Участие часто болеющих детей в праздниках ДОУ.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лантухова Елена Михайловна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchastie_chasto_boleyushchih_detey_v_prazdnikah_dou.odt28.51 КБ

Предварительный просмотр:

       Участие часто болеющих детей в праздниках ДОУ

        Часто болеющие дети в ДОУ были, есть и, к сожалению, будут всегда. Одна из самых распространённых причин этого заключается в том, что каждый ребёнок проходит адаптационный период и у каждого он проходит по-разному. Но результат, как правило, один: ребёнок, посетив ДОУ несколько дней, сидит дома из-за болезни в течение одной-двух недель, а то и более. Появившись после болезни на несколько дней, он снова заболевает. И всё опять повторяется. Кроме этого есть ещё сезонные эпидемии гриппа и вирусных заболеваний, есть детские болезни с карантинами, такие, как ветрянка, краснуха, скарлатина и т. д. Это далеко не полный перечень всех  причин, по которым дети редко посещают свой садик. Всё это повторяется из года в год и, конечно, мешает педагогическому процессу, который непрерывно осуществляется в течение учебного года. Что делать музыкальному руководителю, ведь песни, танцы, игры исполняются в ансамбле, праздник приближается, а часто болеющие дети появляются  либо накануне праздника, либо непосредственно на праздник и, конечно же, ничего не знают? Как сделать так, чтобы  каждый ребёнок чувствовал себя участником праздника (развлечения, досуга), а не пассивным зрителем? Об этом задумывается каждый педагог, работающий с детьми. Чем же нужно руководствоваться при решении данной проблемы? А руководствоваться нужно двумя очень важными принципами: «Не навреди!» и «Доставь ребёнку радость!». Каждому ребёнку на празднике должно быть психологически комфортно и радостно, он должен чувствовать себя защищённым и, по возможности, выразить себя. Как это сделать? Попробуем разобраться.

    Главная цель музыкального воспитания в ДОУ  - добиваться развития устойчивого интереса каждого ребёнка к музыкальному искусству в целом и к каждому виду музыкальной деятельности в частности. Это принципиальное отличие от уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах, где главная цель — научить. Это значит, что на музыкальных занятиях должна царить атмосфера радости, удивительных открытий, неожиданности, игры, фантазии, то есть ТВОРЧЕСТВА! Здесь  не могу иметь места принуждение, утомительные репетиции, дрессировка, затягивание занятий.

     Очень важно, чтобы музыкальный высокохудожественный (!) репертуар был доступен детям  по содержанию, соответствовал их возрастным возможностям, интересам, танцевальные композиции не были перегружены перестроениями, сложными танцевальными движениями и фигурами, а песни соответствовали голосовым возможностям и диапазону всех детей.

     Во время занятий необходимо чередовать виды музыкальной деятельности так,   чтобы дети не уставали и не переутомлялись. Очень важна систематическая, планомерная педагогическая работа по музыкальному воспитанию. Приобретение знаний, умений и навыков у дошкольников происходит преимущественно в игровой форме, с помощью специальных технологий и методик, музыкально-дидактических игр и «игр со словом». Ещё лучше, если каждое занятие будет тематическим, с определённой сюжетной канвой. При такой организации музыкальных занятий ребёнок не замечает, что его обучают, занятия  «пролетают» незаметно. Дети не устают, но развиваются музыкально и эмоционально, постепенно у них проходит страхи и неуверенность в себе. На праздниках и досугах часто болеющие дети  также чувствуют себя комфортно, не комплексуют, легко встают в игру, танцы и хороводы, повторяя движения за всеми детьми. Если они сомневаются в своих силах, то остаются сидеть на стульчиках и смотрят на выступления товарищей.

