Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
статья на тему
Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kochkarova1.docx | 24.24 КБ |
ispolzovannaya_literatura.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Цель: Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов.
Задачи:
- Формировать умения овладевать культурно -гигиеническими навыками, и навыками самообслуживания.
- Побуждать детей к самостоятельности.
- Оснастить предметно - развивающую среду учебно – дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста.
- Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста культурно -гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Актуальность:
Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на прогулку и возвращение с неё, укладывание на сон, подъём) занимают большую часть времени бодрствования.
Период раннего детства – благоприятный период для формирования культурно - гигиенических навыков . Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они нужны. Дети в этом возрасте понимают, что для умывания нужно мыло и полотенце, для еды нужна ложка и тарелка. Освоение детьми бытовых навыков помогает формированию культурно – гигиенических навыков. Освоение бытовых процессов позволяют детям раннего возраста удовлетворять потребность в самостоятельности. Навык - это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющие действие, и комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает . Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.
Культурно – гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно - гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале , приходит к пониманию некоторых изменений , происходящих в нем самом в ходе бытового процесса : лицо из грязного превратилось в чистое , волосы ииз растрепанных стали красиво причесанными . Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки , замечает неполадки в одежде просит взрослого помочь привести себя в порядок. То есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. Формирование культурно гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки итд. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится . Малыш складывает одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом.
В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например не мешать другим во время еды, есть спокойно , не отвлекаясь ; не выходить из – за стола до окончания еды; спокойно подождать , пока подадут следующее блюдо; говорит «спасибо» после еды . Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит : не сложил одежду перед сном - она помялась ,стала некрасивой . В основном освоение правил происходит входе приучения , когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение которых становится потребностью.
В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность . Ребенок видит, что полотенце было сухим , а когда вытерли руки , оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на ее взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить простейшие причинно – следственные связи.
Для эффективного гигиенического воспитания большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, кто-то стал значительно опрятней и т. д.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали
В режимных процессах, в совместной деятельности детей и взрослого мы формируем следующие умения:
Умываться, мыть руки
Приём пищи
Правила проведения и последовательность одевания и раздевания.
Пользоваться расчёской
Использовать зеркало
Пользоваться носовым платком
Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;
С целью облегчения процесса освоения культурно-гигиенических навыков, необходимо сделать этот процесс не только наиболее доступным, но также интересным и привлекательным для ребенка раннего возраста. И делать это необходимо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом, очень важным является учёт возрастных особенностей детей 3-го года жизни, а именно, стремление к самостоятельности.
Так же следует учитывать тот факт, что дети третьего года жизни, овладевая новыми навыками, довольно часто превращают собственные действия в игру. Отсюда можно сказать, что самым эффективным способом усвоения новых навыков является - игра.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры- инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.
Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
С целью развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, целесообразно проводить такие виды игр:
• Навык одевания и раздевания
Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей» (Знакомство с раздевалкой, дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик», «Чья картинка», игра «Уложим куклу спать», игра «Такие разные носочки», дидактическая игра «Кукла Маша идёт на прогулку», игра «Поможем кукле раздеться», дидактические игры «Застёжки и шнурки» ,«Волшебные пуговки», игра «Каждая ножка - в свой домик»и т. д.
• Навык культуры еды
Игровая ситуация «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин; игра «Кукла ждет гостей», игра «Накормим куклу обедом», игра «Семья» и т. д.
• Навык пользования носовым платком
Игра "Кукла заболела", упражнение "Носики-курносики", игра «Платочек для куклы Оли», игра «Чудесный платочек» и т. д.
• Навык мытья рук
Игра «Умоем куклу Машу», игра «Покажи чистые ладошки», упражнение «Мыльные перчатки», упражнение «Сделаем лодочки», дидактические игры: «Причешем куклу Машу» ,«Купание куклы» и т. д.
Главным критерием отбора игр является доступность восприятия и наглядность (яркие цвета, простые формы игровых элементов). Так как у детей раннего возраста концентрация внимания довольно низкая, игры должны проводиться в небольшом временном интервале.
Особое внимание следует уделять интерактивности, максимальности вовлечения детей в игровой процесс для большей заинтересованности.
По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или иную процедуру, показывает правильное действие, направляет на следующий ход.
Поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение к действиям взрослого, утверждает в стремлении к самостоятельности.
Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки, прибаутки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно
сопровождать любые действия малыша
В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает детям разнообразные сведения: о назначении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Особое внимание необходимо уделить работе с родителями. Планирование проведения следующих консультаций:
1.«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
2.«Как привить детям культурно – гигиенические навыки»
3.«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»
Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила личной гигиены, то окружающие будут проявлять к ним уважение и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Предварительный просмотр:
Использованная литература :
1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.
2.Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7, 1991
3. Бондаренко А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
4. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2006.
Воспитателю о работе с семьёй. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой, 1989.
5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007.
6. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.
7. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007.
8. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека, 2006. – (Программа развития) .
9. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.
10. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979.
12. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "
Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.
формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"...
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"...