Прогулка-поход "Лесов таинственная сень...."
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Галактионова Галина Николаевна

Прогулка - поход с детьми подготовительной к школе группы и их родителями к Центральному пруду через лесополосу. Цель: формирование навыков поведения в природе; привлечение детей и родителей к оказанию посильной помощи в сохранении лесов (окружающей среды).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galaktionova_lesov_tainstvennaya_sen.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Теремок» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Прогулка – поход

«Лесов таинственная сень…»

(с детьми подготовительной к школе группы и их родителей)

Подготовила и провела:

Галактионова Г.Н.

инструктор по физической культуре.

Цель: формирование навыков поведения в природе; привлечение детей и родителей к оказанию посильной помощи в сохранении лесов (окружающей среды).

Задачи

образовательные: совершенствовать двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья детей, развитие выносливости организма;

оздоровительные: закреплять навыки соблюдения правил безопасного поведения в походе и во время проведения п/и на природе;

воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе; побуждать к желанию делать добро для окружающей среды.

Время проведения: (12) октябрь (I половина дня – 9.30).

Место проведения: Центральный пруд районного посёлка Базарный Карабулак через прилегающую к нему лесополосу.

Участники похода: воспитанники подготовительной к школе группы «Звёздочка», воспитатели группы, родители воспитанников, старший воспитатель,  инструктор по физической культуре, главный лесничий ГУ «Лесничество Б. Карабулакского района», медицинский  работник (врач педиатр) районной больницы.

Оборудование: корзины для желудей, карта маршрута, обручи, кубики, мешочки с песком, ленты, костюмы Кикиморы, Лесовичка.

Предварительная работа: инструктаж детей и родителей по правилам безопасности во время прогулок за территорией  детского сада; создание  карты- маршрута пути; разучивание речёвки.

Ход прогулки:

Инструктор: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в поход, где вас ждёт много интересного. Путь у нас будет долгий, и чтобы нам справиться мы должны обладать физическими качествами – какими?

                       (Ответы детей: выносливость, ловкость и т.д.)

Инструктор: Передвигаться мы будем, ориентируясь по указанному маршруту. Давайте с ним ознакомимся и вспомним правила безопасного поведения при походе. Часть нашего маршрута проходит по проезжей части: как нужно пройти эту часть пути?

(Ответы детей: посмотреть налево, направо, придерживаться левой стороны дороги и т.д.)

Инструктор: Правильно. Молодцы! А теперь давайте ещё раз проверим вашу готовность (обувь, одежду, воду). Встаём парами. (Дети и родители выстраиваются в колонну по два. Определяем направляющего и замыкающего (с флажками), произносим речёвку для эмоционального настроя участников.)

- Эй, ребята, твёрже шаг!

  Что турист берёт в дорогу?

- Песню, ложку и рюкзак!

- Кто отстал?

- Не отставай!

- Кто устал?

- Не унывай!

- Будь здоров!

- Всегда здоров!

- Наши лучшие друзья:

- Солнце, воздух и вода!

- Солнце, воздух и вода –

- Наши лучшие друзья!

Участники похода следуют  маршруту по карте до леса, выполняя по пути несложные задания:

«Сколько шагов».

Детям предлагается на глаз определить  расстояние в шагах до обозначенного предмета. Затем это расстояние измерить шагами. Побеждает тот, кто назвал наиболее близкие значения к правильному  числу шагов.

«Великаны и гномы»

Определённое расстояние, выбранное взрослым, дети проходят широким (на сигнал «Великаны») и семенящим (на сигнал «Гномы») шагом, действуя по команде.

Паровозик.

Ровный участок пути дети проходят, встав «паровозиком» ( держатся за плечи впереди идущего).

«Пройди спиной».

Конечный отрезок пути дети проходят группами (не в колонне) спиной вперёд.

1 станция: «Пред лесом дуб стоит зелёный..».

Дети подходят к дереву спиной вперёд, поворачиваются, их встречает Медицинский работник (приглашённый из районной больницы).

Инструктор: Ребята, вот мы и подошли к лесу, но прежде чем нам в него войти, нужно вспомнить главные правила. И для этого мы пригласили медицинского работника районной поликлиники …………..

Мед. раб.:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, родители!

Куда путь держите, сказать мне не хотите ли?

                  (ответы детей:  на прогулку-поход в осенний лес..)

Чтобы в лес вам путь держать,

Правила безопасности  нужно рассказать.

На вопросы мои ребята отвечайте, а вы взрослые, помогайте.

Слушайте внимательно!

- Какие грибы и ягоды вы будете рвать и есть в лесу? (никакие нельзя)

- Что вы будете  делать, если вы в  лесу упали и ушибли  руку или ногу?

                                (ответы детей, а родители помогают)

- Можно ли трогать или брать в руки обитателей леса? (ящериц, жучков и т.д.)

- Вы увидели пчелу, осу. Какой рукой нужно махать, чтобы она улетела? Почему?

                              (ответы детей, а родители помогают)

- Можно ли кувыркаться на траве, в листве?

