Инновационный педагогический опыт инструктора по физической культуре МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Янгляевой Ольги Алесандровны
статья

Инновационный педагогический опыт инструктора по физической культуре

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Янгляевой Ольги Алесандровны

Введение

Тема:«Игра как средство физического  развития  и укрепления здоровьядошкольников »

Автор: Янгляева Ольга Александровна

Год рождения: 02.12.1969

Профессиональное образование: высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1991г. Учитель физкультуры.

Общий педагогический стаж работы:36лет

Стаж работы в должности:31год

Повышение квалификации:2021 г. ООО «Региональный центр повышения квалификации», г. Рязань

Квалификационная категория:высшая

Дата последней аттестации:22.03.2018 г.

Занимаемая должность:инструктор по физической культуре.

 

Актуальность.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

А.С. Макаренко

 

Сегодня проблема физического развития детей является одной из приоритетных педагогически х и социальных задач. Ведь ни для кого не секрет, что в нашу современность вместо  увлекательных коллективных физически активных игр пришли компьютерные игры.

Я, ни в коем случае, не отрицаю их значимости для развития, но они все больше занимают досуг  ребенка и у него для подвижных игр со сверстниками и прогулокостается совсем мало времени, а у некоторых из них, его и вовсе не остается. А  нарушение баланса между активной игрой с физическими нагрузками в соответствии с возрастом детей и другими видами деятельности негативно сказывается на состоянии здоровья детей и уровне развития их двигательных способностей. А это значит -  проблема здоровья подрастающего поколения с каждым годом становится все более актуальной.

Именно поэтому «Игра как средство физического  развития  и укрепления здоровья дошкольников» стала темой моего педагогического опыта.

Дошкольникам просто необходимо движение. Те дети, которые постоянно находятся в движении, быстрее развиваются физически, меньше подвержены различным заболеваниям. И у них более  крепкий сон. Дошкольный возраст – ключевой  в формировании физического здоровья, которое обеспечивает его физическое совершенствование, укрепление и сохранение общего здоровья в будущем.

Основная идея опыта.

Ведущий вид деятельности детей дошкольников — игра. Игра развивает физические силы ребенка(волю, выносливость, ловкость) и духовные качества (взаимопомощь, сотрудничество, сострадание).  Она развивает память, внимание, дисциплинирует ребенка, помогает усвоить общественный  опыт.

Я заметила, что систематическое использование  игры в педагогическом процессе развивает все стороны личности ребенка. Так, например,изменения происходят в психике ребенка. Он становится более свободным и раскрепощенным, выносливым и волевым, ловким и подвижным. А это те личностные качества, которые необходимы не только в детском возрасте, но и во взрослой.Именно поэтому, для  физического развития детей дошкольного возраста значительное место отводится играм.

В процессе своей педагогической практики я заметила, что дети уже в дошкольном возрасте могут  определять элементарные правила,могут их менять по своему усмотрению. Считаю, что это связано с тем, что у ребенка к этому возрасту появляется большая тяга  к самостоятельности.

Я стараюсь  выбирать  для них такие игры, у которых содержание связано с использованием разнообразных пособий:  скакалки, мячи, веревки и т.д., которые  побуждают детей к определенным действиям: к прыжкам, прокатыванию, к метанию в цель и т. д.

Еще я заметила, что детям нравится, когда в игре может  неожиданно возникать препятствие, которое нужно преодолеть.

Эти наблюдения позволили  мне направить их интерес на получение конкретного результата в игре, выполнение и соблюдение правил игры, последовательности действий.  Например, в играх: «Запрещенное движение», «Перебежки», «Мяч капитану» - один условный сигнал означает, что нужно  бежать, занять свое место, второй — присесть, третий -  остановиться и передать мяч сверстнику.

Зная, что в этом возрасте дети уделяют внимание не только на содержание игры, но и на исполняемую имироль, полученный в процессе игры результат (например, пробежать быстрее всех, попасть точно в цель и т. д.), стараюсь  чаще проводить игры с элементами соревнований. Это игры-соревнования на быстроту движений,  точность, ловкость и т.д.  Они приучают детей к выдержке, самообладанию, учат избегать ненужных споров, способствуют проявлению положительных эмоций.

Ребенок познает окружающую его мир и мир внутри себя через игру. Накопление слуховых, зрительных, вкусовых, тактильных ощущений  еще в младенческом возрасте происходит посредством игр, в которых развиваются все органы чувств малыша. Далее закладывается основа физической и познавательной активности ребенка.

Педагогическая практика доказала, что игры являются методом совершенствования уже полученных детьми двигательных навыков и физических качеств. В процессе исполнения своей роли, ребенок стремится к достижению цели игры, ане думает о том, как выполнить какое-либо движение. В процессе чего он проявляет ловкость, действует целеустремленно, приспосабливается к условиям игры. В связи с чем совершенствует качество и скорость  движений.

 

Теоретическая база.

Древнегреческий философ Геродот Галикарнасский говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». На мой взгляд, эти слова актуальны по сей день.

Приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к высшей индивидуальной и общественной ценности.

Это отражено в таких государственных документахкак Конституция РФ, Национальная доктрина образования РФ, Закон Российской Федерации об образовании, Федеральные государственные образовательные стандарты.

Я считаю, что решить эту задачу нужно и возможно, используя при этом разнообразие подвижных, дидактических, сюжетных и театрализованных  игр.

Прогрессивные русские ученые – педагоги П.Ф.Лесгафт,  А.П.Усова и другие считали игру спутником жизни человека, которая способствует  качественному изменению  в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование личности ребенка.

Игра – это активная сознательная деятельность ребенка, которая характеризуется выполнением игровых правил и заданий.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательности, выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь.  В игре ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.

