Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика.
консультация (младшая группа) на тему

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesbeegayushchie_tehnologii._dyhatelnaya_gimnastika.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.

Почему нужна дыхательная гимнастика?

  1. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.
  2. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
  3. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
  4. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
  5. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
  6. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Преимущества дыхательной гимнастики

  1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба,  бег, плавание - особенно.
  2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.
  3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.
  4. Гимнастика доступна всем людям.
  5. Для занятий гимнастикой не требуется особых условий - специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д., помещения и прочих.
  6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.
  7. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.
  8. Гимнастика показана и взрослым, и детям.

Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка

  1. положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  2. способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных
  3. регуляций со стороны центральной нервной системы;
  4. улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  5. способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,
  6. восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению
  7. местных застойных явлений;
  8. налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
  9. исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
  10. повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет
  11. нервно-психическое состояние у больных.

Требования к проведению дыхательной гимнастики:

  1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  3. одежда не должна стеснять движений;
  4. не заниматься сразу после приема пищи;
  5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:

  • На занятиях оздоровительного характера;
  • Как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения  на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;
  • В утренней гимнастике;
  • После оздоровительного бега;
  • После дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;
  • В закаливающих мероприятиях;
  • На занятиях по логоритмике;
  • В любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состояния детей);
  • В домашних условиях.

Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных
  • регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,
  • восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению
  • местных застойных явлений;
  • налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
  • исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
  • повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

Показания для использования дыхательной гимнастики:

  • вирусные заболевания;
  • кожные заболевания;
  • хронический тонзиллит;
  • заикание;
  • воспалительные заболевания;
  • избыточный вес;
  • заболевания пищеварительной системы;
  • заболевания щитовидной железы;
  • малокровие;
  • сахарный диабет;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • хронический насморк;
  • эпилепсия;
  • рассеянный склероз;
  • различные заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • последствия перенесенного инфаркта миокарда;
  • симптоматическая гипертензия;
  • нарушение ритма сердца;
  • атеросклероз артерий головного мозга, сердца и нижних конечностей;
  • последствия инсульта;
  • хронические головные боли.

Противопоказания дыхательной гимнастики

  • травмы головного мозга;
  • травмы позвоночника;
  • выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника;
  • острое лихорадочное состояние;
  • кровотечения;
  • острый тромбофлебит;
  • высокое артериальное, внутричерепное или внутриглазное давление.

Примеры некоторых упражнений

«Ветерок»

И.п.- стоя, руки опущены вниз. Сделать глубокий вдох, затем озвучивать выдох на звук: «У-у-у», произнося его то громче, то тише, в соответствии с жестом взрослого.

Упражнение способствует увеличению силы дыхательных мышц.

«Муха»

И.п.- то же. Губы мягко соприкасаются. После глубокого вдоха, на выдохе негромко произносить звук: «В-в-в». Нужно добиваться ощущения вибрации во всем теле, и особенно в области лица.

Упражнение помогает при ринитах, гайморитах.

«Одуванчик»

И.п.- то же. Сделать вдох через нос, затем задержать дыхание и озвучить выдох на звук: «А-ах!»

   Упражнение способствует расслаблению дыхательных мышц.

«Жук»

И.п.- то же. Ладонь на груди спереди. Сделать глубокий вдох, на  выдохе  долго  и  негромко  произносить  звук: «Ж-ж-ж».

   Упражнение эффективно для вывода мокроты из бронхов и легких.

«Комар»

И.п. (исходное положение) - стоя, глаза закрыты, тело расслаблено. Ладонь одной руки положить на шею, спереди. Сделать вдох, на выдохе продолжительно произносить звук: «З-з-з».

Упражнение эффективно при трахеитах.             

«Часики»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.

«Трубач»

Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.

«Каша кипит»

Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

«Паравозик»

Ходить по комнате, де лая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд

«На турнике»

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3—-4 раза.

«Шагом марш!»

Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага—вдох, на 6—8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.

«Насос»

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

«Летят мячи»

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ "дыхательная гимнастика". педагог Шкилева Елена Валерьевна

Цель дыхательной гимнастики: повысить иммунитет детей, предотвратить частые простудные заболевания, восстановить дыхательную систему после болезни....

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)...

Отчет по самообразованию по теме: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой»

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в быт каждого чело...

Мастер - класс для педагогов: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ "Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой

Цель: Пропаганда здорового образа жизни, посредством ознакомления педагогов с новыми здоровьесберегающими технологиями.Задачи: Ознакомление педагогов с дыхательной гимнастикой А.Н.Стрельниковой; ...

Отчет по самообразованию по теме: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой»

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в...

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика....

Тема самообразования «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика для детей ».

Тема моего самообразования «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика для детей ». Она непосредственно связана с решением задач, направленных на сохранение и укрепление ...