                        (ответы детей, а родители помогают)

- Молодцы, ребята! Всё то вы знаете, но всё же не забывайте, что  даже красивый паучок, жучок, лягушка, ящерка, змейка могут быть ядовитыми. Можете отправляться дальше, ну а я, если вы не против, буду вас сопровождать.

Дети собираются в круг поближе к маршрутному листу – определить дальнейшее направление пути.

2 станция: «Лес точно терем расписной…»

Подходят к лесу, обращая внимание на обилие красок, пылающие разноцветием листья деревьев и кустарников.

Листопад.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой,

Вступает в пёстрый терем свой… (И.Бунин)

Инструктор:

- Ребята, а давайте глубоко вдохнём носом осенний лесной воздух и почувствуем  какой он чистый, свежий.

Упражнение «Дыхание»

Подыши одной ноздрёй –

И придёт к тебе покой.

И.п.:о.с.. «1-2»- правую ноздрю закрываем указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй сделать тихий, продолжительный вдох.

«3-4» - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю сделать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких.

Инструктор:

- Ребята, в лесу мы с вами можем ходить не в колонне друг за другом или парами, а группой кто с кем хочет, но только не отходить от взрослых, а по сигналу моего свистка остановиться и собраться на прежнем месте. А когда люди в лесу гуляют, чтобы не потеряться они всё время окликают друг друга. А как вы знаете? Правильно, давайте вместе произнесём «Ау!» и прислушаемся к эху.

Дети вместе с инструктором произносят протяжное «Ау!» в полный голос и замирают, чтобы услышать эхо.

Лесовичок - здоровячок (слышит крики детей «Ау!», появляется из-за дерева и отвечает им): 

- Ау, ау!

Здравствуйте, гости! Зачем пожаловали: за грибами или листьями?

Ответы детей: (пришли на прогулку, поиграть, полюбоваться осенним лесом)

- Знаю я, как вы отдыхаете, играете. После вас повсюду мусор, сломанные деревья, вытоптанные и вырванные цветы, муравейники разрушены, все птицы и звери лес покидают. Не пущу вас в лес!

Инструктор: Лесовичок, наши дети не такие. Они любят лес, любят животных, любят всю живую природу и знают все правила поведения в лесу.

- Так уж и знают все правила?! Что – то не верится мне.

Дети рассказывают правила поведения в лесу: не разводить костры, не оставлять мусор, не включать громко музыку, не ломать деревья, не топтать несъедобные грибы, не разорять норы, гнёзда, муравейники.

- Молодцы! Ну раз вы такие умные и всё знаете, а  за что же вы любите природу и дружите с лесом?

Дети отвечают:(чистый воздух, красиво, есть грибы, орехи и ягоды, птицы поют, лекарственные растения растут.)

- Так, то оно так. Всё правильно вы говорите.

Чтобы всё же вас проверить и для игр лес доверить,

Есть одно задание и для вас гости испытание.

Для начала вы, ребятки отгадайте-ка загадки.

Белки в них живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченный - до небес!

Называют его ….(лес).

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпа есть – нет головы. (гриб)

Этот маленький народ

Никогда не устаёт.

В дом несут они на спинке

Прутик, листики, соринки. (муравьи)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Сама ничего не шьёт,

Но в иголках круглый год. (ёлка)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)

У Лукоморья он один –

Зелёный крепкий исполин.

Царя деревьев лесоруб

Всегда обходит этот ….(дуб)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.   (жёлудь)

- Молодцы, ребятки, знаете загадки!

 Есть ещё одно испытание, последнее задание.

Вас и родителей проверю и игру для вас затею.

Игра-соревнование «Кто больше соберёт желудей».

Лесовичок раздаёт корзинки, ведёрки для сбора желудей. По сигналу все участники похода приступают к сбору желудей, а по второму сигналу должны все собраться на прежнем месте. Детям напоминаем, что от родителей отходить нельзя!

- Ох, какие вы все молодцы, чемпионы по сбору желудей!

Ну, скажите-ка вам мне, честно, играть то было интересно?

Но вы не просто ведь играли, жёлуди все вместе собирали -

Вы же лесу помогали, сделали добро! Эти жёлуди я отдам в главное Лесничество района.

(Лесовичок рассказывает о том, что из этих желудей потом можно взрастить  могучую дубраву, корм для лесных жителей и др. о назначение и пользе желудей и дубов).

- Так, что от меня спасибо! А вы можете отправляться дальше в лес, я теперь убедился, что вы на самом деле дружите с природой.

Инструктор:

-Отправляясь дальше в путь – маршрут проверь, не позабудь!

Участники похода определяют по карте дальнейший путь следования.

3 станция: Игровая.

Участники похода следуя карте подходят к дороге, ведущей к пруду и замечают Кикимору.

Кикимора лесная: (играет на дорожке в классики, никого не замечая)

Хи-хи-хи, ха-ха-ха

Зачем пожаловали сюда? (ответы детей)

Я – Кикимора лесная,

Заводная, озорная!

Люблю вопросики трудные задавать! Хочу я вас сейчас проверить и на них мне здесь ответить.

- Любите ли вы играть?  

