Методическая разработка: Кинезиологические упражнения в развитии психических функций дошкольников
методическая разработка по теме

Кубасова Елена Николаевна
   В методической разработке представлена краткая теоретическая информация о науке  «кинезиологии».  Даны основные рекомендации по проведению кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.          В работе описаны упражнения и представлен авторский речевой материал для игрового проведения упражнений.
    Данный материал предназначен для педагогов(воспитателей, психологов) и родителей для развития детей.  Основой составления методической разработки стало практическое руководство для родителей и учителей А.Я. Сиротюк

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

Кинезиологические упражнения в развитии психических функций  дошкольников

Номинация: «Воспитание со вех сторон»

F:\Елена Ник\reflejos-primitivos.jpg

Составитель: Кубасова Е.Н.,

воспитатель дошкольных групп

 первой квалификационной категории

Сыктывкар

 Аннотация

 

   В методической разработке представлена краткая теоретическая информация о науке  «кинезиологии».  Даны основные рекомендации по проведению кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.          В работе описаны упражнения и представлен авторский речевой материал для игрового проведения упражнений.

    Данный материал предназначен для педагогов(воспитателей, психологов) и родителей для развития детей.  Основой составления методической разработки стало практическое руководство для родителей и учителей А.Я. Сиротюк.

Сведения об авторе:

 Кубасова Елена Николаевна,

воспитатель дошкольных групп

первой квалификационной категории.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………..…4

2. Основная часть……………………………………………………………...5

2.1.Методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений……………………………………………………………….........5

2.2.Развивающие кинезиологические упражнения с речевым

сопровождением……………………………………………….……………..6

3.Заключение………………………………………………………….……...9

4.Список литературы………………………………………….….……… ..10

5.Приложение……………………………………………………….……….11

Введение

     Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействий. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Поэтому в  своей практической деятельности  я стала активно использовать  «Развивающую кинезиологию».

    Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
    Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии. Дополнительную информацию можно найти в технологической карте. Приложение1.  

    Под влиянием кинезиологических  тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. 

   Цель использования  кинезиологических упражнений:  развитие  интеллектуальных способностей и  сохранение психологического здоровья детей  дошкольного возраста  через применение метода  кинезиологии.

     Задачи:  

1.Способствование  положительной динамике  развития  интеллектуальных способностей у дошкольников.

3.Развивитие  познавательного интереса к здоровому образу жизни.

4. Развитие  моторной сферы ребёнка.

5.Развитие межполушарной специализации.

6.Развитие межполушарного взаимодействия.

7.Развитие речи.

2.Основная часть

2.1.Методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений

    Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.

   Педагог обязан сначала сам освоить  упражнения практической кинезиологии упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системах организма.  

    Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных, так и на специальных  занятиях кинезиологии, упражнения возможно использовать  и как организационный момент в начале занятия.

    Кинезиологические занятия  и упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.  Упражнения развивающей кинезиологии необходимо проводить ежедневно.

  Упражнения  отрабатываются длительное время,  от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с 4  лет дается комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

     При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («плечо,пояс, локоток»), произносимыми вслух или про себя. Педагог контролирует точное выполнения упражнений, которые могут проводиться стоя или сидя за столом.

    Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме. Дети вместе со взрослым повторяют речевое сопровождение всех упражнений.

   Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.  Упражнения могут проводиться стоя или сидя за столом. Кинезиологические упражнения возможно  использовать в конце занятий по развитию лексико-грамматических средств речи и ознакомлению с окружающим в качестве динамических пауз.

2.2.Развивающие кинезиологические упражнения   с речевым сопровождением

1.«Лезгинка» - «Улитка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

К нам улитка приползала.

Свои рожки выставляла.

По тропинке проползла,

На листочке тлю нашла.

К ней сестричка подползала,

Свои рожки выставляла.

На листочек заползла,

Угощенье приняла.

 2.  «Кулак—ребро—ладонь» - «Осенние листья».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Листья падают с деревьев,

Их разносит быстрый ветер.

Дворник листья подметает,

Ветер листьями играет.

3. «Колечко»-«Ежик».

