Консультация для воспитателей
консультация на тему
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-tsiya_dlya_vos-ley.docx | 120.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников.»
«Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников.»
Как гласит народная мудрость – «Здоровье сгубишь, новое не купишь». Чтобы сохранить свое здоровье необходимо в первую очередь понимать значение этого термина, который рассматривается как нормальное, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие.
В настоящее время в дошкольном образовании особое внимание уделяется формированию культуры здорового образа жизни детей. «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», — считал В. А. Сухомлинский.
Под «культурой здоровья» детей дошкольного возраста понимают совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья ребенка будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).
Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье. Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.
Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой милый, смышленый, с хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, но не все родители прилагают для этого усилия. Родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр и испытывают трудности в организации совместной физкультурной деятельности. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Всё это приводит к тому, что дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы; некоторые имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально мы можем наблюдать у них неуклюжесть, мешковатость, чувствуется скованность, неуверенность.
Дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
В работе с семьей используются различные формы работы:
- Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;
- Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;
- Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;
- Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания. Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по формированию ЗОЖ:
Массовые
• совместные мероприятия педагогов и родителей родительские собрания («Мы за здоровый образ жизни» )
• конференции
• консультации
• вечера для родителей («Веселые старты», «В гостях у доктора Айболита»)
• школа для родителей
• клубы по интересам («Здоровая семья»)
• совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
• Дни открытых дверей
• Тематические акции («Здоровый образ жизни», «Подари спортивную игру детскому саду»)
• Фотовыставки: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (семейные способы закаливания, «Активный отдых нашей семьи».
Групповые
• КВН, викторины по здоровому образу жизни
• консультации
• совместное творчество
• праздники
• родительские собрания
• выпуск семейных газет («Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач», «Папа, мама, я – спортивная семья»)
•акция «Цветок настроения» - в приемной вывешивается цветок с разноцветными лепестками, родители выбирают определенный лепесток, тем самым узнают, как цвет влияет на состояние здоровья и настроение. •акция «Витаминка» - родителям раздаются заранее подготовленные картинки с изображением фрукта или овоща с информацией о полезных витаминах в них, о том, как они способствуют укреплению здоровья. •акция «Дерево жизни» - в приемной вывешивается изображение ствола дерева, заранее подготавливаются листочки, на которых родители пишут свои рекомендации по укреплению здоровья. • соревнования
• родительские клубы и др.
Индивидуальные
• беседы
• посещения на дому
• выполнение индивидуальных поручений
«Интерактивные формы работы с родителями по формированию основ здорвоого образа жизни у детей дошкольного возраста»
• родительские собрания в нетрадиционных формах (игры, семинары–практикумы, тренинги и др.);
• Дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»;
• праздники здоровья;
• туристические походы, спортивные соревнования;
• выставки детских работ;
• спортивные и другие праздники («Папа, мама, я – спортивная семья» и др.);
• «Круглые столы»;
• «Устные журналы» для родителей;
• клубы «Молодая семья», «За здоровый образ жизни» и др.
• выпуск журналов «Азбука дорожная – азбука надёжная», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.;
• выпуск газет «Добрая дорога детства» и «Мудрая сова»;
• семейные фотовыставки «Наша дружная семья»;
• выпуски «Полезной книги для родителей», бюллетеней, рекомендаций;
• конкурсы на лучшие семейные проекты, поделки;
• совместные занятия с детьми и родителями по физической культуре по познанию;
• мини-турпоходы;
• открытые занятия для родителей (как детей, посещающих дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших);
• «Прямой телефон» и телефон доверия;
• «День радости»;
• консультативные Дни «Сотрудничество»;
• Дни открытых дверей; «Добро пожаловать в д/сад»;
• выпуск семейных газет;
• родительская газета «Здоровье»;
• семейные старты;
• родительская Академия «Здоровье», «Дети – зеркало родителей», «Школа здоровья»;
• ведение «Дневников здоровья», дневников «Шаг за шагом» и многие другие.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога. Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволяют воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей. Организация таких совместных мероприятий позволяет участникам продемонстрировать способы формирования ЗОЖ в семье, проявить заботу о здоровье своей семьи, дает возможность не просто поделиться своим опытом сохранения и укрепления здоровья семьи, но и перенять его у других, почерпнуть что-нибудь ценное для себя. А также интересно и увлекательно провести время со своими детьми, привлечь к совместной деятельности близких родственников. Такие мероприятия являются показателем того, что непосредственное участие родителей способствует созданию положительной мотивации у дошкольников к занятиям физической культурой, укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых, семейных традиций, улучшению психологического климата в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...