Программа по валеологии "Азбука здоровья"
методическая разработка на тему

Иванова Елена Геннадьевна

Разработана с использованием ИКТ, игровой, опытно-исследовательской технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_valeologii.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №135

 Программа по валеологии  «Азбука здоровья»

Воспитатель: Иванова Елена Геннадьевна

2018-2019


Программа по валеологии  «Азбука здоровья»

на учебный год воспитателя Ивановой Е. Г.

Цели

Формирование валеологической культуры дошкольников, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Задачи программы:

 1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

2. Формировать у детей адекватные представления об организме человека. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле.

3. Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.

 4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма. 5. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.

6. Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.

7. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.

8. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.

9. Профилактика и устранения вредных привычек.

Используемые технологии:

- здоровьесберегающая

- информационно-коммуникационные технологии

- исследовательская деятельность

Планируемые результаты реализации программы; к  концу года ребенок должен знать и иметь представление:

 - о важности занятий гимнастикой и физкультурой;

 - о пользе закаливания;

- о ценности своего здоровья;

 - об основных функциях организма;

 - об основных витаминах в продуктах питания;

- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;

 - о первой помощи при травме;

- о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;

- о правилах ухода за зубами;

Ребенок должен уметь:

 - выбирать полезные продукты, богатые витаминами;

- проводить закаливающие процедуры;

- правильно пользоваться личными вещами;

 - вовремя и правильно мыть руки;

 - пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;

 - оказывать первую медицинскую помощь

 Пояснительная записка: занятия проводятся раз в неделю по 20-25 мин.

Итого: в  месяц - 4 занятия.

Содержательный раздел

Месяц

Раздел

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

Как устроен человек

1.Человек-живое существо.

2.Наши органы-глаза, нос, уши.

3.Внутренние органы человека.

4.У нас в гостях Зубик.

Систематизировать и расширять знания о частях тела человека.

Развивать интерес к познанию собственного организма.

Беседа по вопросам на темы

Дид. игры «Покажи части тела», «вредно-полезно»

Экспериментальная деятельность

«Измерение своего роста»

«Угадай по запаху."

№как слышат наши ушки»

Гимнастика для глаз.

Практическое  упражнение «как правильно чистить зубы»

 Мультимедийные презентации

 Мультфильм:

«Добрый доктор стоматолог»

Октябрь

Чтобы быть здоровым

1.Золотые правила питания.

2. Витамины в саду и в огороде.

3.Режим дня.

4. Здоровье в порядке Спасибо зарядке!

Закрепить представления о том, какая еда полезная, а какая – вредная для организма.

Подвести детей к пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но моему организму она не полезна»

Довести до сознания детей. Что здоровье зависит от качества принимаемой пищи. Расширить представления о витаминах. Подвести детей к пониманию ,что режим дня и двигательная активность важны для здоровья.

Беседы по вопросам.

Дид .игры:

«полезная и вредная еда»

«В каких продуктах живут витамины»

Создание Витаминной азбуки.

Театрализация на тему «Спор овощей»

Мультимедийные презентации

Продуктивная деятельность

П.игра «Огородники»

Экспериментирование «угадай по вкусу»

Конкурс «Фруктовые и овощные фантазии»

Ноябрь

 Эмоциональное благополучие ребенка

1.И хорошее настроение не покинет больше нас.

2. Мне страшно.

3.Ребята, давайте жить дружно.

4.Праздник дружбы.

 Дать детям понять что такое настроение. Учить определять свое настроение и регулировать его.

Обратить внимание на причины возникновения страхов. Рассказать. как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойным и уверенным. Учить детей дружить. Показать, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни.

Мультфильмы:

«Пых»

«Крошка енот»

«Кот Леопольд»  

«Мой друг зонтик»

Беседы по содержанию.

Правила этикета: Как вести себя в гостях.

Коллективная продуктивная деятельность.

