Игры на эмоциональное развитие детей средний дошкольный возраст
картотека (средняя группа)
Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом для развития и становления личности ребенка, его характера, познавательной сферы, навыков, умений и способностей. В целом, дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности; формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым» и т.д.). Именно в дошкольном возрасте происходит становление эмоциональной сферы ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_emotsionalnoe_razvitiesredniy_doshkolnyy_vozrast.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Средний дошкольный возраст
Задача: Толерантное отношение к детям и взрослым, уважение к их увлечениям, интересам каждого.
Игра «Ладошки».
Материал: цветные карандаши, лист бумаги.
Обведите ладошки всех членов своей дружной семьи, в том числе маленькой сестры и брата. Дорисуйте контуры ладошек, украсьте их. Впишите пожелания друг другу. Наклейте полученные рисунки на большой лист бумаги. Озаглавьте плакат, например, «Это – наш мир, и мы в нем». Дорисовывайте общую газету, каждый раз добавляя что-нибудь интересное.
Рекомендация: использование для воспитания добрых чувств к близким, укрепления неразрывных связей со своей семьей.
Игра «Друзья».
Материал: фотографии друзей (взрослых и животных).
Воспитатель предлагает поиграть в игру. Назовите по имени своих друзей. Дети выбирают тех, кого считают своими друзьями. Называют их по имени, гладя по голове, жмут руку. И так, по кругу, проходят все играющие дети. Каждый ребенок выбирает своего друга и делает тоже самое.
Рекомендация: использование для формирования социального доверия, создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.
Игра «Говорящее зеркало».
Материал: зеркало.
Ребенок, глядя в зеркало, описывает свою внешность, говоря от имени зеркала.
Рекомендация: научить принимать себя таким, какое есть. Помочь увидеть свое отличие от других людей.
Игра «Узнай, про кого я расскажу».
Материал: большое зеркало размером 40 см на 60 см.
Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают о ком идет речь.
Рекомендация: помочь детям ближе познакомиться друг с другом, создание обстановки эмоционального комфорта.
Игра «Водяной».
Материал: стихотворение «Водяной», шарфик для завязывания глаз.
Дети встают в круг, ребенку, который исполняет роль водяного, завязывают глаза. Затем дети говорят ему:
Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой?
Водяной, Водяной, утащи меня с собой!
Ведущий должен схватить одного ребенка, на ощупь определить, кто это и назвать имя.
Рекомендация: помочь детям ближе познакомиться друг с другом, создание обстановки эмоционального комфорта.
Игра «Что между нами общего».
Материал: общая фотография детей группы, карточки с графическим изображением отдельных деталей внешности.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает общую фотографию с детьми группы. Задает вопросы:
- Кто это с большим бантом на платье?
- Как вы узнали, кто это?
- Чем ты похож на других детей, а чем не похож?
- Что есть особенного в твоей внешности?
- Во внешности других?
- Что между вами похожего?
Затем выделяют детей темноволосых, светловолосых, с короткими волосами. После этого из предложенного большого количества карточек с графическим изображением отдельных деталей внешности каждый ребенок выбирает те, которые соответствуют его внешности (прическа, цвет глаз и т.д.).
Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.
Игра «Садовник».
Материал: лейка маленькая, искусственный цветок роза, сундучок, платочки по количеству детей для завязывания глаз, медленная музыка.
Каждый ребенок выбирает себе название цветка, а один становится ведущим – садовник. Он ухаживает за цветами. Затем садовник закрывает глаза, старается на ощупь узнать ребенка и назвать соответствующий цветок.
Рекомендация: внимательность друг к другу, через голос передавать эмоциональное настроение. Обучение общению.
Музыкальная игра «Кто поет».
Не видя поющего ребенка, дети должны узнать его по голосу.
Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.
.
Игра «Потерянные вещи».
Материал: вещи детей.
Детям предлагается угадать, кому из них принадлежат туфля, шарф, варежки и т.д.
Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.
Игра «Чьи глаза».
Материал: фотографии детей группы.
Воспитатель закрывает на фотографии нижнюю часть лица ребенка из группы. Дети стараются догадаться, кто это? Объясняют, как это удалось сделать?
Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.
Игра «Радио».
Один из детей «диктор», описывает внешность «потерявшегося» ребенка. А остальные угадывают, о ком из присутствующих идет речь.
Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.
Игра «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Предупреждение.
- Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
- Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Рекомендация: преодоление барьера в общении, развитие выразительности жестов детей. Обучение общению.
Задача: Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым и смелым. Испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
Игра «Корабль смелых».
Материал: большое одеяло, атрибуты морской одежды.
Необходимо большое одеяло – это корабль, красивый парусник. Участники игры – матросы. Один ребенок – капитан. Дети, взявшись за края одеяла, опускают и поднимают его, имитируя качку. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задачи капитана – быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен напомнить матросам: «Мы самые смелые моряки!» и дать команду бросить якорь.
Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.
Игра-инсценировка «Курица и цыплята».
Материал: маски цыплят, курицы, петушка, пса.
Стихотворение:
Скорлупа яиц трещит… Это кто же там пищит?
Это славные ребятки, желторотые цыплятки.
-С днем рождения, мои детки!
А цыплята в тот же миг из скорлупок в травку – прыг!
В небе солнышко сияет, мама с детками гуляет,
Учит их траву щипать, червячков в траве искать.
Мимо пес большой бежал, он залаял, зарычал.
А цыплята испугались и по саду разбежались.
Прибежал тут петушок, пса большого клюнул в бок,
-Ку-ка-ре-ку! – закричал. Струсил пес и убежал.
Смотрит мама-курица: что – то небо хмурится.
Позвала она детей:
-Ко-ко-ко, домой скорей!
Самый смелый из цыплят дождику и тучке рад.
Но когда ударил гром, даже он помчался в дом.
Вот идут по улице детки с мамой курицей.
Ах, как весело опять после дождика гулять!
(Ирина Солнышко)
Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.
Игра – драматизация «Волшебный сундучок».
Материал: маски диких и домашних животных, снежинки с героями из сказок.
Воспитатель просит детей надеть на лицо маски и изобразить позу данной маски. Затем просит снять маску и изобразить эмоциональное состояние героя маски. Затем обращать внимание на снежинки. Затем выносят волшебный сундучок, он помогает отправиться детям в путешествие по сказкам. Воспитатель под музыку открывает сундучок и достает иллюстрации с героями сказки «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и т.д., где главный герой – лиса.
- Чем эти сказки похожи?
- В этих сказках лиса – главный герой. За что она наказана?
- За свои поступки.
Так разбирается каждая сказка.
В конце игры детям предлагают взять из сундучка сердечки и показать движение и эмоции лисы.
В конце исполняется песня «Пусть всегда будет солнце», музыка Островского.
Рекомендация: формирование у детей представления о добре и зле. Показать красоту добрых поступков и некрасивость злых. Дать понять, что каждому дана свобода выбора: выбрать добро или зло.
Игра «Спина к спине».
Двое детей садятся спиной друг к другу. Их задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. Тему для разговора придумывают сами дети, и взрослый может им помочь. После игры дети обмениваются впечатлениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы.
- Было ли вам удобно разговаривать?
- Не хотелось ли что-нибудь изменить?
Рекомендация: развитие умения договариваться друг с другом. Формирование социального доверия. Обучение общению.
Игра «Мои друзья».
Материал: цветные карандаши или фломастеры, бумага.
Ребенку предлагается нарисовать на листке бумаги его друзей. Можно изобразить их в виде людей, а можно в виде зверей, деревьев и т.д. Необходимо обсудить с ребенком, что он нарисовал. Кого хотел изобразить? Почему именно хотел изобразить это?
Рисунок может дать важную информацию об особенностях взаимоотношения ребенка со сверстниками. Посмотрите, кого он нарисовал ближе к себе, каковы размеры фигуры, какого цвета фигура? Такой рисунок может стать хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.
Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.
Игра «Проигрывание ситуаций».
Материал: наглядное пособие «Хорошо и плохо».
Можно предложить для разыгрывания такие ситуации.
- Ты поссорился с другом, а теперь хочется помириться с ним.
- Ты пришел на детский праздник, где ты никого не знаешь. Надо познакомиться с другими детьми.
- Твой друг принес в детский сад игрушку, тебе очень хочется поиграть с ней. Попроси мальчика об этом.
При разыгрывании ситуаций следует обратить особое внимание на взаимодействие детей, помочь им правильно выйти из затруднительной ситуации.
Рекомендация: создание положительного эмоционального настроения, развитие умения договариваться друг с другом. Формирование социального доверия. Обучение общению.
Литература:
1. О.Л. Князева. «Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников.
2. Ю.В. Филиппова «Общение детей до 5 лет.
3. Р.А. Жукова. «Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет».
4. Л.Б. Фесюкова «Я и другие».
5. Л.Б. Фесюкова «Чувства. Эмоции». Наглядное пособие.
6. Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"
доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре....
Тезисы по теме ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимодействие с родителями, как условие социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста...
Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...
Игры на эмоциональное развитие детей старший дошкольный возраст
Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоци...
ТЕМА: «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
консультация для родителей и педагогов...
«Роль познания и открытия себя в социально – эмоциональном развитии детей среднего дошкольного возраста»
Консультация для родителей "Роль познания и открытия себя в социально-эмоциональном развитии детей среднего дошкольного возраста"...
План работы по проектной деятельности на 2022-2023 учебный год воспитателя средней группы. Тема: «Социальное и эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии»
Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; р...