ручной умелости»). Массаж и тренировка движений пальцев положительно влияют и на работу внутренних органов, и на умственное развитие ребенка. Интуитивно люди это знали издавна: недаром в народе были придуманы такие игры, как «Ладушки-ладушки». В эту игру можно играть с ребенком примерно с 4 месяцев.

6. Взять руки ребенка в свои и слегка потереть одну его ладошку о другую.
(Особенно полезно это в том случае, если ребенок все еще сжимает кулачки.) Затем «поаплодировать» его ладонями, приговаривая: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Кыш, полетели, на головку сели!» С этими словами нужно вскинуть ручки малыша и положить ему на голову. Ребенок очень быстро поймет смысл игры и будет с удовольствием хлопать в ладоши. Еще одна полезная игра – «Сорока-воровка» (или «Сорока-белобока»).

7. «Рисовать» круги на ладошке ребенка – либо своим указательным пальцем, либо указательным пальчиком другой руки малыша, приговаривая: «Сорока-белобока» кашу варила, деток кормила». Затем слегка надавить на каждый пальчик в области ногтевой фаланги или слегка согнуть его, говоря: «Этому дала, этому дала... а этому не дала!»

Кроме того, как можно чаще давайте малышу в руки игрушки самых разных форм и размеров. Насыпьте в маленький мешочек фасоль или горох и дайте ребенку – пусть он играет с ним, теребит его в руках, тем самым, делая себе массаж ладоней и пальцев и одновременно упражняя мелкие мышцы кистей.


5. Лечебная физкультура для детей 6 - 10 месяцев

  • Массаж рук и упражнения для рук. Выполняются «обхватывающие движения» руками, а также скрещивание рук на груди с использованием колец, за которые ребенок держится.
  • Массаж ног и упражнения: пассивное поднимание выпрямленных ног.
  • «Скользящие шаги».
  • Массаж живота. Поворот со спины на живот вправо при поддержке за ноги.
  • Круговые движения руками.
  • Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.
  • Массаж спины.
  • Упражнение «крылышки». Положив ребенка на живот, сгибать его руки, приводя лучезапястные суставы к плечевым, и одновременно обеими руками делать движения, подобные взмахам птичьих крыльев.
  • Взять ребенка за «крылышки» и приподнять его в положение стоя на
    коленях, а затем и в положение стоя. В этом упражнении должны участвовать
    двое взрослых – для подстраховки.
  • Разгибание позвоночника: положив малыша на живот, приподнимать
    его туловище, поддерживая его за руки.
  • Поворот со спины на живот влево при поддержке за ноги.
  • Массаж грудной клетки.

Рекомендуем еще одно, очень веселое упражнение – «ходьба по папе» (или маме). Участвовать в нем придется обоим родителям, так как ходить в буквальном смысле этого слова ребенок еще не умеет. Исходное положение; папа лежит на диване (на спине или на животе), мама поддерживает ребенка, который топчется у него по животу или по спине. Польза от этого упражнения будет и ребенку, и папе. Для ребенка это, во-первых, тренировка в ходьбе. Во-вторых, массаж стоп. В-третьих, развитие чувства равновесия, а для «затоптанного» папы – прекрасный ножной (иначе называется пресс-ударный).

Что касается умения садиться (и сидеть), то считается, что нормально развивающийся ребенок должен научиться сидеть примерно в 6–8 месяцев. Однако здесь, как и во всем и всегда, понятие нормы весьма условно. Ребенок сможет сидеть не раньше, чем у него достаточно окрепнут мышцы спины и брюшного пресса, чтобы удерживать позвоночник в вертикальном положении. Мало того – сам позвоночник тоже должен достаточно окрепнуть к этому времени. Замечено, между прочим, что ребенок начинает сидеть приблизительно в то же время, когда у него появляются первые зубки. Прорезывание же зубов (которое, опять же «в норме», происходит как раз в 6–8 месяцев) зависит от многих факторов, и в частности от наличия в организме витамина D.

