Программа по валеологии "Азбука здоровья"
методическая разработка на тему
Разработана с использованием ИКТ, игровой, опытно-исследовательской технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_valeologii.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №135 |
Программа по валеологии «Азбука здоровья» |
Воспитатель: Иванова Елена Геннадьевна |
2018-2019 |
Программа по валеологии «Азбука здоровья»
на учебный год воспитателя Ивановой Е. Г.
Цели
Формирование валеологической культуры дошкольников, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Задачи программы:
1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
2. Формировать у детей адекватные представления об организме человека. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле.
3. Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.
4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма. 5. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
6. Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
7. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.
8. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.
9. Профилактика и устранения вредных привычек.
Используемые технологии:
- здоровьесберегающая
- информационно-коммуникационные технологии
- исследовательская деятельность
Планируемые результаты реализации программы; к концу года ребенок должен знать и иметь представление:
- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;
- о пользе закаливания;
- о ценности своего здоровья;
- об основных функциях организма;
- об основных витаминах в продуктах питания;
- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;
- о первой помощи при травме;
- о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;
- о правилах ухода за зубами;
Ребенок должен уметь:
- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;
- проводить закаливающие процедуры;
- правильно пользоваться личными вещами;
- вовремя и правильно мыть руки;
- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;
- оказывать первую медицинскую помощь
Пояснительная записка: занятия проводятся раз в неделю по 20-25 мин.
Итого: в месяц - 4 занятия.
Содержательный раздел
Месяц | Раздел | Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь | Как устроен человек | 1.Человек-живое существо. 2.Наши органы-глаза, нос, уши. 3.Внутренние органы человека. 4.У нас в гостях Зубик. | Систематизировать и расширять знания о частях тела человека. Развивать интерес к познанию собственного организма. | Беседа по вопросам на темы Дид. игры «Покажи части тела», «вредно-полезно» Экспериментальная деятельность «Измерение своего роста» «Угадай по запаху." №как слышат наши ушки» Гимнастика для глаз. Практическое упражнение «как правильно чистить зубы» Мультимедийные презентации Мультфильм: «Добрый доктор стоматолог» |
Октябрь | Чтобы быть здоровым | 1.Золотые правила питания. 2. Витамины в саду и в огороде. 3.Режим дня. 4. Здоровье в порядке Спасибо зарядке! | Закрепить представления о том, какая еда полезная, а какая – вредная для организма. Подвести детей к пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но моему организму она не полезна» Довести до сознания детей. Что здоровье зависит от качества принимаемой пищи. Расширить представления о витаминах. Подвести детей к пониманию ,что режим дня и двигательная активность важны для здоровья. | Беседы по вопросам. Дид .игры: «полезная и вредная еда» «В каких продуктах живут витамины» Создание Витаминной азбуки. Театрализация на тему «Спор овощей» Мультимедийные презентации Продуктивная деятельность П.игра «Огородники» Экспериментирование «угадай по вкусу» Конкурс «Фруктовые и овощные фантазии» |
Ноябрь | Эмоциональное благополучие ребенка | 1.И хорошее настроение не покинет больше нас. 2. Мне страшно. 3.Ребята, давайте жить дружно. 4.Праздник дружбы. | Дать детям понять что такое настроение. Учить определять свое настроение и регулировать его. Обратить внимание на причины возникновения страхов. Рассказать. как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойным и уверенным. Учить детей дружить. Показать, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни. | Мультфильмы: «Пых» «Крошка енот» «Кот Леопольд» «Мой друг зонтик» Беседы по содержанию. Правила этикета: Как вести себя в гостях. Коллективная продуктивная деятельность. «Мы такие разные, но мы вместе» Мультимедийные презентации. Дидак.игра: «Что такое хорошо и что такое плохо» Театрализация «Под грибом» Сутеев : |
Декабрь | Если ты заболел | 1.Вылечим Мишку 2.Врачи - наши друзья 3.О роли лекарств и витаминов 4. Правила поведения в поликлинике и больнице. | Сформировать представления, что большинство заболеваний носит инфекционный характер. Познакомить с профессией врача и с некоторыми проф. действиями, с предметами, которые помогают в труде доктора. Воспитывать чувство уважения к профессии. Познакомить с правилами поведения в поликлинике и больнице. Учить врача выполнять предписания. | Беседы по вопросам. «Почему не следует бояться врачей?» Практическое упражнение «Вызови скорую» Сюжетно-ролевые игры: «Мишка заболел» «На приеме у доктора» «В больнице» Мультимедийные презентации и мультфильмы: Доктор Айболит |
Январь | Личная гигиена. | 1.В гостях у Мойдодыра. 2.Чистота-залог здоровья! 3.Нашествие микробов. 4.Одевайся по погоде и следи за чистотой вещей | Закрепить знания о предметах гигиены. Воспитывать бережное отношение к своему организму. Закреплять гигиенические навыки. Дать элементарное представление о микробах. Уточнить и расширить представления о воздухе, его свойствах и органах дыхания. О влиянии загрязнения воздуха на здоровье человека. Учить видеть красоту в чистоте и опрятности. | Чтение художественной литературы: Что такое хорошо и что такое плохо? Маяковский. Прокофьев «Дырявый кармашек», «Федорино горе» «Мойдодыр» К. Чуковский. Беседы на тему Дид. игры «Что с чем дружит?» «Оденем куклу на прогулку» С.р. игры «Наводим порядок в доме» Игры-эксперименты с воздухом. Дыхательная гимнастика Продуктивная деятельность |
