Рабочая программа по физическому направлению "Здоровый малыш"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Байгильдина Нина Геннадиевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_malysh.rar23.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           

Образовательная программа по физическому направлению

Спортивный кружок:

 «Здоровый малыш»

МАДОУ детский сад № 34 «Родничок»

                                                               Разработал воспитатель:

Байгильдина Нина Геннадиевна      

г. Нефтекамск 2018г.


Пояснительная записка.

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии физического здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным инфекциям. По данным исследований, удельный вес часто болеющих детей первых 6 лет жизни колеблется в пределах 20-25 %, то есть часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок. Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольников. Исходя из выше сказанного и была разработана данная программа.

 Цель: развитие психически и физически здоровой личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья.

Для достижения целевых ориентиров было решено создание в детском саду кружка «Здоровый малыш» и определены следующие задачи:

1. Выявление уровня здоровья детей;

2. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование стремления к здоровому образу жизни;

3. Поддержка здоровья детей.

Актуальность программы.

Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни;

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.

Программа рассчитана на один учебный год (возможно продолжение программы).

Новизна.

Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику детей нашего детского сада.

Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.


Формы и режим занятий.                                            

Содержание программы ориентировано на детей, не имеющих отклонения в здоровье, не имеющих противопоказаний к занятиям физкультурой, с учётом рекомендаций медиков и желания родителей.

Наполняемость группы-!!!! человек.

Состав групп может изменяться по следующим причинам:

  • Смена места жительства.
  • Нежелание родителей занятия детей в данном кружке.
  • Отстранение от занятий медицинским работником.
  • Пополнение новыми детьми.

Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной.

Полезно использование специальных индивидуальных заданий и упражнений. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей.

   Учебный план.

     Возраст детей

Продолжительность занятия

Количество занятий в недель

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

5 – 6

30

2

8

64

                                         


Структура занятий.

Продолжительность занятия – 30 мин

Занятия проводятся – 1 раза в неделю в спортивном зале.

Вводная часть:

Занимательная разминка – 4 мин

Основная часть:

Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики – 3мин.

ОРУ – 7-9 мин

ОВД – 9-11 мин.

Веселый тренинг – 2 мин.

Подвижная игра – 4 мин

Заключительная часть:

Игра малой подвижности – 1 мин или упражнения на расслабление.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат:

Воспитание здорового во всех отношениях человека. Занятия в кружке «Здоровый малыш» закалят и укрепят физическое и психическое здоровье детей, будут способствовать сплочению коллектива в первую очередь. Также данные занятия повысят работоспособность, создадут хорошее настроение, поспособствуют общению между детьми.

Занимательная разминка.

Виды ходьбы

На носках; на пятках; одна нога на пятке, другая на носке; крестным шагом вперед; в полуприседе; спиной вперед; пятки вместе, носки врозь; носки вместе, пятки врозь; приставным шагом, боком; с упражнениями для рук; обычная.

Виды бега

 Легкий на носочках; сильно сгибая ноги назад; галопом правым и левым боком; бег со сменой движения.

     Виды прыжков

Прыжки на двух ногах. Подскоки (прыжки с ноги на ногу).

   Виды ходьбы на четвереньках

«Раки» - и.п. сидя, ноги вместе, руки по бокам на полу, переносить туловище к ногам и т.д.

«Обезьянки» - высокие четвереньки.

«Муравьишки» - средние четвереньки на ладонях и коленях.


Комплексы дыхательной гимнастики.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, сопротивляемость организма к простудным  и другим заболеваниям. У детей 5-6 лет дыхательные мышцы еще слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения. Точечный массаж и упражнения для дыхания – это первые элементы самопомощи своему организму. Такие упражнения учат детей сознательно заботится о своем здоровье  и являются профилактикой простудных заболеваний.

1 комплекс (октябрь, ноябрь)

  • Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
  • Нажимать указательным пальцем точку под носом.
  • Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
  • Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрыта левая).
  • Вдох через нос и медленный выдох через рот.

2 комплекс  (декабрь, январь, февраль)

  • Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперек. Это упражнение оказывает положительное влияние на внутренние органы.
  • Слегка подергать кончик носа
  • Указательным пальцем массировать ноздри.
  • Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились»
  • Сделать вдох, на выдохе произносить звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
  • Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони»

3 комплекс (март, апрель, май)

  • «Моем» кисти рук
  • Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.
  • «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
  • Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
  • Несколько раз зевнуть и потянуться.

Дозировка выполнения – 5-10 раз.


Полоса  препятствий. (ОВД)

Задачи: обучать основным видам движений в игровой форме, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, выносливость, учить выполнять правила игры.

Перечень игровых заданий

  • №1
  1. Ходьба по веревке прямо
  2. Прыжки  в длину с места
  3. Ползание на четвереньках прямо до ориентира
  4. Метание мешочка вдаль
  • №2
  1. Ходьба,  перешагивая через модули
  2. Прыжки вверх, ударить в бубен
  3. Пролезание в обруч прямо
  4. Катание мячей
  • №3
  1. Ходьба по наклонной доске
  2. Прыжки из обруча в обруч
  3. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке
  4. Метание в цель
  • №4
  1. Ходьба по ребристой доске
  2. Прыжки на батуте
  3. Лазанье по гимнастической стенке, с пролета на пролет
  4. Бег между ориентирами
  • №5
  1. Ходьба по гимнастической скамье
  2. Прыжки через несколько гимнастических палок
  3. Пролезание под скамейкой  прямо
  4. Кегельбан
  • №6
  1. Ходьба  
  2. Прыжки через кубики
  3. Лазанье по гимнастической лестнице приставным шагом
  4. Бросание и ловля большого мяча

Веселый тренинг.

Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. В предлагаемой системе на каждом занятии после выполнения ОВД выполняются игровые упражнения в течении 2 мин. Все упражнения способствуют развитию гибкости, подвижности суставов, укреплению мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации движений и формированию правильной осанки.

Перечень игровых упражнений

  1. «КАЧАЛОЧКА»  Перекаты в группировке лежа на спине. Повтор 3 раза. Для мышц рук, ног, туловища,  развития силы и гибкости.
  2. «ЦАПЛЯ»  Стойка на одной  ноге, поочередно. Для мышц ног, развития координации.
  3. «МОРСКАЯ ЗВЕЗДА»  Лежа на животе – руки иноки в стороны, прогнуться. Для укрепления мышц ног, рук, спины.
  4. «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»  Стойка на коленях, руки вдоль туловища. Наклониться назад, спину держать прямо, выпрямится. Повтор 3-4 раза. Для укрепления мышц спины живота, бедер.
  5. «САМОЛЕТ»  Сед  ноги вместе на полу. Поднять ноги вверх, руки в стороны. Удерживать позу 5-8 сек. Повтор 3 раза. Для укрепления мышц живота, ног, рук.
  6. «ПОТЯГИВАНИЕ»  Лежа на спине. Потянуть левую ногу пяткой вперед, а левую руку над головой, потом сменить , затем – двумя ногами и руками вместе. Растяжка мышц.
  7. «АХ, ЛАДОШКИ, ВЫ, ЛАДОШКИ»  Встать прямо, соединить ладони за спиной, вывернув их ,расположить пальцами вверх. Удерживать позу. Медленно опустить руки, встряхнуть кистями. Упражнение для осанки.
  8. «КАРУСЕЛЬ»  Сед углом на полу. Повороты вокруг себя, помогая руками. Для мышц ног, рук, живота.
  9. «ПОКАЧАЙ МАЛЫШКУ»  Сидя, поднять к груди стопу , обняв ее руками . Покачать «малышку» , касаясь лбом колена и голени. Сменить ноги. Развивает гибкость суставов ног, создает чувство радости.
  10. «ТАНЕЦ МЕДВЕЖАТ»  Стоя, полуприседания с покачиванием в стороны, руки на поясе. Укрепляет мышцы ног.
  11. «МАЛЕНЬКИЙ МОСТИК»  Лежа на спине, упор сзади на локтях, удерживать позу, спина прямая. Повтор 3 раза. Для мышц рук, живота, ног, развития силы и гибкости.
  12. «ПАРОВОЗИК» сед на полу, ползание на ягодицах, вперед и назад. Для укрепления мышц ног, ягодиц.
  13. «КОЛОБОК»  Группировки в положении сидя и лежа на спине. Для мышц плечевого пояса, живота, спины, гибкости.
  14. «НОЖНИЦЫ»  Лежа на спине, поднять ноги и выполнять крестные движения. Повторить 3 раза. Для мышц живота, ног.
  15. «ПТИЦА»  Лежа на животе, руки вверх в стороны, прогнуться. Махать руками – отдых. Повтор 2-3 раза. Для мышц плечевого пояса, живота, спины, ног, для развития гибкости.
  16. «ПЛАВАНИЕ НА БАЙДАРКЕ» Сед согнув ноги на полу, руки вперед. Лечь на спину и подняться без помощи ног. Повтор 5 раз.  Для мышц спины, живота, ног.
  17. «ВЕЛОСИПЕД» Лежа на спине, сгибать и разгибать ноги. Улучшает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника.
  18. «ГУСЕНИЦА»  Стойка на четвереньках, подтянуть колени к рукам, не отрывая их от пола, переставить руки вперед как можно дальше. Повторить. Для укрепления мышц рук, ног, туловища.

Подвижные игры.

Общеизвестно, что игры для детей дошкольного возраста являются средством социальной и физиологической адаптации. Они должны вызывать интерес детей, развивать физические качества, смекалку и сообразительность.

Каждое занятие включает две подвижные игры разной подвижности.


Литература

  1. Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Физкультура и спорт, 2000
  2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2001
  3. Вавилова В.И.Учите бегать, прыгать, лазить, метать. СПб.: Детство ПРЕСС, 2008
  4. Адашкявичене Э.И.Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2004
  5. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду.  Игры и тренинги. – М. Издательство ГНОМ и Д, 2004
  6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и упражнения для детей 5-7 лет. М.: Статут, 2000



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Направление «Физическое развитие» образовательная область «Физическая культура»

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре образовательная область «Физическое развитие» для детей 5-6 лет (старшая группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуреобразовательная область «Физическое развитие» для детей 5-6 лет (старшая группа)...

Рабочая программа. направление физическое. область физическое развитие (плавание);

Рабочая программа (далее Программа) разработана для детей 3 - 7 лет общеобразовательной и компенсирующей направленности. Программа по физическому развитию (плавание) составлена  с учетом положени...