Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
статья
Основной задачей деятельности учреждения является укрепление физического, и психического здоровья дошкольников через внедрение новых научно-методических подходов в процесс здоровьесбережения, реализации здоровьсберегающих проектов с дошкольниками, обеспечение высокого уровня развития их двигательных способностей. Комплексный подход педагогического и медицинского персонала к оздоровлению дошкольников, формированию привычек здорового образа жизни, система оздоровительных, профилактических и закаливающих мероприятий, использование здоровьесберегающих технологий позволили добиться снижения заболеваемости детей, обеспечить безопасные и комфортные условия пребывания в ДОУ, способствовали формированию у детей навыков осознанного здоровьесбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация физкультурно-оздоровительной работы
с дошкольниками в МБДОУд/с №75 г. Белгорода
В целях реализации Постановления коллегии управления образования администрации г. Белгорода «Об организации работы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательных организациях города» от 27.04.2018г. в МБДОУ д/с №75 обеспечено создание условий для укрепления здоровья детей, повышения из физической активности, формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.
В соответствии с Программой развития МБДОУ д/с №75 на 2016-2020 гг. сохранения и укрепление психофизического здоровья детей, как ресурса всей жизнедеятельности является приоритетным направлением деятельности. Основной задачей деятельности МБДОУ д/с №75 в 2018/19 уч.году является укрепление физического, и психического здоровья дошкольников через внедрение новых научно-методических подходов в процесс здоровьесбережения, реализации здоровьсберегающих проектов с дошкольниками, обеспечение высокого уровня развития их двигательных способностей.
Работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей включает следующие направления:
- создание здоровьесберегающей среды;
- организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками;
-рациональная организация образовательной деятельности;
-организация качественного питания воспитанников;
- повышение уровня культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни.
Одним из эффективных механизмов реализации выше обозначенных задач и направлений является участие МБДОУ д/с №75 в муниципальных оздоровительных проектах: «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников дошкольных организации
г. Белгорода»; «Внедрение подвижных дворовых игр в систему физического воспитания обучающихся дошкольных образовательных организаций
г. Белгорода»; «Проведение малой Спартакиады среди обучающихся дошкольных образовательных организаций г. Белгорода».
Комплексный подход к оздоровлению детей включает различные направления работы: профилактическое (диагностика, выявление отклонений в поведении и развитии, коррекция и реабилитация); физкультурно-оздоровительное; гигиеническое воспитание. В течение года, согласно комплексному плану оздоровления реализовывалась система мер по организации и здоровьесберегающей деятельности с детьми, которая включала в себя: ежедневную гимнастику и прогулки на свежем воздухе, спортивные игры и развлечения, различные виды гимнастики и закаливающих процедур, витаминизацию и иммунизацию, физиопроцедуры, ЛФК. В результате образовательной, физкультурно-оздоровительной и профилактической деятельности у детей формируется культура здоровья, привычки здорового образа жизни, культурно-гигиенические навыки, навыки самосохранения и самопознания.
В целях оптимизации двигательного режима с учетом потребностей и состояния здоровья детей в учреждении разработаны модели двигательного режима для детей 3-4 лет и и 5-7 лет, методической и медицинской службой обеспечен контроль соблюдения оптимального двигательного режима, выполнения системы закаливающих процедур.
Медико-педагогические наблюдения за организацией образовательного процесса помогли отрегулировать образовательную нагрузку согласно требованиям Сан Пин(а) и ФГОС ДО, учитывать биоритмы и физиологическую реакцию детей. В результате чего было установлено, что игровая модель организации образовательной деятельности с детьми с включением динамических пауз традиционно оправдывает свою эффективность. Из анализа «Схемы распределения двигательной деятельности», экспертизы планирования двигательной активности воспитателями следует, что целесообразное распределение двигательной активности способствует достижению ее оптимально уровня.
