Обучение дошкольников игре в хоккей
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Павлова Светлана Александровна

Большой интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают игры и упражнения с клюшкой и шайбой. Эти занятия проводятся в зимний период на специально подготовленной и размеченной площадке во дворе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_doshkolnikov_igre_v_hokkey.docx160.68 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников игре в хоккей

Большой интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают игры и упражнения с клюшкой и шайбой. Эти занятия проводятся в зимний период на специально подготовленной и размеченной площадке во дворе детского сада. http://xn----7sbqjdmerbwt.xn--p1ai/wordpress/wp-content/uploads/2016/01/hokkej.jpg

Задачи обучения игре в хоккей

Старшая группа

Подготовительная группа

Познакомить с увлекательной игрой - хоккеем, с инвентарем для него. Вызвать интерес к игре и желание научиться играть в нее.

Познакомить с правилами игры в хоккей, развивать умение действовать в команде.

Учить правильно подбирать клюшку и держать ее; вести шайбу разными способами: стоя на месте, по кругу вправо и влево, не отрывая ее от клюшки, вокруг предмета и менаду предметами (кегли, кубики...); бросать шайбу с места в цель (расстояние 2 - 3 м), увеличивая сипу броска и расстояние; ударять по неподвижной шайбе с удобной для ребенка стороны; забивать шайбу в ворота после ведения.

Учит вести шайбу клюшкой толчками; бросать ее после ведения, увеличивая скорость движения и расстояние до цели; ударять после ведения по медленно скользящей шайбе

справа и слева; останавливать ее клюшкой; забивать шайбу в ворота слева и справа.

Развивать точность, глазомер, быстроту, выносливость, координацию движений.

Развивать скоростно-силовые качества, глазомер.

Обучать правилам безопасной игры, действиям вдвоем; воспитывать выдержку, взаимопонимание

Воспитывать выдержку, настойчивость, взаимопонимание, ответственность перед командой, умение считаться с другими детьми и предупреждать травматизм, самостоятельно организовывать игру с небольшим количеством участников.

Обучение игре в хоккей проводится без коньков, на основе дифференцированного подхода (возраст, рост и т.д.), на всей площадке (15/10м) или ее половине (5/7м) с использованием шайб различного размера и веса (80 - 100 - 150г.), плетеного мяча, пластмассовой легкой шайбы; с увеличением или уменьшением расстояния при действиях в парах (2,3,4 м). Занятия проводятся два раза в неделю (на улице). Беседы входят в занятия в качестве их первой части.

Предлагаем сообщить детям следующие элементарные
теоретические сведения:

  • Где возникла игра?
  • Как выбрать клюшку? Как действовать клюшкой?
  • Удары по воротам;
  • Правила хоккея, приемы игры вратаря;
  • Наши хоккеисты.

С целью воспитания морально - волевых качеств хорошо провести с детьми беседы на следующие темы:

  • «Мы - команда!»
  • «Защита ворот.»
  • «Умей нападать!»
  • «Чем можно помочь друг другу в игре?»

Воспитанию интереса к хоккею, развитию самостоятельной двигательной деятельности способствуют индивидуальные задания из серии «Выходи играть на прогулку».

  • Попробуй вести шайбу, не глядя на нее. Если получилось, приклей снежинку.
  • Игра вдвоем двумя шайбами. Если ты был внимателен, не терял шайбу из поля зрения, закрась кусочек ледяного домика.
  • Загони шайбу в лунку. Если удалось, обведи одну букву.

БЕСЕДА 1

Хоккей - любимая национальная игра (из истории хоккея)

Посмотрите на эти картинки! (Показ картинок) В какую игру играют изображенные на них спортсмены? Правильно, это хоккеисты. Они смелые, сильные. У них быстрая реакция. Хоккей - такая спортивная игра, которая помогает приобрести эти качества.

Где появилась игра? Кто ее придумал? Хоккей на траве возник в индейских племенах Северной Америки (Канада) давно - более ста лет назад. В него играли без правил, и игроки не были похожи на современных хоккеистов - спортсменов. Получил хоккей распространение в странах Азии, в Центральной Европе. Сначала это была игра только мужчин, а сейчас в нее играют и женщины. Наша команда много лет была ведущей среди хоккейных команд мира. Всем известны имена знаменитых российских хоккеистов: Владислава Третьяка, Вячеслава Фетисова, Валерия Харламова, братьев Буре. Наши хоккеисты выигрывают и побеждают благодаря не только умениям, знанием правил, но и дружбе. Хоккей - командная спортивная игра. Кто из вас видел хоккейный матч по телевизору? Вы заметили, как ловко передвигаются по полю спортсмены, стремясь продвинуть шайбу ближе к воротам противника, и забивают гол (шайба в воротах)? Хоккеистам также необходимо защищать свои ворота. Каждый игрок в команде выполняет свою работу, решает свою задачу.