В основу моего инновационного опыта положены следующие работы педагогов и психологов:

- Бабенкова, Е.А, Федоровская, О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5-7 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2009

- Кузнецова, А. Лучшие развивающие игры для детей: ТЦ Сфера. 2008

- Кудрявцев, В., Егоров, Б, Развивающая педагогика для оздоровления. Москва 2000

- Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986

- Ленерг Г., Лихман И. «Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста». М.:2003

- Пензулаева Л.И. «Настольная книга учителя физической культуры». – М.: Физкультура и спорт, 2000г

-Рунова, М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре. Пресс, 2007

- Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду».: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.

- Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду». – М.:    Мозаика - Синтез, 2005г.

- Фатеева, Л. Подвижные игры для дошкольников .  Ярославль Академия развития, 2007

- Фролова В.Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке». М.: «Просвещение», 2001г.  

- Фомин Н.А., Фомин В.Е. «Возрастные основы физического воспитания». – М.: Физиология  и спорт. 2008г.

Подводя итоги изучения научно-педагогического наследия можно сделать вывод, что каждый из педагоговвнесопределенный вклад для того, чтобы  сделать образовательное учреждение (детский сад, школу)  центром получения здоровья.  Ведь современному обществу необходимы люди  физически здоровые, высокообразованные, готовые к решению экономических, политических, социальных, научно-технических вопросов.

Именно, правильно подобранные игры являются тем эффективным средством, которое способствует формированию морально-волевых качеств детей, помогает подготовить их к нагрузкам, к которым дошкольник еще не привык. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному и младшему школьному возрасту способ усвоения общественного опыта.

 

Новизна.

Новизнойсвоегопедагогического опыта считаюкомплексное использование ранее известных и современных методикфизического развития дошкольников и укрепления их здоровья с помощью использования игр.   Внедрение в педагогическую практику комплекса игр, направленных на формированиефизических и  психологических качеств личности,формирование стойкого интереса к занятиям по физической культуре.Создание диагностического материала. 

Технология опыта

П. Ф. Лесгафт любил повторять: «Детская игра - это не забава». В игре он  видел деятельность детей, которая помогаетподготовиться к жизни, усвоить социальный опыт, приобрестижизненные навыки и привычки, формироватьнеобходимые качества характера. Детская игра – это, своего рода, серьезная работа педагога, «умный» педагогический прием развития и воспитания детей. И я с этим мнением полностью согласна.

Однако, сама по себе игра не может принести ожидаемых результатов. Я считаю, что важную роль в игреиграет педагог. Он подбирает комплекс игр, целенаправленноиспользует их в течении дня.

Для меня, как инструктора по физической культуре одной из задачиспользования игры является физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. Я уверена, что игра способствует заинтересованности детей в выполнении физических упражнений, в поддержании интереса к занятиям физической культурой. Для этого мной сформирован определенный  комплекс игр, направленных на физическое развитие дошкольников и укрепление их здоровья.

Поэтому цельюмоей инновационной работы стало:

повышение эффективности в  решении задач физического воспитания дошкольников на основе использования игр;

создание комплексной системы работы с детьми, направленной на развитие физических качеств и укрепление здоровья дошкольников.

Для достижения цели мной решались задачи:

- Создание благоприятных условийдля игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

- формирование стойкого интереса к занятиям по физической культуре.

- Знакомство с видами игр.

- Формирование нравственных качеств, привычек и навыков здорового образа жизни.

- Совершенствование моторики.

- Включение игр в режимные моменты в течение дня.

- Составление педагогических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию игр в процессе развития и воспитания дошкольников.

В своей педагогической практике я старалась организовать двигательную активность детей во всех режимных моментах, включая в них подвижные игры. Поэтому давала рекомендации педагогам и родителям о значении увеличения физических нагрузок, чтобы избежать негативного воздействия  на организм ребенка. Так, например, объясняла им как активная двигательная деятельность при эмоциональном подъеме влияет на деятельностьсердечно-сосудистой, костно-мышечной и дыхательной систем.

Я заметила, что для поддержания оптимальной двигательнойактивностидетей в течение дня иучета показателейразвития их здоровья и призваныте видыигры, которые представлены в свободном детском движении.

При этом веду  работу с педагогами и родителями. Потому что,  обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей.  Поэтому провожу информационно-просветительскую работу по вопросам физического развития и приобщения детей к здоровому образу жизни среди педагогического коллектива, родителей и детей.

 

С детьми провожу:

- подвижные игры  («Медведь и пчелы», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобили».«Найди пару», «Веселые пчелы», «Ловишки» и др.);

- игры – упражнения, которые  направлены  на выполнении определенных двигательных заданий: прыжки, метание, бег;

- игры – эстафеты, которые основаны на выполнение двигательных соревновательных  заданий, не имеющих сюжета, побуждающих к активности и  проявлению двигательных и волевых качеств, таких как  быстрота, выдержка, ловкость, самостоятельность;

- хороводные игры, которые имеют специфический оттенок движениям. («Цепи», «Гори, гори ясно», «Березка».

- Спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол, хоккей.

 

С педагогами провожу:

- консультации: «Самостоятельная деятельность детей на прогулке», «Физические упражнения, подвижные игры  на воздухе», «Игра в развитии физических качеств детей дошкольного возраста» и т.д.

-разучивание закличек и считалок к играм. Эту работу провожу через тетрадь взаимодействия с воспитателями. Заранее определяю игру, с которой будем знакомится на следующем занятии.

В структуре каждого моего занятия присутствует игра. Я всегда помню о том, что во время проведения игр я какинструктор по физической культуре, должна знать игру, ее правила и слова в игре, если они предусмотрены выучить их с детьми. Также я сама принимаю участие в играх и игровых упражнениях. Это помогает в  улучшении эмоционального настроядетей и вызывает положительные эмоции, повышает уровень

 

С родителями провожу:

- беседы о значимости игры в воспитании дошкольников: «Игры, которые лечат», «Воспитание качеств характера ребенка игрой».