На основании результатов мониторинга потребностей родителей в дополнительных услугах физкультурно-оздоровительного цикла в 2018/19 уч году организована деятельность кружков: «Баскетбол», «Ритмическая гимнастика», «Радуга здоровья», «Шахматы»; кружки нетрадиционного закаливания посредством применения естественных природных факторов (солнце, воздух, вода (снег)) «Моржата», «Здоровячок».
Парциальные программы, способствующие здоровьесбережению дошкольников, приобщению их к здоровому образу жизни: «Играйте на здоровье», «Выходи играть во двор» (авт. Л.Н.Волошина), «Безопасность» (авт. Н.Н.Авдеева, Р.Б. Стеркина) включены в часть, формируемую участниками образовательного процесса основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с №75.
Вопросы оздоровления детей рассматриваются на совещаниях при заведующем, педчасах, педагогических советах с предоставлением результатов тематического контроля (Протокол ПС №4 от 29.05.2018г.; Протокол ПС №2 от 28.11.2018г.). В целях повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ обеспечивается ее внутренний контроль со стороны медицинской и методической службы, заведующего. Составлены циклограммы, в которых предусмотрен ежедневный контроль различных форм двигательной деятельности, закаливающих и оздоровительных процедур, определена его периодичность и последовательность, ведутся журналы.
В целях обеспечения информационного отражения на физкультурнро-оздоровительной деятельности на официальном сайте учреждения создана рубрика «Растим детей здоровыми»
(http://dou75.bel31.ru/index.php/features/rastim-detej-zdorovymi), в которой содержится информация о проведении вакцинации детей, системе оздоровительных мероприятий, так же на сайте в консультативном онлайн-центре рассматриваются вопросы оздоровления дошкольников (вебинары, консультации).
С 2015 года в ДОУ действует, разработанная творческой группой педагогов, комплексная программа оздоровительных мероприятий «Путь к здоровью», включающая комплекс оздоровительно-закаливающих процедур: коррегирующую гимнастику, обширное умывание, босохождение, и др., что способствует снижению показателя заболеваемости. Оздоровительный режим в ДОУ построен с учётом особенностей нервно-психического и соматического здоровья детей, возрастных особенностей, эмоционального состояния. Стало традицией ежедневно проведение утренней гимнастики и утреннего приема детей на свежем воздухе. Воспитателями неукоснительно соблюдается режим прогулок, неотъемлемой частью которых являются подвижные игры и игры с элементами спорта. В рамках осуществления постпроектной деятельности по окончанию работы над муниципальным проектом Внедрение подвижных дворовых игр в систему физического воспитания обучающихся дошкольных образовательных организаций г. Белгорода», разработана «Картотека дворовых игр по временам года» (более 120 игр). С дошкольниками организуются полюбившиеся им дворовые игры: «Яблонька», «Дедушка Симак», «Капуста», «Золотые ворота», «Жмурки», «Метелица», «Снежный ком», «Снеговик», «Спит у елки Дед Мороз»,
Обеспечивается внедрение новых физкультурно-оздоровительных технологий и методик (Ю.Змановского, М.Картушиной). Эффективно используются уникальный метод закаливания дошкольников - «моржата». В рамках реализации муниципального проекта «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников дошкольных организации г. Белгорода» применяются технологии профилактики нарушений осанки и плоскостопия, «суждок-терапия».
Проводится работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, которая отражена в календарно-тематическом планировании педагогов. В соответствии с годовым планом работы учреждения совместно с детьми и родителями организуется физкультурно-оздоровительные мероприятия; «Футбольный турнир», « Мы спортивная семья», « в турпоход всей семьей», «Безопасный двор», «День России», «Выходи играть во двор», «Школа мяча вместе с папой», «Лучше папы друга нет», «Серебряная лыжня», что способствует пропаганде здорового образа жизни, интереса к занятиям, вовлечению родителей в оздоровительную деятельность с детьми.
Изучен передовой опыт нетрадиционного взаимодействия с родителями в МБДОУ №57.
Занесен в муниципальный банк данных передовой педагогический опыт: «Формирование у дошкольников привычек здорового образа жизни в познавательной деятельности» (автор: воспитатель: Саморядова Н.С.).
В МБДОУ д/с №75 ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья детей, антропометрия. Ежегодный углубленный медицинский осмотр, заполнение листков здоровья, анализ результатов оздоровительной работы позволил медицинскому персоналу и педагогическому коллективу грамотно планировать и проводить оздоровительно-профилактическую работу.
По результатам анализа состояния здоровья воспитанников за 2017 г. отмечается, что увеличивается количество детей, имеющих различные патологии при поступлении в детский сад: заболевания ЦНС – 27 чел.; заболевания сердечно-сосудистой системы 21 чел.; нарушения зрения 19 чел; с заболеваниями ЖКТ –6 чел, имеют нарушения осанки и плоскостопие – 137 чел.
В результате анализа состояния здоровья воспитанников за 2017-2018 гг. отмечено увеличение численности детей с ослабленным здоровьем еще при поступлении в дошкольное образовательное учреждение. При этом наблюдается увеличение числа детей имеющих более 2-х хронических заболеваний - 15 чел. (в 2016/17г. –13 чел.).
Тенденция к ухудшению состояния здоровья современных дошкольников подтверждает актуальность разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, предотвращение формирования хронических патологий.
Для деятельности по этому направлению созданы все условия.
Здоровьесберегающая среда МБДОУ №75 организована адекватно современным требованиям, согласно санитарным и возрастным нормам.
В ДОУ оборудованы спортивный, музыкальный залы, спортплощадка, которые оснащены всем необходимым оборудованием для организации двигательной деятельности детей (гимнастические скамейки, шведские стенки, различные виды мячей, скакалки, обручи дуги, фитболы тренажеры которых содержательно представлено различное оборудование для организации двигательной активности детей в соответствии с возрастом и программными требованиями. На участках имеются лесенки, малые игровые формы, бумы, бревна, колеса классики «наталкивающие» детей на движение и двигательные игры. Педагогами широко используется выносное оборудование, велосипеды, самокаты, в зимний период - санки, лыжи, ледянки.
Комплексный подход педагогического и медицинского персонала к оздоровлению дошкольников, формированию привычек здорового образа жизни, система оздоровительных, профилактических и закаливающих мероприятий, использование здоровьесберегающих технологий позволили добиться снижения заболеваемости детей, обеспечить безопасные и комфортные условия пребывания в ДОУ, способствовали формированию у детей навыков осознанного здоровьесбережения.
Пропущено 1 ребёнком по болезни в 2017г. – 5,4 дня.
Пропущено 1 ребёнком по болезни за 9 мес. 2018г. – 3,6 дня.
Но остаются актуальными следующие аспекты:
- дальнейшее пополнение и обновление здоровьсберегающей среды;
-оказание консультативной помощи родителям в охране и укреплении физического и психического здоровья детей с применением дистанционных форм взаимодействия;
- формирование и обобщение передового педагогического опыта по вопросам здоровьесбережения дошкольников.
Ст. воспитатель: М.А.Запара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация физкультурно-оздоровительной работы с младшими дошкольниками
Методические разработки воспитателя МДБОУ №32 Лещинской А.С....
Физкультурный тренинг для педагогов ДОУ «Использование ИКТ при организации физкультурно-оздоровительной деятельности»
При организации и проведении занятия физической культуры необходимо использование ИКТ. Это позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творче...
Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, как подготовка к школе
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть ограничения в двигательной сфере, а также наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, замедленность...
Семинар-практикум для инструкторов по физической культуре в ДОУ«Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Конспект семинара-практикума для инструкторов по физической культуре в ДОУ по теме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС дошкольного обра...
Уголок физического развития как средство организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
рекомендации для оборудования уголка физического развития в группе детского сада...
Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада
Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ
Аннотация: занятия спортивным туризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития детей. В процессе туристско-спортивной деятельности расширяется сфер...