Система релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по психологии
Для снятия психоэмоционального напряжения в течение дня возможно включение в занятия и режимные моменты системы релаксационных упражнений.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление достигается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому приему дается образное название.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Автор-составитель: педагог-психолог высшей квалификационной категории Гамилова М.Г.
Для снятия психоэмоционального напряжения в течение дня возможно включение в занятия и режимные моменты системы релаксационных упражнений.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление достигается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому приему дается образное название.
Дети выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя и заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают предложенные упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, милые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливого состояния и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
«Релаксационные паузы» включены в режим дня детского сада. В предлагаемом комплексе упражнения расписаны понедельно, с учетом поэтапности работы (по Э. Джекобсону).
1. Первое упражнение, направленное на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано в комплексе утренней гимнастики: как физкультминутка на занятии, в любом режимном моменте в течение дня.
2. Второе упражнение — мышечная релаксация по представлению. Проводится раз в день, после дневной прогулки.
Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев для релаксации введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребенка («Ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.
Подготовка к релаксации
В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
1 ЭТАП
Лечь удобно и расслабиться. Дети ложатся на ковер, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещены.
2 ЭТАП
Прочувствовать и «осмотреть» все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
З ЭТАП
Ощущение приятного тепла — комфорта от расслабленного тела, удовольствия, покоя.
Ведущий. Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя... Прислушайтесь к вашему дыханию... Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть... Послушайте, что я хочу вам рассказать.
Релаксационные упражнения
для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног
«Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы - воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь, все легче и легче. Все ваше тело становится будто невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует очиняй, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик... (Пауза – поглаживание детей.) Обдувает шарик... ласкает шарик... Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
«Облака»
Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (Пауза — поглаживание детей.) Гладит... поглаживает... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
«Лентяи»
Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, нежитесь, на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо, спокойно, вы дышите легко и свободно.
Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги... (Пауза — поглаживание детей.) Отдыхают ручки у ... (имя ребенка), отдыхают ножки у ... (имя ребенка). Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
«Водопад»
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом, и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее... Белый свет течет по вашим плечам... помогает им стать мягкими и расслабленными... (Пауза — поглаживание детей.) А нежный свет течет дальше по груди... по животу... Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
«Спящий котенок»
Представьте себе, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2—3 раза).
«Шишки»
Представьте себе, что вы — медвежата и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела — лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам... (повторить 2—3 раза).
«Холодно— жарко»
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам — греетесь. Согрелись, расслабились... Но вот снова подул холодный ветер... (повторить 2—3 раза).
«Солнышко и тучка»
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно — все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко — все расслабились (на выдохе) (повторить 2—3 раза).
«Драгоценность»
Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче... еще крепче, уже побелел и косточки, кисти начинают дрожать... Но вот обидчик ушел, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях... они отдыхают (повторить 2—3 раза).
«Игра с песком»
Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сожмите пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песцом, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела, вам лень двигать тяжелыми руками (повторить 2—3 раза).
«Муравей»
Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые. Почувствуйте, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросьте муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз — в стороны, расслабьте ноги: ноги отдыхают (повторить 2—3 раза).
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица
«Улыбка»
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь... ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2—3 раза).
«Солнечный зайчик»
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник — он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2—3 раза).
«Пчелка»
Представьте себе теплый летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Закройте рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку, энергично двигайте губами. Пчелка улетела. Слегка откройте рот, выдохните воздух (повторить 2—3 раза).
«Бабочка»
Представьте себе теплый летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает — подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку, энергично двигайте носом. Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2—3 раза).
«Качели»
Представьте себе теплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2—3 раза).
«Сосулька»
Представьте, что вы превратились в сосульку. Вам очень холодно, вы заледенели, неподвижны. С каждой минутой вам становится все холоднее и холоднее. Но вот вышло солнышко, начало пригревать, сосулька тает (дети расслабляются), сначала медленно, а потом быстрее и быстрее и превращается в весеннюю лужицу (предлагает детям показать).
Повторить 2—3 раза.
«Снежинка»
Представьте, что наступила зима, выпал снег. Каждый из вас превратился в красивую, фигурную снежинку. Начинается снегопад, снежинки кружатся, сначала медленно, потом быстрее, быстрее. Настоящая вьюга. Ветер стихает, вьюга успокаивается, снежинки медленно садятся на шубы и шапки прохожих (показать). Ветер опять подул, закружил снежинки.
Повторить 2—3 раза.