- консультации означении игры в социализации ребенка к жизни: «Светофор»,  «МЧС спешит на помощь» и др.

-мероприятия поорганизации развивающего игрового досуга.

Игра всегда связана с решением каких-либо задач, в ней всегда есть определенные обязанности участников, она сопровождается с преодолением трудностей и препятствий. В игре воспитывается вера в свои силы, выдержка, решительность, укрепляется сила воли, достигаетсякакая-либо цель.

Поэтомуя считаю, что  работа по оздоровлению и физическому воспитанию детейдолжна строиться на основе ведущего вида  деятельности дошкольников– игровой. Ведь она является основой воспитания, оздоровления и развития детей дошкольного возраста.

В процессе игры укрепляются  основные группы мышц, улучшающие здоровье в непринужденной форме на понятном и доступном детскому восприятию и выполнению языке.

Считаю, полученный инновационный опыт в этом направлении интересной и перспективной, который  дает возможность решитьмногие актуальные задачифизического развития и воспитания ребенка.

Результативность опыта

 

Одним из положительных результатовинновационной работы, стало снижение уровня заболеваемости. Ведь игра всегда радует ребенка, а это благоприятно воздействует на его здоровье, повышает положительные чувства и эмоции  детей, в чем и заключается великая сила воспитания.         

Так, например, я получила следующие результаты:

  1. У детей повысился интерес к занятиям по физической культуре.
  2. Расширился двигательный опыт, необходимый для овладения основными видами движений.

3. Повысились показатели развития физических качеств: быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость.

4. Активно стали проявляется творческая инициатива детей, выражающаяся в разнообразии действий.

5. Дети научились договариваться друг с другом, уступать, слышать друг друга, подчинять свои желания существующим правилам.

6. Дети научились самостоятельно распределять роли и организовывать игры.

Мониторинг на начальном этапе инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

интерес к занятиям по физической культуре

72

21

5

двигательный опыт, необходимый для овладения основными видами движений

76

21

3

показатели развития физических качеств: быстрота, сила, ловкость, гибкость,  выносливость

79

18

3

творческая инициатива детей

82

18

0

умение договариваться друг с другом, уступать, слышать друг друга, подчинять свои желания существующим правилам

75

25

0

умение самостоятельно распределять роли и организовывать игры

70

27

3

 

 

Заключительный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

интерес к занятиям по физической культуре

5

60

35

двигательный опыт, необходимый для овладения основными видами движений

3

76

21

показатели развития физических качеств: быстрота, сила, ловкость, гибкость,  выносливость

7

67

26

творческая инициатива детей

5

74

21

умение договариваться друг с другом, уступать, слышать друг друга, подчинять свои желания существующим правилам

3

68

29

умение самостоятельно распределять роли и организовывать игры

4

63

33

 

 

Мой педагогический опыт подтверждает, что  использование игр на занятиях по физической культуре играют важную роль  для укрепления здоровья детей,  для  формирования двигательных навыков, развития эмоционального комфорта и соответствует закономерностям физических качеств дошкольника.

 

Трудности и проблемы

При реализации педагогического опыта «Игра как средство физического  развития  и укрепления здоровья дошкольников» были определенныетрудностии проблемы.

Так как в наше время родители считают, что компьютерные игры важны для развития умственных способностей  детей, а двигательные игры лишь дезорганизуют их.Поэтому в процессе реализации своего педагогического опыта я вела большую информационно-агитационную работу с родителями и доказывала им, что работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, должна строиться на основе ведущей деятельности дошкольника– игровой, а двигательно-игровая деятельность  и есть основа развития,воспитания, оздоровленияи образования детей.

 

Перспективы применения опыта в практике.

Думаю, представленный мной инновационный педагогический опыт вызовет интерес педагогов дошкольных образовательных организаций. Опытом работы также могут воспользоваться на практике инструкторы по физической культуре дошкольный образовательных учреждений района и Республики.

Свой педагогический опыт «Игра как средство физического  развития  и укрепления здоровья дошкольников» я распространяю среди своих коллег и единомышленников, на Интернет-сайтах, родительских сообществах, педагогических форумах. Мной разработаны конспекты занятий и мастер-классов,подобран богатый информационный и дидактический материал для работы с детьми и взрослыми по теме инновационного опыта, созданы буклеты и брошюры, и консультации для родителей.

Я считаю, что для внедрения педагогического опыта в практику, нужно, чтобы он былдоступен для ознакомления, изучен коллегами, и только потом  внедрен в  массовую  практику.

Литература.

- Бабенкова, Е.А, Федоровская, О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009

 

- Л. Н. Волошина «Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет»

 

- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2008

 

- Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки

/Ребенок в детском саду. — 2007. №4.

 

- Кузнецова, А. Лучшие развивающие игры для детей: ТЦ Сфера. 2008

 

- Кудрявцев, В., Егоров, Б, Развивающая педагогика для оздоровления. Москва 2000

 

- Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986

 

- Ленерг Г., Лихман И. «Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста». М.:2003

 

- Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Учитель, 2005.

 

- Пензулаева Л.И. «Настольная книга учителя физической культуры». – М.: Физкультура и спорт, 2000г

 

- Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду».: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.

- Фатеева, Л. Подвижные игры для дошкольников .  Ярославль Академия развития, 2007

 

- Фролова В.Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке». М.: «Просвещение», 2001г.  

 

- Фомин Н.А., Фомин В.Е. «Возрастные основы физического воспитания». – М.: Физиология  и спорт. 2008г.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт инструктора по физической культуре

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Янгляевой Ольги Алесандровны

Введение

Тема: «Игра как средство физического  развития  и укрепления здоровья дошкольников »

Автор: Янгляева Ольга Александровна

Год рождения: 02.12.1969

Профессиональное образование: высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1991г. Учитель физкультуры.

