Консультация для педагогов ДОУ "Игровая гимнастика с элементами массажа"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Босова Елена Николаевна

К сожалению, естественная потребность в активных движениях, свойственная детям дошкольного возраста, подавляется взрослыми, что самым отрицательным образом сказывается на общем самочувствии ребенка. Данная консультация направлена на информирование педагогов ДОУ о игровом массаже и игровой гимнастике, которые помогут восполнить недостаток двигательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка-детский сад № 10 города Россоши

Консультация для педагогов ДОУ

Подготовила: воспитатель I КК

 Босова Елена Николаевна

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.

Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе.

Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.

Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой массаж и игровая  гимнастика  прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между детьми и взрослыми.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и игровая гимнастика, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников. Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Важно сказать о том, что нам, воспитателям, надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!» Поэтому все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Приемы самомассажа проводят в такой последовательности:

  1. поглаживание,
  2. растирание,
  3. разминание
  4. и вибрация (потряхивание).

 При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.  Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Я предлагаю вашему вниманию отдельные комплексы игровой гимнастики и игрового массажа, которые использую в своей работе.

Самомассаж лица

Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи.

Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.

Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

 

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

 

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

 

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

 

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Носик разомнём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

 

Открыть рот и нижней челюстью делать  движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

 

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

 

 

В качестве уникального средства для развития речи, поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки кисти рук использую достижение восточной медицины – элементы СУ-ДЖОК – терапии (методика оздоровления, основанная на представлении восточной философии о том, что на стопах и кистях расположены активные точки, соответствующие внутренним органам и частям тела).

Применяю предметы:

1. Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкая моторика.

Предлагаю вам выполнить короткое упражнение массажным шариком.

Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

 

2. Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним. Массируем палец до покраснения и появления ощущения тепла. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаю разные стихотворные тексты.

Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок,  плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов.

Отмечу, что игровую гимнастику с элементами массажа можно включать в различные формы оздоровительной работы. Приведу пример использования игровой гимнастики с элементами массажа в проведении оздоровительной гимнастики после сна.

Игровая оздоровительная гимнастика после сна

  1. Гимнастика пробуждения
  2. Массаж лица и головы
  3. массаж махровой рукавицей или рукавицей с различными наполнителями
  4. Ходьба босиком по коррегирующим дорожкам
  5. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки
  6. Дыхательная гимнастика
  7. Зрительная гимнастика

I. Давайте  вместе представим, что мы только что сладко спали и услышали  приятные звуки музыки. Я вас попрошу расслабиться, закрыть глаза.

  1. Итак, вы проснулись, улыбнулись, сделали глубокий вдох, выдох.
  2. Пошевелите пальцами рук и ног, сожмите пальцы в кулак.
  3. Разотрите ладоши до появления тепла.
  4. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
  5. Круговыми движениями по часовой стрелке погладьте живот.
  6. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
  7. Прогнитесь.
  8. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладоши вверх.

Молодцы! Спасибо!  Мы с вами проснулись и снова готовы продолжить работу.

Гимнастика в постели также может включать такие элементы, как пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, элементы самомассажа (представленные мною выше)

Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления.

II. Затем выполняем массаж спины махровой рукавицей или рукавицей с различными наполнителями.

III. Затем выполняем с детьми корригирующую ходьбу и комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. В детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем это может причинять много неприятностей и привести к искривлению позвоночника и снижению остроты зрения.

Детям предлагается:

  1. Ходьба на носочках («лисичка»).
  2. Ходьба на внешней стороне стопы («медведь»).
  3. Ходьба с высоким подниманием колена («лось»).
  4. Ходьба в полном приседе («ежик»).
  5. Ходьба по корригирующим дорожкам (Вот шагаем по дорожке – укрепляем наши ножки)

Ходьба по корригирующим дорожкам способствует развитию координации движений, чувства равновесия. Различный материал, из которого изготовляются дорожки, воздействует на стопу ребенка, массажирует ее.

   

Также на этом этапе проводим массаж ног, который дети делают сами под руководством воспитателя.

Цель массажа – воздействие на биологически активные точки, расположенные на подошвах ног.

Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, поэтому и массаж мы проводим в виде игры. Вот один из примеров:

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем рядом, отдохнем

И массаж подошв начнем.

Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Расстерай, старайся

И не отвлекайся.

По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно,

Это всем давно понятно.

 

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй.

Ну, активнее давай!

Вот работа так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай,

Да за нею поспевай!

В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра!

Также для профилактики плоскостопия можно использовать мячи – массажеры и ванночки с различным наполнителем (песком, крупой, мелкими шариками).

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том , что детский игровой массаж и игровая гимнастика оказывают влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же стимулируют рост и развитие мышечной массы, способствуют поддержанию оптимального тонуса, являются своеобразным раздражителем рецепторов кожи.

Таким образом, укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ладушки-ладошки» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа) в рамках «Дня здоровья»

«Ладушки-ладошки» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа)       в рамках           «Дня здоровья»     ...

Консультация для родителей "Игровая гимнастика с элементами массажа"

Игровой массаж -прекрасное средство для развития органов и систем, укрепления эмоциональной связи между детьми и взрослыми!...

Консультация для воспитателей «Игровая гимнастика с элементами массажа в младшей группе детского сада»

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...

Консультация для педагогов. Утренняя гимнастика с элементами логоритмики.

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и работа педагога с дошкольниками с речевой патологией имеют свои особенности. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней ...

Консультация для педагогов «Утренняя гимнастика с элементами логоритмики»

Консультация для педагогов «Утренняя гимнастика с элементами логоритмики»Подготовила: учитель-дефектолог, логопед                    ...

Консультация для педагогов «Утренняя гимнастика с элементами логоритмики»

Что такое логопедическая ритмика?Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средства...