Упражнение проводится с использованием тренажера су-джок.

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, держа при этом су-джок шарик. соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 На пенечке Еж сидит,

На меня он не глядит.( кругообразные движения по ладошке)

Он иголки выпускает, (поочередно  перебирать пальцы рук на су-джоке)

Большой-указательный,

Большой-средний,

Большой-безымянный,

Большой-мизинец…

Никого не подпускает.

По тропинке убегает, (раскатывание шарика между ладонями)

След от лапок оставляет.(поочередное сжимание су-джока в руке).

4. "Цепочка"

Круглые колечки-звенья для цепочки

Маме мы подарим: радоваться станет!

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

5. «Медведь»

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминаем один палец.

Шел медведь к своей берлоге, (мизинец)

Да споткнулся на пороге. (безымянный)

«Видно, очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил», - (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел. (большой)

Все медведи – сладкоежки, (указательный)

Любят есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге. (мизинец) ¬

«Щелчки»

Ладонь ребенка  прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускается, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку один палец.

Поднял ушки бурундук. (мизинец)

Он в лесу услышал стук: (безымянный)

- Это что за громкий стук, (средний)

Тук да тук, тук да тук? (указательный)

- А пойдем, - сказал барсук, - (большой)

Сам увидишь этот трюк: (большой)

Это дятел сел на сук (указательный)

И без крыльев и без рук (средний)

Ищет он, где спрятан жук, - (безымянный)

Вот и слышен перестук! (мизинец).

6. «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, затем хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с  « точностью до наоборот».

Приложение 6.

7.«Зеркальное рисование». Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу. Начать рисовать одновременно обеими руками  зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения можно почувствовать, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Заключение

     Метод кинезиологии влияет не только на  психическое и физическое здоровье, он позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию интеллектуальных способностей человека.   В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость,  повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость.

Использованная литература

 1.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

Приложение1

Технологическая карта

«Здоровьесберегающие технологии»

Параметры

Характеристика

Название технологии

Технология развития психических функций организма.

Вид

Развивающая кинезиология.

Автор (если есть)

Доктор Джордж. Именно он разработал свой собственный метод работы с мышцами и назвал его «прикладной кинезиологией».

Информационный источник (где можно найти информацию)

А.Л. Сиротюк «Обучение детей с учетом нейропсихофизиологии» (практическое руководство для родителей и учителей).-М.Сфера 2001г.

Краткое описание

Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос» (logos), которое обычно переводят как «наука».

Кинезиология-наука о развитии головного мозга через движение. Данные методики направлены  на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга.

Гармоничное развитие правой и левой частей мозга способствует высокому уровню интеллекта. И тут тоже приходит на помощь кинезиология. Упражнения способствуют умственному развитию детей и раскрытию их талантов и способностей. Основные блоки коррекционной программы направлены на энергетическое воздействие, прием и переработку информации, а также на регулятивную деятельность.

Цели

Развитие межполушарного взаимодействия и, как следствие. улучшение результатов коррекции устной и письменной речи.

Возрастная категория детей

Дошкольный: средний, старший возраст.

Виды деятельности (формы работы, методы, приемы)

Упражнения с перекрестными движениями, зрительные упражнения, «зеркальное» рисование и печатание, дыхательная гимнастика.

Оборудование

Карточки-опоры при зрительных упражнениях, су-джок шарики.

Критерии оценки эффективности

Повышение умственной работоспособности.

Стабилизация психоэмоционального состояния.

Четкая переключаемость разнообразных движений.

Улучшение памяти и концентрации внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Мониторинг физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста"

Педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников, позволяет более грамотно организовать педагогиче...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Методическая разработка. Игровые упражнение для развити речевого дыхания и голоса

Игровыу упражнения для развития речевого дыхания и голоса...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА « КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5 – 7 ЛЕТ»

Компьютеризация общества – это мир, наполненный обилием компьютеров, различных гаджетов, способствует снижению физической активности человека. Как это отражается на физическом и психическом здор...

Рекомендации для родителей "Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения"

Рекомендации для родителей "Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения"...