"Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
педагогический совет:
Педагог-психолог Стрельцова С. Ю.
ГБДОУ№З4 Санкт-Петербурга.
тема: «роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста».
С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В нём заявлен ряд важных задач, обозначим некоторые из них:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Как мы видим, одной из важней задач становится эмоциональное благополучие детей раннего и дошкольного возраста. Проблема эмоционального развития стоит достаточно остро в современной дошкольной педагогике и детской психологии.
Изучение научных трудов отечественных и зарубежных психологов, педагогов дают основание говорить о том, что одной из важных возрастных ценностей дошкольников, факторов, влияющих на успешность воспитательно-образовательного процесса, является природно заданная эмоциональность, эмоции ребенка. Эмоциональная сфера выводится в ранг ведущих основ личности дошкольника, ее «центрального звена» (Л.С.Выготский), «ядра индивидуальности» (A.B.Запорожец), первичной структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребёнка, его ориентацию в окружающем мире. Эмоции оказывают влияние на все формы проявления активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности в рисунках, играх, дают возможность наиболее ярко раскрыться в деятельности.
К.Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен оставаться безразличным в отношении чувств, развивающихся в душе дитяти», и далее заключает: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть главную свою задачу». [1]
Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления, события, волнующие детей, оставляющие неизгладимый след в их душе и, составляющие, в свою очередь, важную часть их жизненного опыта, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, дающих ребёнку эмоциональную жизнь. Уходят в прошлое шумные компании сверстников во дворах, с присущими им эмоциональной насыщенностью игр, сообща переживаемых общественных событий. Все большее образовательное значение придаётся ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребёнку-дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей, приобретению формального опыта, не связанного с чувствами, эмоциональными переживаниями.
Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать, сопереживать, сорадоваться другим. Исследования конца XX - начала XXI века (В.В.Абраменкова, В.В.Лебединский, А.С.Спиваковская, Т.Б.Филичева, др.) убедительно показывают, что снижение многих показателей качества жизни современных детей отражается именно в сфере эмоционального самочувствия, эмоционального отношения их к миру. [2]
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Значит, процесс эмоционального развития дошкольников должен быть организован преимущественно с использованием ведущих видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Исследователь А.И. Сорокина пишет: «Своеобразие дидактической игры как средства воспитания и обучения и ее отличие от других средств в том, что она даёт возможность осуществлять обучение в доступной привлекательной для детей форме деятельности». Таким образом, дидактическая игра используется как:
- игровой прием обучения;
- игровая деятельность коллектива детей под руководством воспитателя;
- самостоятельная игра детей.
К дидактическим играм относятся собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами.
В своей работе мы использовали дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность данной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
— игры используются в определенной системе, в основе которой лежит учет особенностей развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста;
— в игре создаются ситуации, в которых ребёнок сам ставит перед собой увлекательные задачи, преодолевает трудности и получает удовольствие от процесса и результата своей деятельности;
— правила в дидактических играх предусматривают необходимость проявления детьми определенных эмоциональных состояний.
Мы разработали и апробировали 5 серий дидактический игр.
Первая серия дидактических игр направлена на закрепление представлений об эмоциональном проявлении человека и животного. Здесь был использован моторный компонент (мимика), так как с помощью мимики можно определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний. Стараясь показать эмоции персонажа, дети переживали чувства другого человека, животного и одновременно учились актерскому перевоплощению. Сюда вошли игры «Найди и покажи», «Составь портрет», «Найди пару» и др.
Вторая серия игр была направлена на развитие образности речи, воспитания чувства прекрасного, любви к природе: «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Найди и опиши». Ведущий предлагал ребёнку определить эмоции, затем назвать синоним и антоним к нему. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имела одновременно и психопрофилактический характер. Мы отметили, что детям больше нравилось имитировать чувство страха и гнева. Изображая преувеличенный страх, дети заражались эмоцией радости, особенно в случае, если имитация удавалась и была одобрена взрослым.
Третья серия игр направлена на закрепление представлений об эмоциональном состоянии человека, животного и объектов природы. Основным средством выступала музыка. В эту серию вошли игры: «Музыкальная находка», «Из частей целое», «Фотоателье», «Собери человечка». В начале дети испытывали затруднения при составлении пиктограмм, символизирующих чувство страха и удивления из-за схожести мимического выражения этих эмоций.
Четвертая серия дидактических игр была направлена на закрепление представлений об эмоциональном состоянии и формах оказания помощи. В качестве игрового материала использовались сюжетные картинки. В основу этой серии положена дидактическая игра «Кому как помочь».
Пятая серия игр предусматривала вербализацию переживаний и осознание причины его возникновения – самостоятельный поиск путей содействия, воспитания чувства отзывчивости. В эту серию вошли игры: «Разведчики», «Неоконченные рассказы». В игре «Разведчики» детям требовалось отыскать игрока, соответствующего модели эмоционального поведения обозначенного ведущим. Дидактическая игра «Разведчики» привлекала особое внимание мальчиков. Им хотелось быть разведчиками, и они с удовольствием брали на себя эту роль. В «Неоконченных рассказах» дети непосредственно проникались чувствами героя рассказа и словесно описывали переживаемые чувства, передавали их мимикой. Нами отмечено, что некоторые дети с развитой способностью переживать собственные страдания, горе, неудачу обнаруживают столь же яркое чувство сопереживания и сочувствия к другому. Значительно меньшее сходство между эмоциональными проявлениями по поводу собственного успеха и переживаниями радости за другого. Очевидно, радоваться успехам, благополучию другого ребенка труднее, чем сочувствовать его горю.
Проведенная работа показала, что налаживание доверительных отношений взрослого с ребенком и ребенка со сверстниками, отсутствие критики в процессе деятельности ребенка отразилось на взаимоотношениях детей и результатах нашей работы. Дети стали более доброжелательными, как в общении друг с другом, там и со взрослыми.
Литература:
- Ушинский К.Д. О методике воспитания.//Изб.пед.соч. в 2-х т. - М.: Гос.уч.-пед.изд-во.
- Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка для родителей "Роль дидактических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста".
Материал ориентирует родителей в вопросах важности дидактических игр в развитии ребенка-дошкольника....
"Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста"
Сенсорное развитие , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт....
Игры на эмоциональное развитие детей старший дошкольный возраст
Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоци...
ТЕМА: «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
консультация для родителей и педагогов...
Роль и значение игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей...
Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе
В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...
«Роль дидактической игры в организации деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Игра – это подлинно «путь детей кпознанию мира, в котором они живути который призваны изменить»М....