Программа "Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-йога".
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Домнина Елена Сергеевна

Цель программы: сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей через гимнастику "Хатха-йога".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога

Паспорт Программы

 

Наименование Программы

Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога

Разработчик Программы

Домнина Е.С.

Основания для разработки Программы

Современные дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

Цели Программы

Расширить знания детей о здоровом образе жизни через освоение элементов Хатха-Йоги.

Укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи Программы

Образовательные:

1.Познакомить  детей с терминами: йога, Хатха-йога, асана, пранаяма и др.

2. Освоить технику выполнения асан.

Развивающие:

1. Расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле.

 2.Развитие физических качеств (гибкость, равновесие, выносливость, сила).

3.Развитие психических качеств (внимание, память, воображение).

Воспитательные:

1.Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Оздоровительные задачи:

1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

2.Профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

3. Формирование правильной осанки, укрепление мышц  стопы

Сроки реализации Программы

Один учебный год

Ожидаемые результаты реализации Программы

У детей сформирована потребность в ведении здорового образа жизни.

Стабилизация эмоционального фона у детей.

Повышение уровня физической подготовленности и развития психических качеств.

Оценка результатов реализации Программы 

Итоговая диагностика сформированности физичес-ких качеств, осуществляется при помощи методи-ки, разработанной Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордо-вой «Обследование уровня развития физических качеств».

« Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Ж.Ж. Руссо

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение - это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

Что такое  йога?

Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.

Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей. 

Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости.

Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию.

Хатха-йога – сочетание физических упражнений (асаны) и дыхательной гимнастики (пранаямы). Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле.

Пранаямы - дыхательные упражнения.

          Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу, развивают  фантазию и воображение.

        Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

        Цель: Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику  «Хатха-Йога».

        Задачи:

Образовательные задачи:

  • ознакомление детей с терминами: йога, хатха-йога, асан, пранаяма; физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
  • формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в   соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле,

Воспитательные задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, йоги;
  • формирование правильной осанки.

Развивающие:

  •  Расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле.
  •  Развитие физических качеств (гибкость, равновесие, выносливость, сила).
  • Развитие психических качеств (внимание, память, воображение).

Принципы построения программы:

  • системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;
  • преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
  • возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;
  • деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;
  • здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

         Курс программы рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей), один раз в неделю по 30   минут.    

Участники занятий:

         Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере. Продолжительность занятия с детьми старшего дошкольного возраста– 30 минут,

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • У детей сформирована потребность в ведении здорового образа жизни.
  • Стабилизация эмоционального фона у детей.
  • Повышение уровня физической подготовленности и развития психических качеств.

Структура занятия

I. Вводная часть (5-7 минут).

1. Встреча: «Улыбнитесь!», «Настройтесь на занятие!»

2. Разминка:

  • Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.
  • Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

II. Основная часть (15-20 минут).

  1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан), обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.
  2. Самомассаж (энергетический массаж)
  3. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:
  • для мышц живота;
  • для мышц спины путем наклона вперед;
  • для укрепления мышц ног;
  • для развития стоп;
  • для развития плечевого пояса;
  • на равновесие.

3. Дыхательные упражнения.

4. Гимнастика для глаз.

5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).

6. Беседы из цикла “Тренируем тело, укрепляем дух”.

III. Заключительная часть (3-5 минут).

1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.

2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).

Условия проведения гимнастики:

  • четкое соблюдение принципов, методов и приемов, заложенных в программе;
  • хорошо проветренное помещение (с температурой воздуха не ниже 17 градусов);
  • коврики;
  • одежда должна быть легкой, не стесняющей движения и хорошо пропускать воздух;
  • время проведения – утреннее или после дневного сна (но не раньше, чем через 2-3 часа после еды);
  • противопоказания: высокая температура тела, повышенное кровяное давление.
  • собственное желание ребенка.

Методические рекомендации по организации работы с детьми.

  1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
  2. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
  3. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.
  4. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
  5. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
  6. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
  7. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

Особенности выполнения статических поз:

  1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
  2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
  3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
  4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
  5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
  6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

Мониторинг реализации программы

Итоговая диагностика сформированности физических качеств, осуществляется при помощи методики, разработанной Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой «Обследование уровня развития физических качеств». Методика включает шесть тестов, каждый из которых направлен на выявление уровня сформированности того или иного физического качества. Методика позволяет оценить особенности крупной моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, а также, сформированность двигательных навыков. Предусматривает определение силы мышц спины, рук и плечевого пояса, выносливости, гибкости.