     Очень важна работа с родителями. Через воспитателей передаются тексты песен, стихи, которые родители разучивают со своими детьми дома. Некоторые дети рвутся выступать. В зависимости от возможностей родителей таких детей готовят сольный номер: стихотворение, сольный танец (песню, роль, фокус и т. д.) или  номер с участием родителей (с помощью музыкального руководителя, воспитателя или самостоятельно). Если ребёнок ещё не втянулся в жизнь детского сада, стесняется выступать соло, то не надо его вынуждать! Сама мысль о том, что он должен обязательно сделать то, что он плохо знает, в присутствии большого количества детей и взрослых, безнадёжно испортит ребёнку праздник. Он даже может заболеть!   Пусть ребёнок поучаствует в аттракционах, играх, не требующих подготовки, встанет в общий хоровод, подстраиваясь под движения других детей, примет участие в шумовом оркестре.... Главное, чтобы ребёнок захотел этого САМ! И уже не так важно, с правой он ноги пошёл или с левой. Общее праздничное настроение, атмосфера сотворчества и радости от сопричастности к общему ДЕЙСТВУ всех и для всех, включая педагогов и родителей, снивелирует погрешности. Никто и не заметит, что один ребёнок где-то запнулся или ошибся.

    Бывают случаи, когда вирусы «косят»почти всех детей группы, а праздник  близко. Что делать музыкальному руководителю? Нужно выстраивать досуг таким образом,  чтобы основную нагрузку взяли на себя воспитатели и музыкальные руководители. Именно они в качестве «сказочных гостей» придут к детям, разыграют сценку или вовлекут детей в какое-то действо, не предполагающее подготовки. Танцевальные композиции пройдут по показу, а весёлые соревнования (возможно, с участием родителей) своим азартом вовлекут самых неуверенных в себе детей. Сюрприз или «волшебство» завершат праздник и доставят радость  и удовольствие всем.

     Если музыкальное воспитание ведётся по авторитарному принципу, если творчество подменяется монотонными и утомительными дрессировками и повторениями, часто с увеличением времени занятий (что совершенно недопустимо!),то нарушается ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ музыкального воспитания, дети не хотят идти на музыкальные занятия, не хотят, чтобы  музыка была неотъемлемой частью их жизни. При таких условиях праздник становится «обязаловкой», «показухой»,  на которой любое неловкое, «неправильное» движение «карается» строгим взглядом педагога. Как часто на таких «мероприятиях» за чётким исполнением танцевальных движений вместо удовольствия от музыки можно наблюдать очень серьёзные и напряжённые взгляды замученных детей! Иногда к ним прибавляется «оскал» искуственной улыбки. Дети не могут «подвести» своих педагогов! Согласитесь, что ни о каком творческом развитии детей  здесь не может идти речь. Попав сразу после болезни на такое «мероприятие», ребёнок будет стараться «отсидеться» среди родителей, посмотреть праздник «со стороны».

      Вспомним, что «Праздник — это....   торжество, празднование чего-либо обрядами...., почёт событию или воспоминанию о нём» (Даль В.И.Толковый словарь живого  Великорусского языка). Для педагогов ДОУ праздник — это промежуточный результат, итог, показывающий уровень, которого достигли дети в процессе планомерной педагогической работы. Но об этом знают только педагоги! Для детей праздник  - это ожидание чудес, возможность проявить себя и разделить радость с друзьями и родными.  И педагоги должны со своей стороны сделать всё,  чтобы именно такой праздник состоялся для каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика для часто болеющих детей Вареник Е.Н.

отсканированный вариант книги. В книге представлен практический сатериал, где автор раскрывает структуру организации проведения утренней гимнастики для детей дошкольного возраста с учетом коррекции.Ма...

Доклад " Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей"

Главной задачей профилактического направления в медицине является борьба за снижение заболеваемости....

комплекс домашних упражнений для часто болеющих детей

К группе часто болеющих относятся дети, болеющие острыми респираторными вирусными инфекциями до 4 и более раз в году. Выяснено, что к факторам, вызывающим повышенную заболеваемость, относятся загрязне...

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Участие часто болеющих детей в праздниках ДОУ.

Участие часто болеющих детей в праздниках ДОУ....

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне  для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....