Какая роль у нападающих в команде? (Ответы детей). Правильно, вести шайбу и «атаковать» ворота соперника. Какая задача у защитников? (Ответы детей). Верно, не давать нападающему из команды - соперницы забить гол в свои ворота, т.е. оборонять их.

Хоккей бывает разный:

  • с мячом на траве. В какое время года лучше играть в этот хоккей? (Ответы детей). Правильно, поздней весной, летом;
  • с шайбой. Когда в него будем играть? (Ответы детей). Где? (Ответы детей).
  • роликовый (мало распространен).

БЕСЕДА 2

«Игровая площадка, инвентарь»

Давайте познакомимся с игровой площадкой, иначе - игровым полем. Размер его - 10/15 м. Гладкие деревянные борта, окружающие поле, должны быть не ниже 0,5 м ) их можно заменить снежным валом). Поле между воротами разделено двумя голубыми линиями на три зоны: нападения, нейтральная и защиты.

Все другие линии красного цвета. Ворота стоят на льду, у них есть сетка, они легко передвигаются. Высота ворот - 1м, ширина - 1,5 м. (С детьми на этапе освоения игры в качестве ворот можно использовать кегли, кубики, другие зрительные ориентиры.)

http://gigabaza.ru/images/3/4336/2706e897.jpg

Дидактическая игра «Что лишнее?»

На столе лежат предметы. Давайте уберем лишнее, оставив только необходимые для хоккея. Назовите эти предметы. (Ответы детей). Верно, коньки, клюшка, шайба, шлем. Мы будем играть в хоккей без коньков. Посмотрите, как правильно держать клюшку: двумя руками - одной сверху за край рукоятки, другой на 30 см ниже. Шайбу можно широким движением руки толкать клюшкой, при этом важно смотреть ни на шайбу, а немного вперед. Обходя противника, нужно вести шайбу частыми толчками, не отрывая ее ото льда. А вы умеете правильно держать клюшку? Покажите! Помните: ее нельзя поднимать во время замаха выше пояса. (Дети показывают замах).

Существуют два броска шайбы: короткий (при ведении) и с широким замахом (при подаче и забрасывании голов).

Важно научиться останавливать шайбу. Я покажу, как остановить мяч, а вы постройтесь парами и попробуйте выполнить подачу и остановку шайбы. (Дети выполняют).

Теперь проведем игру «Ровным кругом». (встают в позу хоккеиста, берут клюшки и делают замах).

БЕСЕДА 3

«Простейшие правила игры в хоккей»

Гол считается забитым, если шайба полностью пересекла красную линию ворот (для дошкольников на начальном этапе обучения нецелесообразно вводить положение «вне игры»). Разрешенным силовым приемом в борьбе за шайбу называется толчок плечами или бедром. Запрещается толкать противника более чем с двух шагов разбега, задерживать его, перебрасывать за борт, ставить подножку при помощи клюшки, ноги, преграждать путь при помощи клюшки, брать шайбу руками.

Виды штрафов: малый (удаление игрока на минуту); большой (удаление на три минуты); дисциплинарный (удаление на пять минут или на все время игры); штрафной удар (буллит).

Замена. Чтобы добиться равномерной нагрузки на детей, замену игроков производят звеньями через определенные промежутки времени (2 - 3 минуты).

Вратарь. Во время атаки вратарь стоит в позиции - ноги вместе, немного согнувшись и наклонившись вперед. Клюшку держит перед носками ног, прикрыв ту сторону ворот, на которую направлена атака. Может делать ногами оборонительные движения - ноги врозь.

Команда состоит из вратаря, двух защитников, трех нападающих. На форме капитана обязательно обозначение в виде буквы К.

Перерывы - пять минут. После каждого из них происходит смена ворот.

(С детьми проводят упрощенный вариант игры: два - три периода по восемь - десять минут).

