Консультация для педагогов и родителей "Зрительная гимнастика"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
В данной консультации рассказывается о значении проведения зрительной гимнастики для охраны зрения детей, особенно после работы с ПК.
В приложении даны комплексы упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Гимнастика для глаз" | 519 КБ |
Комплексы упражнений Приложение 1 | 29.5 КБ |
Комплексы упражнений. Приложение 2 | 39.5 КБ |
Комплексы упражнений. Приложение 3 | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень восприимчивы к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
Одним из замечательных аспектов улучшения и сохранения зрения является зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
∙ для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
∙ для укрепления мышц глаз
∙ для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Гимнастика бывает: 1) игровая коррекционная физминутка; 2) с предметами и картинками; 3) по зрительным тренажёрам; 4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренажер, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного.
Согласно различным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные зрительные нагрузки. По данным исследований В. Ф. Базарного, при напряженных зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно- двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей, по мнению ряда авторов, является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т. е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к четкому видению отдаленных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностямизрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится мне в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме занятий. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности
1. Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх-вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траекториям отличается от остальных цветом. Это делает схему яркой, красочной. Упражнения выполняются стоя.
2. Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана размером 1 x 2 м изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (на передней или боковой стене, на потолке кабинета). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению можно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку и отправиться вместе с ней в путешествие. Упражнения выполняются стоя.
3. Работа с расположенными на стенах кабинета карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т. д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображение предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, записанных на карточках, предложения и т. д.
Упражнения, укрепляющие мышцы глаз
Комплекс 1
Делать их нужно сидя, с выпрямленной спиной и шеей. 1. Проделайте движения глазными яблоками вверх-вниз, затем на некоторое время закройте глаза. Повторите 3 раза. 2. Посмотрите вверх, вперед, вниз, вперед, закройте глаза. Повторите 3 раза. 3. Посмотрите налево, направо, закройте глаза. Повторите 3 раза. 4. Посмотрите налево, вперед, направо, вперед, закройте глаза. Повторите 3 раза. 5. Не поворачивая головы, посмотрите направо, вверх, вниз, затем в правый верхний угол и в левый нижний угол. Повторите 3 раза. Закройте глаза. Сместите направление – левый верхний угол, правый нижний угол. Повторите 3 раза, затем закройте глаза. 6. Медленно сделайте 3 круговых движения глазными яблоками направо, закройте глаза; затем 3 круговых движения налево и снова закройте глаза. 7. Посмотрите на кончик носа, затем на какую-нибудь отдаленную точку. Повторите 5 раз, затем закройте глаза. 8. Посмотрите на кончик пальца на расстоянии 30 см от глаз, а затем на какую-нибудь отдаленную точку. Повторите 5 раз, затем закройте глаза. 9. Продолжительное время смотрите на какой-нибудь предмет не мигая. Не смотрите на предмет в упор, рассматривайте его детали. 10. Зажмурьтесь и сильно сожмите веки, после этого сделайте несколько быстрых мигательных движений. Повторите 3 раза, затем закройте глаза.
Комплекс 2 1. Посмотреть влево, затем вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы (4 раза) . 2. Посмотреть вправо вниз, влево вверх, влево вниз, вправо вверх (4 раза) . 3. Сделать круговые движения глазным яблоком слева направо и затем справа налево (каждое движение по 4 раза). Те же самые движения проделать при закрытых глазах. 4. Широко открыть глаза и посмотреть вверх, сосчитать до 10 и опустить их. При выполнении упражнения следует обратить внимание на то, чтобы не морщить лоб. Это можно контролировать, положив на лоб руку. Упражнение следует повторить 8 раз. 5. Открыть глаза и посмотреть вверх и влево, сосчитать до 10, затем опустить веки. То же самое проделать, смотря вверх и вправо. Упражнения повторить по 5 раз в каждую сторону. Некоторые советы для сохранения зрения:
1. Не читайте при слабом освещении, особенно текст, написанный мелким шрифтом. Мелкий шрифт вообще нужно избегать. 2. Не читайте при падающем непосредственно на страницы освещении, создающем блеск в глазах. 3. Не смотрите телевизионные передачи, особенно цветные, длительное время и на близком расстоянии (оно должно быть не менее 2, 4 – 3 метра). Старайтесь смотреть телевизор, не фиксируя зрение в одной точке, а двигая глазами, рассматривая детали и движение артистов. 4. Не рекомендуется длительный неподвижный взгляд в упор. При длительном рассматривании предметов на близком расстоянии время от времени меняйте фокус зрения – посмотрите в окно или на какую-нибудь отдаленную точку в течение минуты, прикройте на несколько минут глаза ладонью. Это помогает снять напряжение. 5. Темные очки носите только при сильном солнечном свете – на пляже, в горах и т. д. Глаза необходимо тренировать, чтобы они привыкли к солнечному свету – он им необходим. Для этого проделывайте следующее упражнение: закройте глаза, поверните голову направо, налево, чтобы лучи солнечного света согрели область глаз. Затем откройте глаза, не глядя на солнце. Повторите несколько раз.
