Технологические карты.
материал
Разработка технологической карты
Считаю, что наиболее удобно для работы в образовательной деятельности, технологические карты. Можно не только построить занятие, но и различные игры на основе предложенного алгоритма.
Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно. Алгоритм составления технологической карты не является незыблемым, универсального рецепта нет, но есть общие моменты, вот они:
∙ Определение темы
∙ Постановка цели
∙ Формулирование задач
∙ Определение этапов ООД, их целей и промежуточных результатов
∙ Примерный хронометраж этапов
∙ Наполнение содержанием, подбор материала
∙ Выбор методов и приемов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
интегрированной непосредственной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в Заэкранье»
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тип: интегрированное
Формы непосредственной образовательной деятельности: занятие-игра
Цель: закрепление знаний детей о влиянии телевизоров, компьютеров, планшетов и мобильных телефонов на здоровье человека, формирование представления о здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о влиянии телевизоров, компьютеров, планшетов и других гаджетов на здоровье человека;
- продолжать формировать знания детей о здоровом образе жизни;
- закреплять навык составления загадок с использованием ТРИЗ-технологии;
- закреплять приемы аппликационной работы, развивать фантазию, творческую инициативность;
- развивать равновесие, координацию движений, повышать двигательную активность детей.
Развивающие:
- вызвать интерес детей к здоровому образу жизни;
- развивать логическое мышление, способность к обобщению информации и формулированию выводов;
- обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- развивать фантазию и воображение.
Воспитательные:
- формировать стойкое предпочтение активного времяпрепровождения компьютерным играм и просмотру телевизора, желание заботиться о своем здоровье;
- формировать желание помогать ближним;
- формировать навыки работы в коллективе.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на темы «Вред и польза телевизоров, компьютеров, планшетов», «Правила просмотра телевизора и компьютерных игр», «Что входит в понятие «здоровый образ жизни», просмотр иллюстраций на тему «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», чтение художественной литературы на тему «Физкультура и спорт» (А. Барто «Зарядка», Е. Аксельрод «Ты устал, велосипед?», В. Берестов «Лыжный след», А. Иванов «Как заяц плавать учился»), просмотр мультфильма из серии «Смешарики» «Игра», занятия по лексическим темам «Новые приборы в нашей жизни», занятия с использованием ТРИЗ-технологии по обучению составлению загадок.
Оборудование и материалы:
Мягкие игрушки Смешарики (Крош и Ёжик), конверт с письмом внутри, стулья по количеству детей, мультимедийная приставка, компьютер, экран, шарфик голубого или синего цвета (река), гимнастическая скамья, карточки для составления загадок по ТРИЗ-технологии.
№ | Этапы, продолжительность | Ход НОД | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат | ||
1. | Организационно-мотивационный этап Задача: создание атмосферы заинтересованности у детей, вовлечение в игру. | В группе появляется взволнованный, перепуганный Ёжик (игрушка из мультсериала «Смешарики»).Ёжик. Кто-нибудь, помогите, спасите!Воспитатель. Что случилось? Кому нужна помощь? Ребята, вы что-нибудь понимаете? Кто это к нам прибежал?Ёжик, а почему ты такой взволнованный и испуганный? В чём дело?Ёжик. Понимаете, Крош попал в Заэкранье, и теперь его не выпускают оттуда. Вот, только электронное сообщение от Кроша мне пришло. Читайте скорее, и все поймёте.Воспитатель. Ну что ж, давай прочтём.Помогите мне, пожалуйста. Меня утащили в Заэкранье (то есть за экран компьютера) и не отпускают. А дело было так. Друзья подарили мне на День Рождения компьютер. И чем больше я играл в компьютерные игры, тем больше мне хотелось играть и играть. И когда, наконец, я очень устал и решил поесть, то понял, что отвести взгляд от компьютера я не могу. Принёс мне Ёжик еды, а у меня ложка выпадает из рук. Решил я тогда поспать хоть немного, но и уснуть не смог – глаза никак не закрываются. И тут герои игры, которой я был сильно увлечён, вдруг вышли из компьютера, схватили меня и утащили в своё королевство Заэкранье. Помогите мне отсюда выбраться, пожалуйста! | Приветствие Ёжика, активное вовлечение в диалог с ним и с воспитателем, в игру. | Ответы детей. Рассуждение над проблемой |
2. | Организационно-побудительный. Задача: формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах, организация направленного внимания | Ох, какая жуткая история произошла с Крошем! Ребята, а вы догадались, почему он оказался в Заэкранье?Правильно. А мы можем ему чем-нибудь помочь?Дети, какие же вы добрые, чуткие и отзывчивые. | РассуждениеНужно вытащить его из Заэкранья. Мы должны его спасти. | Рассуждение детей над проблемой |
3. | Поиск решения задач, путей выхода из проблемной ситуации. Задача актуализация имеющихся знаний и представлений воспитанников по теме «Вред и польза гаджетов» | Ёжик . Только имейте в виду, что вас ждет очень сложное и опасное путешествие. Стражи Заэкранья и вас захотят забрать к себе в королевство, будут заманивать вас интересными компьютерными играми и мультфильмами.Воспитатель. А чтобы этого не произошло, давайте-ка, ребята, для себя уясним, почему так вредно долго сидеть за компьютером, или за телевизором, или за планшетом.Какие вы все толковые и умные ребята, как подробно рассказали про вред долгого времяпрепровождения у компьютера и телевизора. Ну, теперь я за вас спокойна. Вы не попадётесь на злые уловки королевы Заэкранья. Все готовы отправиться в путь?Отлично! Ёжик, ты дожидайся нас здесь, скоро мы доставим к тебе Кроша, целого и невредимого. А нам пора отправляться в путешествие. Только вот на чем нам попасть в Заэкранье? Обычный земной транспорт здесь не поможет. Дети, что же нам делать?У-ух, как много способов вы предложили. Какие вы сообразительные и находчивые. | Рассуждение детей по теме, | Дети называют по чему вредны гаджеты |
4. | Динамическая пауза. Задача смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. | А вот я тоже вспомнила, на чем мы можем попасть в Заэкранье – на волшебных ракетах. Они могут перенести нас туда, куда мы захотим. Полетели?!!Подвижная игра «Волшебные ракеты».Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим – На такую полетим! И по волшебным странам Проносить нас станут. Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет. | Стулья расставлены по кругу. Дети свободно бегают по группе и произносят вместе с воспитателем слова. | Дети повторяют действия |
5. | Практическая работа над темой. Задача овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. | На экране появляется слайд с изображением ворот, за которыми стоит замок. Ворота охраняют стражи Заэкранья.) А теперь смотрите, где мы с вами очутились – перед огромными воротами, которые крепко-накрепко закрыты. Как вы думаете, что это за ворота, куда они ведут? Вы совершенно правы. И чтобы ворота в королевство открылись, мы должны отгадать загадки. Слушайте внимательно: Сколько разных в нем игр помещается, Но забыл, как же он называется. То ли плед, ну а может, паштет. Догадались? Ведь это ж (планшет). Он мелодию сыграет, (Мобильный телефон) С ним мы в игры поиграем, (Ворота на слайде с каждой отгаданной загадкой чуть-чуть приоткрываются, а на последней загадке – распахиваются полностью). Ребята, посмотрите, ворота полностью открылись. Как здорово вы справились со всеми загадками. Вот какие умные головы собрались в нашей группе. Ну, а теперь можно и дальше идти. (На экране появляется следующий слайд – река крупным планом, а за рекой - замок) Смотрите, а вот и замок королевы Заэкранья. Только, чтобы в него попасть, нужно перебраться через огромный ров. Если мы с вами покажем не меньше 5 вариантов полезных для здоровья занятий, то опустится мост, и по нему мы сможем попасть в замок. Давайте подумаем, как лучше провести свободное время вместо просиживания у телевизора и компьютера? Поиграем в игру «Я покажу, а вы угадайте» - кто-то один показывает вариант полезного занятия, а другие должны его угадать и назвать. Подвижная игра «Я покажу, а вы угадайте». (После окончания п/и на экране появляется слайд с опустившимсямостом через ров. В это время воспитатель кладет на пол синий шарф – речку, через него ставит гимнастическую скамейку – мостик.) Потрясающе! Какие вы энергичные, сильные и жизнерадостные! Посмотрите, дети, мост стал опускаться. Теперь мы должны пройти по этому мостику очень аккуратно, по всем правилам. Руки – в стороны. Идем короткими шагами, ногу ставим сначала на переднюю часть стопы, а затем – на заднюю. Ходьба по гимнастической скамейке.Но на этом наши препятствия еще не закончились. Впереди – самое сложное – обхитрить королеву Заэкранья и спасти Кроша. Чтобы нам с этим справиться, давайте-ка наберемся силы и энергии, немножко разомнемся. | Дети рассуждают, предлагаю варианты ответов. Дети отгадывают загадки. Дети играют в подвижную игру, показывая различные варианты полезного времяпрепровождения (одеться на улицу и пойти погулять, сделать зарядку, поиграть в подвижную игру, позаниматься спортом, помочь родителям в домашних делах, потанцевать) Дети проходят по гимнастической скамейке, выполняя инструкции воспитателя. | Ответы детей на загадку |
6. | Динамическая пауза. Цель: смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. | Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять…»Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения стишка) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) | Дети по показу воспитателя согласно словам текста выполняют движения физминутки. | Выполнения движений |
7. | Практическая работа над темой. Цель: овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. | (На экране появляется слайд с изображением королевы, сидящей на троне).Воспитатель. А вот и злая королева Заэкранья. Королева. Я знаю, что вы пришли за Крошем. Но просто так я вам его не отдам. Как вы здорово умеете отгадывать наши загадки, я видела через камеру. А сейчас я проверю, умеете ли вы сами придумывать загадки про мои любимые гаджеты. Если не сможете составить загадку, тогда вы останетесь в моем королевстве навсегда. Королева. Ну вот! Какие же вы внимательные и умные. Не получилось у меня вас обхитрить. Вы выиграли. Ладно, забирайте Кроша и возвращайтесь к себе домой. | (Дети составляют загадки с использованием ТРИЗ-технологии, с помощью карточек-подсказок по уже знакомому им алгоритму: - Бывает любого цвета, но не игрушка, прямоугольный, но не книга, гладкий, но не зеркало, используется для того, чтобы поговорить с кем-нибудь на расстоянии. - Черный, но не колесо, прямоугольный, но не книга, гладкий, но не стекло, используется для того, чтобы смотреть фильмы, мультфильмы, передачи). | |
8. | Восприятие полученного результата от проделанной работы. Цель: получение глубокого удовлетворения от проделанной работы. | (Воспитатель достает игрушку – Кроша, он радуется) Давайте, ребята, скорее выбираться из этого страшного местечка. Для этого возьмемся за руки, закроем глаза и вместе проговорим волшебные слова: Мы с компьютером рядом не киснем! Мы все – за здоровый образ жизни! Ну вот мы и у себя в родной группе. (Крош и Ёжик радостно обнимаются). Ёжик. Спасибо, ребята! Вы спасли моего друга. Крош. Да, спасибо большое! | Дети становятся в круг, взявшись за руки, вместе с воспитателем произносят волшебные слова. Радуются встрече Кроша и Ёжика. | |
9. | Рефлексия. Цель: подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Крош, наши ребята хотят тебе напомнить о правилах поведения с различными гаджетами, в том числе и с твоим новеньким компьютером. Они эти правила знают на отлично. Воспитатель. Умнички, ребята. У вас отличная память. А ты, Крош, запомнил все, что тебе советовали дети? Крош. Запомнил и обещаю вам исправиться. Крош и Ёжик. Нам пора домой. До свидания, ребята! Воспитатель. Ребята, понравилось вам наше приключение? А что вам больше всего понравилось? Воспитатель. Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие. И я увидела сегодня, что вы очень хорошо усвоили все правила пользования гаджетами. | Не смотреть телевизор близко к экрану; проводить перед компьютером, телевизором или планшетом не более 15-20 минут в день; не играть в ужасы или страшилки; просмотр телевизора и компьютерные игры лучше поменять на прогулки, спорт, помощь родителям по дому, на подвижные и настольные игры. Дети прощаются с Крошем и Ёжиком. Дети делятся своими впечатлениями (Мне понравилось переходить по мостику. Мне – отгадывать загадки. Мне – лететь на ракете. Мне – составлять загадки.) | |
10. | Заключительный этап. Творческая деятельность. Цель: обобщение полученных знаний и отражение этого в виде творческой работы. | А теперь мы должны познакомить других детей со всем тем, что вы узнали. Для этого давайте вместе создадим модель «Полезное времяпрепровождение». Смотрите, в центре листа изображены телевизор, компьютер, планшет, телефон. Эти приборы подойдут для проведения времени с пользой? Правильно. А почему? Молодцы! Совершенно верно! Давайте тогда возьмем красный маркер и перечеркнем эти изображения. Нам осталось только наклеить на макет изображения, отражающие полезное для здоровья времяпрепровождение. Подходите, выбирайте нужные вырезки и приклеивайте. ( Воспитатель подходит к каждому ребенку и просит обосновать свой выбор.) Молодцы! Какие вы творческие! У нас получилась замечательная модель. Теперь все дети будут знать о том, что время с гаджетами лучше поменять на полезные для здоровья занятия. | Дети отвечают на вопросы воспитателя. . Потому что эти приборы ослабляют наш иммунитет и ухудшают здоровье. Дети выполняют коллективную аппликационную работу «Полезное времяпрепровождение». | Ответы рассуждения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...