Использование интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по физкультуре (средняя группа) на тему

Абдуллина Елена Алексеевна

Реализация интегрированного подхода в ДОУ возможна при соблюдении ряда педагогических условий. Рассмотрим эти условия на примере интегрированных физкультурных занятий с использованием материала по экологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Реализация интегрированного подхода в ДОУ возможна при соблюдении ряда педагогических условий. Рассмотрим эти условия на примере интегрированных физкультурных занятий с использованием материала по экологии.

Одним из таких условий является обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников.

В настоящее время учебно-воспитательный процесс в ДОУ наряду с воспитателями осуществляют специалисты различного профиля — по музыкальному, эстетическому, экологическому, физическому воспитанию. С одной стороны, их появление в штатном расписании ДОУ имеет положительные стороны, проявляющиеся в разнообразии содержания педагогического процесса и повышении его уровня. С другой стороны, это создает и определенные трудности, прежде всего, в налаживании необходимой координации между воспитателем группы и освобожденным специалистом в рамках целостного педагогического процесса. В отдельных случаях образовательный процесс строится на основе предметного подхода, как в школе, что является неприемлемым.

Следовательно, для сохранения логики педагогического процесса в ДОУ, целесообразно сближение воспитателя и специалиста в их совместной работе с детьми и согласованный выбор таких форм обучения, которые соответствуют решению образовательных задач, ориентированы на личностный подход к ребенку, адекватны возрастным (анатомо-физиологическим и психическим) особенностям дошкольников и отвечают гигиеническим требованиям к условиям пребывания ребенка в ДОУ.

В отличие от традиционной организации занятий по различным разделам воспитания в ДОУ интегрированные физкультурные занятия на экологической тропинке здоровья проводятся инструктором по физической культуре совместно с воспитателем (экологом), что предполагает их тесное сотрудничество и взаимодействие и определяет необходимость согласования программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников (выявление межпредметных связей).

Необходимым условием интеграции педагогического процесса в ДОУ является координация деятельности педагогов, которую может осуществлять педагог-эколог или методист (в детских садах, где нет возможности ввести в штатное расписание ставку эколога). Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществить экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями, т.е. создает условия для эффективной реализации экологического образования.

Это требует компетентности педагогов в вопросах организации и методики как физического, так и экологического воспитания дошкольников и обусловливает целесообразность организации постоянно действующего семинара-практикума, направленного на повышение уровня профессионализма педагогического персонала ДОУ. На семинаре прорабатываются темы, связанные с новым содержанием, новыми формами, методами и приемами работы с детьми. Семинар сочетает в себе теоретический и практический аспекты. Каждый "шаг" в освоении методики не только апробируется на практике в группах, но внедряется в их работу на длительные периоды с тем, чтобы иметь возможность анализировать результаты освоения материала. Занятия семинара проводятся с педагогическим коллективом один-два раза в месяц, начиная с сентября. Воспитателям и инструктору физического воспитания даются практические задания и срок их исполнения. Полученные результаты специально обсуждаются и анализируются на последующих занятиях семинара. Примерный календарный план занятий семинара-практикума для педагогов ДОУ представлен в приложении 2. Необходимо также отметить, что формирование физической и экологической культуры личности детей во многом обусловлено не только пониманием педагогами целей и задач, владением методикой физического и экологического воспитания дошкольников, готовностью педагогов к творческому поиску путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, но и ориентацией на гуманистическую, личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка.

Общепризнанно, что семья, как и детский сад, играет решающую роль в становлении личности ребенка. В этой связи важно обеспечить преемственность формирования основ физической и экологической культуры ребенка в условиях детского сада и семьи. Наиболее целесообразно комплексное использование различных форм работы с семьей: тематических консультаций, педагогических бесед, дней открытых дверей, открытых занятий, практических семинаров с родителями и детьми, папок-передвижек, стендов (уголков) для родителей, совместного участия детей и родителей в мероприятиях активного отдыха и др.

Важным педагогическим условием организации и проведения физкультурных занятий, предусматривающих интеграцию разделов физическое и экологическое воспитание программ дошкольного образования, является наличие экологической тропинки здоровья.

Впервые понятие "природная тропа" появилось в США. В начале века лесничий Б.Маккеи предложил учредить нечто вроде "заповедника для пешеходов" - проложить тропу по Аппалачскому хребту. Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Такие же тропы стали создавать в других странах мира (292, с. 12).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста...

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время в воспита­тельном процессе приобрел осо­бую актуальность индивидуаль­но-дифференцированный под­ход к ребенку в зависимости от пола, однако содержание рабо­ты с дошкольниками по поло­...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

нетрадиционный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Использование технологии Н.Н. Ефименко "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста" и применение нестандартного спортивного оборудования....

Презентация "Реализация гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Гендерное воспитание — комплексный подход, который проявляется в любом виде деятельности.Учет гендерных особенностей детей — важнейший аспект здоровьесбережения.Учет гендерных особенностей...

«Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:- сохранение и укрепление здоровья детей, используя  индивидуальный подход к каждому ребёнку....

Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов   «Обеспечение гендерного подхода            в физическом воспитаниидетей дошкольного возраста&ra...