Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников.
консультация на тему

Гладышко Наталья Викторовна

Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников.

                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников.

                                                Учитель-логопед Гладышко Н.В.

МДОУ «Детский сад №24 с. Крутой Лог         Белгородский район Белгородская область»

Включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми дошкольного возраста помогает более эффективно исправлять речевые нарушения, а также делать занятия более интересными и необычными. На логопедических занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками, динамическими паузами целесообразно применять оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки). Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике используется точечный массаж, помогающий воздействовать на активные точки кожи, являющиеся нервными проводниками и тесно связанные с внутренними органами. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействует на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; позволяет значительно сократить сроки коррекции. Самомассаж биологически активных точек- отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового аппарата. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат в короткие сроки, главное соблюдать последовательность и систематичность. Большое подспорье для логопеда-работа с песком, стабилизирующая  эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Самомассаж кистей и пальцев рук проводят в сухом бассейне, способствующем: нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Использование су-джок массажеров «чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, их умелости и ловкости. Речевое подкрепление увлекательных движений удвоит эффект. Пальчиковую гимнастику целесообразно связать с лексической темой. Развитию тонких движений пальцев рук способствуют: выкладывание букв из риса, гороха, фасоли, пшена; рисование на песке, манке, ладошке или спине соседа; сопряженная гимнастика. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением они выполняют двигательные упражнения. Задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-путешественники». Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиком, косточкой, ракушкой, пуговицей. При изготовлении работ по лексическим темам возможно объединить лексику, грамматику и мелкую моторику.  Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Для выработки хорошей дикции необходимо укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, отработать речевое дыхание.  В коррекции речевых нарушений очень важна система дыхательных упражнений: вдох и выдох носом (при закрытом рте), цель-развивать глубокий носовой вдох; вдох и выдох ртом (развивать ротовой выдох); вдох ртом, выдох носом (цель развивать активный выдох); вдох носом, выдох ртом (цель-развивать активный выдох). Упражнения на развитие физиологического дыхания проводятся как на логопедических занятиях, так и на физкультурных. Приступая к развитию речевого дыхания, следует прежде всего отработать бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому способствуют такие игры: «Сделай дорожку для колобка» (на песке), «Горка растаяла» (раздувание ваты) и.т.д. Естественному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по биоэнергопластике- соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Если эти движения пластичны, свободны- происходит активизация. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; развитие способностей;  улучшения внимания, памяти, мышления, речи; совершенствование и координация роли нервной системы. Рука подключается тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок. Для профилактики ОРЗ и гриппа, повышения работоспособности, внимания используется аромотерапия, основана на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел в природных концентрациях. Естественные натуральные растительные  средства нетоксичны, не обладают побочными эффектами. Во время прохождения лексической темы: «Ягоды» уместно использовать аромат ягод. Действие аромопрепаратов ни в коем случае нельзя назвать кардинальным, так как положительные изменения происходят мягко и постепенно. Правильное, систематическое, регулярное применение этих средст улучшает состояние здоровья ребенка. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными если взять в помощники двигательные упражнения. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.П. Павлова. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие, речевые нарушения. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволит: выработать правильное речевое дыхание; стабилизировать общий тонус организма; развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; улучшить фонематический слух и ритмико-интонационную сторону речи; повысить речевую активность. Эти упражнения можно использовать как элемент занятия, так и в различных играх. Данный материал можно найти в книге Е.А. Алябьевой «Занятия по психогимнастике с дошкольниками». Игры дают прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, поскольку действие ребенка педагог сопровождает описанием предметов, явлений, подбирая образные выражения. Таким образом, коррекционно-развивающая работа с использованием здоровье сберегающих технологий способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на логопедических и физкультурных занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

                Литература:

  1. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.,2010.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии/ М: «Вако»,2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у детей.

В данной работе освещаются  части комплесной коррекционно-развивающей работы, направленной на внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедические занятия  с детьми дошкольного возраста...

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников

Приобщаясь к современному обществу, ребенок входит в совершенно другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников

В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др....

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, ...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...