"Руку дружбы природе"
консультация
Родительское собрание в старшей группе по экологическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе
по экологическому воспитанию дошкольников
Тема: «Руку дружбы природе»
Время проведения: май
Форма проведения: поход по территории детского сада.
Участники: родители, педагоги.
Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей;
формирование правил экологически грамотного взаимодействия с
окружающей средой;
повышение роли семьи в воспитании у детей любви к
природе.
Задачи:
1. обсудить с родителями проблему формирования экологической
культуры ребенка;
2. обучить родителей навыкам организации различных форм
деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;
3. продолжать формировать экологические нормы поведения в
окружающей среде;
4. вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
Подготовка к родительскому собранию:
1. Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные
детьми в виде аппликации.
2. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.
3. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных
материалов.
4. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с
природой».
5. Подбор музыкального сопровождения.
6. Подготовить памятки с советами для родителей.
7. Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе.
8. Оформить фотовыставку «Природа – это сказка».
9. Предупредить родителей о наличии удобной одежды и обуви.
Ход собрания:
Родители приглашаются на веранду своей группы (музыкальный фон - «Звуки
природы») .
1. Вступление. Воспитатель читает стихотворение:
«Что значишь ты, без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец? »
Сказочна и прекрасна природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Алексеев).
Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в поход по территории детского сада. Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.
Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:
1. «Надеваем рюкзаки» - круговые движения рук у плеча вперед и назад.
2. «Определим погоду» - поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.
3. «Собери ветки для костра» - наклоны влево и право.
4. «Завяжи шнурки на кедах» - наклоны то к правой, то к левой ноге.
5. «Перепрыгни через кочку» - прыжки вперед, назад, влево, вправо.
6. «Идем в поход» - ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.
Остановка первая: «Знатоки природы» (лужайка на территории детского сада, столы или стойки с карточками, на которых изображены животные и птицы) .
«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ - приз и звание «Знатока природы».
Остановка вторая: «Острое блюдо» (на территории, где есть деревья и можно поставить стулья).
Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты) .
Вопросы:
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия? »;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажите? »;
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия? »;
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал? »
«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснит ребенку, что этого делать нельзя» и другие.
Остановка третья: «Они нас лечат» (полянка, где растут лекарственные травы) .
Воспитатель: Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
1. Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь) .
2. Путник часто ранит ноги - вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях) .
3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы) .
4. Капля сочного нектара и душиста, и сладка.
От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
5. Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека.
Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет) .
Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля) .
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Остановка четвертая: «Игровая» (спортивная площадка). Музыкальное сопровождение - «Вальс цветов» П. Чайковского.
Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т. е. познакомить с методами саморегуляции. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:
Игра «Врасти в землю»: Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.
Игра «Ты – лев»: Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!
Игра «Дыши и думай красиво»: Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я – лев – выдохни, вдохни, Я – птица - выдохни, вдохни, Я – камень - выдохни, вдохни, Я – цветок - выдохни, вдохни, Я – спокоен, выдохни. Ты действительно успокоишься.
Некоторые игры можно провести с родителями. Им выдаются памятки с играми по саморегуляции и подвижными играми по экологической тематике.
ОКНО – очень короткие новости:
SOS новости:
Кострище не зарастает 5-7 лет;
Ландыш зацветает на 6-й год, купавница - на 8-й год;
Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.
Занимательные новости:
чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;
крокодил обладает самым сильным голосом;
змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;
крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;
у улитки около 25 000 зубов;
животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей.
Остановка пятая: «Помоги природе» (место, где специально разбросан мусор)
Воспитатель: «Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса». (А. Дементьев)
Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.
Остановка шестая: «Зеленая планета» (самое красивое место на территории детского сада. Музыкальный фон - «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди).
Стоят столы и необходимое оборудование для изготовления поделки из бросового и природного материала (по желанию родителей).
«Из старых вещей
Сотворили цветок,
Пусть он красотой поражает.
И если Вам нужно, то сможем ещё,
Много цветов не бывает».
Родители делают небольшие поделки. Им выдается памятка с образцами по изготовлению поделок из природного и бросового материала.
Родители возвращаются на веранду своей группы. Предлагается игра.
Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:
«Мой ребенок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я… »). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.
Подведение итогов: Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.
И долг природе должен быть оплачен,
Когда б язык природы знали мы,
Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л. Сорокин)
На этом наш поход закончен. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.
ЭССЕ - родительское собрание «Экологическое воспитание дошкольника»
Тема: «Руку дружбы природе»
В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглянутся вокруг: «Как прекрасен этот мир, посмотри… »
Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую – нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию. Хорошо, если открытие состоялось, и чем раньше это происходит, тем лучше!
Почему, зачем, а где, а как? Сколько таких, почему и зачем у растущего человека? Ему все любопытно, ему обязательно хочется знать все и обо всем сразу. Кто может помочь ему в этом? Родители.
Как воспитать у детей интерес к таинственному миру природы? Природа окружает нас на протяжении всей жизни, является элементом нормального существования и здоровья. Понимание ее специфики как живого существа, закономерностей жизни, восприятие красоты природы формируется под влиянием взрослых – семьи. Мама, а затем семья выполняют для ребенка функцию исходного, первоначального образца экологически культурного человека, действуя с которым он строит свои первичные представления о мире природы.
Детские годы – это период игры и сказочного волшебства. Об этом знают все современные родители. С помощью игры и сказок можно ввести ребенка в удивительный мир природы. Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать, узнавать, экспериментировать. Интерес детей к сказке, а тем более к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.
Принимая участие в становлении взаимоотношей ребенка с природой, взрослый обогащает его и пытается повлиять на него с надеждой, что при этом сформируется гуманное отношение ребенка к природе. Опираясь на данные правила, мы можем выделить специфические черты семейной экологической субкультуры. Понятно, что человеку, воспитанному на идеях прагматизма, когда природа рассматривалась лишь с позиций пользы и вреда, сложно в одночасье перестроить свое сознание, взрастить в себе такое качество личности как экологическая субкультура. Однако это необходимо, и родителям, также как и педагогам, в первую очередь следует поменять взгляд на природу с объективного на субъективный – как на ценность, как на одухотворенный личностью «мир природы».
Хочется закончить стихотворением Е. Евтушенко: «Берегите свою планету»:
Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по экологическому воспитанию дошкольников старшая группа Тема: "Руку дружбы природе протяни"
Цель:- Повышение уровня экологической компетентности родителей;- формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;- повышение роли семьи в воспитании у детей любви к прир...
Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка" «В дружбе с природой»
Форма проведения: деловая играФорма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагогиЦель: повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически...
Родительское собрание по экологическому воспитанию дошкольников старшая группа Тема: "Руку дружбы природе протяни"
Цель:- Повышение уровня экологической компетентности родителей;- формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;- повышение роли семьи в воспитании у детей любви к прир...
Младшая группа. Речевое развитие.С. Погореловский "Руки в дружбе с головой".
Замечательная книга " Руки в дружбе с головой" С. Погореловского для прочтения, бесед взрослых с детьми с целью развития речи, познавательного развития детей, как и в группе сада...
НОД по теме «Руки крепко держи, Дружбой своей дорожи!»
Цель: Продолжать учить придумывать и воплощать рисунок на бумаге, выбирая подходящий материал для рисования (цветные карандаши или восковые мелки)Задачи: Формировать положительные друже...
Экологические акции "За руку с природой"
Актуальность поднимаемой мною проблемы заключается в том, что в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окруж...