Система релаксационных упражнений для детей-логопатов дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Лобода Ирина Викторовна

В материале  подобраны игры и упражнения на релаксацию для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и описана их польза не только для коррекции звукопроизношения, но и для сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_relaksatsionnyh_uprazhneniy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Система релаксационных упражнений

для детей-логопатов дошкольного возраста

Учитель-логопед Лобода И.В.

           Многолетняя работа с детьми-логопатами (дизартриками, детьми с общим недоразвитием речи, заикающимися) показала, что при коррекции речи таких детей недостаточно только особых логопедических приемов, медикаментозной помощи, а необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Неотъемлемой частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать нервную систему ребенка, настраивать на положительное восприятие окружающего мира, снимать характерное для данного типа детей эмоциональное и мышечное напряжение.

      Одним из методов помогающих не только снять мышечное напряжение, но и контролировать свои движения является релаксация, при помощи которой ребенок  учится овладевать следующими умениями:

  - произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении,

   - различать и сравнивать мышечные ощущения,

  - определять    соответствие    характера    ощущений ("напряжение-расслабление",  "тяжесть-легкость",  др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями ("сила-слабость", "резкость-плавность", темп, ритм),

  - менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.         

        Кроме этого релаксационные упражнения дополняют артикуляционную гимнастику и помогают создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений артикуляционного аппарата, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры.   Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для  слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность — это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

        Наиболее подвержены скованности заикающиеся дети. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением.  От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления.

Методы релаксации: мышечная, дыхательная, звуковая, аутотренинг, арт-терапия.

Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре.

Мышечная релаксация. 

Техника прогрессивной мышечной релаксации разработана американским врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг. Она основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления. С учетом этого и была разработана методика, согласно которой, чтобы добиться глубокой расслабленности тела, нужно сначала на 10-15 сек сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них. Практика активно применяется для дошкольников до сих пор, так как упражнения просты, доступны и не требуют дополнительных условий или инвентаря.

      Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Например, дети смогут почувствовать расслабление мышц рук только тогда, когда вначале логопед предлагает им с силой сжать кулачки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем предложить разжать их (расслабиться) и дать почувствовать им это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.             В дальнейшем при выполнении каждого упражнения необходимо обращать внимание ребенка на то, как приятно состояние не напряженности, спокойствия. Обучая детей расслаблению, логопед показывает соответствующие движения и разъясняет их так, чтобы у каждого ребенка сложилось своеобразное представление о расслабленности данной группы мышц. Например, сделать руки «вялыми, как кисель», «как лапша». Сравните расслабленное тело с тряпичной куклой. Ощутить расслабление мышц живота поможет сравнение с мячом, из которого вышел воздух, и т. п.

Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев вводить элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название («Олени», «Кораблик»). Это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а, перевоплощаясь, входят в заданный образ. Например, так старательно изображают штангиста, поднявшего тяжелую штангу над головой, что испытывают значительное напряжение в мышцах рук. Роняют штангу — опускают вниз расслабленные руки. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, дети учатся более полному расслаблению, это главное условие для исправления речи.

Дыхательная релаксация. 

Дыхательные упражнения вызывают не только изменения эмоционального состояния, но и влияют на химический состав крови. Сосредоточение на процессе дыхания позволяет переключиться с занимающего разум объекта возбуждения, в то время как глубокий вдох насыщает кровь кислородом. Снижение содержания адреналина, происходящее таким образом, позволяет расслабиться и успокоиться.

     Такая  релаксация для детей ускорит засыпание вечером и в тихий час.

«Задуй свечу»

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

«Шарик»                                                                                                                                        Сесть прямо или лечь на спину. Одну руку положить на живот, вторую на грудь. Вдыхать воздух глубоко через нос, при этом рука на животе должна подниматься, а на груди двигаться лишь незначительно. Выдыхать  через рот, при этом опять рука на животе опускается, а на груди практически не двигается.

Звуковая релаксация. 

Звуковая или акустическая релаксация взрослыми применяется подсознательно. Любимые треки успокаивают, поднимают настроение и работоспособность. Физики объясняют влияние определенного набора частот подстройкой клеток организма к звуковым волнам.

Дошкольникам не рекомендуется прослушивание электронной музыки. Это касается даже игрушек. Естественные звуки, издаваемые металлофоном или свистулькой, не агрессивны по отношению к детской психике, чего нельзя сказать о большинстве игрушек на батарейках. В качестве музыки для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подойдут акустические композиции, имитирующие звуки природы:

  • дождь;
  • шум леса с птичьими трелями;
  • морской прибой.

Аутотренинг. 

Основа методики аутотренинга — самовнушение. «Примеряя» на себя образ спокойного человека мы невольно им становимся. Мысленный приказ коже ощутить касание мягкой травы или теплого песка вызывает эмоции, переживаемые при реальных ощущениях. Дети, активно поддерживающие любую игру, способны достаточно быстро вжиться в образ.

Основное условие успешности аутотренинга для дошколят — использование понятных ребенку ассоциаций. Задача представить морской пляж вызовет недоумение у малыша, не видевшего моря, а предложение мысленно поплавать может даже напугать ребенка, испытывающего боязнь воды.

У детей логопатов ослаблена эмоционально-волевая сфера. Они легко возбуждаются, негативируют; им свойственна частая смена настроений, неуверенности в речи, неспособность к длительным волевым усилиям и т. п. Следовательно, при устранении нарушений речи в одинаковой мере необходимо избавление, как от мышечной, так и от эмоциональной напряженности.

Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становится наиболее внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать на их волю и сознание только словом.