6. Лечебная физкультура для детей 10 - 12 месяцев

  •  Массаж рук и упражнения: сгибание и разгибание рук.
  • «Скользящие шаги».
  • Повороты со спины на живот в одну и другую стороны.
  • Массаж спины. 
  • Переход в вертикальное положение из положения на животе (ребенок держится за кольца или палку).
  • Наклоны за игрушкой.
  • Массаж живота.
  • Поднимание выпрямленных ног до палочки (по команде).
  • Присаживание самостоятельное (или держась за палку) с фиксацией ног.
  • Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у взрослого. 
  • Приседания: ребенка поддерживают за руки.
  • «Ходьба по папе».

7. ЛФК упражнения для детей дошкольного возраста (3-6 лет)

Важнейшим компонентом в гармоничном развитии ребенка, наряду со здоровым полноценным питанием, рациональным режимом, достаточным количеством сна и частым пребыванием на свежем воздухе, является забота о двигательном развитии. Для этого необходимо выполнять упражнения лечебной физкультуры (ЛФК), которые помогут избежать таких заболеваний, как рахит, гипотрофия, плоскостопие, сколиоз, искривления ног, нарушение осанки, бронхиты, расстройства желудочно-кишечного тракта и т.д.

В качестве примерного комплекса ЛФК можно использовать предложенные ниже упражнения для детей среднего дошкольного возраста (3-6 лет) и направлены на коррекцию осанки.

Упражнение № 1. Ребенок ложится на спину, держа в вытянутых руках на уровне груди гимнастическую палку. Необходимо поднять обе ноги и перебросить их через палку, после чего таким же способом принять исходное положение. Упражнение необходимо повторить не менее пятнадцати раз.

Упражнение № 2. Попросите ребенка принять исходное положение – лежа на спине, сомкнутые ноги подняты вверх. После этого предложите ногами нарисовать в воздухе то, что несет муравей, при этом он должен указывать, что именно несет муравей, куда он направляется, быстро ли он ползет и т.д. Это упражнение можно выполнить один раз.

Упражнение № 3. Для выполнения этого упражнения ребенку необходимо лечь на живот. Не касаясь руками пола, он должен совершать плавательные движения. Вы можете предложить ему изобразить различные ситуации, к примеру: «Собачке необходимо переплыть речку, чтобы попасть в гости к другу, живущему на противоположном берегу. К вечеру собачка решила вернуться обратно домой». Это упражнение необходимо выполнять максимально долго, пока ребенок не устанет.

Упражнение № 4. Это упражнение начинается с ходьбы ребенка по кругу вначале на пяточках («Зайчик идет через лужу»), после этого – на носочках («Зайчик тихо-тихо крадется, стараясь не разбудить лису»). В каждом положении необходимо пройти по одному кругу.

Все упражнения для детей в ЛФК должны вызывать у ребенка положительные эмоции и интерес, вот почему многие из них приведены в  игровой форме. В зависимости от возрастной группы ребенка и его заболевания специалисты рекомендуют использовать различные комплексы упражнений. Для достижения положительного результата проводить занятия необходимо как можно чаще, желательно ежедневно либо через день. Индивидуально и постепенно должно производиться увеличение физических нагрузок.

8. Лечебная физкультура для детей дома, разминка

Советую прочесть эти статьи всем, чьи дети:

  • получали советы от педиатра или ортопеда заниматься укреплением мышечной системы;
  • имеют проблемы с осанкой;
  • ведут сидячий образ жизни и не занимаются спортом.

Да и любому, идеально здоровому на вид ребенку, лечебная физкультура однозначно принесет пользу. Ведь даже самые подвижные детки не могут равномерно задействовать нужные мышцы с нужной нагрузкой. А ведь именно от состояния мышц зависит, прежде всего, осанка ребенка, которая, в свою очередь, влияет на работу всех внутренних органов.