«Мы такие разные, но мы вместе»

Мультимедийные презентации.

Дидак.игра:

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Театрализация «Под грибом» Сутеев

:

Декабрь

Если ты заболел

1.Вылечим Мишку

2.Врачи - наши друзья

3.О роли лекарств и витаминов

4. Правила поведения в поликлинике и больнице.

Сформировать представления, что большинство заболеваний носит инфекционный характер. Познакомить с профессией врача и с некоторыми проф. действиями, с предметами, которые помогают в труде доктора.

Воспитывать чувство уважения к профессии.

Познакомить с правилами поведения в поликлинике и больнице. Учить  врача выполнять предписания.

Беседы по вопросам.

«Почему не следует бояться врачей?»

Практическое упражнение

«Вызови скорую»

Сюжетно-ролевые игры:

«Мишка заболел»

«На приеме у доктора»

«В больнице»

Мультимедийные презентации и мультфильмы:

Доктор Айболит

Январь

 Личная гигиена.

1.В гостях у Мойдодыра.

2.Чистота-залог здоровья!

3.Нашествие микробов.

4.Одевайся по погоде и следи за чистотой вещей

Закрепить знания о предметах гигиены. Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Закреплять гигиенические навыки.  Дать элементарное представление о микробах. Уточнить и расширить представления о воздухе, его свойствах и органах дыхания. О влиянии загрязнения воздуха на  здоровье человека. Учить видеть красоту в чистоте и опрятности.

Чтение художественной литературы:

Что такое хорошо и что такое плохо? Маяковский. Прокофьев «Дырявый кармашек», «Федорино горе» «Мойдодыр»

К. Чуковский.

Беседы на тему

Дид. игры «Что с чем дружит?» «Оденем куклу на прогулку»

 С.р. игры «Наводим порядок в доме»

Игры-эксперименты с воздухом.

Дыхательная гимнастика

Продуктивная деятельность

Февраль

Спорт - лучшее лекарство

1.Зимние виды спорта

2.Игровой массаж:

Поиграем с ручками, поиграем с ножками.

3.Летние виды спорта

4.Спортивный досуг «Мама, папа, я –спортивная семья!

Познакомить детей с разными видами спорта и с возможностями своего организма. Прививать желание заниматься спортом для своего здоровья

 Музыкальные физкультзарядки;

Игровой массаж.

Дыхательные и бодрящие гимнастики.

Презентации

Досуг с родителями.

Игры-забавы на прогулке. «Постройка снежной крепости и игры в снежки»

Март

Помоги себе сам.

1. Театр - хорошее лекарство от плохого настроения.

2.Вредные привычки

3.Здоровое питание

4.Праздник «Поможем Айболиту».

  1.Научить детей поднимать себе настроение разными способами, в том числе игрой в театр. Познакомить с разными видами театра. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья.

2.Рассказать ,какие вредные привычки бывают у человека. Сформировать правила ЗОЖ.

3.Повторить правила здоровой пищи

4.Воспитывать желание помочь хорошим людям и сделать доброе дело.

5.Закрепить знания, полученные на занятиях по валеологии.

Мультфильм  серия «Фиксики»

«Театр теней»

 Презентация «Театр»

Игра в разные виды театра.

Беседы на тему. Составление коллажа

«Вредные привычки»

Дид. игры:

«Магазин продуктов»

«Составим меню для  Незнайки»

Апрель

Безопасность дома

1.Опасности, подстерегающие нас дома(лифт, балкон, лестница)

2.Бытовые приборы.

3. Колющие и режущие предметы

4. Спички - это не игрушка.

 1.Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме(лифт, лестница, балкон) Убедить в необходимости быть осторожными.

2Дать детям сведения об опасных вещах(колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах).Способствовать осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами.

3.Объяснить детям причины пожара и обратить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара.

