Взаимосвязь мировоззрения и мышления
презентация на тему
Рекомендации педагога-психолога по формированию позитивного мировоззрения педагогов ОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимосвязь мировоззрения и мышления | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время человечество переживает глобальный мировоззренческий, экологический, экономический, социологический, педагогический кризис. В науке и обществе происходит фундаментальное изменение представлений о мире , возникает новое видение реальности, понимание того, что все многообразие мира только традиционным рациональным подходом охватить невозможно и необходимо учитывать другие – иррациональные способы познания внешнего мира и внутреннего мира самого человека.
Наиболее существенным фактором, определяющим изменения в понимании окружающего мира и взаимосвязи с ним человека является позитивное мировоззрение . Для выработки позитивного мировоззрения необходимо базироваться на представлениях об устройстве мира, о законах жизни, выработанных как на Западе, так и на Востоке. Обе системы имеют право на существование и взаимно дополняют оба направления познания – как рационального, так и иррационального. При разном подходе Востока и Запада цели познания совпадают – это изучение мира, проникновение в сущность вещей. «Восток исследует духовный мир – проникает в глубины сознания, а Запад – материальный, физический мир – проникает и изучает глубины вещества. Оба направления ведут наблюдения в мире, недоступном обычному человеческому восприятию. В современной физике это – мир атомных и субатомных частиц, в мистицизме это – сознание, его измененное состояние, не поддающееся анализу с помощью рассудка (Э.И.Борисов ).
До сих пор человек шел по пути освоения внешнего пространства. Сегодня логика познания, имеющиеся знания и представления понуждают общество обратиться к «внутреннему пространству» – к внутреннему миру человека . Такой подход помогает человеку не только познать себя, но и приблизиться к познанию жизни . О том, что это время настало, свидетельствует широкая активность обсуждения вопросов современного миропонимания, как у нас в стране, так и за рубежом. ВНУТРЕННИЙ МИР "Духовность струится изнутри, пробиваясь из неиссякаемого родника жизни, утоляющего любую жажду". Эрнест Холмс
Под понятием «природа» нередко понимают физический, растительный и животный мир, а под законами природы – только физические, химические и биологические законы. Но человек, обладая сознанием, живет в двух мирах, не только в физическом, видимом, но и в духовном, невидимом.
А.А. Гостев отмечает, что в духовном мире действуют свои непреложные законы, самым непосредственным образом определяющие земную жизнь людей. Человечество много знает о том, как надо жить, но многое ли из известного использует в повседневной жизни? Среди причин такого положения дел можно назвать и лень, и отсутствие мотивации и другие, но все же , главной причиной является недостаточно глубокое знание и понимание духовных законов, недооценка взаимосвязи законов духовной и материальной жизни . Человек недооценивает обратную связь , влияние на него самого, на его судьбу собственных мыслей, чувств, поступков, его отношения к себе и к другим людям, к окружающему миру .
Знание законов – это возможность видеть более полную картину явления, события, ситуации. Все больше людей в наши дни осознают необходимость таких знаний для здоровья, счастливой жизни. Назовем их духовными принципами жизни. Истинная духовность – это образ жизни, это желания, мысли, чувства, поступки в соответствии с принципами мироздания, духовными принципами жизни. Необходимо изучать духовные принципы, стремиться осознать и добровольно следовать им и, как следствие, жить полнокровной и счастливой жизнью. Иначе, незнание законов не освобождает от ответственности, и человек вынужден до конца дней своих бороться с жизнью, испытывая разочарования и страдая. Не зная духовных законов, люди часто подменяют духовность нравственностью, когда внутренний позыв исходит не из истинного побуждения, а от желания соответствовать ожиданиям окружающих, когда человеком управляют законы и принципы, принятые в обществе. Но законы социума не могут гарантировать надежность и стабильность, необходимые для внутреннего комфорта каждого человека, поскольку они изменчивы и различны в обществах разных эпох и культур.
В отличие от социальных, духовные законы, как и любые законы естествознания, являются внеличностными и неизменными. Именно их неизменность и делает их единым для всего человечества стержнем, вокруг которого формируется целостная картина совершенного мира, лишенного каких-либо противоречий. Самая важная и характерная черта такого видения мира, можно сказать, его сущность, – осознание единства и взаимосвязи всех вещей и явлений, переживание их как различных аспектов единой сущности.
Как отмечает Э.И. Борисов, фундаментальное единство всего сущего, являющееся отличительной чертой всех учений, отвергает первоначальную двойственность: духа – материи, добра – зла и т.д. Мирское и духовное тоже есть единое, единая жизнь. Трудности современного человека в примирении духовного с материальным, невидимого с видимым отражают механистический подход западной науки, философии, образования.
Если в физике создана единая теория поля, то теперь создается единая концепция жизни, разума, материи и эволюции . Основы ее закладываются в новой теории живых самоорганизующихся систем, возникшей в последние десятилетия из кибернетики (И. Пригожин и др.). Человечество стоит на пороге фундаментальных перемен в научном и социальном мировоззрении. За принципом единства следует такой же древний и фундаментальный принцип разумности . Точку зрения разумности Вселенной разделяли и разделяют, как в далекие столетия, так и сегодня, как , психологи так и философы.
