Проект Тема: «Здоровый педагог-здоровые дети» Истомина Зинаида Александровна инструктор по физической культуре МБДОУ: «Детский сад п. Глебычево»
проект на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «Здоровый педагог-здоровые дети»
Истомина Зинаида Александровна инструктор по физической культуре МБДОУ: «Детский сад п. Глебычево»
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1.Введение
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.
- Актуальность
Мы не ошибёмся, если скажем что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. « Будьте здоровы»!- говорят люди друг другу. « Желаем вам самого главного- здоровья»-говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства ( зачем всё это больному человеку).Основная проблема, побудившая нас взяться за создание проекта ,не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога. Перегрузки в педагогической деятельности- привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправит и сохранить своё здоровье? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. Ярко высветив проблему, мы в своём коллективе начали искать пути, способы ,средства и методы для её решения. Так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.
- Проблема проекта
Возможность и необходимость создания необходимых условий для сохранения и сбережения здоровья в профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ обусловлено тем, что только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей.
- Цели и задачи проекта
Цель: Способствовать формированию у педагогов умение и желание заботится о своём здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе.
2.Обучить педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья.
3.Содействовать улучшению физическое и эмоциональное состояние педагогов.
- Формы, методы, используемые в проекте
2. Этапы проекта:
- Организационный этап
Профессию педагога, к сожалению можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
Обработав данные по заболеваемости педагогов нашего ДОУ, мы обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
1. Cердечно-сосудистые;
2. Желудочно-кишечные;
3. Нарушения опорно-двигательного аппарата;
4. Болезни крови;
5. Нарушение функций щитовидной железы.
Сердечно-сосудистые заболевания
Многие считают, что сердце человека – это некий насос по перекачке крови. Увы, это распространенное заблуждение. Мы берем на себя смелость утверждать, что у сердца есть другие важные задачи – духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на ложь, равнодушие и зло. Физиологические задачи сердца в какой-то степени можно назвать вторичными. Человек различает несправедливость трояко:
с помощью органов чувств;
с помощью интеллектуального анализа;
чувствуя несправедливость сердцем.
Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует. Как оно выражает свой протест? Спазмированием! При этом сердце работает в чрезмерном для него режиме и быстрее изнашивается. Результат – сердечно-сосудистые заболевания.
Желудочно-кишечные заболевания
Многие считают, что человеческий желудок – некая своеобразная машина по перевариванию пищи. Это еще одно распространенное заблуждение. Желудок – орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобны своеобразным ударам невидимым кулаком по желудку, от которого тот спазмируется, слабеет и заболевает.
Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается и кишечник, изменяется его химическая среда, затем возникают неблагоприятные условия для существования полезной микрофлоры, которая начинает частично погибать.
Заболевания крови
Это самая сложная для науки проблема. Ясно одно – болезни крови могут возникнуть из-за серьезных психологических срывов и стрессов. Нарушение функций щитовидной железы
Заболевания щитовидной железы – очень сложное явление. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть в большинстве случаев ту же самую причину. Проблему со щитовидкой многие называют “проглоченной обидой”. Патологические “узелки” могут появиться и на голосовых связках. Неслучайно многие педагоги имеют профессиональное заболевание связок.
Основные причины заболеваний педагога
Причина первая. Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…
Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.
Причина вторая. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости!
Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.
На данном этапе мы мотивировали педагогов на то, чтоб быть здоровыми. Задавая нашим воспитателям вопрос: “С чего начинается здоровье?”, мы получили следующие ответы: “… здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т.д.”. Это все так и не совсем так. Чтобы заниматься зарядкой и отказаться от копченой колбасы, нужен важный стимул.
В результате этой работы все согласились с мнением американского медика Г. Сигериста: “Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительной, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека”.
Приступая к работе над этой темой, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему. В нее вошли заведующий Никонова Т.А., старший воспитатель Фасхиева С.Ф., физинструктор Рогулина О.Г., музыкальный руководитель Морева Л.М., старшая медсестра Агабабаева О.А.
Основные направления деятельности:
- Создание доверительной атмосферы.
- Как сохранить здоровье педагога.
- Поговорим о правильном питании.
- Организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
- Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труд.
- Продуктивный этап
При создании проекта мы опирались на следующие принципы:
1. Здоровье - это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье - в твоих руках!
2. Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
3. Психологический комфорт, улыбка - факторы хорошего настроения.
тема | Цель мероприятия | содержание | Прогнозируемый результат |
Создание доверительной атмосферы. | Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе. | Упражнение «Здравствуйте» Игра « Поменяйся местами» Упражнение «Мыслительная карта» Игровое упражнение « Подарок». Музотерапия Фитотерапия « Чудо –лимон» | Положительный заряд эмоций, снятие перенапряжения после трудового дня. |
Как сохранить здоровье педагога. | Ознакомить педагогов с простыми способами оздоровления, позволяющими укрепить и сохранить здоровье. Дать конкретные советы, следование которым приведёт к положительным результатам. | Почему мы говорим о здоровье педагога? Основные причины заболевания педагогов. С чего начинается здоровье? | Обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья. |
Поговорим о правильном питании. | Профилактика самых распространённых профессиональных заболеваний педагогов. | Питание как фактор формирования здоровья. | Сохранение и укрепление здоровья педагогов. |
Организация спортивных и оздоровительных мероприятий. | Активизация педагогов в спортивных мероприятиях. | Соревнования. Выезды на природу. Психологическая разгрузка. | Участие в спортивных мероприятиях, конкурсах, акциях.
|
Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труд. | Обогатить условия для безопасного и здоровьесберегающего труда. | Обеспечение материально-пространственной среды для организации воспитательно-оздоравливающей деятельности. Соблюдение гигиенических норм и правил. Оптимизация педагогической нагрузки. Составление расписания с учетом всех требований санитарных норм и правил, ФГОС, пожеланий педагогов. | Пополнение нормативной и материально-технической базы. |
- Презентативный этап
Презентация проекта на методическом объединении инструкторов по физической культуре, проведение малой спартакиады педагогов в мае.
