валеология
занимательные факты на тему
Предварительный просмотр:
Валеологическое воспитание в семье.
Подготовила воспитатель Кичина Ю.И.
В системе социально-педагогических условий, определяющих здоровье детей, решающую роль играет общение в семье.
Взаимоотношения с близкими людьми, социальная жизнь, нравственная самоорганизация являются центральными в мировоззрении ребенка. В семье он формирует личностное отношение к себе и к миру - создает основу для саморазвитии личности, затем для самоорганизации семьи.
Еще П.Ф. Лесгафт в свое время писал: "Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его существовании" .
Влияние взрослых на развитие и формирование стратегии здорового образа жизни огромно. Личный пример родителей, уровень осознания ценности здоровья для себя и своего ребенка, их осведомленность в вопросах организации здорового образа жизни обеспечивают включение всех членов семьи в процесс саморазвития и самосохранения.
Семья играет кардинальную роль в создании фундамента здоровья своего ребенка.
Современные исследования как взрослых, так и детей, показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Оттого одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте,искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с семьи и детского сада. Именно это является целью валеологии.
Что такое валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: "valeo" - быть здоровым, и общеизвестного "logos" - учение, изучать.
Вот и получается, что валеология - это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства.
Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое).
Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться здорового образа жизни.
Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука. Ее цели и содержание сводятся к следующему:
-Обучить людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).
-Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.
-Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.
Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи: -исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;
-оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям; -стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей; -укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.
В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.
- Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура (предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья).
Валеологическое воспитание - это процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.
- Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья – от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью – наиболее целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье. ( начиная с планирования семьи).
Рекомендации:
Для успешности формирования здорового образа жизни важно привлечение родителей. Во-первых, на собраниях их знакомят с принципами валеологического воспитания, проводят беседы на тему закаливания, правильного питания, для них размещают стенды с описанием режима дня ребенка. Также проводятся спортивные мероприятия и конкурсы, на которых дети участвуют вместе с родителями (например, «Папа, мама и я – спортивная семья», «День Здоровья»). Родителей приглашают на тематические утренники («Путешествие в страну Здоровья», «Что для зубов полезно, а что вредно?») .
Список литературы
1. Голицына И.И., Карасева Т.В. Основы валеологии. 1996.
2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Избр. педагогические сочинения /Сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988, с. 203 - 204
3. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Монография-эссе. - СПб.: Крисмас, 1999. - 171 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии "Тайны Кощея Бессмертного"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии для детей старшего дошокольного возраста....
занятие по валеологии для детей средней группы "Пальчики и носики - наши друзья"
Формирование у детей дошкольного возраста средней группы представления об особенностях осязания и обаняния....
Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".
Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....
Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника"
Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника". Задачи: 1. Формировать у детей знания о своем организме, о том,...
"Валеология и её музыкальные особенности"
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля детей среднего дошкольного возраста«Приключения Кота Музика в Мышином королевстве» Актуальность. Забота ...
Конспект занятия по валеологии на тему"Неболейка"
Этот конспект направлен на то, чтобы самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления, закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека....
Перспективный план по валеологии для старшего дошкольного возраста по валеологии .
Перспективный план по валеологии подготовительной группы компенсирующего вида . М-ц Тема занятия Цели и задачиСодержание р...