Семинар-тренинг «Эмоциональное развитие ребенка в семье»
консультация на тему

Петрова Лариса Владимировна

   Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.И именно  родители, являются составляющей первую общественную среду ребенка, играют существеннейшую роль в его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг

«Эмоциональное развитие ребенка в семье»

Подготовила Петрова Лариса Владимировна

Воспитатель ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Умка»

Педагоги делятся на две команды.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада Вас видеть. В теплой, доброжелательной атмосфере сегодня поговорим о главном в жизни человека– о детях. А точнее об эмоциональном развитии ребенка в семье. Вы будете работать в группе. Для позитивного настроя работы в группе предлагаю выполнить упражнения «Пальчики»

  1. Приветствие. Упражнение «Пальчики».

Цель: создание позитивного настроения, актуализация принципа здесь и сейчас, настраивание на работу в группе.

Участники тренинга занимают свои места, тренер предлагает им поздороваться, но поздороваться необычно, указательными пальцами.

Настроились на работу, предлагаю преступать.

Повторюсь, сегодня мы поговорим об эмоциональном развитии ребенка в семье.

« ... Семья - первичное лоно человеческой культуры... Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок  учится любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность.

   Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

     Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

-наличии чувства доверия к миру;

-способности проявлять гуманные чувства;

-способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

-наличии положительных эмоций и чувства юмора;

-способности и потребности в телесном контакте;

-чувстве удивления;

-вариативности поведения;

-способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта,          в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

-способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

-способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом

Т.е.-   родители, являются составляющей первую общественную среду ребенка, играют существеннейшую роль в его жизни.

    И если в первые годы любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все более выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

1.На особенности эмоционального развития ребёнка в семье влияет возраст ребёнка. Педагогический опыт свидетельствует о том, что маленький ребёнок получает эмоциональное принятие и любовь уже за то, что он существует. Чем старше становится ребёнок, тем больше под семейную цензуру попадают его эмоциональные реакции, черты характера, особенности поведения.

Следует учитывать, что непосредственность поведения и естественность проявления чувств больше свойственна детям раннего и дошкольного возраста. С годами особенности эмоционального поведения детей меняются: они маскируют реальные переживания, учатся владеть своим эмоциональным состоянием, подчинять проявление эмоций и чувств уму и воли.

2. Решающую роль в процессе эмоционального развития играет пол ребёнка. Так, К. Юнг утверждал, что различия в проявлении эмоций взрослыми мужчинами и женщинами обусловлены подходом к воспитанию детей в детстве: у мальчиков в процессе семейного воспитания чувства часто подавляются, тогда как у девочек они поддерживаются и доминируют. Родители требуют, чтобы мальчики контролировали свои эмоции, а девушки, наоборот, были более эмоционально открыты.

3. Большое значение в эмоциональном развитии ребёнка играет психологический климат семьи, который влияет на его самочувствие и особенности эмоционального поведения. Учёные отмечают, что гармоничное эмоциональное развитие ребёнка обеспечивают семьи с благоприятным психологическим климатом, которые характеризуются сплочённостью, доброжелательностью, уважением друг к другу, ответственностью, чувством защищённости и эмоциональной удовлетворённости в семье. И прежде всего – чувством любви, которую родители демонстрируют ребёнку различными способами: приветливым взглядом, ласковыми прикосновениями, словами, которые несут положительное эмоциональное значение ( «Я рада тебя видеть «,  «Мне хорошо, когда мы вместе «,  «Какой ты у меня хороший «). Семьи с неблагоприятным психологическим климатом, характеризующиеся напряжённостью, конфликтностью межличностных отношений, отрицательным отношением друг к другу, формируют у ребёнка чувство незащищённости, эмоционального дискомфорта от пребывания в семье.

Назовите черты эмоционально благополучного ребенка

(способность проявлять гуманные чувства; - умение сочувствовать и сопереживать; - наличие положительных эмоций и чувства юмора; - способность и потребность в телесном контакте; - чувство удивления; - вариативность поведения; - способность к позитивному подкреплению себя и своих действий; - уверенность в себе; - умение находить общий язык с другими людьми).

Пока судьи подводят результаты данного конкурса мы проведем опыт.

Практический опыт «Влияние слов на ребенка».

Нам необходимо:

-стакан с водой - ребенок (чистый, простой, наивный);

- соль – грубые, соленые слова;

- перец – жгучие, обидные слова;

- грудка земли – невнимательность, равнодушие.

Все это смешать – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько сболтать – и все поднимается на поверхность. А это опять – стресс, неврозы, гипперактивность и т. д.

Результаты по конкурсу.

4. Ещё одним важным аспектом в изучении влияния семьи на эмоциональное развитие ребёнка является - эмоциональное отношение родителей к ребёнку. Можно выделить три группы родителей, которые отличаются типом эмоционального реагирования на переживания ребёнка:

• родители, которые оставляют чувства ребёнка без внимания. Как правило, такие родители проявляют безразличие к его эмоциональным переживаниям, их мало волнует, почему их ребёнок сейчас радуется или грустит, каковы причины этого эмоционального состояния, какие факторы повлияли на его эмоциональное самочувствие. Такая категория родителей видит своей основной задачей обеспечение физиологических потребностей ребёнка, в частности в еде, одежде, медикаментах, однако не находит необходимого времени для эмоционального общения с ребёнком. В основном родители объясняют такие особенности своего поведения по отношению к ребёнку профессиональной занятостью, бытовыми проблемами, плохим состоянием здоровья или самочувствием.

  • родители, которые эмоционально поддерживают ребёнка, проявляют к нему эмпатию, сопереживание. При этом родители учат ребёнка владеть своим эмоциональным состоянием, справляться с проявлением негативных эмоций, переживаний, возникающих в стрессовых ситуациях. Используя свои знания и убеждения относительно того, как, когда и какие именно эмоции необходимо переживать и выражать, демонстрируя на примерах собственного поведения, родители формируют у детей навыки эмоциональной саморегуляции;

• родители, которые наказывают ребёнка за проявление эмоций, особенно отрицательных переживаний. Если эмоциональное поведение ребёнка не соответствует, по мнению взрослых, принятым в обществе, в семье, моральным принципам и этическим нормам, родители выражают своё недовольство в форме запретов, санкций, физических наказаний за нарушение ребёнком поведения.

Самой распространённой ошибкой родителей является угнетение эмоциональных реакций ребёнка, оно вызывает возникновение безразличия, которое препятствует нормальному эмоциональному развитию ребёнка и проявлению эмпатии к другим людям.

Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение.

Упражнение «Собери карточки».

К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец – вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой.

Вы понимаете, что детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения.

Если ребенка часто критикуют… …он учится верить

Если ребенка часто высмеивать… …он учится осуждать

Если ребенок живет с чувством безопасности… …он учится уверенности

в себе

Если ребенка часто подбадривают…. он учится справедливости

Если ребенка часто одобряют… …он учится быть терпеливым

Если с ребенком обычно честны… … он учится хорошо к себе относится

Если к ребенку часто бывают снисходительны… …он учится быть робким

- А теперь давайте проверим себя:

Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относится.

Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Жюри проверяет

5. Информационное сообщение «Стили воспитания».

В каждой семье свой своеобразный стиль общения.

Ученые определили три модели общения: демократичный, авторитарный, либеральный.

Родители с авторитарным стилем имеют тенденцию к карательно- насильной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, несдержанные к детским недостаткам. В результате чего у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, агрессия по отношению к слабым, сниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желание ребенка, идеализация его. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, завышенная самооценка.

Родители – поклонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каким он есть; дают понять, что его дела важны для них; доверяют, приветствуют самостоятельность, осуждают не ребенка, а его поступки, прислушиваются к мнению ребенка, проводят вместе свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, вырастают уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.

Сейчас вам предлагается решить проблемную ситуацию:

Ситуация

Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Обобщение:

Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

- Мы как педагоги всегда должны видеть эмоциональное состояние ребенка. И помочь нам в этом может Рисуночная методика “Моя семья”. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье.

Вам предлагается оценить рисунки детей и рассказать об эмоциональном восприятии ребенком своей семьи.

Наш семинар-тренинг подошел к концу.

Таким образом, главной задачей семейного воспитания является создание атмосферы эмоциональной защищённости, тепла, любви ребёнка. Родители должны позаботиться о благоприятных условиях для эмоционального развития ребёнка, его эмоциональной социализации, ведь модели поведения взрослого человека часто зависят от эмоционального опыта, который он приобрёл в детстве, от тех эмоциональных воспоминаний и чувств, которые он пережил на ранних этапах своей жизни.

Подведение итогов жюри. Вручение конфет.

Выдача памяток.

Упражнение «Аплодисменты».

Цель: снятие эмоционального напряжения, улучшение настроения.

Мы с вами хорошо поработали. И на последок я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не убежали от нас, их необходимо крепко накрепко объединить аплодисментами.

Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...

Семинар-тренинг "Профилактика эмоционального выгорания педагога"

Предлагаю Вашему вниманию семинар-тренинг...

Семинар-тренинг "«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»

Главные задачи:-создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями,-установление доверительных и партнерских взаимоотношений с родителями своих воспитанников...

«Эмоциональное развитие ребенка в семье»

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реак...

Семинар - тренинг «Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»

laquo;Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»...