Работа с одаренными детьми
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атемарский детский сад № 1 «Теремок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Подготовила: инструктор по физ. культуре
Ляличкина Л.Н.
Атемар 2018
Современная система дошкольного образования ориентирована на личность ребенка, одной из приоритетных задач которой является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, а эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Механизм выявления и психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ носит систематический, долговременный характер, предполагающий длительное наблюдение за конкретным ребенком, различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, связанные как с образовательным процессом, так и со свободной деятельностью. Хорошо зарекомендовали себя интегрированные мероприятия, объединяющие активное сотрудничество с воспитателями, музыкальным руководителем.
Уникальность одаренного ребенка обусловливается тем, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что могут сделать другие дети.
Для выявления спортивно одаренных детей в педагогической практике используются следующие методы:
– педагогическое наблюдение за дошкольниками в разных видах деятельности;
– анализ результатов диагностики физической подготовленности;
– изучение психологических и индивидуальных особенностей;
– метод прогнозирования будущих достижений ребенка;
– внеситуативно-личностные беседы с ребенком.
Педагогические наблюдения показали, что дети с психомоторной одаренностью проявляют повышенный интерес к двигательной деятельности. Они легко и пластично двигаются, обладают высоким уровнем развития основных двигательных навыков, имеют хорошо развитую физическую силу, развитое чувство равновесия, высокую зрительно-моторную координацию, способность удерживать точный ритм и высокий темп движений, сохранять точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве. Им свойственна способность «схватывать» и запоминать технику движений, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, проявлять настойчивость, азартность в достижении цели. Количество попыток, необходимое для овладения новыми движениями у них гораздо меньшее, чем у других детей. Характерно и то, что по некоторым показателям одаренный ребенок может достигать уровня, свойственно для старшего возраста.
В работе с одаренными детьми применяется индивидуальный подход с учетом особенностей центральной нервной системы ребенка. Часто имея завышенную самооценку, одаренные дети не всегда благополучно адаптируются в группе сверстников. Педагогами инициируются беседы, старшие дошкольники привлекаются в работу с детьми младшего возраста как помощники и наставники малышей. На основании совместно с воспитателем дошкольного учреждения проводятся игры-тренинги с элементами сказкотерапии. Одаренные дети составляют костяк команд для участия в спортивных праздниках и физкультурных досугах, что дает детям возможность для роста и развития в плане социализации, позволяет наладить коммуникацию со сверстниками.
Работа по выявлению одаренных детей строится на принципах оптимизации, дифференциации и индивидуализации.
Обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей осуществляется путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении. Двигательная активность дошкольников направляется в русло их опыта, интересов, желаний и функциональных возможностей организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников направлена на развитие умственных, психических и физических способностей и качеств детей. В режим двигательной активности детей включаются игры и игровые упражнения, позволяющие не только удовлетворить потребность ребенка в движении, но и развить необходимые качества. Так, у детей с высоким уровнем двигательной активности особо уделяется развитию внимания, произвольного поведения. Для детей с низким уровнем двигательной активности подбираются игровые упражнения на развитие быстроты движений. Важным является вовлечение детей разного уровня двигательной активности в совместные игры, поскольку в дошкольном возрасте пример сверстника является значимым, дети учатся друг у друга, под руководством педагогов, непосредственно в процессе игровой деятельности.
Образовательная среда, созданная совместно с родителями и педагогами в ДОУ и окружающая воспитанников, соответствует следующим принципам:
– функциональности, заключающийся в заполнении среды востребованными, многофункциональными, вариативными ресурсами, которые по необходимости легко трансформируются;
– динамичности: предметно–развивающая среда физкультурного зала дошкольного учреждения является изменяющейся, трансформирующейся, разнообразной, что стимулирует интерес ребенка, а значит и его развитие;
– активности, самостоятельности, творчества: совместно с воспитателями и инструктором физического воспитания организуются уголки с доступным оборудованием в групповых комнатах, а также игротеки на участках во время прогулок и на занятиях по интересам;
– учета половых различий детей: соблюдение интересов мальчиков и девочек.
Важное значение имеют разработанные индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных воспитанников, дающие возможность планомерно развивать психомоторные способности ребенка и справляться с возникшими трудностями. Одаренная личность – это личность особого психического склада, для которой чрезвычайно значима социальная реализация. Спортивно одаренные дети принимают активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях на уровне своего дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности
1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...