Февраль | Спорт - лучшее лекарство | 1.Зимние виды спорта 2.Игровой массаж: Поиграем с ручками, поиграем с ножками. 3.Летние виды спорта 4.Спортивный досуг «Мама, папа, я –спортивная семья! | Познакомить детей с разными видами спорта и с возможностями своего организма. Прививать желание заниматься спортом для своего здоровья | Музыкальные физкультзарядки; Игровой массаж. Дыхательные и бодрящие гимнастики. Презентации Досуг с родителями. Игры-забавы на прогулке. «Постройка снежной крепости и игры в снежки» |
Март | Помоги себе сам. | 1. Театр - хорошее лекарство от плохого настроения. 2.Вредные привычки 3.Здоровое питание 4.Праздник «Поможем Айболиту». | 1.Научить детей поднимать себе настроение разными способами, в том числе игрой в театр. Познакомить с разными видами театра. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья. 2.Рассказать ,какие вредные привычки бывают у человека. Сформировать правила ЗОЖ. 3.Повторить правила здоровой пищи 4.Воспитывать желание помочь хорошим людям и сделать доброе дело. 5.Закрепить знания, полученные на занятиях по валеологии. | Мультфильм серия «Фиксики» «Театр теней» Презентация «Театр» Игра в разные виды театра. Беседы на тему. Составление коллажа «Вредные привычки» Дид. игры: «Магазин продуктов» «Составим меню для Незнайки» |
Апрель | Безопасность дома | 1.Опасности, подстерегающие нас дома(лифт, балкон, лестница) 2.Бытовые приборы. 3. Колющие и режущие предметы 4. Спички - это не игрушка. | 1.Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме(лифт, лестница, балкон) Убедить в необходимости быть осторожными. 2Дать детям сведения об опасных вещах(колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах).Способствовать осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами. 3.Объяснить детям причины пожара и обратить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара. | Чтение «Рассказ о неизвестном герое» Маршак; «Кошкин дом» Разбор ситуации. Рассматривание плакатов и беседы по содержанию Продуктивная деятельность Создание коллажа «Опасные предметы дома» Мультимедийные презентации и мультфильмы. Уроки тетушки Совы, Фиксики. Смешарики. |
Май | Ребенок на улице | 1.Правила поведения в транспорте 2.Правила дорожного движения 3.Осторожно -незнакомец! «Красная шапочка и серый волк» 4.Правила поведения на детской площадке (высокая горка, качели, песочница) | Рассказать детям о назначении автобусной остановки,её расположении. 1.Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе. 2.дать сведения о работе светофора. Убедить их выполнять правила пешехода. Познакомить с проезжей частью и тротуаром, их значением. Объяснить, чем опасна проезжая часть для людей. 3. Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми. Объяснить , какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников полиции. 4.Объяснить,где детям следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. | Моделирование ситуации. Д.И. : «Сигналы светофора» «запрещенное движение» Лото «дорожные знаки» Продуктивная деятельность. (Коллективная) «Улица. Транспорт.» Рисование разные виды транспорта Разбор ситуации. Беседы. С.р. игра «Автобус» «Научим Буратино переходить дорогу» «Водители и пешеходы» Мультимедийные технологии. |
Июнь | Ребенок и природа | 1.«Лекарственные растения» 2.Ядовитые растения и грибы. 3.Правила безопасности во время грозы, пожара. 4.Контакты с животными. | 1 Познакомить детей распространенными лекарственными и опасными растениями, которые нельзя трогать руками., нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и грибами. 2.Познакомить с правилами поведения во время грозы и пожара в лесу. 3.Учить правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними. | Беседы на темы. Сбор гербария лекарственных растений. Изготовление запрещенных знаков. Разбор ситуации. «Как Машенька одна оказалась в лесу во время грозы Дид.игра «Съедобный-несъедобный» Мультимедийные технологии Изобразительная деятельность |
Июль | «Солнце, воздух и вода – нам полезны всегда» | 1.Правила купания на воде 2.Первая помощь при тепловом или солнечном ударе | 1. Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой(лед, кипяток) Дать знания как правильно вести себя на воде(летом, зимой) 2.Как оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе. | Разбор ситуации Детское экспериментирование с водой и солнцем. «Какая одежда быстрее высохнет?» «Тонет - не тонет» Д.и.«Можно-нельзя» Спортивные водные игры. |
Используемая литература:
1.Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7лет.
М. Р. Югова издательство «Учитель»,2012г.
2.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей2-7 лет.
Е. А. Мартынова, и. С. Сучкова Издательство «учитель» 2014г.
3. «Здоровый малыш »З. И. Береснева, «ТЦ Сфера» , 2003
4. Формирование здорового образа жизни у дошкольников Т. Г. Карепова
5.Недели здоровья в детском саду. Е.И.Гуменюк
6. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. М.П. Костюченко
ЭОР:
Мультфильмы:
1.Уроки тетушки Совы «Уроки осторожности» https://www.youtube.com/watch?v=PVSePWtt31c
2.Добрый доктор стоматолог. Зачем чистить зубы?
3.Фиксики. Образовательный мультфильм «Театр теней»
https://www.youtube.com/watch?v=RBvPR5OdRe4
4.«Мойдодыр»
5.Презентации : «Грибы», «Лекарственные растения», «Витамины», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», Мультимедийные игры
6.Зарядки музыкальные
https://www.youtube.com/watch?v=39HrMCS2XTE
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.
«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...
Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста
Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...
Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.
Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...
"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста
Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...
Целевая программа по здоровьесбережению "Здоровому все здорово"
Целевая программа по здоровьесбережению....
Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"
Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущ...