Проект "Знание-залог здоровья"
проект (подготовительная группа)

Сивохина Александра Александровна

Проект на формирование навыков безопасного поведения по ППБ, ПДД, Валеология. Практическая отработка оказания первой доврачебной помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ «ЗАДОНО-КАГАЛЬНИЦКИЙ 2»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЕТСКИЙ САД  «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

Проект

«Знание –залог здоровья!»

Подготовили:

Неказакова Т.В.                                Тишкина Е.М.                                                                Сивохина А.А.        

ст.Задоно-Кагальницкая, 2019 год

Проект «Знание –залог здоровья!»

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный. (3 месяца и 3 дня)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Актуальность темы:

Проблема воспитания здорового ребёнка сегодня актуальна как никогда. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является как раз, сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В последние годы ведущими учеными страны экологическая обстановка, состояние питания и здоровье населения оцениваются как факторы, представляющие реальную угрозу национальной безопасности России.

Дети - наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью. Поэтому очень важно, чтобы с дошкольного возраста ребёнок грамотно обучался безопасному поведению в быту и социуме. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту, на дорогах и правила поведения при пожарной опасности позволяет сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия с социумом.

Гипотеза: Наши дети, будущие первоклассники, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Основы безопасности, вложенные в умы дошкольников, помогут им выбирать правильное поведение при различных угрозах.

 Цель проекта:  Создание условий для формирования у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, быта.

Таким образом, задача обеспечения здорового и безопасного детства актуальна, и нам как педагогам необходимо помочь подрастающему поколению реализовать свое право на здоровье и приобщить к ценностям здорового образа жизни.
Отсюда вытекает важная проблема: как научить детей дошкольного возраста
быть здоровыми, беречь свое здоровье в социуме и быту, как  заботиться о себе и не растеряться в сложной ситуации.
Проблемные вопросы: Что такое здоровье? Виды травматизма и первая помощь? Что делать, чтобы предотвратить травмы, и заболевания? Меры по сохранению и укреплению здоровья?

Задачи проекта:

  1. Способствовать формированию правильной реакции в нестандартной ситуации;
  2. воспитывать привычку следить за чистотой тела;
  3. расширять знания о видах травматизма в социуме, быту.
  4. расширять представления детей о первой медицинской помощи;
  5. внедрить в предметно-развивающую среду наглядно-демонстрационные материалы, которые будут оказывать воздействие на познавательное развитие детей;
  6. ориентировать семью на воспитание здорового ребенка.
  7. формировать элементарные представления детей об организме

человека, о его строении и назначении внутренних органов, об органах чувств и их значении, понимание необходимости заботиться о своем

здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ

жизни;

  1. повышать грамотность родителей в вопросах воспитания, оказания первой помощи при травматизме и укрепление здоровья дошкольников в целом.

Ожидаемые результаты:

Дети будут иметь: первичные представления о своем организме, о его строении, о назначении отдельных органов, о правильной реакции при получении различных травм (ушиб, порез, ожег, растяжение, вывих), иметь простейшие представления о мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья

Дети приобретут: знания, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, в выборе поступков приносящих пользу здоровью.

Родители получат: теоретические знания направленные на сохранение и укрепление здоровья, создание условий для поддержания ЗОЖ в семье, получат представления о необходимых мерах первой доврачебной помощи.

Предварительная работа.

1. Пополнение учебно-методического обеспечения образовательного
процесса по теме

2. Составление картотек по ОБЖ (Игры ППБ, Игры ПДД, Д/и по ОБЖ итд.)

3.Подготовка и просмотр обучающих фильмов по ОБЖ (Пожарная безопасность, Правила дорожного движения, Первая помощь при травматизме)

4.Изготовление дидактических игр: «Собери человека», «Здоровая
пища», «Травмы и помощь », «Съедобное — несъедобное»,
«Просвещен -вооружен», «Одень по погоде».

5. Составление  картотеки игр по ЗОЖ.

6. Изучение методической, научно-популярной, художественной

литературы.

7.Итоговая презентация на тему «Знание-залог здоровья»

8.Проведение спортивных досугов по темам ОБЖ с отработкой правильной реакции на ситуации.

Работа с детьми:

1.Работа по картотекам ПДД, ППБ, ЗОЖ.

2.Рассматривание иллюстрированного материала по теме.

    3.Просматривание мультфильмов: «ОБЖ» и др.

    4.Изготовление атрибутов для Дидактических игр. Проигрывание игры — ситуации «Я на дороге», «Внимание пажар» «В травматологическом пункте»; «Вызов на дом»; «Процедурный кабинет» «Валеология или здоровый малыш», «Полезная и вредная еда», и прочее.

5.Организация игровой деятельности детей.

6.Разучивание пальчиковой гимнастики, физминуток, самомассажа, кинезио-упражнения.

7.Создание предметно-развивающей среды (наполнение уголка наглядно — демонстративным материалом и дидактическими пособиями и играми)

Работа с родителями: консультации:

  1. «Развитие навыков безопасного поведения дошкольников».
  2. «Осторожно ядовитые растения»

3. «Правильная реакция при детском травматизме».

4. «Все что нужно знать о сохранении здорового ребенка дома и на улице». «Правила питания»

6. «Воспитание культурно - гигиенических навыков в семье, формирование безопасной среды»

7. «Основные приемы оказания первой помощи»

7. Памятка: десять советов родителям по формированию установки на здоровье.

8. Папка — передвижка на тему: «Рекомендации родителям по
укреплению здоровья».
Продукт проектной деятельности

1. Перспективное планирование и конспекты непосредственно -
образовательной деятельности и культурно - досуговой деятельности по теме
проекта.

2. Предметно-развивающаяся среда в группах в соответствии с
тематикой проекта.

3. Итоговое мероприятие проекта «Мы спасатели».(Огонь –друг, огонь враг, правила поведения на дороге, спортивная игра -практикум по ОБЖ)

4. Выставка детских работ на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ».

5. Опыт работы с детьми, родителями и педагогами в рамках проекта
«Знание-залог здоровья».

       6.Презентация проекта.

Предполагаемые результаты:  Как результат работы у детей должно быть  сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети  должны иметь представление о правилах поведения в травмоопасных ситуациях,  о различных способы  оказания доврачебной помощи.

Создание пространственной предметно - развивающей среды по основам безопасности жизнедеятельности детей.

Совершенствование познавательно-исследовательской деятельности.

 Вовлечение родителей в образовательный процесс по теме ОБЖ.

Перспективное планирование.

                                       Алгоритм деятельности ребенка и взрослого

Этапы работы.  Виды деятельности

Ответственные.

Сроки

1 – этап Подготовительный:

Создание условий реализации проекта:

- Пополнить образовательную среду в группе для  формирования у детей представлений о безопасности жизнедеятельности: дидактическими играми, фильмами, художественной литературой, наглядным материалом: фотографиями, альбомами, картинками.

- Обогатить игровое пространство элементами, стимулирующими познавательную активность детей: игрушками и предметами по данной теме: (макеты домов, машин, знаков  дорожного движения  и т. п.).

- Создать картотеку дидактических, подвижных игр по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, безопасности в быту.

- Подготовить материал для повышения  педагогической компетентности родителей специализированными знаниями по данной теме: консультации, памятки, буклеты, собрания.

Воспитатели подготовительной группы, инструктор по физ.культуре

ЯНВАРЬ

2 – этап: Основной, практический.

Включает три темы: Пожарная безопасность. Правила дорожного движения. Безопасность в быту.

Воспитатели,    инструктор по физкультуре

Февраль-Март

1.Тема: «Пожарная безопасность»

- Занятия: «Огонь друг и враг человека»,  «Спички – страшная игра», «Профессия пожарный»,

- Просмотр мультфильма: «Кошкин дом». Познавательная презентация «Спички детям не игрушка»

- Моделирование ситуации: «Вызов пожарных», «В группе, квартире пожар – что делать?», «Покажи и расскажи, о приемах защитного поведения при пожаре».

Игровая деятельность: Работа с картотекой по ППБ

- Д/и: «Назови пожароопасные предметы», «Назови причины пожара», «Хорошо - плохо».

- Сюжетно – ролевые  игры: «Мы - пожарные», «Один дома».

- Театрализованные игры: «Сказки про безопасность».

Коммуникативная деятельность:

- Рассказ пожарного о своей профессии. (Ролевое воплощение)

 - Беседы: «Правила поведения при пожаре»; «Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем».

- Составление рассказов по картинкам: «Причины возникновения пожара»;

- Творческий рассказ: «Как бы поступил ты?»

- Восприятие художественной литературы: Картотека стихов , поговорок, загадок о ППБ

Стихи: «Очень – очень важные правила», «Песенка спичек», «Если увидел пожар - зови на помощь»; Рассказы и сказки: «Не надо играть с огнем» А.Я.Гимадеева, «О силе огня» С.Г.Поляева; Заучивание поговорок об огне. Отгадывание загадок на пожарную тему. ..." Разучивание стихотворения: «Я огонь».Черных

Изобразительная деятельность:

- Рисование: «Пожароопасные предметы», аппликация: «Пожарная машина», лепка: «Пожарные».

- Рисование плаката: «Спички детям не игрушка».

Двигательная деятельность:

 - Подвижные игры: «Пожарные сборы», «Затуши костер», «Птички в беде», «Огонь в очаге».  - Эстафета: «Кто быстрее оденется».

- Спортивный праздник: «Смелые пожарные».

Работа с родителями:

- Консультации: «Пожарная безопасность дома»,

«Играем с детьми дома» - ПАМЯТКИ ПО ППБ

- Буклет: «Учим детей правилам пожарной безопасности»

Взаимодействие с социумом:

- ПРИВЛЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Продукт: «Составление и оформление пособия правил безопасного обращения с огнём»

2.Тема: «Правила дорожного движения»

Познавательно - исследовательская  деятельность:

- Занятие: «Страна дорожных знаков».

- Моделирование ситуации: «Как правильно перейти улицу», «Мы водители», «Мы пешеходы», «Мы пассажиры».  

Обучающая презентация «Буратино учит знаки в стихах»

- Просмотр мультфильма – « Опасная дорога»  (Смешарики)

Игровая деятельность: Картотека по ПДД

Д/и «Подумай и отгадай», «Законы улиц и дорог», «Что будет, если…»,  «Угадай какой знак», «Научим Незнайку ПДД»  

 Сюжетно-ролевые игры : «Такси», «ППС», «Автобус».

Театрализованная игра - инсценировка: «Пассажиры в автобусе».

Коммуникативная деятельность:

- Беседа с сотрудником ППС: «Моя профессия».

- Составление рассказов по картинкам: «Опасные ситуации на дорогах»,

- Составление загадок о правилах на дороге.

Восприятие художественной литературы: Картотека по ПДД

- «Умный пешеход», «Стихи про дорожные знаки», «Правила дорожного движения»

- Сказка «Лиса и заяц»

- Загадки: «Угадай транспорт».

- «Правила поведения для воспитанных детей»

Изобразительная деятельность:

-  Выставка рисунков по теме: «Чего не должно быть».

- Аппликация: «Автомобили на дороге»

Двигательная деятельность:

- П/и: «Бегущий светофор», «Умелый пешеход», «Зебра», «К своим знакам!», «Регулировщик».

- Спортивный праздник: «В гостях у светофора»

Работа с родителями:

- Буклет: «Учим детей правилам дорожного движения».

- Консультации: «Причины и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». «Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям?»

Взаимодействие с социумом:

Привлечение школьников «Сказка о колобке на новый лад»

 светофориюПДД».

- Экскурсия к светофору.

Продукт: «Составление и оформление пособия для  правил безопасного поведения на улице».                                                                                                    

Воспитатели,    инструктор по физкультуре

Март

3.Тема: «Безопасность в быту»

Познавательно - исследовательская  деятельность:

- Занятия: «В мире опасных предметов», «Осторожно – незнакомец!».

- Просмотр мультика: «Безопасность в быту».

-Обучающая презентация  «Поведение в быту»

- Эксперимент: «Горячий, холодный».

- Моделирование ситуации: «Угрожает опасность - позови на помощь!», «Если ребенок поранился», «Вам позвонили в дверь», «Звонок по телефону».

-Презентация «Я и мое тело» (Внешнее и внутреннее строение человека)

Игровая деятельность:

- Д/и: «Части тела» «Что мы знаем о себе?», «Можно - нельзя», «Так - не так», «Сто бед», «Источники опасности».

-  С/р игры: «Дом», «Детская площадка».  И/драматизация: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».

- Игровые ситуации: «Бабушкин сундучок», «У мамы на кухне», «Аптечка-что для чего».

Коммуникативная деятельность:

- Беседа: «Валеология-наука о здоровье человека», «Один дома». «Травма-что делать?»

- Составление рассказов по картинкам: «Как беречь себя?».

- Составление и отгадывание загадок на тему «Хорошо – плохо».

Восприятие художественной литературы:

-  «Осторожные сказки. Поучительные истории» Т.А Шорыгина,

- стихи и загадки по теме (картотека)

- Сказка: «Три поросенка на новый лад».

Изобразительная деятельность:

- Оформление памяток для родителей: «Внимание – травмы!».

- Мы спасатели рисунок себя в роли…

Двигательная деятельность:

П/и: «Мы - спасатели». «Кто быстрее перевяжет раненого», «Собери безопасные предметы».

- Спортивный праздник: «Мы- спасатели»

Работа с родителями:

- Консультации: «Развитие у детей навыков безопасного поведения», «Учим детей самостоятельности». «Установки на внимание»

- Изготовление  буклета на тему: «Безопасность в быту».

- Встреча за круглым столом: «Детям о безопасности в быту».

Продукт: «Составление и оформление пособия для детей правил безопасности в быту».

Воспитатели, инструктор по физ. культуре,

  родители

Март-Апрель

3 этап: Заключительный:

Презентация проекта. «Знание –залог здоровья», Спортивный  досуг « Мы спасатели» 

Демонстрация ЛЭПБУКА.

Воспитатели,

Инструктор по физкультуре, родители

Март-Апрель

Используемая литература

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». – С.П., 2012.

2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. «Жизнь без опасностей». М.,2008.

3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.

4 Белая К.Ю., Зимонина В.Н.  «Твоя безопасность» – М.,1998

5. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 2002.

6.  Князева О. Мои помощники. //Дошкольное воспитание 2000 №2.

7.  Шорыгина Т.А «основы безопасности детей 5-8 лет». – М.,2006

8. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 2008.

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас оказать

нам содействие, заполнив анонимную анкету,

 на тему  «Условия ЗОЖ в семье».

1. Читаете ли вы литературу о здоровом образе жизни?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании ребёнка?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

6. Как Вы организуете питание в вашей семье?

А) полноценное питание;

Б) предпочтение отдаёте каким-то одним видам продуктов;

В) питаетесь регулярно;

Г) нерегулярно.

7. Как воздействует на вашего ребёнка климат в семье?

А) положительно;

Б) отрицательно;

В) не воздействует.

8. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

9. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе с детьми?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

10. Занимаетесь ли Вы закаливанием детей?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

11. Вы сами здоровы?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

12. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

А) ДА; Б) Нет.

13. Каковы причины болезни Вашего ребёнка;

А) недостаточное физическое воспитание в детском саду;

Б) недостаточное физическое воспитание в семье;

В) наследственность;

Г) предрасположенность к болезням.

14. Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

а) Физкультурные занятия в детском саду;

б) закаливание;

в) прогулки на свежем воздухе в любую погоду;

г) совместные физкультурные занятия детей и взрослых в детском саду и дома;

д) утренняя гимнастика;

е) соблюдение режима дня;

ж) другие варианты. _________________________________________________________

15. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (напишите)

Приложение 2

безопасность ребенка анкета.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...