Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС
статья (младшая группа) на тему
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников [10]. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanien_prorstranstva_v_dou.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся моделировать игровое пространство в ДОО с учетом ФГОС
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников [10]. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [7].
ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к развивающей предметно - развивающей среде ДОО:
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
• наличие в ДОО или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)
4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в ДОО или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования
6) Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. [10]
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
Для обеспечения возможности ребенку осваивать окружающий мир и развивать свою индивидуальность, в ДОО необходим переход от линейного и полностью регламентированного устройства к пространственной организации образовательно-развивающей среды.
Пространственная организация детского сада в целом и каждой группы в отдельности реализуется через совокупность образовательных пространств, в которых ребенок свободно действует, создает и поддерживает вместе с другими нормы и правила этих пространств.
В педагогической науке понятие «образовательное пространство» определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению [4].
В широком смысле развивающая среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
С позиции психологов, таких как Л. С. Выготский, Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой:«Развивающая предметная среда –это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» [1].
К настоящему времени в отечественной дошкольной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А.В.Запорожец, С.А.Новоселова, Е.В.Зворыгина, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, Н. В. Нищева и др.). Особенностью этих исследований является акцентирование внимания на построении предметно-игровой среды, что предполагает поиск новых подходов к ее организации в дошкольном учреждении, работающем в новых условиях – в русле личностно-ориентированной концепции. Именно в детском саду возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том числе и игрового [2, 3, 6, 8, 9] .
Основными пространствами детского сада являются:
- игровое пространство;
- пространство физической культуры;
- пространство познания окружающего мира;
- пространство личностно-социального развития.
Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.
Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью жесткости заданных правил и различной предметностью (например, математических).
Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент.
Предметно-игровая среда в современных ДОО должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.
Благодаря идущей в настоящее время реформе дошкольного образования, в детских садах исчезло такое явление как нехватка свободного времени на игру. Но остались еще некоторые проблемы, одна из которых – организация предметно-игровой среды в разных возрастных группах в условиях детского сада. Как показывает изучение практики, многие педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так называемой «визуальной красоты и наполняемости». При таком подходе к организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на ребенка-дошкольника. Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: ребенку должно быть удобно их взять, перенести с места на место. Статичная, витринная «красота» интерьера с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям, должно уступить место «красоте» функциональной. Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т.д.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор [5].
При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОО. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
При формировании игрового пространства необходимо:
- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых;
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т.д.).
Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами.
Предметно-пространственная среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
Использованная литература:
- Абузярова Л.А. Предметно - развивающая среда ДОУ [Текст] / Л.А.Абузярова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 6.
- Венгер, Л. А.; Запорожец, А. В. : Гуманизация дошкольного воспитания. [Текст]/ Л. А.Венгер, А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. – С.5-7
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6.
- Захарова, Т.Н. . Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка. [Электронный ресурс]/ Т.Н.Захарова. – Электронные данные. – Научная библиотека диссертаций и авторефератов Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rasshirenie-obrazovatelnogo-prostranstva-detskogo-sada-kak-uslovie-formirovaniya-sotsialnoi-#ixzz3U5tqb1Ug
- Предметно-пространственная среда детского сада: пособие для воспитателей/Под ред. Н.А.Коротковой. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 96 с.
- Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В. Нищева.- СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2007. - 128 с., ил.
- Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. [Текст] / С.Л.Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
- Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст] / С. Л. Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.-С. 43-48.
- Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. [Текст] / В.А.Петровский.– М.: Просвещение, 1993. – 216 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», г. Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС
Моделирование игрового пространства в ДОУ...
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОСВопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с вве...
Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...
Моделирование игрового пространства в подготовительной группе ДОО с учетом требований ФГОС.
Актуальной на сегодняшний день остается проблема моделирования игрового пространства, ведь она играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду...
Моделирование игрового пространства в группе ДОО с учетом требований ФГОС ДО.
О создании развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО....
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание,но и среда в которой пребывает ребенок....