Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС
методическая разработка на тему
Моделирование игрового пространства в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_igrovogo_prostranstva_v_dou_s_uchyotom_trebovaniy_fgos.docx | 71.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35 , КАНЕВСКОГО РАЙОНА,
ст.ЧЕЛБАССКАЯ.
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учётом требований ФГОС
Подготовила: Гусева Е.А.
2015г.
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который вступил в силу 1 сентября 2014 года.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования разработаны требования к развивающей предметно - пространственной среде, которая должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста, быть содержательно насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной.
В соответствии с ФГОС Дошкольного Образования в развивающей среде групп представлены пять образовательных областей. Предметно-игровое пространство групп создано с учетом возрастных возможностей и интересов детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно-развивающая среда создана с учетом интересов мальчиков и девочек.
Среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и поэтому необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению групповых помещений, созданные в целом руками детей (самостоятельно, совместно с воспитателем или родителями) для того, чтобы дети почувствовали себя хозяевами группы, уважали свой труд и труд товарищей, испытывали гордость оттого, что доставили радость другим.
Требования к организации предметно-развивающей среды
1. В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной) .
2. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни с удовольствием будут играть в уютных домиках и других сооружениях, рассчитанных на игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.
3. Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.
4. Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
5. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:
- интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам, сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам) ;
- «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст.
6. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов.
Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы.
В первой младшей группе МБДОУ детского сада №35 созданы различные центры, где дети имеют прекрасную возможность свободно заниматься.
В театральном уголке «В гостях у сказки… » имеется ширма, представлены разные виды театра: настольный, плоскостной, теневой, перчаточные куклы, пальчиковый театр и театр на фланелеграфе. Данную зону мы с коллегой оформили, в связи с тем, что игры в театр способствуют развитию творческого потенциала, умению перевоплощаться, снятию психоэмоционального напряжения, доставляют детям радость, удовольствие, положительные эмоции.
Рядом с театральным уголком расположен музыкальный уголок, где находятся бубны, погремушки, барабаны, дудочки и т. д. Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, узнают знакомые мелодии, сыгранные воспитателем, например, на металлофоне. Безусловно всё это помогает в развитии певческой активности малышей. Каждый день дети слушают детские задорные песенки, спокойную музыку во время игры, а так же звуки природы.
Уголок книги привлекает ребят различными яркими картинками, иллюстрациями, пазлами, которые обогащают развивающееся воображение. Данная зона - любимое место для ребят.
Малыши любопытные исследователи окружающего мира. Поэтому мы создали им условия для самостоятельного поиска ответов на свои вопросы – это мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами. Для развития творческого потенциала детей здесь отведено место для коллекций. Коллекционирование – это приобщение ребёнка к миру маленьких тайн, открытий, закладываются задатки исследовательской деятельности. В центре находятся коллекции, в создании которых принимали участие дети, их родители, воспитатели: «Шишки», «Ракушки», «Камушки», «Орехи».
Несомненно мы помним и про очень важный аспект как здоровьесбережение, а именно центр «Мы спортсмены», который направлен на укрепление и сохранения здоровья детей. В нём находится оборудование для индивидуальных занятий, для корригирующей гимнастики, материал для подвижных игр.
Большой популярностью у детей пользуется центр «Мы играем», где расположены уголки и атрибуты для сюжетно – ролевых игр (парикмахерская, больница, и т. д., подобранные с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Учитывая гендерный подход, в игровой создан уголок для мальчиков "Маленькие строители", "Автопарк" и уголок для девочек "Маленькие хозяйки».
Для удовлетворения потребности детей в самовыражении через рисование, и лепку, оборудован центр «Умелые ручки».
В Лего - центре представлены различные виды конструкторов, игры «Сказочный городок», «Автопарк». Строительный материал: мелкий (настольный) и крупный (напольный, а также конструкторы разной величины и формы, различный по сложности способам соединения деталей, который приобщают к миру технического изобретательства, развивае эстетический вкус. Конструктивные навыки дают возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение.
Каждую неделю мы стараемся обновить игровые центры и пополнить их новым материалом, соответствующим тематике недели. Ведь правильно созданная предметно - пространственная среда позволяет развивать социальные и психологические характеристики личности ребёнка: инициативность, самостоятельность, право выбора, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, творческие способности, чувство собственного достоинства, способности к принятию собственного решения.
А ведь именно такими, мы хотим видеть наших воспитанников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОСВопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с вве...
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...
Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды Д...
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...
Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС
Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС...
Статья « Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС».
Статья « Игровое пространство средней группы дошкольной организации: требования ФГОС»....
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание,но и среда в которой пребывает ребенок....