«Радуга»
Представьте теплый летний день, солнышко пригревает, щекочет нам щечки, ладошки. Посмотрите вверх, на небо. Там — радуга. Тянемся-тянемся до радуги, ладошки солнцу показываем. Никак не достать. Еще раз стараемся, тянемся-тянемся.
Повторить 2—3 раза.
Примерный план занятий
Месяц | Неделя | Упражнения |
1 | 2 | 3 |
Сентябрь | 1-я | 1. Солнечный зайчик 2. На полянке |
2-я | 1. Улыбка 2. На полянке | |
3-я | 1. Пчелка 2. Бабочка | |
4-я | 1. Качели 2. Бабочка | |
Октябрь | 1-я | 1. Бабочка 2. Волшебный сон |
2-я | 1. Солнечный зайчик 2. Волшебный сон | |
3-я | 1. Варвара 2. Водопад | |
4-я | 1. Шишки 2. Водопад | |
Ноябрь | 1-я | 1. Сорви яблоко 2. Воздушные шарики |
2-я | 1. Холодно — жарко 2. Воздушные шарики | |
3-я | 1. Солнечный зайчик 2. Полет птицы | |
4-я | 1. Шалтай-Болтай 2. Полет птицы | |
Декабрь | 1-я | 1. Сосулька 2. Снежинка |
2-я | 1. Штанга (стихи) 2. Снежинка | |
3-я | 1. Тряпичная кукла и солдат 2. Лентяи | |
4-я | 1. Драгоценность 2. Лентяи | |
Январь | 1-я | 1. Каждый спит 2. Тихое озеро |
2-я | 1. Игра с песком 2. Тихое озеро | |
3-я | 1. Солнечный зайчик 2. Спящий котенок | |
4-я | 1. Солнышко и тучка 2. Облака | |
Февраль | 1-я | 1. Муравей 2. Радуга |
2-я | 1. Винт 2. Радуга | |
3-я | 1. Штанга (стихи) 2. Ручей | |
4-я | 1. Олени 2. Ручей | |
Март | 1-я | 1. Кулачки 2. Отдых на море |
2-я | 1. Солнечный зайчик 2. Отдых на море | |
3-я | 1. Бабочка 2. Волшебный сон | |
4-я | 1. Игра с песком 2. Волшебный сон | |
Апрель | 1-я | 1. Насос и мяч 2. На полянке |
2-я | 1. Тряпичная кукла и солдат 2. На полянке | |
3-я | 1. Муравей 2. Водопад | |
4-я | 1. Холодно — жарко 2. Водопад | |
Май | 1-я | 1. Шалтай-Болтай 2. Воздушные шарики |
2-я | 1. Драгоценность 2. Воздушные шарики | |
3-я | 1. Каждый спит 2. Порхание бабочки | |
4-я | 1. Винт 2. Порхание бабочки | |
Июнь | 1-я | 1. Солнечный зайчик 2. Лентяи |
2-я | 1. Игра с песком 2. Лентяи | |
3-я | 1. Бабочка 2. Полет птицы | |
4-я | 1. Муравей 2. Полет птицы | |
Июль | 1-я | 1. Сорви яблоко 2. Радуга |
2-я | 1. Солнышко и тучка 2. Радуга | |
3-я | 1. Улыбка 2. Тихое озеро | |
4-я | 1. Качели 2. Тихое озеро | |
Август | 1-я | 1. Штанга (стихи) 2. Ручей |
2-я | 1. Варвара 2. Ручей | |
3-я | 1. Пчелка 2. Облака | |
4-я | 1. Шалтай-Болтай 2. Облака |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирование национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
национальная толерантность, которая формируется в детском саду, повышает знания об особенностях культуры своего народа, его культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и трад...
Система релаксационных упражнений для детей-логопатов дошкольного возраста
В материале подобраны игры и упражнения на релаксацию для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и описана их польза не только для коррекции звукопроизношения, но и для сохранения и у...
Развитие фонематического слуха с помощью игровых приемов и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени Система коррекционной работы
Разработанная система коррекционного воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени....
Методические рекомендации "Релаксационные упражнения для детей младшего дошкольного возраста"
Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями....
Сборник релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых...
картотека релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста.
картотека релаксационных упражнений для всех групп мышц...
Сборник Кинезиологических упражнений (для детей старшего дошкольного возраста).Использованы упражнения П.и Г.Деннисон;А.Л.Сиротюк.
Сборник Кинезиологических упражнений (для детей старшего дошкольного возраста).Использованы упражнения П.и Г. Деннисон;А.Л.Сиротюк.Материалы из Интернета....