Чтение «Рассказ о неизвестном герое»

Маршак;

«Кошкин дом»

Разбор ситуации. Рассматривание плакатов и беседы по содержанию

Продуктивная деятельность

Создание коллажа «Опасные предметы дома»

Мультимедийные презентации и мультфильмы. Уроки тетушки Совы, Фиксики. Смешарики.

Май

Ребенок на улице

1.Правила поведения в транспорте  

2.Правила дорожного движения

3.Осторожно -незнакомец!  «Красная шапочка и серый волк»

4.Правила поведения на детской площадке (высокая горка, качели, песочница)

Рассказать детям о назначении автобусной остановки,её расположении. 1.Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе.

2.дать сведения о работе светофора. Убедить их выполнять правила пешехода. Познакомить с проезжей частью и тротуаром, их значением. Объяснить, чем опасна проезжая часть для людей.

3. Довести до сведения детей, кого мы называем  опасными людьми. Объяснить , какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников полиции.

4.Объяснить,где детям следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь.

Моделирование ситуации.

Д.И. : «Сигналы светофора»

«запрещенное движение»

Лото «дорожные знаки»

Продуктивная деятельность. (Коллективная)

«Улица. Транспорт.»

 Рисование разные виды транспорта

Разбор ситуации.

Беседы.

 С.р. игра «Автобус»

«Научим Буратино переходить дорогу»

 «Водители и пешеходы»

Мультимедийные технологии.

Июнь

Ребенок и природа

1.«Лекарственные растения»

2.Ядовитые растения и грибы.

3.Правила безопасности во время грозы, пожара.

4.Контакты с животными.

1 Познакомить детей    распространенными лекарственными и опасными растениями, которые нельзя трогать руками., нюхать, пробовать   на  вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и грибами.

2.Познакомить с правилами поведения во время грозы и пожара в лесу.

3.Учить правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними.

Беседы на темы.

Сбор гербария лекарственных растений.

Изготовление запрещенных знаков.

Разбор ситуации.

«Как Машенька одна  оказалась в лесу во время грозы

  Дид.игра «Съедобный-несъедобный»

Мультимедийные технологии

Изобразительная деятельность

Июль

«Солнце, воздух и вода – нам полезны всегда»

1.Правила купания на воде

2.Первая помощь при тепловом  или солнечном ударе

1. Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой(лед, кипяток)

Дать знания как правильно вести себя на воде(летом, зимой)

2.Как оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе.

Разбор ситуации

Детское экспериментирование с водой и солнцем.

«Какая одежда быстрее высохнет?»

«Тонет - не тонет»

Д.и.«Можно-нельзя»

Спортивные водные игры.

      Используемая литература:

1.Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7лет.

М. Р. Югова издательство «Учитель»,2012г.

2.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей2-7 лет.

     Е. А. Мартынова, и. С. Сучкова Издательство «учитель» 2014г.

3. «Здоровый малыш »З. И. Береснева, «ТЦ Сфера» , 2003

      4. Формирование здорового образа жизни у дошкольников Т. Г. Карепова

5.Недели здоровья в детском саду. Е.И.Гуменюк

6. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. М.П. Костюченко

ЭОР:

 Мультфильмы:

 1.Уроки тетушки Совы «Уроки осторожности»    https://www.youtube.com/watch?v=PVSePWtt31c

 2.Добрый доктор стоматолог. Зачем чистить зубы?

https://youtu.be/2ZES6RdlnpQ

3.Фиксики. Образовательный  мультфильм «Театр теней»

https://www.youtube.com/watch?v=RBvPR5OdRe4

4.«Мойдодыр»

5.Презентации : «Грибы», «Лекарственные растения», «Витамины», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», Мультимедийные игры

6.Зарядки музыкальные

https://www.youtube.com/watch?v=39HrMCS2XTE

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.

«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...

Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста

Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...

Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.

Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...

"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста

Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...

Целевая программа по здоровьесбережению "Здоровому все здорово"

Целевая программа по здоровьесбережению....

Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"

Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущ...