Рабочая программа по физическому направлению "Здоровый малыш"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Образовательная программа по физическому направлению
Спортивный кружок:
«Здоровый малыш»
МАДОУ детский сад № 34 «Родничок»
Разработал воспитатель:
Байгильдина Нина Геннадиевна
г. Нефтекамск 2018г.
Пояснительная записка.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии физического здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным инфекциям. По данным исследований, удельный вес часто болеющих детей первых 6 лет жизни колеблется в пределах 20-25 %, то есть часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок. Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольников. Исходя из выше сказанного и была разработана данная программа.
Цель: развитие психически и физически здоровой личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья.
Для достижения целевых ориентиров было решено создание в детском саду кружка «Здоровый малыш» и определены следующие задачи:
1. Выявление уровня здоровья детей;
2. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование стремления к здоровому образу жизни;
3. Поддержка здоровья детей.
Актуальность программы.
Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни;
Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.
Программа рассчитана на один учебный год (возможно продолжение программы).
Новизна.
Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику детей нашего детского сада.
Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.
Формы и режим занятий.
Содержание программы ориентировано на детей, не имеющих отклонения в здоровье, не имеющих противопоказаний к занятиям физкультурой, с учётом рекомендаций медиков и желания родителей.
Наполняемость группы-!!!! человек.
Состав групп может изменяться по следующим причинам:
- Смена места жительства.
- Нежелание родителей занятия детей в данном кружке.
- Отстранение от занятий медицинским работником.
- Пополнение новыми детьми.
Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной.
Полезно использование специальных индивидуальных заданий и упражнений. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей.
Учебный план.
Возраст детей | Продолжительность занятия | Количество занятий в недель | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
5 – 6 | 30 | 2 | 8 | 64 |
Структура занятий.
Продолжительность занятия – 30 мин
Занятия проводятся – 1 раза в неделю в спортивном зале.
Вводная часть:
Занимательная разминка – 4 мин
Основная часть:
Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики – 3мин.
ОРУ – 7-9 мин
ОВД – 9-11 мин.
Веселый тренинг – 2 мин.
Подвижная игра – 4 мин
Заключительная часть:
Игра малой подвижности – 1 мин или упражнения на расслабление.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат:
Воспитание здорового во всех отношениях человека. Занятия в кружке «Здоровый малыш» закалят и укрепят физическое и психическое здоровье детей, будут способствовать сплочению коллектива в первую очередь. Также данные занятия повысят работоспособность, создадут хорошее настроение, поспособствуют общению между детьми.
Занимательная разминка.
Виды ходьбы
На носках; на пятках; одна нога на пятке, другая на носке; крестным шагом вперед; в полуприседе; спиной вперед; пятки вместе, носки врозь; носки вместе, пятки врозь; приставным шагом, боком; с упражнениями для рук; обычная.
Виды бега
Легкий на носочках; сильно сгибая ноги назад; галопом правым и левым боком; бег со сменой движения.
Виды прыжков
Прыжки на двух ногах. Подскоки (прыжки с ноги на ногу).
Виды ходьбы на четвереньках
«Раки» - и.п. сидя, ноги вместе, руки по бокам на полу, переносить туловище к ногам и т.д.
«Обезьянки» - высокие четвереньки.
«Муравьишки» - средние четвереньки на ладонях и коленях.
Комплексы дыхательной гимнастики.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям. У детей 5-6 лет дыхательные мышцы еще слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения. Точечный массаж и упражнения для дыхания – это первые элементы самопомощи своему организму. Такие упражнения учат детей сознательно заботится о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.
1 комплекс (октябрь, ноябрь)
- Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
- Нажимать указательным пальцем точку под носом.
- Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
- Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрыта левая).
- Вдох через нос и медленный выдох через рот.
2 комплекс (декабрь, январь, февраль)
- Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперек. Это упражнение оказывает положительное влияние на внутренние органы.
- Слегка подергать кончик носа
- Указательным пальцем массировать ноздри.
- Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились»
- Сделать вдох, на выдохе произносить звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
- Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони»
3 комплекс (март, апрель, май)
- «Моем» кисти рук
- Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.
- «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
- Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
- Несколько раз зевнуть и потянуться.
Дозировка выполнения – 5-10 раз.
Полоса препятствий. (ОВД)
Задачи: обучать основным видам движений в игровой форме, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, выносливость, учить выполнять правила игры.
Перечень игровых заданий
- №1
- Ходьба по веревке прямо
- Прыжки в длину с места
- Ползание на четвереньках прямо до ориентира
- Метание мешочка вдаль
- №2
- Ходьба, перешагивая через модули
- Прыжки вверх, ударить в бубен
- Пролезание в обруч прямо
- Катание мячей
- №3
- Ходьба по наклонной доске
- Прыжки из обруча в обруч
- Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке
- Метание в цель
- №4
- Ходьба по ребристой доске
- Прыжки на батуте
- Лазанье по гимнастической стенке, с пролета на пролет
- Бег между ориентирами
- №5
- Ходьба по гимнастической скамье
- Прыжки через несколько гимнастических палок
- Пролезание под скамейкой прямо
- Кегельбан
- №6
- Ходьба
- Прыжки через кубики
- Лазанье по гимнастической лестнице приставным шагом
- Бросание и ловля большого мяча
Веселый тренинг.
Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. В предлагаемой системе на каждом занятии после выполнения ОВД выполняются игровые упражнения в течении 2 мин. Все упражнения способствуют развитию гибкости, подвижности суставов, укреплению мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации движений и формированию правильной осанки.
Перечень игровых упражнений
- «КАЧАЛОЧКА» Перекаты в группировке лежа на спине. Повтор 3 раза. Для мышц рук, ног, туловища, развития силы и гибкости.
- «ЦАПЛЯ» Стойка на одной ноге, поочередно. Для мышц ног, развития координации.
- «МОРСКАЯ ЗВЕЗДА» Лежа на животе – руки иноки в стороны, прогнуться. Для укрепления мышц ног, рук, спины.
- «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК» Стойка на коленях, руки вдоль туловища. Наклониться назад, спину держать прямо, выпрямится. Повтор 3-4 раза. Для укрепления мышц спины живота, бедер.
- «САМОЛЕТ» Сед ноги вместе на полу. Поднять ноги вверх, руки в стороны. Удерживать позу 5-8 сек. Повтор 3 раза. Для укрепления мышц живота, ног, рук.
- «ПОТЯГИВАНИЕ» Лежа на спине. Потянуть левую ногу пяткой вперед, а левую руку над головой, потом сменить , затем – двумя ногами и руками вместе. Растяжка мышц.
- «АХ, ЛАДОШКИ, ВЫ, ЛАДОШКИ» Встать прямо, соединить ладони за спиной, вывернув их ,расположить пальцами вверх. Удерживать позу. Медленно опустить руки, встряхнуть кистями. Упражнение для осанки.
- «КАРУСЕЛЬ» Сед углом на полу. Повороты вокруг себя, помогая руками. Для мышц ног, рук, живота.
- «ПОКАЧАЙ МАЛЫШКУ» Сидя, поднять к груди стопу , обняв ее руками . Покачать «малышку» , касаясь лбом колена и голени. Сменить ноги. Развивает гибкость суставов ног, создает чувство радости.
- «ТАНЕЦ МЕДВЕЖАТ» Стоя, полуприседания с покачиванием в стороны, руки на поясе. Укрепляет мышцы ног.
- «МАЛЕНЬКИЙ МОСТИК» Лежа на спине, упор сзади на локтях, удерживать позу, спина прямая. Повтор 3 раза. Для мышц рук, живота, ног, развития силы и гибкости.
- «ПАРОВОЗИК» сед на полу, ползание на ягодицах, вперед и назад. Для укрепления мышц ног, ягодиц.
- «КОЛОБОК» Группировки в положении сидя и лежа на спине. Для мышц плечевого пояса, живота, спины, гибкости.
- «НОЖНИЦЫ» Лежа на спине, поднять ноги и выполнять крестные движения. Повторить 3 раза. Для мышц живота, ног.
- «ПТИЦА» Лежа на животе, руки вверх в стороны, прогнуться. Махать руками – отдых. Повтор 2-3 раза. Для мышц плечевого пояса, живота, спины, ног, для развития гибкости.
- «ПЛАВАНИЕ НА БАЙДАРКЕ» Сед согнув ноги на полу, руки вперед. Лечь на спину и подняться без помощи ног. Повтор 5 раз. Для мышц спины, живота, ног.
- «ВЕЛОСИПЕД» Лежа на спине, сгибать и разгибать ноги. Улучшает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника.
- «ГУСЕНИЦА» Стойка на четвереньках, подтянуть колени к рукам, не отрывая их от пола, переставить руки вперед как можно дальше. Повторить. Для укрепления мышц рук, ног, туловища.
Подвижные игры.
Общеизвестно, что игры для детей дошкольного возраста являются средством социальной и физиологической адаптации. Они должны вызывать интерес детей, развивать физические качества, смекалку и сообразительность.
Каждое занятие включает две подвижные игры разной подвижности.
Литература
- Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Физкультура и спорт, 2000
- Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2001
- Вавилова В.И.Учите бегать, прыгать, лазить, метать. СПб.: Детство ПРЕСС, 2008
- Адашкявичене Э.И.Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2004
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. Игры и тренинги. – М. Издательство ГНОМ и Д, 2004
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и упражнения для детей 5-7 лет. М.: Статут, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Направление «Физическое развитие» образовательная область «Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре образовательная область «Физическое развитие» для детей 5-6 лет (старшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуреобразовательная область «Физическое развитие» для детей 5-6 лет (старшая группа)...
Рабочая программа по физическому развитию во второй младшей группе разработана на основе примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработанна по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по физическому развитию в подготовительной к школе группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по физическому развитию в средней группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработанна на методических рекомендациях Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по физическому развитию.Физическая культура. Первая младшая группа.
Рабочая программа...
Рабочая программа. направление физическое. область физическое развитие (плавание);
Рабочая программа (далее Программа) разработана для детей 3 - 7 лет общеобразовательной и компенсирующей направленности. Программа по физическому развитию (плавание) составлена с учетом положени...