Основы безопасности детей дошкольного возраста .
статья на тему
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей дошкольного возраста большого умственного и нервно-психологического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в первый класс, имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Здоровье – основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_zdorovesberezhenii_microsoft_word.docx | 20.14 КБ |
statya_o_zdorovesberezhenii_microsoft_word.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.С. Никулина, М.А. Лахина, МКДОУ д/с 15, г.Острогожск.
Организация здоровьесберегающей среды при обучение в ДОУ.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей дошкольного возраста большого умственного и нервно-психологического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в первый класс, имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Здоровье – основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие :
- способность к развитию и формированию личных креативных черт;
- высокий уровень коммуникативной, профессионально-эстетической и рефлексивной культуры;
- знание функционирования психологических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствование человека;
- умение прогнозировать итоги собственной деятельности;
- способность к формированию индивидуального педагогического стиля; знание основ моделирования и проектирования здороьесберегающих технологий.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка- один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный процесс, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движения и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая и уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр , в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча. Упражнения на полосе препятствий, проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
ФГОС ДО базируется на основополагающих принципах : поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализации программ дошкольного образования и исследовательской деятельности, творческой активности.
Именно поэтому для поддержания детской инициативы мы выбрали инновационную здоровосберегающую технологию «Квест».
Образовательная деятельность в формате «Квест»- замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.
«Квест» ( поиск, предмет поисков, поиск приключений)- путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Эта форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В.), при применении «Квест»- технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Эта технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технологических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка.
Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей.
Роль педагога – определение образовательных целей «Квеста», составление сюжетной линии игры, организация поисково-исследовательской образовательной деятельности.
Основными критериями качества этой педтехнологии выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчиненность определенному сюжету, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый «Квест» в уникальный продукт. «Квест » с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
В целях оздоровления организма ребенка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В младшей и средних группах это воздушные ванны и ходьба по координирующим дорожкам, дыхательная гимнастика. В старших группах – массаж стопы, гимнастика на постели.
Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, творческой личности.
Дети показывают высокий уровень физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка.
Литература
- Бабенко Е.А. Как помочь детям стать здоровыми.- М.: «Астрель», 2003.
- Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии.-М.: «ВАКО», 2004.
- Сокол И.Н. Классификация «Квестов».-М., 2014.
- Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях.- Казань: «Школа»,200
Предварительный просмотр:
Е.С. Никулина, М.А. Лахина, МКДОУ д/с 15, г.Острогожск.
Организация здоровьесберегающей среды при обучение в ДОУ.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей дошкольного возраста большого умственного и нервно-психологического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в первый класс, имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Здоровье – основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие :
- способность к развитию и формированию личных креативных черт;
- высокий уровень коммуникативной, профессионально-эстетической и рефлексивной культуры;
- знание функционирования психологических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствование человека;
- умение прогнозировать итоги собственной деятельности;
- способность к формированию индивидуального педагогического стиля; знание основ моделирования и проектирования здороьесберегающих технологий.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка- один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный процесс, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движения и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая и уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр , в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча. Упражнения на полосе препятствий, проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
ФГОС ДО базируется на основополагающих принципах : поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализации программ дошкольного образования и исследовательской деятельности, творческой активности.
Именно поэтому для поддержания детской инициативы мы выбрали инновационную здоровосберегающую технологию «Квест».
Образовательная деятельность в формате «Квест»- замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.
«Квест» ( поиск, предмет поисков, поиск приключений)- путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Эта форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В.), при применении «Квест»- технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Эта технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технологических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка.
Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей.
Роль педагога – определение образовательных целей «Квеста», составление сюжетной линии игры, организация поисково-исследовательской образовательной деятельности.
Основными критериями качества этой педтехнологии выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчиненность определенному сюжету, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый «Квест» в уникальный продукт. «Квест » с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
В целях оздоровления организма ребенка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В младшей и средних группах это воздушные ванны и ходьба по координирующим дорожкам, дыхательная гимнастика. В старших группах – массаж стопы, гимнастика на постели.
Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, творческой личности.
Дети показывают высокий уровень физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка.
Литература
- Бабенко Е.А. Как помочь детям стать здоровыми.- М.: «Астрель», 2003.
- Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии.-М.: «ВАКО», 2004.
- Сокол И.Н. Классификация «Квестов».-М., 2014.
- Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях.- Казань: «Школа»,200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях
В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)
Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...
ПЛАН РАБОТЫ На тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева) ( старшая группа) Воспитатель : Горюнова М.В.
ПЛАН РАБОТЫНа тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.А...
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Старший возраст. 5-6 лет
Перспективный план по ОБЖ (по Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной) для детей старшего дошкольного возраста...
Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Средний возраст. 4-5 лет
Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Средний возраст. 4-5 лет...
Перспективное планирование по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Средний дошкольный возраст
Перспективное планирование по программе " Основы безопасности детей среднего дошкольного возраста"...