VI. Заключение.

Представленная программа и система работы по развитию физических качеств у детей 5-7 лет через использование гимнастики «Хатха-йога»  может быть использована инструкторами по физической культуре, медицинскими работниками, педагогами, как в дошкольных, так и в образовательных учреждениях. С помощью гимнастики «Хатха-Йога» открываются новые возможности для развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

Библиографический список:

  1. Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
  2. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.
  3. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М. Просвещение, 1993г.
  4. Липень А.А. Детская оздоровительная йога. Пособие для инструкторов по йоге. Санкт-Петербург. – “Питер-пресс”, 2009
  5. Орлова Л. Йога для всех. Полное иллюстрированное пособие. Минск. – “Харвест”, 2007
  6. Осипова В. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997
  7. Паджалунга Л. Играем в йогу. Издательство «МИФ» 2017г.
  8. Рашосорока Хатха – йога Научно-издательский центр «Альфа» Санкт-Петербург 1991.
  9. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.

Критерии и методы оценки уровня освоения воспитанниками содержания программы

Диагностические задания для определения уровня сформированности физической подготовленности к занятиям по детской йоге для детей 5-7 лет

Диагностическое обследование детей проводится в сентябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года)

Цель: диагностики: проведение контроля за уровнем развития физических качеств ребёнка и физической подготовки.

Наименование

Описание тестов

Требования к выполнению

Гибкость

Ребенок встает на куб с прикрепленной линейкой так, чтобы носки ног касались края, наклон вперед выполнить с прямыми ногами.

Измеряем от нулевой отметки (края куба) выше – отрицательный, ниже положительный. Положение фиксируется 3 сек.

Равновесие

Из положения, стоя на одной ноге, другая согнутая вперед (носок касается колена опорной ноги), руки в стороны.

Оцениваем удержание в секундах.

Статическая. Выносливость

(тест Крауса Вебера)

Даются 3 упражнения, каждое упражнение выполняется только 1 раз.

1.Поднять туловище из положения, лежа на животе, туловище закреплено. Держать 10 сек.

2. Из исходного положения, лежа на спине поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 сек.

Сила мышц рук

Измеряется с помощью ручного динамометра.

Оценивается в килограммах.

Контрольные упражнения

Ф.И.О.

Рост

Вес

Гибкость

Равновесие

Сила

Выносливость

Стоя на кубе, носки

на краю куба,

наклониться

вперед к линейке с

делениями (см).

Стоя на одной

Ноге другая согнута,

руки на поясе (сек).

Лёжа на спине,садиться

и ложиться(кол-во раз).

Приседания

(кол-во за

30сек).

Диагностика

Список

детей

Выносливость

Равновесие

Гибкость

Сила мышц рук

Общий балл

Средний балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика «Хатха-Йоги» для детей 5-6 лет

Нетрадиционный метод оздоровления-гимнастика с элементами Хатха-йоги для детей дошкольного возраста...

Развитие физических качеств детей дошкольного возраста с помощью гимнастики Хатха-йога

О пользе хатха-йоги для дошкольников и некоторые игровые упражнения для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в дошкольном учреждении....

Развитие физических качеств детей дошкольного возраста с помощью гимнастики Хатха-йога

Задачи и особенности выполнения упражнений хатха-йоги в детском саду...

Выступление на РМО, Тема«Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ ( ритмопластика, игротренинги, гимнастика хатха - йоги) как одно из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья детей»

Поделилась опытом работы на РМО  на тему: " Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ( ритмопластика, игротренинг, гимнастика хатха - йога) как одно из приоритетных направлений...

НОД с использованием нетрадиционной гимнастики – хатха-йоги Сказка-йога «Три медведя» для детей средней группы

Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о содержании сказки «Три медведя»,Развивающие:- развивать умение правильно дышать, расслабляться;- продолжать укреплять слабые мышцы;Воспита...

"Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через выполнение упражнений на координационной лестнице" (презентация 2023 г.)

quot;Развитие физических качеств у  детейстаршего дошкольного возраста черезвыполнение упражнений на координационной лестнице"...

Конспкект по физической культуре с элементами гимнастики хатха йоги "Путешествие по материкам"

Использование нетрадиционной здоровьесберегающей технологии гимнастики хатха йоги  в занятии по физической культуре в детском саду....