- Смотрите – пруд. Хотите в воду понырять?

- К воде будете подходить, руки, ноги там мочить?

- В какое время года меняет цвет в листве природа?

 Ух, всё, то вы знаете, но следующее задание, думаю, окажется для вас сложнее:

Вокруг всё посмотрите, приметы осени мне назовите! (дети перечисляют всё, что изменилось в природе).

- Вы просто чудо - ребятки, раскрыли все загадки!

И чтобы вам не заскучать, предлагаю поиграть. Согласны?

Проводятся игры.

«Через шишки - полоски»

Из шишек выложить несколько параллельных коротких полосок. Расстояние от полоски до полоски должно увеличиваться: от 1 до 2 – 40 см; от 2 до 3 – 60 см; от з до 4 – 80 см; от 4 до 5 – 100 см; от 5 до 6 – 120 см. Ребёнок не должен перепрыгивать через полоски, они ему служат лишь ориентиром для прыжков. В исходной позиции он становится не за первой полоской, а рядом с ней, отступая на шаг. Выполняются прыжки в длину с места, стараясь, как можно точнее приземлиться на уровень следующей полоски.

«Перемени предмет» (с препятствием)

Участники похода делятся на две команды (дети вместе с родителями). Первые участники встают у черты. На расстоянии 3 м от старта растянута лента на высоте 100 см от земли, через 2 м от  первой растянута вторая лента на высоте 30 см от земли. На старте у черты стоят кубики, а на финише мешочек с песком.

Участники берут кубик подбегают к первой ленте, подлезают под ней, не касаясь руками земли. Подбегают ко второй, перепрыгивают, добегают до финиша берут мешочек, кладут кубик и возвращаются в команду выполняя перепрыгивание и подлезание.  Вторые участники берут мешочек и выполняют, те же движения, но забирая кубик, а оставляя мешочек и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все дети в колонне.

«Бег в обруче».

Участники делятся на две команды, строятся парами. У первой пары гимнастический обруч, а перед командой – флажок (ориентир), который нужно обежать. По сигналу 2 первых игрока в командах продвигаются вперёд внутри обруча, держа его двумя руками. Обежав флажок, первая пара передаёт обруч следующей паре и т.д. Сами встают в конец команды. Если обруч упал, то его нужно поднять и продолжить эстафету. Выигрывает та команда, в которой обруч раньше окажется снова у первой пары.

Игра «Горелки».

Кикимора лесная: Ой, спасибо вам, ребятки! Как меня вы веселили, хочу, чтоб чаще приходили!

А за ваше здесь веселье получайте угощенье! (отдаёт корзинку с подарками)

Инструктор: Ребята, мы и в правду все молодцы! Наша прогулка - поход подходит к завершению. Давайте вспомним: С кем мы сегодня повстречались? Что нового узнали? Какое доброе дело мы совершили? Что вам больше всего понравилось на прогулке? А ещё хотели бы сходить куда-нибудь и когда? (Высказывания детей.)

     Ребята, а вы знаете, мы можем сделать ещё одно доброе дело?! Детки из средних групп  просили принести им из леса что-нибудь. А что мы сможем взять от осеннего леса? (Ответы детей: листья, шишки, жёлуди) А для чего, что с ними можно делать? (Ответы детей: можно сделать интересные поделки). Соберём для ребят шишки и жёлуди? (дети набирают природные дары для поделок).

- Давайте попрощаемся с лесом..

  Лес дремучий, до свиданья!

  Ты расти на радость людям!

  Мы дружить с тобою будем,

  Добрый лес, могучий лес,

  Полон сказок и чудес!

Инструктор предлагает всем подготовиться к отправлению в обратный путь(поправить одежду, попить воды, построиться парами). Все участники дружно отправляются в детский сад.

Литература: Подольская Е.И. «Спортивные занятия  на открытом воздухе для детей 3-7 лет»;

Фисенко М.А. «Физкультура» подготовительная группа.

Картушина М.Ю «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет»;

Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой посёлок Сенной

Бумагопластика - это один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Именно она даёт возможность реально, самостоятельно открытьдля себя волшебный мир листа бумаги, преврат...

Халкым чишмәсеннән су эчәм

Балалар фольклоры кулланып туган як турында белемнәрен арттырып, туган якка мәхаббәт уяту....

“Мәктәптәгечә яшьтәге балаларда үз халкына, тарихына , гореф-гадәтләренә, мәдәниятенә карата кызыксыну уяту” эш тәҗрибәсеннән чыгышы.

Мәктәптәгечә яшьтәге балаларда үз   халкына ,  тарихына , гореф-гадәтләренә,  мәдәниятенә   карата    кызыксыну   уяту ,  үз  мил...

Музыкально-методическая разработка по слушанию произведения "Ах, вы сени" в младшей группе

Слушание произведения "Ах, вы сени", русская народная мелодия. Музыкальная разработка по занятиям....

Конспект интегрированного занятия «Стожок сена»

Цель занятия: воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызывать желание помогать им. Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку. Развивать эстетическ...

"Математика патшабикәсеннән хатлар".

Конспект занятия по математике для сташей группы....