Начало игры производится путем вбрасывания шайбы судьей и двумя стоящими друг против друга игроками - соперниками.

БЕСЕДА 4

«Техника и практика игры в хоккей»

Комбинация из передвижений, владение шайбой - сложная задача для детей. Она вызывает трудности, поэтому обучение владению клюшкой и шайбой носит длительный, системный характер.

Пасы. Передача требует плавного и точного ведения клюшкой шайбы в направлении цели. Кроме того, игрок должен ориентироваться в пространстве (на поле), сопоставлять свои действия с действиями других игроков, анализировать ситуацию игры в целом.

Броски. Различают бросок с замахом (летящий бросок) и бросок удар.

Детям более доступны броски - удары при которых клюшку надо держать одной рукой ближе к нижнему концу. Замах зависит от расстояния до ворот. Следует стремиться к коротким броскам без остановки.

Передача шайбы. Шайбу можно остановить клюшкой или ногой. Важным в передаче шайбы является мягкий отвод клюшки, т.е. отвод крюка в момент ведения шайбы.

Обманные приемы (финты). Их проводят при помощи корпуса и клюшки при обыгрывании противника и при броске по воротам. При этом возможны наклон головы и корпуса в сторону, передвижение ноги влево - вправо.

Техника вратаря. Низко летящую шайбу вратарь отражает при помощи широкого крюка клюшки. Другие шайбы ловит специальной перчаткой или отражает щитками для ног, клюшкой, грудью, плечом.

Обучение и тренировка. При овладении техникой игры клюшкой нужно научиться передавать шайбу (в играх «По кругу», «Останови - передай»; освоить движения по ведению шайбы и броски по воротам в парах (в играх «Кто быстрее», «Метко в цель»); выучить приемы игры вратаря. Командная игра является завершающей формой обучения, близкой к соревнованию.

БЕСЕДА 5

«Мы - команда»

К тактике игры относятся различные комбинации и игровые системы, такие как:

  • обводка противника;
  • выбор места для задержки противника;
  • выбор обманных приемов;
  • способы передачи - их выбор;
  • игра у борта;
  • задачи защиты и нападения.

Дошкольникам сложно самим выбирать разные тактические действия в соответствии с игровой ситуацией. Тактика для них - это атака и оборона всей командой.

Умейте защищать! Оборона начинается после потери шайбы на поле противника. Известны различные оборонительные действия. Одно из них - противника задерживают нападающие, блокируя его при помощи разрешенных правилами игры силовых приемов.

Умейте нападать! Атака - быстрый переход от оборонительных действий к наступательным. Центральные нападающие находятся сзади крайних, сохраняя таким образом возможность для тактического обхода, что помогает быстро создать оборонительный заслон.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ по обучению детей старшего дошкольного возраста

элементам игры в хоккей

  • «Догони пару» (2 - 4 раза, темп быстрый)

Построение в две шеренги на расстоянии двух шагов друг от друга. По сигналу вторые номера убегают, первые догоняют, и наоборот.

  • «Берег - море» (15 - 20 прыжков, темп быстрый)

Прыжки по сигналу ведущего: «берег» (из круга), «море» (в
круг).

  • «Снайперы» (4 - 6 раз правой и левой рукой, темп умеренный)

Метание снежков или малых мячей то левой, то правой рукой в цель (кегли) с расстояния 4 - 5 м.

  • «Стоп» (3 - 4 раза, темп быстрый)

Бег врассыпную, по свистку остановиться и принять стойку хоккеиста.

  • «Передай шайбу» (расстояние - Зм; 8 - 10 раз, темп умеренный).

Передача шайбы друг другу и остановка ее клюшкой.

  • «Гонки с шайбой» (расстояние - 5м; 2 - 3 раза, темп быстрый).

Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы.

  • «Этюд «Четыре стихии» (1 минута)

Играющие стоят в кругу. На слово «земля» опускают руки вниз, «вода» - вытягивают их вперед, «воздух» - поднимают, «огонь» - вращают руками в лучезапястных и локтевых суставах.

  • «Квадрат» (2 раза)

Ведение шайбы клюшкой в колонне по квадрату (4х4 м)

  • «Забей в ворота» (2 раза, расстояние до ворот - 2 м, темп умеренный)

Забивать шайбу в ворота с места. Побеждает команда, забросившая больше шайб.