Для детей сеанс внушения представлен как особая игра.

      Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом, которые понятны детям, легко запоминаются.   Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно.

     Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, если их приподнять с колен, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т. д.

     Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают большой эффект. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на задании и успокоиться во время проведения релаксации в первый период (расслабление по контрасту с напряжением, выработка чувства мышцы). Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются другие дети. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие. Со временем они научатся расслаблению.  

Арт-терапия. 

Рисование, лепка, конструирование с детьми выполняют сразу несколько задач. Кроме прививания группы навыков, арт-терапия оказывает влияние и на стабилизацию нервной системы. Даже отказывающийся изначально заниматься ребенок через несколько минут погружается в творчество. Воздействие на психику оказывают и созерцание предлагаемых к воспроизведению объектов, и тактильные ощущения от применяемых материалов.

Преследуя цель успокоить ребенка, достаточно грамотно подобрать объекты и цвета. Из предлагаемых комплектов карандашей стоит убрать черный, бордовый, алый. Оптимальные сюжеты: морское дно, зимние и лесные пейзажи, не подразумевающие применения агрессивных оттенков.

 Наблюдение за аквариумными рыбками.                                                            Кусочек загадочного, обычно скрытого от человеческих глаз мира, наполненного движением и хранящего безмолвие, полностью поглощает внимание, отвлекает от проблем и рутины.

  Тем не менее, наблюдая за жизнью загадочного и недоступного подводного мира, мы расслабляемся и успокаиваемся. Психологи и врачи рекомендуют проводить 10 - 20-минутные «сеансы» релаксации перед  аквариумом. Такое созерцание нормализует работу нервной системы, гасит гнев, ликвидирует нервозность и даже способствует восстановлению здорового кровообращения.

  Спокойные тона, непрерывное движение воды и воздуха, естественные природные очертания камней и коряг, а главное - наблюдение за жизнью разноцветных рыбок - погружают нас в иную реальность, где нет места человеческим обидам, страстям и стрессам.

   Наслаждайтесь и помните, наблюдение за рыбками успокаивает нервы и способствует снижению артериального давления.

      Конечно, нельзя рассматривать релаксацию только как обособленные упражнения. Она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстановлению речи. На каждом этапе логопедической работы логопед и родители должны создавать спокойное настроение у детей, следить, чтобы не возникало мышечное напряжение в органах дыхания и речи. При возбуждении или волнении можно напомнить детям известные им формулы: «Мы спокойны всегда!», «Дышится легко!..»

Взрослые всегда должны помнить, что мышечная релаксация и внутреннее спокойствие — необходимые условия для исправления речи.

Комплекс релаксации

 «Спинка отдыхает» (шуточная тренировка, упражнение на расслабление)

Хватит спинку качать,

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая.

А могла бы быть кривая.

«Лентяи» 

Логопед  говорит о том, что сегодня мы постараемся подражать многим животным и сказочным персонажам, но вот лентяй и лежебока – барсук –(показывает картинку) так и не появился. Давайте послушаем про него стих. В.Викторова и подражаем ему тоже (дети ложатся):

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь народ лесной

Лишь барсук-

Лентяй изрядный

Сладко спит

В норе прохладной,

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Всё не слезть ему с кровати.

Дети изображают ленивого барсука.

«Шарик»

 Логопед (показывает и объясняет):Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно- будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:                      Вот шарик надуваем

И рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко,

Вольно, глубоко.

Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата – губ, челюстей и языка

 (Проводятся  аналогично предыдущим. Образы  и техника релаксации подсказывается рифмованным текстом).

«Лягушки» 

Вот понравится лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну – и перестану,

Но нисколько не устану!

Губы не напряжены

И расслаблены. 

«Орешек» 

Зубы крепче мы сожмём,

А потом мы разожмём.

Губы чуть приоткрывается,

Все приятно расслабляются. 

«Горка»

 Кончик языка внизу,

Язык горкой подниму.

Спинка языка тотчас

Станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю-

Напряженья не люблю.

Язык на место возвращается

И приятно расслабляется.

Общее мышечное и эмоциональное расслабление 

«Волшебный сон»

 проводится после каждого упражнения по расслаблению, а в дальнейшем как самостоятельная игра, цель которой – релаксация для мобилизации. По усмотрению логопеда текст используется целиком или частично.

Логопед:          Все умеют танцевать, бегать прыгать и играть.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно: расслабление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело – и расслаблено всё тело.

Будто мы лежим на траве… На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас.

Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляются.

И послушный наш язык быть расслабленным привык. 

Громче, быстрее, энергичнее.

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать – вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире - раз, два. Три. Четыре!

 Дети встают и хором с логопедом  произносят:

Веселы ,бодры мы снова и к занятиям готовы!

Релаксационные настрои

 “Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

“Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

 “Лентяи”

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

“Снежная баба”.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.

Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...

Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Может быть непроизвольной и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологич...

Методические рекомендации "Релаксационные упражнения для детей младшего дошкольного возраста"

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями....

Сборник релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых...

Логопедическое занятие для детей-логопатов старшего дошкольного возраста «Свистелки и звинелки» (Дифференциация звуков [С] - [З])

Логопедическое занятие в рамках РМО "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения". Цель занятия:Создать условия для формирования навыков звуковой дифференциации.Способствовать...

картотека релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

картотека релаксационных упражнений для всех групп мышц...

Система релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Для снятия пси­хоэмоционального напряжения в течение дня возможно включение в занятия и режимные моменты системы релаксационных упражнений.Умение расслабиться помога­ет одним детям снять напря...