Общий педагогический стаж работы: 36 лет

Стаж работы в должности: 31год

Повышение квалификации: 2021 г. ООО «Региональный центр повышения квалификации», г. Рязань

Квалификационная категория:  высшая

Дата последней аттестации: 22.03.2018 г.

Занимаемая должность: инструктор по физической культуре.

Актуальность.

                                «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»  

                                                                                                      А.С. Макаренко

                                                                                                                                     

          Сегодня проблема физического развития детей является одной из приоритетных педагогически х и социальных задач. Ведь ни для кого не секрет, что в нашу современность вместо  увлекательных коллективных физически активных игр пришли компьютерные игры.

Я, ни в коем случае, не отрицаю их значимости для развития, но они все больше занимают досуг  ребенка и у него для подвижных игр со сверстниками и прогулок остается совсем мало времени, а у некоторых из них, его и вовсе не остается.  А  нарушение баланса между активной игрой с физическими нагрузками в соответствии с возрастом детей и другими видами деятельности негативно сказывается на состоянии здоровья детей и уровне развития их двигательных способностей. А это значит -  проблема здоровья подрастающего поколения с каждым годом становится все более актуальной.

       Именно поэтому «Игра как средство физического  развития  и укрепления здоровья дошкольников» стала темой моего педагогического опыта.

Дошкольникам просто необходимо движение. Те дети, которые постоянно находятся в движении,  быстрее развиваются физически, меньше подвержены различным заболеваниям. И у них более  крепкий сон. Дошкольный возраст – ключевой  в формировании физического здоровья, которое обеспечивает его физическое совершенствование, укрепление и сохранение общего здоровья в будущем.

Основная идея опыта.

Ведущий вид деятельности детей дошкольников — игра.  Игра  развивает  физические силы ребенка (волю, выносливость, ловкость) и духовные качества (взаимопомощь, сотрудничество, сострадание).  Она  развивает память, внимание, дисциплинирует ребенка, помогает усвоить общественный  опыт.

Я заметила, что систематическое использование  игры  в педагогическом процессе развивает все стороны личности ребенка. Так, например, изменения  происходят в психике ребенка. Он становится более свободным и раскрепощенным, выносливым и волевым, ловким и подвижным. А это те личностные качества, которые необходимы не только в детском возрасте, но и во взрослой. Именно поэтому, для  физического развития детей дошкольного возраста значительное место отводится играм.

В процессе своей педагогической практики я заметила, что дети уже в дошкольном возрасте могут  определять элементарные правила, могут их менять по своему усмотрению. Считаю, что это связано с тем, что у ребенка к этому возрасту появляется большая тяга  к самостоятельности.

Я стараюсь  выбирать  для них такие игры, у которых содержание связано с использованием разнообразных пособий:  скакалки, мячи, веревки и т.д., которые  побуждают детей к определенным действиям: к прыжкам, прокатыванию, к метанию в цель и т. д.

Еще я заметила, что детям нравится, когда в игре может  неожиданно возникать препятствие, которое нужно преодолеть.

Эти наблюдения позволили  мне направить их интерес на получение конкретного результата в игре,  выполнение и соблюдение правил игры, последовательности действий.  Например, в играх: «Запрещенное движение», «Перебежки», «Мяч капитану» - один условный сигнал означает, что нужно  бежать, занять свое место, второй — присесть, третий -  остановиться и передать мяч сверстнику.

Зная, что в этом возрасте дети уделяют внимание не только  на содержание игры, но и на исполняемую ими роль, полученный в процессе игры результат (например, пробежать быстрее всех, попасть точно в цель и т. д.), стараюсь  чаще проводить игры с элементами соревнований. Это игры-соревнования на быстроту движений,  точность, ловкость и т.д.  Они приучают детей к выдержке, самообладанию, учат избегать ненужных споров, способствуют проявлению положительных эмоций.

Ребенок познает окружающую его мир и мир внутри себя через игру. Накопление слуховых, зрительных, вкусовых, тактильных ощущений  еще в младенческом возрасте происходит посредством игр, в которых развиваются все органы чувств малыша. Далее закладывается основа физической и познавательной активности ребенка.

Педагогическая практика доказала, что игры являются методом совершенствования уже полученных детьми двигательных навыков и физических качеств. В процессе исполнения своей роли, ребенок стремится к достижению цели игры, а не думает о том, как выполнить какое-либо движение. В процессе чего он проявляет ловкость, действует целеустремленно, приспосабливается к условиям игры. В связи с чем совершенствует качество и скорость  движений.

Теоретическая база. 

Древнегреческий философ Геродот Галикарнасский говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». На мой взгляд, эти слова актуальны по сей день.

Приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к высшей индивидуальной и общественной ценности.

Это отражено в таких государственных документах как Конституция РФ, Национальная доктрина образования РФ, Закон Российской Федерации об образовании, Федеральные государственные образовательные стандарты.

Я считаю, что решить эту задачу нужно и возможно, используя при этом разнообразие подвижных, дидактических, сюжетных и театрализованных  игр.

Прогрессивные русские ученые – педагоги П.Ф. Лесгафт,  А.П. Усова и другие считали игру спутником жизни человека,  которая способствует  качественному изменению  в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование личности ребенка.

Игра – это активная сознательная деятельность ребенка, которая характеризуется выполнением игровых правил и заданий.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательности, выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь.  В игре ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.

В основу моего инновационного опыта положены следующие работы педагогов и психологов:

- Бабенкова, Е.А, Федоровская, О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009

- Кузнецова, А. Лучшие развивающие игры для детей: ТЦ Сфера. 2008

- Кудрявцев, В., Егоров, Б, Развивающая педагогика для оздоровления. Москва 2000

- Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986

- Ленерг Г., Лихман И. «Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста». М.:2003

- Пензулаева Л.И. «Настольная книга учителя физической культуры». – М.: Физкультура и спорт, 2000г

- Рунова, М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре. Пресс, 2007

- Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду».: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.

- Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду». – М.:    Мозаика - Синтез, 2005г.

- Фатеева, Л. Подвижные игры для дошкольников .  Ярославль Академия развития, 2007

- Фролова В.Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке». М.: «Просвещение», 2001г.  

- Фомин Н.А., Фомин В.Е. «Возрастные основы физического воспитания». – М.: Физиология  и спорт. 2008г.

Подводя итоги изучения научно-педагогического наследия можно сделать вывод, что каждый из педагогов внес определенный вклад для того, чтобы  сделать образовательное учреждение (детский сад, школу)  центром получения здоровья.  Ведь современному обществу необходимы люди  физически здоровые, высокообразованные, готовые к решению экономических, политических, социальных, научно-технических вопросов.

Именно, правильно подобранные игры являются тем эффективным средством, которое способствует формированию морально-волевых качеств детей, помогает подготовить их к нагрузкам, к которым дошкольник еще не привык. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному и младшему школьному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Новизна. 

     Новизной своего педагогического опыта считаю комплексное использование ранее известных и современных методик физического развития дошкольников и укрепления их здоровья с помощью использования игр.   Внедрение в педагогическую практику комплекса игр, направленных на формирование физических и  психологических качеств личности, формирование стойкого интереса к занятиям по физической культуре.  Создание диагностического материала.  

Технология опыта

П. Ф. Лесгафт любил повторять: «Детская игра - это не забава». В игре он  видел деятельность детей, которая помогает подготовиться к жизни, усвоить социальный опыт, приобрести жизненные навыки и привычки, формировать необходимые качества характера. Детская игра – это, своего рода, серьезная работа педагога, «умный» педагогический прием развития и воспитания детей. И я с этим мнением полностью согласна.

Однако, сама по себе игра не может принести ожидаемых результатов. Я считаю, что важную роль в игре играет педагог. Он подбирает комплекс игр, целенаправленно использует их в течении дня.

Для меня, как инструктора по физической культуре одной из задач использования игры является физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. Я уверена, что игра способствует заинтересованности  детей в выполнении физических упражнений, в поддержании интереса к занятиям физической культурой. Для этого мной сформирован определенный  комплекс игр, направленных на физическое развитие дошкольников и укрепление их здоровья.

Поэтому целью моей инновационной работы стало:

повышение эффективности в  решении задач физического воспитания дошкольников на основе использования игр;

создание комплексной системы работы с детьми, направленной на развитие физических качеств и укрепление здоровья дошкольников.

Для достижения цели мной решались задачи:

- Создание благоприятных условий для игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

- формирование стойкого интереса к занятиям по физической культуре.

- Знакомство с видами игр.

- Формирование нравственных качеств, привычек и навыков здорового образа жизни.

- Совершенствование моторики.

- Включение игр в режимные моменты в течение дня.

- Составление педагогических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию игр в процессе развития и воспитания дошкольников.

В своей педагогической практике я старалась организовать двигательную активность детей во  всех режимных моментах, включая в них подвижные игры. Поэтому давала рекомендации педагогам и родителям о значении увеличения физических нагрузок, чтобы избежать негативного воздействия  на организм ребенка. Так, например, объясняла им как активная двигательная деятельность при эмоциональном подъеме влияет на деятельность сердечно-сосудистой, костно-мышечной и дыхательной систем.

Я заметила, что для поддержания оптимальной двигательной активности детей  в течение дня и учета показателей развития их здоровья и призваны те виды игры, которые представлены в свободном детском движении. 

При этом веду  работу с педагогами и родителями. Потому что,  обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей.  Поэтому провожу информационно-просветительскую работу по вопросам физического развития и приобщения детей к здоровому образу жизни среди педагогического коллектива, родителей и детей.

С детьми провожу:

- подвижные игры  («Медведь и пчелы», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобили». «Найди пару», «Веселые пчелы», «Ловишки» и др.);

- игры – упражнения, которые  направлены  на выполнении определенных двигательных заданий: прыжки, метание, бег;

- игры – эстафеты, которые основаны на выполнение двигательных соревновательных  заданий, не имеющих сюжета, побуждающих к активности и  проявлению двигательных и волевых качеств, таких как  быстрота, выдержка, ловкость, самостоятельность;

- хороводные игры, которые имеют специфический оттенок движениям. («Цепи», «Гори, гори ясно», «Березка».

- Спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол, хоккей.

С педагогами провожу:

- консультации: «Самостоятельная деятельность детей на прогулке», «Физические упражнения, подвижные игры  на воздухе», «Игра в развитии физических качеств детей дошкольного возраста» и т.д.

-разучивание закличек и считалок к играм. Эту работу провожу через тетрадь взаимодействия с воспитателями. Заранее определяю игру, с которой будем знакомится на следующем занятии.

В структуре каждого моего занятия присутствует игра. Я всегда помню о том, что во время проведения игр я как инструктор по физической культуре, должна знать игру, ее правила и слова в игре, если они предусмотрены выучить их с детьми. Также я сама принимаю участие в играх и игровых упражнениях. Это помогает в  улучшении эмоционального настроя детей и вызывает положительные эмоции, повышает уровень

С родителями провожу:

- беседы о значимости игры в воспитании дошкольников: «Игры, которые лечат», «Воспитание качеств характера ребенка игрой».

- консультации о значении игры в социализации ребенка к жизни: «Светофор»,  «МЧС спешит на помощь» и др.

- мероприятия по организации развивающего игрового досуга.

Игра всегда связана с решением каких-либо задач, в ней всегда есть определенные обязанности участников, она сопровождается с преодолением трудностей и препятствий. В игре  воспитывается вера в свои силы, выдержка, решительность, укрепляется сила воли, достигается какая-либо цель.

Поэтому я считаю, что  работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущего вида  деятельности дошкольников – игровой. Ведь она является основой воспитания, оздоровления и развития детей дошкольного возраста.