Тренажёр для укрепления зрения Натальи Черниковой.
«Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать», - гласит народная мудрость.
Наталья Черникова изобрела тренажёр для укрепления зрения, который можно использовать в индивидуальной работе с детьми.
Цель: укреплять мышцы глаз. Материал изготовления: пластиковые бутылки из под питьевого йогурта, изолента, деревянный шарик диаметром 3см. Методические указания: взрослый бросает шарик, который начинает двигаться с определённой скоростью из одной стороны в другую, и показывает ребёнку, как, не поворачивая головы, одними только глазами, следить за движением шарика. Ребёнок начинает самостоятельно выполнять это упражнение.
Зрение своё укрепим: Глазами за шариком следим. Шар из стороны в сторону катается, Гимнастика глаз получается.
Из Интернета можно скачать картотеку гимнастики для глаз в цветном варианте и использовать эти упражнения в работе с детьми.
Предварительный просмотр:
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по – порядку ,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда. Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки. Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Солодянкина Светлана Сергеевна
Представленные комплексы гимнастики для глаз “Весёлая неделька” помогут не только запомнить дни недели, но и способствуют профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей. Данные комплексы можно использовать как самостоятельные гимнастическо-профилактические мероприятия, так и на занятиях в рамках физкультминутки.
Предварительный просмотр:
“Дни недели” комплекс гимнастики (общая моторика+зрение)
Понедельник. В понедельник в детский сад
Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах)
Полюбили крепко их
Девочки и мальчики. (Обхватить себя руками)
Пригласили их плясать
Дружно ножки выставлять (По очереди выставляют вперёд ножки)
Присядь вправо, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
Присядь влево, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
А затем кружись ты смело. (Покружиться)
И ладошки у ребят,
Словно листики шуршат. (Ладошки рук потереть друг об дружку).
Вторник. К нам во вторник прилетал
Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз)
По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Рыб, лягушек доставал,
Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад)
Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк)
И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)
Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз)
Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)
Среда. В среду слон к нам приходил, Топать ножками учил, (Ходьба на месте) И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд) И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки) Мы покрутим головой Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно) В прятки поиграем Глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём слона искать. Пять, четыре, три, два, один, Слон уходит в магазин. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
Четверг. А в четверг к нам приходила Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы) Показала хвостик рыжий Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад) Посидели, постояли, Притаились как лиса, (Приседания) Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю) Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).
Пятница. Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя) Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево) На высокой ёлке, Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки) Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук) На дворе настала осень, (Потянуться) Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают) Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой) Пчёлы дали мёду, Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)
Суббота. Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе) Шустрых белок на обед . (Повороты туловища вправо, влево с приседанием) Щей капустных наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками) Наготовили котлет. (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами) Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте) Посмотрели на столы … (Глаза широко открыть и крепко их зажмурить) В лес обратно убежали (Бег на месте) За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга)
Воскресенье. В воскресенье выходной, Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте) Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад) Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад) Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться) Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки). Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками) Вот корова замычала, “Му-у-у”, (Наклоны туловища вперёд) Заработал паровоз, “Ду-ду-ду-у” , (Имитация движущегося поезда на месте) А лошадка бьет копытцем, Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки) Мы на этой карусели Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками).
Солодянкина Светлана Сергеевна
Представленные комплексы гимнастики для глаз “Дни недели” помогут не только запомнить дни недели, но и способствуют профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей. Данные комплексы можно использовать как самостоятельные гимнастическо-профилактические мероприятия, так и на занятиях в рамках физкультминутки.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Гимнастика после сна"
консультация...
Консультация для педагогов ДОУ "Виды гимнастики, которые проводятся в ДОУ"
В консультации расскрывается: значение, содержание, структура гимнастики, методика её проведения. Виды гимнастики, о которых можно узнать из данной консультации: физкультминутки, оздоровительная гимна...
Консультация для педагогов: «Методика проведения гимнастики для глаз»
Очень много информации ребёнок получает зрительно, поэтому глаза даже у дошкольников испытывают очень большие нагрузки. Если в этот важный период воспитатели детских садов и родители не используют спе...
Консультация для педагогов ДОУ "Игровая гимнастика с элементами массажа"
К сожалению, естественная потребность в активных движениях, свойственная детям дошкольного возраста, подавляется взрослыми, что самым отрицательным образом сказывается на общем самочувствии ребенка. Д...
Консультация для педагогов "Проведение утренней гимнастики"
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом....
Консультация для педагогов.Тема: «Дыхательная гимнастика для дошкольников».
Дыхательная гимнастика для дошкольников....
Консультация для педагогов "Игровая оздоровительная гимнастика после сна"
В данной коннультации для педагогов представлены рекомендации по игровой оздоровительной гимнастики после сна с детьми дошкольного возраста....