Древние греки считали: «Разум правит миром» (Анаксагор). Лейбниц писал, что Природа своим разумным устройством свидетельствует в пользу идеи о Разумном Творце: «Библия видит картину мира в Божественном Разуме –и Божественной любви ». В основе философской системы Гегеля лежит учение о так называемой Абсолютной Идее, Мировом Разуме. А.Эйнштейн также утверждал: «Моя религия – это глубоко прочувствованная уверенность в существовании Высшего Интеллекта, который открывается нам в доступном познанию мире». «Вселенная разумна; разумно все во Вселенной; существует иерархия разума. То есть существует разум Вселенной – Высший разум, разум Земли – ноосфера, разум коллективный, общественный, разум человека, разум организма человека, разум отдельных органов вплоть до разума клетки » (Э.И.Борисов, с.103).
Академик В.В. Струминский писал в 90-х годах прошлого столетия: Вселенная состоит из огромной материальной и духовной составляющих мира. Живую материю, животный и растительный мир породила духовная составляющая материи. Так как Вселенная обладает разумом, разум человека не является самостоятельной функцией его тела, а напротив, является производным, частным, индивидуальным проявлением единого разума. Размышляя, человек оперирует огромным объемом энергии в быстрой, легкой и подвижной форме, в форме мысли.
Мысль есть область намерений, побуждений, целей . Мысль способна созидать, исцелять, но и разрушать. Древние греки говорили: «Прежде чем подумать, подумай!». Мысль – это энергия, и будучи энергией, создает мыслеформы – устойчивые образования энергии, несущие определенную информацию. Существует последовательность мысли слова поступки Образ жизни
«Если позитивное мышление порождает позитивные жизненные обстоятельства , то негативное мышление порождает негативные жизненные обстоятельства, которые, в свою очередь, угнетающе действуют на мышление. Результат – безрадостная жизнь, приводящая к депрессии» (Э.И.Борисов, с.136). Позитивное мышление приводит к радостной счастливой жизни!
По мнению академика РАМН В.П.Казначеева , в клетках живого вещества существует полевая форма жизни, при которой происходит сохранение и накопление информации на уровне микрочастиц, микрополей. Такой полевой сгусток может воспроизводить, сохранять и умножать информацию, он связан с другими материальными телами как активное образование, способное вписываться в другие образования и воздействовать на них, на окружающее пространство. Мы состоим из атомов , и внутри каждого атома пульсирует интеллект. Любая клетка не что иное, как разум, организовавший взаимодействие бесчисленного множества составляющих.
«Современная наука действительно пришла к выводу, о том, что в основе Бытия лежат мыслеформы и что по ним, как по матрице, строится материя, то есть первоэлементами мира являются не частицы, а виртуальные формы» (Н.Е.Мельников, с.52) Открытия в современной физике фактически подтверждают, что мыслеобразы обладают огромными структурообразующими свойствами и определяющим влиянием на все, что происходит с человеком в жизни, включая здоровье (Н.Е.Мельников ).
Согласно представлениям древневосточной медицины, в случае заболевания необходимо, прежде всего, прочистить «пути, по которым течет поток энергии, чтобы вернуть энергию каждому органу, каждой клетке». К этому мнению пришли сегодня и некоторые врачи (А.С.Залманов, 1998).
Из вышесказанного следует заключение , что счастье – это состояние ума , а не совпадение внешних обстоятельств. В первую очередь необходимо заботиться о воспитании здравомыслия, основанного на единых духовных принципах, формирующих целостное мировоззрение. Здоровый образ жизни определяется здоровым образом мысли.
Можно сформулировать ряд утверждений, выражающих этот хотя и достаточно простые, но вместе с тем, чрезвычайно важные принципы: – важно не то, что с человеком происходит, а то, как он к этому относится; – жизнь человека есть то, что он о ней думает; – надо не столько пытаться изменить свою судьбу, сколько свои взгляды на жизнь; – меняя мировоззрение, человек непроизвольно меняет мысли, чувства, поступки; из поступков складываются привычки; привычки формируют характер; характер определяет судьбу.
Поэтому, меняя мировоззрение, можно многое изменить вокруг . Каждый человек творит свою судьбу своими мыслями, желаниями и поступками. Здоровье определяется знанием законов мироздания, законов жизни и выполнением этих законов, т.е. мировоззрением, миропониманием, мироощущением человека, или, как говорил Платон, «мирочувствованием». Опыт показывает, что все люди, достигшие успеха в духовной жизни, как правило, реализуются и в личной, и в социальной, и в профессиональной жизни.
Библиографический список: 1.Борисов Э.И. Современные представления о здоровье. Взгляд с Запада, взгляд с Востока. От древних учений до новейших достижений науки / Э.И.Борисов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007. 2.Волченко В.Н. Миропонимание XXI века / В.Н. Волченко. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2001. 3.Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья / А.А.Гостев. – М.: Ин-т психологии РАН, 1998. Залманов А.С. Тайная мудрость человеческого организма / А.С.Залманов. – Минск: Инфарад, 1993. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации и путь разума / Н.Н.Моисеев. – М.: Языки русской культуры, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь речи и мышления
Взаимосвязь речи и мышления Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является е...
Проект "В мире животных" Цель проекта: формирование представления у дошкольников о животном мире, взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и сво
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №93 г. Карталы» ПроектТема: "В мире животных"для детей средней группы...
презентация " взаимосвязь речи и мышления"
Основные компоненты речи и способы их развития и влияние на развитие мышления...
Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
ВЗАИМОСВЯЗЬ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И УРОВНЯ ИХ АКТИВНОЙ РЕЧИ
ВЗАИМОСВЯЗЬ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И УРОВНЯ ИХ АКТИВНОЙ РЕЧИ Нестерова Н.В.студентка 2 курса, направления подготовки«Психолого- педагогическое образование&raq...
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...
Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...