- Заключительный (итоговый) этап:
- Сформированность представлений о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности;
- Выросли показатели физической подготовленности;
- Грамотное использование разного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;
- Осознание педагогами необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья;
- Повышение активности педагогов, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
3. Заключение
Проблема проекта подтвердилась: проводимая работа достаточно
эффективна, результативна позволяет и не только сохранить здоровье педагогов, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, повышает мотивацию на здоровый образ жизни, создает условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Детский сад стал победителем зимней спартакиады 1 место, активным участником осеннего марафона «Кросс Нации» среди дошкольных учреждений ЗМР РТ.
Работа по сохранению здоровья педагогов – дело необходимое и благодарное. Это самый надежный путь к воспитанию здоровых детей и формированию здорового общества.
4. Список литературы.
1. Андреев Ю.А. Три кита здоровья.
2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье.
3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека».
4. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.
5. Давиденко Д. Н. Здоровье и образ жизни.
6. Коптева С. И., Лобанова А. П., Дроздова Н. В. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании.
7. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога.
8. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами.
9. Учебно-методическое пособие «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении»: М.: Педагогический университет «Первое сентября».
10. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.
5. Приложения.
Приложение1.
Социально-педагогический тренинг для педагогов
Цель: Снятие эмоциональной напряжённости.
Создание доверительной атмосферы.
Формирование чувства сплочённости коллектива.
После каждого упражнения проводится обсуждение по вопросам типа: Что вы почувствовали, о чём подумали во время игры, упражнения.
Психогимнастическое упражнение « Здравствуйте»!
Участники хаотично двигаются по залу. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней той частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись, необходимо сказать: « Привет! Здравствуйте! Или Добрый день!» Указания ведущего могут быть самыми разнообразными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами, носами и др.
Игра « Поменяйтесь местами».
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга ( я не один такой), вопросы необходимо подбирать по принципу : весёлые, проблемные и чередовать их между собой
-кто пришёл в юбке;
-у кого подавленное настроение;
-у кого короткая стрижка;
-кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;
-кто любит золотые украшения;
- кто не знает, как составлять конспекты занятий;
- у кого двое детей;
- кто имеет одного внука;
- кто иногда опаздывает на работу;
-у кого ничего не болит;
- кто знает, как общаться с родителями;
- кто любит играть роли;
- кто жалеет, что выбрал профессию педагога;
- кто любит отдыхать на море;
- кто любит командовать дома и т.д.
Игровое упражнение « Планировать или не планировать свою деятельность».
Каждый участник получает карточку с вопросом: « Чем является для вас план работы?». Из трёх предложенных вариантов ответа педагог выбирает один, опираясь на свой собственный опыт. Варианты ответов следующие:
-план- это формальный документ;
- план -это документ, необходимый для контроля и анализа деятельности педагогов;
-план- это важный документ, позволяющий достигнуть результатов деятельности.
Упражнение « Мыслительная карта».
Перечислить формы физкультурно-оздоровительной работы, используемые педагогом в работе.
« Собери пословицу» Предлагаются карточки, где в одном столбце написаны начала пословиц о здоровье, во втором – их окончания.
Игровое упражнение « Подарок».
Участники группы встают в круг. В этом упражнении каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Ведущий встречи начинает игру словами: « Лена, я хочу подарить вам…. Далее изображает подарок руками, который передаёт названному участнику. Участник, который получил подарок, принимает его и кладёт рядом с собой.Затем этот педагог благодарит за полученный подарок и также делает свой выбор.
Рефлексия: Закончи фразу « Я шла сюда и думала…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа инструктора по физической культуре МБДОУ "Детский сад №76 г.Шахты (корпус 2) Астаховой Н.Ю.
Программа физическому развитию МБДОУ «Детский сад №76 г.Шахты» (корпус 2) определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) и направлен...
«От значка ГТО к Олимпийской медали»/ Автор - составитель: Варлашкина Наталия Александровна Инструктор по физической культуре
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по физической культуре детей подготовительной к школе группе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Инструктора по физической культуре МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного «Золотой петушок» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М.
«Согласовано» Протокол педагогического совета№1 ____ от ...
Опыт работы инструктора по физической культуре МБДОУ "Баевский детский сад "Чипайне"
Тема: «Подвижная игра – как средство здоровьесбережения и всестороннего развития ребенка»....
Годовой аналитический отчет инструктора по физической культуре МБДОУ г. Пушкино «Детского сада № 15 «Аистёнок» за 2021-2022 учебный год
Цели и задачи на учебный год.Обучающие: Способствовать получению элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья. Подвести детей к пониманию того, что каждый чело...
Развлечение в группе детей средней дошкольного возраста ко дню отца «Лучший папа». Инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад №26 Сащенко Наталья Сергеевна.
В МБДОУ детский сад 26 п.Горноуральский Свердловской области прошло спортивное развлечение для детей среднего дошкольного возраста "Лучший папа"....
РП инструктора по физической культуре МБДОУ "Детский сад №31 "Светлана" на 2024-2025 учебный год
Рабочая программаАннотация к программе...