В процессе игры укрепляются  основные группы мышц, улучшающие здоровье в непринужденной форме на понятном и доступном  детскому восприятию и выполнению языке.

Считаю, полученный инновационный опыт в этом направлении интересной и перспективной, который  дает возможность решить многие актуальные задачи физического развития и воспитания ребенка.

Результативность опыта

Одним из положительных результатов инновационной работы, стало снижение уровня заболеваемости. Ведь игра всегда радует ребенка, а это благоприятно воздействует на его здоровье, повышает положительные чувства и эмоции  детей, в чем и заключается великая сила воспитания.        

Так, например, я получила следующие результаты:

  1. У детей повысился интерес к занятиям по физической культуре.
  2. Расширился двигательный опыт, необходимый для овладения основными видами движений.

3. Повысились показатели развития физических качеств: быстрота, сила, ловкость, гибкость,  выносливость.

4. Активно стали проявляется творческая инициатива детей, выражающаяся в разнообразии действий.

5. Дети научились договариваться друг с другом, уступать, слышать друг друга, подчинять свои желания существующим правилам.

6. Дети научились самостоятельно распределять роли и организовывать игры.

Мониторинг на начальном этапе инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

интерес к занятиям по физической культуре

72

21

5

двигательный опыт, необходимый для овладения основными видами движений

76

21

3

показатели развития физических качеств: быстрота, сила, ловкость, гибкость,  выносливость

79

18

3

творческая инициатива детей

82

18

0

умение договариваться друг с другом, уступать, слышать друг друга, подчинять свои желания существующим правилам

75

25

0

умение самостоятельно распределять роли и организовывать игры

70

27

3

Заключительный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

интерес к занятиям по физической культуре

5

60

35

двигательный опыт, необходимый для овладения основными видами движений

3

76

21

показатели развития физических качеств: быстрота, сила, ловкость, гибкость,  выносливость

7

67

26

творческая инициатива детей

5

74

21

умение договариваться друг с другом, уступать, слышать друг друга, подчинять свои желания существующим правилам

3

68

29

умение самостоятельно распределять роли и организовывать игры

4

63

33

Мой педагогический опыт подтверждает, что  использование игр на занятиях по физической культуре играют важную роль  для укрепления здоровья детей,  для  формирования двигательных навыков, развития эмоционального комфорта и соответствует закономерностям физических качеств дошкольника.

Трудности и проблемы

При реализации педагогического опыта «Игра как средство физического  развития  и укрепления здоровья дошкольников » были определенные трудности и проблемы.

Так как в наше время родители считают, что компьютерные игры важны для развития умственных способностей  детей, а двигательные игры лишь дезорганизуют их. Поэтому в процессе реализации своего педагогического опыта я вела большую информационно-агитационную работу с родителями и доказывала им, что работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, должна строиться на основе ведущей деятельности дошкольника– игровой, а двигательно-игровая деятельность  и есть основа развития, воспитания, оздоровления и образования детей.

Перспективы применения опыта в практике.

Думаю, представленный мной инновационный педагогический опыт вызовет интерес педагогов дошкольных образовательных организаций. Опытом работы также могут воспользоваться на практике инструкторы по физической культуре дошкольный образовательных учреждений района и Республики.

Свой педагогический опыт «Игра как средство физического  развития  и укрепления здоровья дошкольников» я распространяю среди своих коллег и единомышленников, на Интернет-сайтах, родительских сообществах, педагогических форумах. Мной разработаны конспекты занятий и мастер-классов, подобран богатый информационный и дидактический материал для работы с детьми и взрослыми по теме инновационного опыта, созданы буклеты и брошюры, и консультации для родителей.  

Я считаю, что для внедрения педагогического опыта в практику, нужно, чтобы он был доступен для ознакомления, изучен коллегами, и только потом  внедрен в  массовую  практику.  

Литература.

- Бабенкова, Е.А, Федоровская, О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009

- Л. Н. Волошина «Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет»

- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2008

- Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки

/Ребенок в детском саду. — 2007. №4.

- Кузнецова, А. Лучшие развивающие игры для детей: ТЦ Сфера. 2008

- Кудрявцев, В., Егоров, Б, Развивающая педагогика для оздоровления. Москва 2000

- Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986

- Ленерг Г., Лихман И. «Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста». М.:2003

- Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Учитель, 2005.

- Пензулаева Л.И. «Настольная книга учителя физической культуры». – М.: Физкультура и спорт, 2000г

- Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду».: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.

- Фатеева, Л. Подвижные игры для дошкольников .  Ярославль Академия развития, 2007

- Фролова В.Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке». М.: «Просвещение», 2001г.  

- Фомин Н.А., Фомин В.Е. «Возрастные основы физического воспитания». – М.: Физиология  и спорт. 2008г.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект занятия – развлечения   «Мишки шалунишки»

(по физической культуре в средней группе)

Автор-составитель: инструктор по физической культуре О.А. Янгляева

Программное содержание:

  1. Формировать навык ходьбы  по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие.
  2. Упражнять в подлезании под дугу, не касаясь руками пола; в ходьбе по ребристой доске; в ползании на четвереньках между предметами.
  3. Развивать ловкость, ориентировку в пространстве , координацию движений, творчество, физиологическое дыхание, умение регулировать мышечный тонус.
  4. Познакомить детей с подвижной игрой «Медведь», способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры.
  5. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям физкультуры, к здоровому образу жизни, целеустремленность.

Оборудование: гимнастическая скамейка, обруч, ребристая доска, конусы, эмблемы с изображениями медведя, маленькие массажные ёжики по количеству детей, магнитофон и музыка для массажа.

Используемые здоровьесберегающие технологии:

  1. Дыхательная гимнастика – Б.С. Толкачевой;
  2. Точечный массаж и дыхательная гимнастика – В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;
  3. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки – В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров.
  4. Массаж с массажными мячиками – К.К.Утробина

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Дети заходят в спортивный зал под веселую музыку и строятся в шеренгу.

Инструктор: Здравствуйте, ребята!  (Проверка осанки, равнения).

Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:

Неуклюжий, косолапый,

 Он сосет в берлоге лапу.

Кто таков? Скорей ответь!

Ну, конечно же, _ _ _ _ _ _

Дети: медведь.

Инструктор. Молодцы, ребята! Это медведь.

А вы хотите превратиться в озорных медвежат?

Дети: Да

Инструктор. Тогда я раздам вам эмблемы.  Теперь вы не ребята, а озорные медвежата.

Мы веселые ребята  - ходьба в колоне по одному

Наше имя – медвежата – на внешней стороне стопы.

Мишки по лесу пошли   -   ходьба с высоким подниманием ног

По тропинке вдаль зашли.

Лапы выше поднимали

По тропинке вдаль шагали.

Мишки быстро побежали      -   легкий бег друг за другом

На малинный след напали

Чтобы Мишкам не хворать   -   потирают себя по животу

Надо шкуру согревать

Дыхательное упражнение: (по методике Толкачевой Б.С.)

Цель: научить детей дышать через нос.

Подуем на плечо, подуем на другое,

Подуем на живот, как трубка стане рот,

А потом на облака и остановимся пока!

Быстро потянулись,

И всем улыбнулись.

Перестроение в две колоны

  1. Основная часть.

Точечный массаж и дыхательная гимнастика

Цель: повысить защитные свойства организма.

  1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
  2. Слегка подергать кончик носа.
  3. Указательными пальцами массировать ноздри.
  4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы отклеились».
  5. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
  6. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».

Общеразвивающие  упражнения без предметов:

Цель: подготовить организм к дальнейшим  физическим нагрузкам:

  1. Медвежата в чаще жили,                       И.П. ноги вместе, руки на пояс

Головой своей крутили.                         Повороты головы вправо, влево  

Вот так, вот так,                                       (6 раз в каждую сторону)

Головой они крутили

  1. Медвежата мёд искали,                             И.П. ноги на ширине стопы Дружно дерево качали.                              руки на поясе

Вот так, вот так,        1 – руку вверх (хлопок)

        Дружно дерево качали.        2 – И.П.

  1. Ну – ка мишка повернись,                        И.П. – ноги на ширине плеч,

Ну – ка мишка покажись.                          руки на поясе

Вот так, вот так,                                          1- поворот туловища в правую

Ну – ка мишка покажись                            сторону

        2-и.п.

        3-поворот туловища в левую

        сторону

        4-и.п. (по 3 раза в каждую  

        строну)

       4. Вперевалочку ходили,                         И.п. – ноги врозь, руки за спиной

И из речки воду пили.                             1-наклон вниз

Вот та, вот так,                                         2 – и.п.

Из речки воду пили                                  5-6 раз

5.Хлопай мишка, Топай Мишка                И.П. – ноги на ширине ступни,         Приседай со мной братишка                      руки на пояс

     Вот так, вот так,                                           2 – и.п.

     Приседай со мной братишка                      5-6 раз

6.     А потом они плясали,                                 И.П. ноги вместе, руки внизу

Выше лапы поднимали.                               Прыжки руки вверх, ноги вот так, вот так,                                                    врозь

Выше лапы поднимали.                                Чередовать с ходьбой 2 раза.

Основные вид движений:

Цель: формирование равновесия, и профилактика плоскастопия.

  1. Ходьба по гимнастической скамейке (руки в сторону).
  2. Ходьба по ребристой доске
  3. Подлезание под дугу (не касаясь руками пола).
  4. Ползать на четвереньках между предметами (конусы)

Подвижная игра «Медведь»

Цель: формирование интереса к физической культуре.

          Играющие становятся в круг. Выбирается водящий – «медведь». Он ложиться на пол в центе круга. Дети, взявшись за руки, хором произносят слова и выполняю движения в соответствии с текстом.

Как – то мы в лесу гуляли                             Ходьба по кругу, взявшись за руки

И медведя повстречали.

Он под ёлкою лежит,                                      Остановится, послушать…….

Растянулся и храпит.

Мы вокруг него ходили                                 Ходьба в другую сторону, на Косолапого будили:                                        носочках

«Ну-ка, Мишенька, вставай                           Погрозить указательным пальцем.

И быстрей нас догоняй»

Дети разбегаются по залу, медведь догоняет их, до кого дотронется, тот выбывает из игры.

  1. Заключительная часть.

Инструктор. Молодцы,  медвежата, вы справились с заданиями.

Дети, вы тренировались, играли, немного устали, присаживаемся на скамейку, сделаем небольшой массаж.

Дети берут массажных ёжиков и садятся. Фоном звучит тихая музыка.

  1. Массаж кистей рук:

Ёжик, ёжик, ты колючий, Покатайся между ручек.

  1. Массаж правой и левой руки:

Двигаем ёжика вверх и вниз сначала по одной руке,, затем по другой, слегка надавливая на мяч (от кисти к плечу  обратно)

  1. Массаж груди:

Ёжика двигаем ладошкой по кругу на груди.

  1. Массаж спины:

Дети поворачиваются по кругу и пододвигаются ближе друг к другу, так чтобы каждый ребенок дотягивался до спины соседа. Дети делают массаж спины друг другу- двигают ёжиков вверх вниз, затем по кругу. По сигналу дети поворачиваются в другую сторону  и снова делают массаж спины.

  1. Массаж ног:

Дети вытягивают ноги. Делают массаж сначала правой ноги, затем левой.

  1. Массаж стоп:

Положить ёжика на пол, прижать его правой стопой, подвигать вперед-назад, слегка надавливая. То же левой стопой.

Дети убирают массажных ёжиков.

Ходьба по залу. Построение (проверка осанки. Подведение итогов. Прощание).



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Выступление на научно-практической конференции в  г. Саранске  

Автор-составитель: инструктор по физической культуре О.А. Янгляева

     

             В условиях модернизации системы образования дошкольного образования все более раскрывает свой национальный характер, национальное своеобразие, сливаясь в трехмерном пространстве – национальной, общероссийской и мировой культуры. « Этот» диалог культур» в образовании – действенный фактор и национального развития, и гармонизации межнациональных отношений.  

           На уровне национально-региональной системы образования в качестве приоритетного направления ее развития выступает осознание необходимости перехода от « человека образованного» к » человеку культуры», соединяющему в своем мышлении и деятельности различные, несводимые друг к другу культуры, формы деятельности. В социокультурном развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. Игра, являясь мощным средством воспитания, существовала задолго до возникновения научной педагогики. Понятие народной игры неразрывно связано с народной педагогикой, которую можно назвать отражением коллективного разума, накопленного народом опыта жизни.

         Народная игра является средством познания сущности человеческих отношений, построенных на гуманном отношении к слабому, немощному человеку, уважительного отношениях людям старшего, почтенного возраста, отношениях равноправия в коллективе сверстников. Опыт подобного взаимодействия переносится человеком в другие виды деятельности, сопряженные с познанием и воспроизведением сущности человеческих отношений, постижением индивидуальных характеристик каждого человека.

          По  средствам народной игры формируется социально значимые качества и представления, нравственные поступки и культура поведения. В процессе индивидуальных и современных игр, требующих согласованности во взаимодействиях с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным, следовать социально – нравственным нормам, формирует понимание. Характерными особенностями народных игр является соревнования, сотрудничество и коллективность в действиях, комплексное воздействие на организм, непрерывность изменения обстановки, самостоятельность действий участников, высокая эмоциональность и др. В играх заложен элемент нового, неопознанного. Нередко одна и та же игра, даже периодически повторяема, не похожа на предыдущие ее варианты, действия ее участников  не идентичны. Она часто проходит по новому и таит в себе много неожиданностей. Вот почему уже одно представление об игре, как правило, вызывает у играющих положительные эмоции.

         Опыт работы в детском саду показывает, как велико образовательное и воспитательное значение народных подвижных игр. С их помощью развиваются различные физические качества, и прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно совершенствуются двигательные навыки. Сложны и разнообразны движения  в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно–двигательного аппарата. Условия  игрового соревнования требуют от детей довольно большого физического напряжения.

         Особенность народной игры как воспитательного средства заключается и в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично- игровые и др.

         Интересно и увлекательно проходят досуги и развлечения в нашем ДОУ. Например, на празднике « Сабантуй», который проводится ежегодно с детьми старшего дошкольного возраста, воспитанники активно участвуют в таких играх как « Разбей горшок», « перетягивание каната», « Донеси яйцо», « Бег с коромыслом», « Бег в мешках». На физкультурных занятиях дети с удовольствием играют в мордовские народные игры: « Раю – раю», « В платки», « В горшки», « Хромая курица». Спортивные развлечения, которые проводятся в районном  ФОКе, обязательно  включают в себя национальные игры.

         Это позволяет ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики ,человеческих отношений. Ведь народная игра целенаправленно активизирует процесс познания окружающего мира и себя, поддерживает детское творчество. Она выступает как мера  как способ творческой самореализации личности ребенка в разнообразных видах игровой деятельности и общения, направленных на освоение, создание и передачу  этнонациональных  ценностей и технологий к их адаптации.

          Игровой фольклор богат и разнообразен. Неоценим он и по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание и ловля, другие виды движений – все это можно найти в народных играх. В играх ребенок осваивает алгоритмы поведения: соблюдение правил игры; подчинение решению  большинства  играющих или членов команды; подчинению капитану команды; выполнение ролевых обязанностей; соблюдений требований времени и места игры; участие в игре от начала до конца и до ее завершения и др.

         В работе с детьми на занятиях и в свободной деятельности широко используем неповторимый игровой фольклор, так как радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление народа о честности, смелости, мужестве, т. е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа.  

         В процессе игры ребенок получает возможность для реализации своей индивидуальности, признания своей неповторимости в коллективе, одобрения педагогом выбранных ребенком способов реализации игровой роли. Практика доказывает, что многие качества Личности ребенка помогает развить использование национально- регионального потенциала игр.

                            Литература

  1. Брыжинский В.С. «Серебряные цепочки». Саранск, 2002.
  2. Григорьев,В. М. народная педагогика и игры в воспитании и развитии личности. На пути  к теории народной педагогики. Вып-1. Музыка, 1995.
  3. Репринцева Е.А. Педагогика игры. Теория. История. Практика. Курск,2005.
  4. Смирнова Е. О. Игра и произвольность у современных дошкольников.С2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Наили Ахмедулловны

Тема инновационного опыта «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ» выбрана не случайно, так как  проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время п...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Инновационный педагогический опытвоспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия    Ибрагимовой Гюз...

Индивидуальный план работы воспитателя на 2014 -2019 г.г. МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Тохбатовой Гульнар Нигматзяновны на межаттестационный период по повышени

Индивидуальный план работы воспитателя на 2014 -2019 г.г.МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района Республики Татар...

Карта оценки эффективности деятельности педагогического работника, инструктора по физическому развитию МБДОУ «Детский сад 21» Петровой Марины Анатольевны за 2021-2022уч.г.

Критерий оценки эффективности деятельности  педагогического работника образовательной организацииПоказатели...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Рябовой Татьяны Александровны 2023 год

Представление педагогического опыта воспитателяМДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»Ичалковского муниципального районаРябовой Татьяны Александровны ВведениеТема опыта: ...

Индивидуальный план работы воспитателя на 2019 -2024 г.г. МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Тохбатовой Гульнар Нигматзяновны на межаттестационный период

Индивидуальный план работы воспитателя на 2019 -2024 г.г.МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района Респуб...