  • «Воробьи - вороны» (2 - 3 раза, темп быстрый)

Первая шеренга - «воробью), вторая - «вороны» По словесному указанию «Воробьи» или «Вороны» прыжки шеренгами друг за другом с целью поймать соперника. Пойманные выбывают на одну игру.

  • «Не выпусти шайбу из круга» (1 - 2 минуты, темп быстрый) Ребята стоят по кругу, в центре - водящий, у его ног шайба. Водящий старается ударом ноги протолкнуть шайбу между играющими, а те не пропускают ее, отбивая клюшками обратно. Если шайба вышла из круга, дети считаются проигравшими.
  • «Квадрат» (2 раза)

Ведение шайбы клюшкой в колонне по квадрату.

  • «Лабиринт» (2 раза, темп умеренный)

Ведение шайбы между стойками.

  • «Ледяная карусель» ( 4 раза, темп умеренный)

Ведение шайбы по кругу справа, слева от себя, с поворотом и остановкой по сигналу, не отрывая шайбу от клюшки.

  • «Землемеры» (2 раза)

Игра - аттракцион «Кто скорее измерит клюшкой хоккейное поле?» При перекладываний клюшки их одной руки в другую не отрывать один конец клюшки от земли.

  • «Передай шайбу друг другу» (4 раза, темп средний)

Стоя на месте на расстоянии Зм друг от друга, выполнять точную передачу шайбы.

  • «Салочки» (2 раза, темп быстрый)

Передвижение с клюшками и шайбами по всему игровому полю, не давая себя осалить (начинать по сигналу с разных сторон). Осалить можно только в зоне нападения. Водящий (без клюшки и шайбы) находится на расстоянии 5 - 6 м от игрового поля, двигается навстречу игрокам.

  • «Будь внимателен» (2 минуты, темп быстрый)

Обычная ходьба по кругу, бег правым и левым боком, обычный бег (использовать в качестве сигнала зрительные ориентиры). По ходу движения дети берут клюшки и кладут их за голову, на плечи (хват обеими руками с двух концов).

  • «Попрыгунчики» (2 раза, темп быстрый)

Продвигаться вперед, перепрыгивая через клюшки. Условие: не делать дополнительных прыжков.

  • «Поспеши, не сбей» (2 раза, темп быстрый)

Ведение цепочкой друг за другом шайбы, не отрывая от нее клюшку, обводя предметы, стоящие на расстоянии 1 м друг от друга (три предмета).

  • «Не пропусти шайбу» (4 раза)

Задача нападения - провести шайбу с передачей мимо защитников и попасть в ворота. Задача защиты - перехватить шайбу, помешать нападающим.

  • «Загони в ворота» (2 раза, темп быстрый)

Ведение шайбы толчком справа и слева и забрасывание шайбы в ворота после ведения (расстояние - 10м).

  • «Сбей колпак со снежной бабы» (2 минуты)

Метание снежков, мячей в вертикальную цель, находящуюся на расстоянии 4 - 5 м, способом от плеча правой и левой рукой.

  • «Сбей кегли» (6 - 8 раз, темп умеренный)

Броски шайбы слева и справа от себя в цель.

  • Общеразвивающие упражнения (ОРУ) в движении и на месте с клюшкой.
  • «Свободные игры с клюшкой и шайбой» (2 - 3 минуты)

Дети самостоятельно выполняют любые упражнения.

  • «Хоккеисты» (8 - 10 раз) Игра в хоккей по упрощенным правилам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

Методическая разработка. Для детей младшей, средней, старшей групп. программа расчитана на 3 года обучения. Я применяла ее на занятиях  по музвоспитанию и в кружковой работе с детьми....

Статья об обучении дошкольников игре на балалайке "Заиграй-ка, балалайка"

статья о кружке в детском саду "Весёлая балалайка"...

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы

Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....

Программа «Обучение дошкольников игре в хоккей на траве»

В книге представлена программа «Обучение дошкольников игре в хоккей на траве», структура занятия, оценки уровня умений детей, учебно-тематический план занятий обучения игре в хоккей на тра...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ХОККЕЙ.

Большой интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают игры и упражнения с клюшкой и шайбой. Эти занятия проводятся в зимний период на специально подготовленной и размеченной площадке во дворе...

Обучение дошкольников игре в хоккей

Познакомить с увлекательной игрой - хоккеем, с инвентарем для него. Вызвать интерес к игре и желание научиться играть в нее....