Итак, советую, организовать дома с ребенком 4 – 12 лет занятия лечебной физкультурой. Лучше всего это делать ежедневно. Но можно и через день.

Залог хорошего занятия:

1. Делайте упражнения вместе с ребенком.

2. Прием пищи должен быть не менее, чем за 1,5 часа до занятия.

3. Ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении.

4. Включите веселую музыку.

5. Проветрите комнату и оденьте ребенка в легкую удобную одежду.

6. Заниматься лучше на коврике для фитнесса или ковролине.

7. Время занятия увеличивайте постепенно, начиная с 5 минут, до 30 минут.

8. Нагрузку также увеличивайте постепенно, вначале каждое упражнение делать по 4 раза.

9. Чтобы ребенок (особенно дошкольник) охотно делал лечебную физкультуру, – добавьте «сюжет» каждому упражнению.

Первая часть лечебной физкультуры: разминка.

Разминка делается для разогрева мышц перед более серьезными упражнениями. После описания упражнения, в скобках буду указывать, какой сюжет можно добавить к упражнению.

Разминка: экскурсия по зоопарку.

Сразу не обязательно делать все из предложенных упражнений, – выберите несколько:

1. Идем на носочках с вытянутыми вверх руками по кругу (это так ходят жирафы).

2. Идем на пяточках по кругу, руки на пояс.

3. Идем поочередно на внешней и внутренней стороне стопы (так ходят медведи)

4. Ноги вместе, руки на поясе, прыгаем из бока в бок, продвигаясь вперед (мы – кенгуру).

5. Стоим «на четвереньках» и «обползаем» препятствия (например, из кубиков, расставленных по полу), (мы – ящерицы).

6. Стоя «на четвереньках» прогибаем спину вверх и вниз (это – дикие коты).

7. Ноги стоят на полу, руками опускаемся на пол (за спиной), ходим по полу на руках и ногах (это паучки).

8. Ходим по кругу «вприсядку» (это – гуси).

9. Сели на пол, стопы соединили перед собой, коленки – в стороны. Стараемся опускать прижимать коленки к полу, можно помогать руками (это бабочка).

10. В положении «бабочка» ложимся вперед, стараясь, дотянутся руками до мячика на полу (ловим бабочку).

11. Ложимся на спину и тянем носки, то на себя, то от себя (прячем ножки от лягушки, прыгающей рядом).

Помните, главное в этих упражнениях – желание ребенка делать их. Ободряйте его, шутите и не заставляйте продолжать, если ребенок устал.

9. Лечебная физкультура для детей дома, комплекс упражнений для профилактики сколиоза

Эта статья познакомит вас с основными упражнениями, которые составляют комплекс упражнений для профилактики сколиоза и укрепляют мышцы спины и брюшной пресс. Повторюсь, – если эти мышцы у ребенка будут в хорошем тонусе, – за осанку малыша можно быть спокойным. Но, к сожалению, слабые мышцы ребенка не способны справиться с нагрузкой при ношении портфелей, долгом сидении за партой, отчего начинает ухудшаться осанка. Чтобы не допустить этого, практикуйте ежедневно или несколько раз в неделю занятия лечебной физкультурой с ребенком.

Основные упражнения:

1. «Шлагбаум». Лежа на спине, ноги соединить вместе. Попеременно поднимать правую и левую ногу до прямого угла относительно пола.

2. «Шлагбаум». Лежа на спине, одновременно поднимать две прямые ноги до прямого угла по отношению к полу.

3. «Велосипед». Лежа на спине, делать ногами движение, имитирующее езду на велосипеде вперед и назад.

4. «Мост». Лежа на спине, ступни поставить на пол и ноги подтянуть к туловищу так, чтобы коленки «смотрели» в потолок. Таз приподнимать над землей как можно выше, прогибая спину.

5. «Колобок». Сидя на полу, обхватить коленки руками и качаться, из положения сидя в положение лежа и так далее.

6. «Ножницы». Лежа на спине, руки параллельно туловища. Прямые ноги поднять от пола под углом сорок пять градусов, и делать махи, при которых ноги, скрещиваясь, заходят одна за другую.

7. «Пловец». Лежа на спине, прямыми ногами «плыть», не касаясь пола. Высота поднятия ног - сорок пять градусов.

8. «Художник». Лежа на спине, соединить прямые ноги, приподнять их от пола и имитировать рисование ногами разных фигур, букв или любых рисунков.

9. «Диагональ». Лежа на животе, одновременно отрывать от земли правую ногу и левую руку. И наоборот, – левую ногу, и правую руку.

10. «Пружинка». Лежа на животе, отрывать от пола одновременно, соединенные вместе и вытянутые вперед руки и прямые ноги.

11. «Корзинка». Лежа на животе, обхватить руками лодыжки обеих ног и приподнимать ноги над полом, образуя «корзинку». Стараться подняться как можно выше и фиксировать положение.

12. «Крокодил не догонит». Лежа на животе, имитировать плавание, двигая прямыми руками и ногами, стараясь не касаться ими пола.

13. «Ласточка». Лежа на животе, руки вытянуты вперед. Поднять от пола прямые руки и ноги и оставаться в этом положении как можно дольше. С каждым днем немного увеличивать время этого очень эффективного упражнения. В пять лет моя дочь могла держать такую «ласточку» в течение пяти минут.

14. «Складочка наоборот». Лежа на спине, стараться достать прямыми ногами за головой.

К данным упражнениям можно добавить небольшую растяжку в положении сидя с наклонами к разведенным или соединенным вместе ногам.

Начинайте с нескольких упражнений в день, не обязательно сделать сразу все перечисленные упражнения. Нагрузку увеличивайте постепенно, ориентируясь на способности и возможности ребенка. Придумайте, чем заинтересовать ребенка заниматься ежедневно, но постарайтесь сделать эту физкультуру полезной привычкой для всей семьи.


Заключение

Для того, чтобы лечебная физкультура привела к положительному результату, заниматься ею необходимо регулярно и, разумеется, под присмотром специалиста, постепенно физическая нагрузка должна увеличиваться. Уровень нагрузки зависит от возраста ребенка, особенностей заболевания и организма, физической подготовки и самочувствия.

Упражнения должны вызывать у ребенка интерес и положительные эмоции, именно поэтому многие из них проводятся в игровой форме. Специалистами разработаны различные комплексы упражнений в зависимости от заболевания ребенка и его возрастной группы.

Занятия необходимо проводить ежедневно или через день, при этом важную роль играет систематичность. Увеличение физических нагрузок должно происходить постепенно и индивидуально, в зависимости от физиологических особенностей и состояния ребенка. Физические нагрузки на организм ребенка во время лечебной физкультуры должны касаться всех групп мышц, позвоночника и суставов. Как правило, одно занятие состоит из десяти-двенадцати простых упражнений, темп их выполнения может быть различным – от медленного до интенсивного, в программу занятия обязательно должны входить дыхательные упражнения. Продолжительность одного занятия в среднем должна составлять двадцать минут. Чтобы лечебная физкультура не наскучила ребенку, упражнения должны периодически обновляться. В зависимости от состояния ребенка во время занятий упражнения можно корректировать.


Список литературы

  1. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с, ил.
  2. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, Год выхода: 2006 – 608 с. 
  3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. – М.: Медицина, 1999. – 304 с: ил.
  4. Панаев М. С. Основы массажа и реабилитации в детской педиатрии/ Серия «Медицина для вас». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 320 с.
  5. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Том. II /Под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. – М.: Антидор, 1999. – 648 с.
  6. Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия. – СПб.: КОРОНА-Век, 2007. – 320 с: ил. 
  7. http://www.domsovetof.ru 
  8. http://svetdeti.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...